- Учителю
- Доклад по теме Интерактивные формы обучения на уроках физической культуры
Доклад по теме Интерактивные формы обучения на уроках физической культуры
Методы обучения на уроках физической культуры в начальной школе
Подготовила:
учитель начальных классов
общеобразовательной школы I - III ст. №2
отдела образования
администрации города Кировское
Целиковская Ирина Павловна
2015 год
Содержание папки
1.Доклад на тему «Общая характеристика методов обучения на уроках физической культуры». С.3-11
2. Презентация по теме «Интерактивные формы работы на уроках физической культуры».
3.Приложения: С.12-27
- Музыкальное сопровождение и оборудование для проведения тематической зарядки. С.12
-Беседы на тему: «Профессия « Повар» С.13-16
« Профессия «Строитель» С.17-21
- Загадки про зверей для выполнения « Весёлых прыжков» С.22
- Подбор материала для проведения « Спортивной пантомимы» С.23
(Объяснение видов спорта)
-Разработки комплексов упражнений:
для школьного повара С.25
для учителя С.26
упражнения для глаз С.27
для школьного дворника
(составлено родителями в рисованном варианте)
для школьного врача
(составлено родителями в рисованном варианте)
4. Используемые ресурсы С.28
Общая характеристика методов обучения на уроках физической культуры
В последние годы большое внимание учителей физической культуры привлекает физкультурное образование, которое связывает между собой теоретические знания, двигательные умения и методические навыки.
Физкультурное образование является первым и определяющим условием формирования здоровья детей. Поэтому заниматься физкультурным образованием необходимо с младшего школьного возраста. Необходимо уже в этом возрасте сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности бережного отношения к своему здоровью, своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В практике организации и проведения уроков физической культуры общеприняты следующие практические методы, которые основаны на активной двигательной деятельности учеников. Эти методы делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения ( разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее) и частично регламентированного (игровой и соревновательной). Они могут быть использованы для обучения акробатическим упражнениям.
Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия. Относящиеся к этой группе методов дополняют друг друга и применяются сообразно многим условиям, которые определяют конкретную учебную задачу: групповой и персональной характеристике учеников, этапу обучения, характеру и содержанию учебного материала, длительности урока, местным условиям обучения, наличию учебных средств (инвентаря, снарядов) и др.
Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей отдельных действий с последующим соединением их в необходимое целое.
Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а так же от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения. Понять целое действие можно только через познание составляющих его движений и закономерностей становления действия.
Расчленение является характерной чертой методов разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. Завершением является освоение действия в целом. Без этого теряется смысл любого обучения. В конечном итоге ученики должны воспринимать действие как единое целое от начала и до конца. В этой слитности исполнения не должно быть главным и второстепенным. Все - главное.
Например, подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению центрально-нервной системе таких следовых эффектов, таких более простых временных связей, которые следствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.
Например, создание системы подводящих упражнений достигается путем анализа намеченного для изучения действия, расчленения его и выделения наиболее ответственных элементов. Подводящее упражнение должно иметь законченную форму и быть доступно ученикам.
В зависимости от структуры двигательного действия и задач обучения подводящие упражнения можно представить в двух формах: в форме вычлененной части целостного действия или целостного действия, но с вычлененными из него деталями.
Педагогические преимущества метода разучивания по частям, как отмечают многие специалисты, состоят в следующем:
Облегчается процесс усвоения действия. К цели ученик подходит путем постепенного накопления запаса частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие.
Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, а, следовательно, и мотивированным, ибо успехи учеников в овладении даже одним элементом доставляет удовлетворение.
От богатства подводящих упражнений уроки становятся более разнообразны , а сам процесс обучения более интересным.
Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием частей, позволяет успешнее решать задачи обогащения двигательного опыта детей.
Применение метода разучивания по частям содействует сравнительно быстро восстановлению утраченных навыков.
Этот метод не заменим при изучении координационно-сложных действий и при необходимости воздействовать на отдельные суставы.
Метод разучивания в целом. Он предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучивания в целом применяется при изучении любого действия. Разучивание в целом незаменимо при опробовании действия. К разучиванию в целом приходится прибегать и в тех случаях, когда не умеем грамотно расчленять действие и создавать оправданные системы подводящих упражнений.
Метод принудительно-облегчающего разучивания основан на теоретической концепции "искусственной управляющей среды" (по И.П.Ратову). Его можно рассматривать вариантом метода разучивания в целом, но с использованием тренажеров, то есть технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого упражнения (или его элемента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях. Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий учеником для решения поставленной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверждению превосходства в том или ином действии.
Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра должна выполнять следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а так же между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр.
Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования, но имеет более широкое применение.
Как установлено П.К. Петровым, наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие: подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.
Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.
Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки.
Соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании.
В процессе обучения постоянно присутствуют методы использования слова. Слово активизирует весь процесс обучения. Учитель физической культуры имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувство ученика. Для осуществления процесса обучения акробатическим упражнениям в младших классах используются такие методы: словесный и наглядный.
К словесным методам относятся: рассказ, описание, объяснение, задания, указания, команды.
Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. В процессе физического воспитания принято использовать определенные термины.
Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Термин должен быть показательным, точным, понятным, кратким .
Эмоциональная функция слова способствует решению как учебных, так и воспитательных задач.
Кроме того в этих методах используется рассказ.
Рассказ - повествовательная форма изложения - чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельности учеников.
Помимо слова, рассказа имеет место применения описания упражнения.
Описание - это способ создания у ребенка представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Используется оно при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ученики могут использовать свои знания и двигательный опыт.
Постепенно с учетом возраста, подготовленности методы усложняются, и одним из них является объяснение.
Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям.
Например, беседа помогает, с одной стороны, повысит активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой - узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу.
Метод разбора отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого либо задания (например, игры). Разбор: может быть односторонний и двусторонний.
Метод задания предусматривает постановку задач перед уроком или частных задач по ходу урока.
Еще одним из методов слова является метод указание, которое отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения.
Оценка является результатом анализа выполнения действия.
Для управления строем используются команды.
Команда - специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физической культуре. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или изменению темпа движений.
При проведении гимнастических упражнении, их обучение используется под счет, который позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений, запоминать комплексы, комбинации упражнений.
Огромную роль в обучении имеют методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр и прослушивание темпа , ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.
Наглядное восприятие способствует более быстрому и точному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.
Результативность методов во многом определяется соответствием возрасту обучающегося. Особенно большое значение эти методы имеют при работе с детьми. У них сильно развита способность к подражанию, стремление следованию живым примерам, причем неодинаково в разных возрастах: например, в младшем возрасте особенно сильно развито чувство восприятия.
Использование методов наглядного восприятия зависит и от этапа обучения. Как правило, на первых этапах они применяются гораздо чаще. На этапе закрепления и совершенствования их используют для исправления появившихся ошибок.
Существуют следующие методы наглядности: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы, зарисовки, предметные пособия и кинофильмы.
Показ двигательного действия учителем является наиболее специфичным методом обучения. В основе обучения с помощью показа лежит подражание.
Эффективность подражания зависит, прежде всего, от возраста ученика, от характера и уровня его психической и физической подготовленности.
Готовность ученика к сознательному подражанию определяется действием нескольких факторов:
Способностью анализировать увиденное действие.
Соответствием психофизиологической зрелости ребенка сложность воспроизводимого упражнения.
Наличием своевременного и качественного контроля и самоконтроля за подражанием.
Демонстрация наглядных пособий создает дополнительные возможности для восприятия учеником двигательного действия с помощью предметного изображения.
Плакаты обязаны отражать те моменты в действии, которые трудно акцентировать при показе, тем более доходчиво объяснить.
Рисунки и схемы мелом на доске, песке, земле, и т.п.
Зарисовки, выполняемые учениками в виде контурных фигурок, позволяет графически выразить собственное понимание структуры действия, образно продумать выполнение, найти свои ошибки.
Предметные пособия обладают сравнительно ограниченными дидактическими возможностями, но могут оказывать достаточно сильное эмоциональное воздействие, особенно на детей младшего школьного возраста.
Технические Средства Обучения: фильм, ноутбук, проектор, видеомагнитофон и др.
При всех технических трудностях его демонстрации в ходе педагогического процесса обладают громадными дидактическими возможностями.
Звуковая и световая сигнализации создают необходимые зрительные и слуховые ориентиры для начала и окончания действия (или движения, задают определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду и т.д.).
Формирование систем двигательных умений в акробатических упражнениях, что является одной из ведущих задач физического воспитания, опирается на соответствующие закономерности. Знание их позволит правильно оценить неравномерность овладения двигательным действием и возможности варьирования условиями обучения; обеспечит грамотное построение систем уроков и подводящих упражнений, используя эффект переноса навыков; поможет определить наиболее рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию.
Для решения задач вводной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, ОР и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения вводной части нецелесообразно использовать, т.к. они могут снизить работоспособность учащихся в основной части, поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость, но содействие развитию может быть.
Обычно урок гимнастики начинается с общего построения класса. В начале урока принято строить по длинной стороне зала в правом верхнем углу, на расстоянии 1 - 2 метра от стены, спиной к окнам, шеренгу по росту. На первых уроках в первом классе дети строятся под руководством учителя.
Для успешного обучения детей построению в шеренгу целесообразно использовать специальные разметки на полу на расстоянии 40 см друг от друга, нанесенные мелом или краской. После того, как учащиеся научатся размещаться один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся. Дежурный подает команды "Равняйсь!" и "Смирно!". Начиная, с 4 класса дежурный отдает рапорт учителю. После команды "Смирно!" учитель приветствует детей и сообщает задачи урока, которые могут уточняться в основной части.
Наиболее эффективные средства активизации функции организма детей младших классов - ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.
Особенно важно обратить внимание учащихся на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен ученик, умеющий сохранять данный темп.
Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении акробатических упражнений: учитель должен пользоваться подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью рекомендуется использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т.п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников. При проведении акробатических упражнений немаловажное значение имеет состояние учеников. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока) не следует начитать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание.
При условии, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.
Вводную часть урока обычно завершает выполнение комплекса ОРУ. Желательно разнообразить способы построения учащихся для ОРУ (в кругу, шеренге, колоннах). Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс ОРУ могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления акробатических упражнений основной части урока. Для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами обручами и т.д.).
С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объема, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом. При выполнении упражнений с предметами необходимо уделять серьезное внимание дисциплине и порядку среди учащихся, чтобы исключить возможность травматизма. Не следует забывать и правильную организацию выдачи и сбора гимнастического инвентаря на занятиях.
Вместо ОРУ в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения или упражнения ритмической гимнастики, выполняемые на 3-2 или на 6-4 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладения ими школьных движений. Большее значение такие упражнения имеют в начальных классах.
Важную роль в поддержке интереса учащихся к занятиям играют проверка и оценка выполняемых упражнений. После выполнения каждому ученику сообщаются оценки.
Приложение 1
Музыкальное сопровождение и оборудование при проведении тематической зарядки
1.Мелодия «Подводный мир», маски разных морских животных.
2. Песня «Варись, варись кашка…» Театр Песни "Талисман",
деревянные ложки всем детям, дежурным - фартуки и колпачки повара.
3. Песня «Мы побелим потолок, потолок, потолок…», исполнитель неизвестен всем детям кубики , дежурному- каску.
4.Мелодия «Африки», всем детям маски животных Африки.
Приложение 2
Профессия «Повар»
Сегодня мы познакомимся с профессией повара.
Кто же такой повар? Повар - это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как ты думаешь, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как ты думаешь это просто - готовить? Ты скажешь: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».
На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей - это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.
В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится -
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В классы входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой -
Так сама решила я!
(автор неизвестен)
Примерный диалог:
В.: А ты когда-нибудь был в столовой?
Р.: Был.
В.: Тебе понравилось, как была приготовлена еда? Было вкусно?
Р.: Да
В.: А кто же приготовил еду в столовой?
Р.: Повар.
В.: А во что одет повар? В обычную одежду или в специальную?
Р.: В специальную.
В.: Правильно, повар должен быть одет в белоснежный халат и колпак. Колпак прикрывает волосы повара, чтобы они не попали в еду. Ведь это очень неприятно обнаружить в кушанье волосы. Халат у повара всегда должен быть чистым и без карманов. В карманы складывают разные мелочи, а повару нельзя хранить в карманах мелочи (пуговицы, расчески, карандаши и пр.), так как они нечаянно могут попасть в пищу.
В.: А как ты думаешь, моет ли повар руки перед тем, как начать готовить?
Р.: Моет.
В.: Конечно! Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Во время приготовления пищи повара тоже следят чистотой своих рук. Для этого на кухне всегда есть кран с холодной и горячей водой, лежит мыло, висит полотенце.
В.: А как ты думаешь, зависит ли наше здоровье и красота от того, что мы едим?
Р.: Да.
В.: Конечно зависит! Для того чтобы мы могли двигаться, учиться, работать, играть мы должны кушать. Ведь именно с едой мы получаем большое количество витаминов. В разных продуктах содержаться разные витамины, поэтому питание должно быть разнообразным. Многие продукты перед употреблением в пищу необходимо приготовить. Именно этим и занимаются повара.
В столовой для приготовления пищи есть особая комната. Как ты думаешь, как она называется? Ну, конечно, это кухня.
Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Как ты думаешь, что это за предметы?
Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня… (Половник)
Под крышей - четыре ножки,
Над крышей - суп да ложки. (Стол)
Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет. (Тёрка)
Закипит - исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! - кричит. (Чайник)
Вместе с поваром мы придём на кухню. Что же он будет готовить на завтрак? Что чаще всего едят на завтрак? Конечно, кашу. Повар тщательно промоет крупу и засыплет её в кипящее молоко, кашу обязательно нужно посолить и посластить. Каждый повар при готовке проявляет фантазию. Ведь в каждое блюдо он может добавить что-нибудь необычное. Например, в кашу он может положить изюм или курагу, и каша сразу же станет вкуснее.
А ещё нужно сварить вкусное какао. Повар всё успеет!
Ну, вот завтрак и готов. Скоро люди придут в столовую завтракать. Что же теперь нужно сделать повару?
Повар готовит тарелки и ложки, чашки, салфетки. А как только пришли в столовую люди - аккуратно раскладывает вкусную кашу в тарелки и разливает какао по чашечкам!
Не забывает повар, и улыбнуться всем, и пожелать приятного аппетита!
Как ты думаешь, какие качества нужны, чтобы работать поваром?
У повара должна быть хорошая память, ведь он должен помнить, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.
Повар должен быть чистоплотным.
Повар должен быть очень внимательным.
У повара должна быть хорошо развита фантазия, ведь повар не только готовит блюда, но и украшает их перед подачей на стол. А многие повара придумывают свои блюда, и дают им название.
Ну, вот мы и познакомились с профессией повар. В следующий раз внимательно наблюдай за тем, как твоя мама готовит, может быть, и ты подскажешь какую-нибудь интересную идею.
Профессия "Строитель Приложение 3
Сегодня мы отправимся на экскурсию туда, куда обычно детям вход
воспрещён, даже висит табличка "Родители! Не пускайте детей на
стройплощадку!". Догадались куда? Ну, конечно же, на строительную
площадку.
Как вы думаете, кто работает на стройплощадке? На стройплощадке
работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим
названием профессии строитель скрывается много специальностей: это
и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики. т.д.
Ну что ж готовы? Отправляемся!
Первый, кто нас встречает на строительной площадке это прораб.
Прораб-это сокращение словосочетания «производитель работ». Прораб
раздаёт задания рабочим, следит за тем, чтобы рабочие в срок
исполняли всё то, что им поручено, следит за качеством исполнения
работ.
- Давайте подумаем, с чего же начинается строительство любого
здания?
Ответы детей (взрослый дополняет):
- А кто придумывает дом?
- Правильно. Архитектор придумывает и рисует дома на бумаге. А
строители воплощают его чертежи в жизнь.
Рабочий день на стройке начинается очень-очень рано, а
заканчивается поздно. Строители торопятся скорее построить здание,
чтобы в нём могли поселиться люди, открыться детский сад или
школа, магазин или офис.
Прежде чем пройти на строительную площадку давайте поговорим о
правилах поведения на стройке. (Ответы детей).
Почему обязательно нужно надевать каску?
Как вы думаете, почему висит предупреждение: "Родители! Не пускайте
детей на стройплощадку!"?
Молодцы! Вы всё правильно говорите!
Ну что ж надевайте каски и вперёд!
С чего начинается строительство дома?
Строительство любого здания начинается с заливки фундамента .
Фундамент - это основа всего здания, он должен быть очень крепким,
прочным. Фундамент - это самая нижняя часть конструкции дома,
находящаяся в земле. Задача этой всегда невидимой части состоит в
том, чтобы передавать всю нагрузку от дома на грунт. Проще говоря,
фундамент это «ноги» дома, его опорная часть.
Возводят фундамент каменщики и бетонщики. Они ведут кладку из
искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и
бетонируют части зданий из бетона, выполняют также работы по
изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов. Их
работа очень важна.
После того как залит фундамент, на стройке наступает затишье, так
как фундаменту нужно время чтобы «набрать прочность». Это затишье
может продолжаться долго, иногда даже год.
Итак, фундамент готов. Следующий этап - возведение стен. Кто же
будет их возводить? Конечно же, опять бетонщики и каменщики.
Каменщики с помощью специальных ручных инструментов
(молоточек-кирка, лопата и др.) сооружают колонны, стены и прочие
конструкции. Они работают и на старых зданиях, ремонтируя кирпичную
кладку. Некоторые каменщики занимаются укладкой брусчатки на
мостовых, тротуарах и т.д. Каменщик должен обладать физической
силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно
рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.
Но не только каменщики занимаются постройкой стен здания. Им в этом
помогает строительная техника. Какую строительную технику вы
знаете? (Ответы детей). Молодцы!
Подвал и фундамент копают экскаваторы, в установке стен и
перекрытий помогают подъёмные краны. Не стоит забывать о такой
мелкой, но столь необходимой на любой стройке технике, как
бетономешалка. А ещё на строительную площадку доставляют много
строительного материала, для этого используют большие грузовые
автомобили, такие как: ЗИЛ ,КРАЗ и КАМАЗ.
Как вы думаете, как следующий этап стройки, после возведения стен?
Правильно, дому необходима крыша! Любое здание жилое или
промышленное покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли
занимается кровельщик. Основная задача кровельщика - уложить кровлю
так, чтобы она как можно дольше служила людям. Кровельщик в строгой
последовательности и с большой тщательностью начинает укладку
листов кровли, при которой необходимо умение на глаз определять
чёткость линий. Работа на высоте в неудобном согнутом положении
немыслима без хорошего здоровья и выносливости. Она требует от
специалиста постоянного внимания и сосредоточенности.
После того как возведены стены, перекрытия и крыша специалисты
строителя говорят, что «коробка здания» закончена. Как вы думаете,
почему так говорят?
Правильно! Здание пока что похоже на пустую коробку! Ничего в нём
нет кроме пола, стен и крыши.
Давайте подумаем, что же теперь необходимо сделать?
Здание смотрит на нас пустыми проёмами окон. Конечно, теперь
необходимо смонтировать окна и наружную дверь. Этим займутся
монтажники. Монтажник - это человек, который занимается установкой,
соединением, закреплением и подключением различных строительных
элементов, сантехники, систем вентиляции, теплосети, котлов,
бытовой техники и т. д. Множество технических специалистов
занимаются монтажом. Их услугами пользуются при установке и замене
промышленного оборудования, при строительстве, ремонте зданий и
отдельных помещений. Разновидностей этой профессии существует
огромное множество, так как монтировать можно много чего.
А теперь необходимо обеспечить здание водой, электричеством, газом,
канализационной системой. Траншеи для труб были вырыты еще на этапе
земляных работ, теперь же происходит укладка коммуникаций и
подключение здания к централизованному водоснабжению и другим
сетям. Кто же этим занимается? Теперь вступают в работу газ
электросварщики, электрики, сантехники.
Ну а самый последний этап это внутренняя отделка помещений. Кто
же теперь будет работать на стройке, как вы думаете? (Ответы
детей). Ну, конечно, это маляры, штукатуры, плиточники.
Давайте теперь поговорим о каждой из этих профессий отдельно.
Кто же такие маляр и штукатур? Они готовят под окраску бетонные,
деревянные и металлические конструкции. Поверхности окрашивают
вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других
приспособлений, наклеивает обои. Владеют приемами работы
высококачественной и декоративной штукатурки, а также приемами
многоцветной окраски фасадов, зданий специальными составами.
Как вы думаете, легко ли работать маляром или штукатуром?
Почему?(Ответы детей).
Штукатуру и маляру необходимы физическая выносливость, подвижность
тела и рук, их координация, чувство равновесия, хорошее зрение
(острота, цветоразличение), хороший глазомер, наглядно-обзорное
мышление и память. Они должны быть аккуратными, иметь
художественный вкус.
А как вы думаете, что делает плиточник? Плиточник облицовывает
плиткой стены домов и внутренние помещения. Сортирует керамическую
плитку по размеру, цвету, сорту. Укладывает керамическую плитку.
Для этого готовит растворы, очищает поверхности, режет плитку по
размерам. Может выполнять укладку плитки по заданному рисунку.
Ремонтирует облицованные поверхности.
Ну, вот и готово здание. Ждёт новых жильцов!
И наша экскурсия подошла к концу.
Беседа о строителях:
Итак, важна ли профессия строителя? Какие строительные
специальности ты запомнил?
Ответы ребёнка.
Всё правильно. Побывав на стройке, мы с тобой узнали, что при
современном строительстве используются кирпич, бетон, железобетон,
стекло, железо. А как ты думаешь, из каких материалов строили дома
в Древней Руси?
Ну конечно, тогда основным материалом служило дерево. Бывало даже
такое, что дома строили без единого гвоздя. Основным орудием
строителя был топор.
А ты видел, в какой одежде ходят строители?
Ответ ребёнка.
Правильно, строители одеты в специальную одежду. И это не просто
одежда, она должна быть выполнена из прочных, но в тоже время
лёгких материалов, рабочему должно быть удобно в такой одежде.
Главная функция спецодежды - защита строителя от внешних
неблагоприятных факторов: от механических повреждений, повышенных и
пониженных температур, электрического тока, пыли, воды, токсических
веществ, кислот, щелочей, нефтепродуктов, общих производственных
загрязнений.
Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
Ответ ребёнка.
Правильно! Вот как много людей заняты в этом не простом деле -
строительстве нового дома! И это неспроста, дом должен быть
прочным, красивым, современным, в нём должно быть комфортно!
Как ты думаешь, какими качествами должны обладать строители?
Ответ ребёнка.
Правильно! Они должны быть физически крепкими, трудолюбивыми,
должны постоянно повышать своё профессиональное мастерство,
обладать желанием делать нужное людям дело.
Пословицы и поговорки о труде и строительстве:
● Каков строитель, такова и обитель!
● Дело мастера боится.
● Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
● Кто любит труд, того люди чтут.
● Построить здание - надо иметь знание.
● Дом возвести - не плетень заплести.
● С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством
гордятся.
● У плохого мастера и пила плохая.
● Не взявшись за топор, избы не срубишь.
● И гладко стружит, и стружки кудрявы.
● Не топор тешет, а плотник.
Загадки:
Строю школы, строю бани, строю новые дома,
Строю целые деревни, даже строю города!
Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.
В своём деле я художник и над ленью победитель,
Догадались? я -…(строитель)
***
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
***
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник -
Делает нам стулья... (плотник)
***
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро. (Маляр)
***
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (Строители)
***
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире -
Были комнаты в квартире. (Каменщики)
***
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука -
Сто пудов под облака. (Крановщик)
***
Не художник он, но краской -
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам! (Маляр)
Загадки животных Африки Приложение 4
Царь зверей, его мы знаем,
И, конечно, уважаем.
Всем опасен его гнев.
Догадались, это - …(лев).
В воде с рыбами живёт,
Очень крупный…(бегемот).
Можно с ним и поиграться.
Только надо опасаться.
Раз - и вместо всяких игр,
Вам клыки покажет…(тигр).
Он выше, чем парта,
И выше, чем шкаф.
Его вы узнали,
Ведь это…(жираф)
Крупный он и необычный,
На носу имеет рог,
Догадаются ребята,
Это точно …(носорог)
Он медлителен, велик.
К хоботу давно привык.
Всех зверей сильнее он.
Крепкий, мощный,
Сильный …(слон).
Он не может сам ругаться,
Может только лишь плеваться,
Прокатиться любит люд,
Необычен зверь…(верблюд).
Звери летнею порой,
Собрались на водопой.
Осторожно! Быть беде.
Гляньте, …(крокодил) в воде.
Загадки про зверей Приложение 5
Где же вы её найдёте?
Ну, конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
(Лягушка)
Кто трясётся за кусточком,
Маленьким дрожит хвосточком?
Ты, трусливого, узнай-ка -
То наверно, серый
(Зайка)
Кто детишек в сумке носит,
Кормит в ней, когда запросят,
И укладывает спать,
Дав немного погулять?
Как огромный заяц скачет,
Детки с ней и не иначе.
Очень любит детвору-
Эта мама-
(Кенгуру.)
Во фраке зелёном маэстро,
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра,
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год ,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит
(Воробей)
Спортивная пантомима. Приложение 6
Гребной спорт (гребля) - спортивная гребля на академических судах (специальных легких, узких, длинных лодках), морских ялах, народных лодках, байдарках, каноэ.
Синхронное плавание - водный вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание - один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, он является весьма требовательным - помимо того, что спортсменки испытывают серьёзные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.
Фигу́рное ката́ние - конькобежный вид спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.
Прыжок в длину - дисциплина технических видов легкоатлетической программы, относящаяся к горизонтальным прыжкам. Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр.
Конный спорт - сборное понятие, под которым понимаются спортивные игры с использованием лошадей. При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади. Лошадь при этом управляется перемещением веса всадника, сжатием бёдер и ослаблением или натяжением поводьев. Голос всадника тоже может влиять на движение лошади, но не всеми видами конного спорта это разрешено.
Комплекс гимнастических упражнений производственной гимнастики
для школьных поваров
-
Скользя пятками по полу, вытягивают ноги вперед, правую руку заводят за голову, левую в сторону - вдох, расслабленно опускают руки вниз - выдох, тоже в другую сторону. Повторяют 6-8 раз.
-
Ноги вытягивают вперед, руки перед грудью, туловище поворачивают
вправо, руки разводят в стороны, возвращаются в исходное положение, то же
в левую сторону. Повторяют 8-10 раз, дыхание произвольное.
-
Стоя лицом к столу, берутся за него руками, левую ногу отводят назад,
затем приседают на носках, выпрямляются, то же с другой ноги, повторяют
-
раз дыхание произвольное.
-
Сидя на стуле, руки вытягивают вдоль тела, затем, прогибаясь назад,
поднимают руки вверх, ноги также несколько приподнимают, носками
касаясь пола .Наклоняясь вперед, делают хлопок руками под вытянутой
ногой, возвращаются в исходное положение. То же с другой ноги.
Повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
-
Потягивание, руки подняты над головой, кисти сцеплены "в замок"- вдох,
руки опускают - выдох.
-
Руки вытянуты вперед, кисти расслаблены и опущены вниз. Приседая, руки
вниз-выдох, выпрямляясь руки назад, поднимаются на носки - вдох.
-
Поднимая руки вверх, прогибаются назад-вдох, затем наклоняются вперед,
держа руки на поясе - выдох.
Комплекс гимнастических упражнений производственной гимнастики для учителей
-
Скользя по полу пятками, вытягивают ноги вперед, поднимают руки вверх
и прогибаются. Затем наклоняются вперед, касаясь руками пола перед собой,
выпрямляясь, руки поднимают вверх, ноги соединяют и возвращаются в исходное положение, повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.
-
Ноги вытягивают вперед, руки на поясе. Поочередно оттягивают и
поднимают носки, слегка сгибая ноги в коленях, затем развертывают ноги вправо, носками, касаясь пола. То же в другую сторону. Повторяют 10-12 раз, дыхание произвольное.
-
Сидя на стуле, руки приставляют к плечам, левую ногу вытягивают
вперед, возвращаются в исходное положение и руки отводят в стороны, затем расслабленно опускают их вниз, повторяют 5-6 раз дыхание произвольное.
-
Ногу отставляют в сторону на носок, руки за голову-вдох, опуская руки
и приставляя ногу-выдох.
-
Прыжки на месте на носках, руки на поясе.
-
Руки в стороны, повороты туловища и головы попеременно вправо и влево.
-
Ноги расставлены на ширину плеч, руки перед грудью. Попеременно отводя
то правую, то левую руку в сторону, делают вдох, опуская руки - выдох.
Каждое упражнение повторяют 6-12 раз.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения
зрения
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание
сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без
напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение.
На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три -
потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два -
прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево , на два - прямо, на три
-
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево,
четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть.
Повторить 5 раз.
После выполнения упражнений надо дополнительно легонько
массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз.
Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла
глаза.
" Сделать девять плавных движений по часовой стрелке и девять
против неё.
" Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу
глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три
раза.
" Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три
раза.
" Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9
раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук
на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней
(1-2мин).
Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и
взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый
результат.
Используемые ресурсы
-
festival.1september.ru/articles/569696/
-
pochemu4ka.ru/load/atributy_dlja_igr/detjam_o_professijakh_professija_quot_povar_quot/42-1-0-1479
-
detskiychas.ru/zagadochki/zagadki_zhivotnye_africi/
-
malchishki-i-devchonki.ru/Zagadki-pro-zivotnyh.html
-
www.ensport.ru/sport/list</</p>
-
Л.Т. Толкачёва «Арсенал воспитателя» ( учебно - методическое пособие)
Донецк 2010
7.Комплексы упражнений были разработаны и оформлены родителями и детьми : 2-А,3-А,3-Б класса.
25