- Учителю
- Планирование уроков по музыке (3 класс)
Планирование уроков по музыке (3 класс)
Планирование уроков по музыке (3 класс)
№ п/п
Что пройдено на уроке
Музыкальный материал
Основные виды деятельности
Дата
Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.)
Повторение. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»).
«Песня о школе» - исполнение.
«Мы - третьеклассники» - разучивание.
Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе - слушание.
Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.
«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты) - слушание.
«Мы - третьеклассники» - исполнение.
«Скворушка прощается» Т. Попатенко - разучивание.
«Полонез» Ф. Шопена -слушание.
Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;
различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
исполнять различные по характеру музыкальные произведения;
соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;
инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;
осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.
Углубление понятия песенность. Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские).
«Ночь» - слушание.
Творчество народов России. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Э. Грига - разучивание главной
мелодии и слушание фрагмента.
«Скворушка прощается» - исполнение.
Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки - разучива-
ние главной мелодии.
Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).
«Утро» (главная мелодия) - исполнение.
«Скворушка прощается» - исполнение.
Ария Сусанина - исполнение главной мелодии и слушание.
Углубление понятия танцевальность. Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей.
«Золотые рыбки» - слушание.
«Мы - третьеклассники» - исполнение.
«Мы - девочки» - разучивание.
«Дружат дети всей Земли»
Д. Львова-Компанейца -разучивание.
Главная мелодия «Арагонской хоты» М. Глинки - слушание и
исполнение в ансамбле с учителем.
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала.
Углубление понятия маршевость. Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.).
Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена - разучивание и слушание.
«Мы - мальчики» - разучивание.
«Царь Горох» - слушание и исполнение в ансамбле с учителем.
Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А. В. Свешникова. Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.
«Мы - третьеклассники», «Мы - девочки», «Мы - мальчики» -
исполнение.
Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена (ля-мажор и до-минор) - слушание.
Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена - слушание.
Произведения в исполнении детских коллективов ДМШ
Р/к. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на музыкальные просторы. Слушание произведений Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.
Интонация (7 ч.)
Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.
«Скворушка прощается» - исполнение.
«Болтунья» С. Прокофьева - слушание.
«Барабан» Д. Кабалевского - разучивание.
«Кто дежурные?»
Д. Кабалевского - разучивание.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;
распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;
выявлять различные по смыслу интонации;
Определять жизненную основу музыкальных интонаций;
воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;
приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;
корректировать собственное исполнение;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.
«Кто дежурные?» - исполнение.
«Барабан» - исполнение.
«Болтунья» - слушание.
«Кузнец» И. Арсеева - разучивание.
«Марш» Э. Грига - слушание
Интонация - выразительно-смысловая частица музыки
«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») - слушание.
«Перепёлочка» - исполнение в ансамбле с учителем.
Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена - исполнение.
«Кузнец» - исполнение.
Выразительные и изобразительные интонации.
«Доброе утро» - разучивание.
«Кукушка» (швейцарская народная песня) - разучивание.
Экспозиция 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена- слушание.
«Кузнец» - исполнение в ансамбле с учителем.
Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.
Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова - слушание.
«Кукушка» - исполнение.
«Доброе утро» - исполнение.
«Котёнок и щенок» Т. Попатенко - разучивание.
Мелодия - интонационно осмысленное музыкальное построение.
«Доброе утро» - исполнение.
«Кукушка» - исполнение.
«Арагонская хота» М. Глинки - слушание и исполнение в ансамбле с учителем.
«Котёнок и щенок» -исполнение.
Интонация - основа музыки, источник музыкальной речи. Обобщение.
Развитие музыки (10 ч.)
Знакомство с понятием развитие музыки.
«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера - разучивание.
«Разные ребята» - исполнение.
«Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети) - слушание.
«Марш» Ф. Шуберта - слушание.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;
наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии
воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;
использовать
Композиторское и исполнительское развитие музыки. Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде.
«Разные ребята» - исполнение.
«Игра в слова» (попевка) - разучивание.
«Петя и волк» - развитие тем Пети, птички и утки - слушание.
«Почему медведь зимой спит» - исполнение.
Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.
«Игра в слова» - исполнение.
«Почему медведь зимой спит» - исполнение.
«Петя и волк» - развитие тем утки, кошки и волка - слушание.
Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность )
в народной музыке и в произведениях композиторов.
корректировать собственное исполнение;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
инсценировать произведения различных жанров;
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.
Развитие музыки в процессе работы над каноном.
«Во поле берёза стояла» (русская народная песня) - исполнение в
ансамбле с учителем.
«Песня о пограничнике» С. Бугославского - разучивание.
«Купание в котлах» - сцена из балета «Конёк-Горбунок»
Р. Щедрина - слушание.
Развитие музыки в процессе работы над каноном.
«Тихо - громко» И. Арсеева - разучивание.
«Во поле берёза стояла» - исполнение.
Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) - слушание.
«Песня о пограничнике» - исполнение.
Знакомство с понятием кульминация.
«Тихо - громко» - исполнение. «Песня о пограничнике» - исполнение.
«Орлёнок» В. Белого - слушание.
Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения
Интонационно-мелодическое развитие музыки. Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп
Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена - слушание.
«Со вьюном я хожу» (русская народная песня) - разучивание.
«Любитель-рыболов» М. Старокадомского - разучивание.
Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве
Ладово-гармоническое развитие музыки. Музыкальная викторина «Угадай инструмент».
«Вальс» Ф. Шуберта - слушание.
«Со вьюном я хожу» - исполнение.
«Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта - слушание.
«Любитель-рыболов» - исполнение.
Развитие музыки в произведениях
Э. Грига. Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры.
«Со вьюном я хожу» - исполнение.
«Утро» Э. Грига - исполнение главной мелодии и слушание фрагмента.
«В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига -
слушание.
«Любитель-рыболов» - исполнение.
Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.
Обобщение по теме «Развитие музыки». Р/к. «Детский альбом» П. И. Чайковского в исполнении ансамбля.
Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
«Детский альбом» П. И. Чайковского- слушание.
Исполнение музыки по желанию учащихся и по выбору учителя.
Построение (формы) музыки (8 ч.)
Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием.
«Песня о пограничнике» - исполнение.
Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из музыки к драме
Г. Ибсена «Пер Гюнт») - разучивание.
«Пастушья песня» (французская народная песня) - разучивание.
Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод)
П.Чайковского - слушание.
сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;
соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;
распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);
определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;
анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;
инсценировать произведения различных жанров и форм;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
Основы музыкальной грамоты. Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.
«Пастушья песня» - исполнение.
«Песня Сольвейг» - исполнение главной темы и слушание.
Ария Сусанина - участие в исполнении.
Знакомство с формой рондо. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия
«Пастушья песня» - исполнение.
«Классное рондо» - исполнение.
«Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского - разучивание.
«Спящая княжна» А. Бородина - слушание.
Вариационная форма построения музыки.
«Спящая княжна» - слушание.
«Зачем нам выстроили дом» - исполнение.
«Со вьюном я хожу» исполнение.
«Камаринская» - слушание и исполнение в ансамбле с учителем.
Средства построения музыки - повторение и контраст.
«Зачем нам выстроили дом» - исполнение.
«Крокодил и Чебурашка» - исполнение.
«Со вьюном я хожу» исполнение.
«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига - слушание.
Р/к. Общие представления
о музыкальной жизни г. Любима.
Произведения в исполнении музыкальных коллективов
г. Любим
Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;
Участвовать в музыкальной жизни школы, города;
Обобщение по теме «Построение музыки».
«Песенка о капитане»
И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» - слушание.
Увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана
Гранта» - слушание.
Подготовка к заключительному уроку-концерту.
Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;
анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;
участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
Итоговое обобщение и повторение.
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в третьем классе
Произведения по желанию учащихся и по выбору учителя - слушание, исполнение.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;
корректировать собственное исполнение;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.