7


  • Учителю
  • Мастер – класс на тему «Этнокультурная компетентность как основа формирования духовно – нравственных качеств личности»

Мастер – класс на тему «Этнокультурная компетентность как основа формирования духовно – нравственных качеств личности»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Мастер - класс на тему «Этнокультурная компетентность как основа формирования духовно - нравственных качеств личности»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас, и надеюсь в вашем лице найти сегодня заинтересованных слушателей и активных участников мастер - класса.

Для определения темы мастер - класса я попрошу выйти ко мне 6 человек и выбрать карточку любого цвета. Те, кто выбрал карточку розового цвета, сядьте в первый ряд, а те, кто выбрал карточку синего цвета - во второй ряд.

Задание для 1 группы: подберите по нескольку ключевых слов к какому - либо общеизвестному народному календарному или православному празднику зимнего, весеннего, летнего циклов и записать название этого праздника.

летний зимний весенний

… … …

Задание для 2 группы: вам предлагается 5 ключевых слов, по которым нужно определить название народного календарного или православного праздника и записать его.

звезда чучело ночь

колядка прощёный день вода

мороз блины папоротник

гадание костёр прыжки через костёр

ряженые гуляние купание

Слайд 1.

Перед вами задания, предложенные каждой команде. Почему 2 группа справилась с заданием быстрее? (Это задание уже включало в себя минимальный объём сведений об обычаях русского народа, то есть этнокультурный материал).

1 группа справилось частично с заданием, потому что им пришлось опираться на свой жизненный опыт, свои наблюдения, знания, и попытаться применить эти знания в практической деятельности. Этих знаний могло и не быть.

Таким образом, мы пришли к противоречию между необходимостью иметь этнокультурные знания и их недостатком. Данное противоречие подтверждает необходимость включения этнокультурного компонента в образовательный процесс, необходимость формирования этнокультурной компетентности детей уже на начальном этапе обучения в школе. Причём формирование этнокультурной компетентности младших школьников не является для меня самоцелью, в конечном счёте, эта работа затрагивает вопросы духовно - нравственного становления личности.

Итак, тема моего мастер - класса «Этнокультурная компетентность как основа формирования духовно - нравственных качеств личности».

В течение нескольких лет я работаю над проблемой формирования личности младшего школьника, знающей и любящей обычаи и обрядовую культуру русского народа, готовой и способной осуществлять этнокультурную деятельность и творчески реализовываться в ней.

Анализ программ, методических пособий для начальной школы по русскому языку позволил мне сделать вывод о том, что в них практически не содержится сведений этнокультурного характера. Эпизодическое использование такого материала на уроке является малоэффективным. В условиях современной социально - экономической и культурной жизни России происходит потеря социальных корней человечества, пропадает интерес к обычаям и традициям своего народа, поэтому приоритетным направлением совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций и культуры русского народа, что должно находить отражение в учебно - воспитательной работе с детьми. Осознание вышеуказанных противоречий привели меня к мысли о создании собственного методического опыта, заключающегося в систематизации своей работы по формированию этнокультурной компетентности младшего школьника. Новизна опыта состоит в осуществлении нового подхода к изучению этнокультурного материала на уроках русского языка, использовании принципа преемственности урочной и внеурочной деятельности в данном направлении.

Слайд. (система работы по формированию этнокультурной компетентности младших школьников)

Новый подход в изучении этнокультурного материала заключается в использовании на уроках русского языка, наряду с текстами, содержащимися в учебниках, составленных и адаптированных мною для младшего школьного возраста текстов о народных календарных и православных праздниках. Тексты соответствуют программному материалу по русскому языку дидактической развивающей системы Л.В. Занкова. Методическое обеспечение урочной деятельности включает составленные мною для учащихся 2 - 4 классов тематическое планирование уроков русского языка, учебно - методическое пособие, содержащее дидактический материал в виде текстов с вопросами и заданиями к нему, словарь этнокультурной лексики. Необходимо отметить, что при составлении текстов учитывалась обрядовая сторона праздников. Обряд в них выступает как: Слайд.

  • символ труда, способствующий выработке русского национального характера;

  • игра, высвобождающая творческий дух народа;

  • спутник жизни, помогающий понять неизбежность циклов, смену времён;

  • демонстрация мудрости, наблюдательности и богатства чувств наших предков.

Методическая новизна при работе с текстом состоит в наличии двух тем: грамматической и этнокультурной. Работа над текстом включает в себя следующие этапы, причём каждый из них имеет свою цель.

Слайд.

Приглашаю участников мастер - класса на импровизированный урок русского языка.

Слайд.

Лингвистическая тема: «Упражнение в нахождении второстепенного члена предложения - определения».

Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Пасхи».

Текст:

Главное место в пасхальных обрядах занимало яйцо. Яйцо - символ чистой жизни, символ надежды.

Красить яйца к Пасхе - старинный русский обычай. От способа окраски яйца называли по - разному: расписные - писанки; крашеные - крашенки; деревянные - яйчата. Пасхальное яйцо можно превратить в настоящее произведение искусства с помощью волшебной кисточки и чудесных красок. Раскрашивали яйца растительными красками в красный и золотистый цвета, расписывали таинственными узорами.

Узоры писанок несли в себе глубокий смысл. На зеленом фоне белые линии, оранжевые кружки, красные точки и жёлтые дугообразные веточки означали пожелание здоровья. Чередование красных и чёрных треугольников означало богатство. Добрые пожелания выражались рисунками: спираль - знак долголетия и жизни, зелёные сердечки - жар любви, рушник - удачное замужество, дубовый листочек - символ силы и мужества.

На Пасху люди обменивались яйцами, чтобы всё плохое, под стать скорлупе, отстало от них, а наружу вышло самое красивое.

Вопросы по содержанию:

  1. Почему яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах?

  2. Как назывались яйца в зависимости от способа окраски?

  3. Какой смысл несли в себе узоры писанок?

  4. Почему люди обмениваются яйцами на праздник Пасхи?

Цель вопросов по содержанию - дать новые этнокультурные знания.

Лексическая работа:

Определите значение слова пасха по толковому словарю С. И. Ожегова, по словарю этнокультурной лексики.


Пасха. 1. Весенний религиозный праздник у евреев. 2. У христиан: весенний праздник так называемого воскресения Христа. 3. Сладкое кушанье из творога, первоначально в форме четырёхгранной пирамиды, изготовляющееся к этому празднику

Слово имеет несколько значений, является многозначным.

Лингвистическое задание:

  1. Найдите в тексте определения. Прочитайте словосочетания с определениями.

  2. Благодаря чему текст получился выразительным, ярким, эмоциональным?

  3. Найдите среди словосочетаний те, которые являются этитетами.

Выявление и закрепление полученных знаний.

Информативность и насыщенность текстов этнокультурной тематики вызывает интерес к русскому языку, что способствует повышению общей грамотности учащихся.

Этнокультурная направленность уроков находит своё логическое продолжение во внеурочной деятельности, которая включает проведение народных календарных и православных праздников, взаимодействие с Домом народного творчества, родителями учащихся, педагогами дополнительного образования.

Уважаемые участники мастер - класса, вы получили этнокультурные знания, которые можете применить в практической деятельности на творческом уровне во внеурочной деятельности. Я приглашаю вас в импровизированную творческую мастерскую по росписи пасхальных яиц и предлагаю вам расписать яйца знаками - символами. Каждый из вас распишет яйцо для дорогого ему человека.(в течение 3 минут)

Слайд. (Творческая мастерская по росписи пасхальных яиц)

Слайд. (Знаки - символы)

Я прошу участников мастер - класса устроить мини - презентацию выполненных работ.

Мы видим, что духовно - нравственные ориентиры наших участников нацелены на любовь, добро, уважение к русской национальной культуре, обычаям и традициям русского народа.

Таким образом, формируя этнокультурную компетентность уже в младшем школьном возрасте, мы закладываем основу духовно - нравственных качеств личности.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал