7


  • Учителю
  • Развитие цветовосприятия обучающихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Развитие цветовосприятия обучающихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Развитие цветовосприятия обучающихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетического направления



Данилова С. В.,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 1 г. Анива



Ученик - не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих эстетического развития творческой личности. Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира.

Почти все явления окружающей жизни малыши видят впервые и поэтому воспринимают и выражают их пусть неловко, но ярко и неповторимо. Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и потому оценки пси­хологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

Цвет играет роль основного выразительного средства языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству, культуре. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребёнку, чем язык формы, линии объёма, дети открывают многообразие живописных образов, приобщаются к искусству. Нужно открыть связь цвета с настроением. Школьники должны осмысленно воспринимать цвет, творчески его использовать и выражать своё отношение.

Дети творят ярко, живо, они открыты для творчества, и нам необходимо лишь подвести их к творческому опыту использования красок для выражения мыслей и чувств, для активизации воображения. Вместе с тем необходимы и конкретные знания, иначе ребёнок, миновав порог «эмоционального благополучия» рискует остаться безоружным перед новыми, усложнившимися задачами трудного возраста.

Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, должен овладеть определенными эталонами цвета и системати­зировать то, что видит, и то, с чем взаимодействует. Чем опре­деленнее выбор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, жел­тое солнце, красный цветок и т. д.), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.

Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непо­средственное соприкосновение с краской, сравнение цвета крас­ки с окружающими предметами и природой, получение оттен­ков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, за­нятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое во­ображение и способность смотреть на мир глазами юного художника.

Занятия внеурочной деятельностью «Какого цвета мир?» как раз направлены на развитие у ребенка способности смотреть на мир глазами художника, на воспитание нравственного отношения к миру путем эстетического развития, на формирование художественно-творческих способностей младших школьников посредством развития цветовосприятия.

На основе идеи программы С. А. Золочевского, где через мини-сказки о путешествии по разноцветной стране красок, ребенок знакомится с основами цветоведения, а так же на основе личного опыта, была разработана адаптивная программа по развитию цветовосприятия младших школьников.

Цель программы - развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи.

Задачи:

1) Развивать у ребенка способности смотреть и видеть мир глазами художника, замечать и творить красоту.

2) Приобщать ребенка к символической реальности культуры через построение предметно-смыслового диалога с педагогом, а затем и с произведением искусства.

3) Воспитание нравственного отношения к миру и к себе через осознание и чувственное восприятие красоты поступка, чувства, произведения, т.е. путем эстетического развития.

Принципы успешности программы:

1) Принцип ценности. Он заключается в требовании относится к любому произведению, явлению культуры, человеку, миру в целом как к ценности.

2) Принцип диалога. Он является развитием принципа ценности и придает воспитанию искусством герменевтическое направление (метод понимания культуры, искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры). Принцип диалога ориентирует именно на приобщение к культуре, которое неотделимо от желания и умения понять.

Цвет выполняет в программе роль основного выразительного средства языка живописи, с овладением которым начинается приобщение ребенка к изобразительному искусству, к культуре. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребенку, чем язык формы, линии, объема, дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Основной упор, сделанный в программе на цвет, не является препятствием для диалога выразительных средств разных видов искусств.

Восприятие и использование детьми цвета не ограничивается задачами изображения. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения и отношения к изображаемому позволяет начать воспитание нравственности через развитие цветовосприятия, помочь ребенку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра.

Формирование «эстетического» цветовосприятия осуществляется главным образом на материале

- сказок;

- произведений искусства;

- личных наблюдений.

Формирование «эстетического» цветовосприятия проходит в 3 этапа:

1) Разрушение сложившихся и заимствованных стереотипов цветовосприятия (цвет неба, моря, снега, лица т.д.) с помощью определения причин изменчивости цвета - «значений», выявление роли цвета как носителя информации - «знака».

2) Открытие связи цвета с настроением, а также символической роли цвета в искусстве, осмысленное восприятие цвета в живописи; творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к героям сказок в рисунках.

3) Определение индивидуальных цветовых предпочтений и вырабатывание собственного выразительного цветового языка.

Иллюстрируя связь цвета с настроением, нетрудно показать, как выражается настроение в поэзии, музыке, танце, тем самым подчеркивая приоритет задач содержательных (смысл), над задачами техническими (форма, исполнение).

Игра является основным способом жизни и творчества детей на занятиях по предлагаемой программе. В этом возрасте игра еще не потеряла для детей своего значения, а учебная деятельность еще не стала ведущей. Тем более оснований на занятиях по изобразительному искусству опираться именно на игру, а не на учение. В игре возможны постановка и решение достаточно сложных задач - таких, которые в иной форме ребенком не принимаются. Помимо этого, игра служит важнейшим средством выявления и развития творческих способностей ребенка, его фантазии.

Сказка и придумывание историй преследует в программе сходную цель. Роль сказки не ограничивается применением ее как материала для иллюстрирования. Самостоятельное придумывание детьми историй-сказок - это процесс развития воображения и фантазии, необходимый для обогащения замыслов рисунков детей.

Структура программы определяется не тематически, а содержательно-психологически, то есть диктуется в первую очередь логикой развития ребенка.

Программа со­стоит из четырех частей и проводится в че­тыре этапа.

1. Путешествие в Страну Волшебных Красок.

2. Какого цвета Море?

3. Красота Добра.

4. Самое красивое.



Нa первом этапе («Путешествие в Стра­ну волшебных красок») организуется одно­именная игра, цель которой - создать атмо­сферу, задающую тон всем последующим за­нятиям. На этом этапе дети в игре учатся сме­шивать краски, видеть разницу между крас­кой и цветом и открывают для себя эмоцио­нальную насыщенность отдельных цветов.

На втором этапе («Какого цвета... Мир?») встает задача разрушения ложных стереоти­пов цветовосприятия («небо голубое», «море синее» и т.п.). Восприятие цвета в произведе­ниях живописи начинает носить более осмыс­ленный характер. Дети обнаруживают, что в искусстве цвет является носителем различной информации, может выражать состояние ху­дожника и влиять на настроение зрителя.

На занятиях третьего этапа («Красота Добра») на первый план выходит новая зада­ча - выражение в цвете своего отношения к событию, герою, т.е. развитие «эстетическо­го цветовосприятия» и использование цвета для выражения личного отношения.

Занятия последнего, четвертого этапа («Самое красивое») направлены на решение ранее поставленных задач, но на новом, бо­лее разнообразном и сложном материале.



Развитие детского цветовосприятия в школе играет важную роль в эстетическом и психологическом воспитании ребёнка. Опыт показывает, что по мере того, как дети овладевают выразительностью цветового решения, в их работах становятся более выразительными и силуэт, и характер линии, и другие элементы изображения, а выразительность художественных форм - это закон любого искусства.

Анализируя работы детей можно сказать, что рисунки по темам блоков программы удивительны. Здесь практически не бывает неудачных работ, каждая работа хороша по-своему, так как юный художник, пользуясь полученными знаниями, создаёт нечто неповторимое, индивидуальное, тем самым, выражая себя в маленьком шедевре.

В ходе работы дети с помощью педагога делают открытие, важное в воспитательном отношении: оказывается, они, подобно настоящим художникам, по-разному относятся к одним и тем же явлениям жизни, цветам и их сочетаниям, они разные люди и должны учиться понимать друг друга. Опыт показывает, что занятия раскрепощают юных художников в цвете и освобождают от сложившихся цветовых стереотипов, а это значит, что детские работы становятся более живописными и свободными в творческом выражении.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал