7


  • Учителю
  • Использование малых форм русского фольклора с целью формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру

Использование малых форм русского фольклора с целью формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Использование малых форм русского фольклора с целью формирования познавательных интересов младших школьников к окружающему миру

Формирование познавательных интересов учащихся - одна из актуальных проблем современного образования, поскольку формирование учебной деятельности, основанной на познавательных интересах ребенка, является главной задачей современной начальной школы.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес проявляется расположенностью школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.

В силу большой социальной и познавательной важности и сложности проблема развития познавательных интересов школьников продолжает оставаться одной из центральных в современной дидактике и практике обучения. Поиски путей оптимизации познавательного интереса обучающихся ведутся с разных теоретических позиций. Несмотря на разнообразие подходов к решению названной проблемы, цель теоретических поисков едина, и связана с разработкой путей активизации познавательных возможностей учащихся.

Знакомство младших школьников с природой происходит в процессе изучения курса «Окружающий мир», состоящего из двух образовательных областей: естествознание и обществознание. На уроках, посвященных естествознанию,познавательный интерес учащихся направлен на окружающую природу. Природа как объект познания безгранична, неисчислимо богата в своих проявлениях и устроена по сложным законам, которые младшему школьнику освоить подчас сложно. Но если детям невозможно познать окружающую природу во всем ее многообразии, то методы ее познания младшему школьнику вполне под силу. Вхождение в методы познания окружающего мира есть вхождение в познавательную деятельность по отношению к реальной природе, ее объектам и процессам. К методам познания окружающего мира относятся такие способы деятельности, которые всегда вызывают у младших школьников неподдельный интерес, это и наблюдение, и опыт, и экспериментирование. Кроме того, познанию окружающего мира помогают загадки, сказки, приметы, пословицы, являющиеся малыми формами русского фольклора и способствующие формированию познавательных интересов учащихся к окружающему миру.

В фольклорном материале отразились идеи народной педагогики, обоснованной К.Д. Ушинским [11, с. 145-159]. Говоря о нравственном элементе в воспитании, педагог писал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило его историю, все его лучшие и худшие качества». Педагог рекомендовал учителю чаще обращаться к русскому фольклорному материалу - загадкам, пословицам, приметам, потешкам, сказкам.

По мнению ученых, «ценность фольклорных произведений обусловлена их высокой образностью, выразительностью, … солидным потенциалом знаний» [4, с. 20]. Восприятие учащимися фольклорных произведений способствует формированию эмоциональной отзывчивости, развитию воображения, памяти и мышления.

Приобщение учащихся в процессе обучения к народным традициям, ценностям народной духовной культуры - одно из условий формирования у них национального самосознания, выработки гражданской позиции, реализации их творческого потенциала, а также познавательного интереса. Для каждого возрастного периода рекомендован свой фольклорный жанр как наиболее эффективный ради достижения целей воспитания и развития. Народные знания о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, сказаниях, былинах, пословицах и поговорках.

Малые жанры фольклора- это небольшие по объему произведения народного литературного творчества[3]. Многие ученые называют их «детским фольклором», поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью, и способствуют развитию ребенка. Разновидностями малых форм русского фольклора являются пословицы, поговорки, сказы, былины, загадки, приметы, прибаутки, легенды, потешки, скороговорки и другое.

В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат наставления и поучения, освященные авторитетом поколений и «переданные нам в освоение» [5]. Фольклор обладает мощной воздействующей воспитательной силой на ребенка, поскольку народ смог увидеть, подметить и облечь в яркую запоминающуюся форму закономерности, которые можно использовать в собственной практической деятельности любому школьнику. Используются малые формы русского фольклора в образовательном процессе школы на различных учебных предметах и во внеклассной работе.

Важное место при обучении учащихся окружающему миру отводится загадкам. Загадки развивают у ребенка наблюдательность, учат сопоставлять явления, делать выводы, помогают увидеть мир по-новому, помогают формированию эстетического видения природы.

Под загадкой понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ [1].

Загадки применяются при изучении младшими школьниками различных учебных курсов начальной школы.

На уроках окружающего мира или математики загадка используется при введении детей в тему или на этапе закрепления учебного материала.

Народные загадки - эффективное средство развития познавательного интереса младших школьников к окружающему миру. Загадки можно разделить на следующие группы по дидактической цели: загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер, так как представляют учебный материал, обогащающий школьников сведениями о живой и неживой природе, углубляющий экологические представления школьников. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу и ее обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает интересными, а далекие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.

При работе с загадками используются разнообразные учебные задания. Содержание загадки направленно на поиск ответа, но чтобы ответить, необходимо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки - это маленькое исследование. Р.А. Петросова пишет: «При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Ребята учатся и сами составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении» [7, с. 87].

Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление учащегося об окружающем мире. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.

Особое внимание в процессе использования малых форм русского фольклора было уделено пословицам. Пословица - это сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме [1]. Например: «Что посеешь, то и пожнешь». В пословице всегда заключена народная мудрость.

Пословица один из наиболее древних жанров народного творчества. Возникла пословица еще во время первобытнообщинного строя, задолго до появления первых литературных памятников, произведений.Обычно пословица состоит из двух или трех частей. В первой части содержится меткое описание явления или предмета, а во второй части - выразительная оценка того самого явления или предмета: «Лето - припасиха, а зима - подбериха», «Кто весной не пролежит, весь год будет сыт», «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «Не беречь поросли, не видать и дерева» [8].

Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в обучении младших школьников курсу «Окружающий мир», в экологическом воспитании, в формировании познавательных интересов учащихся.

Кроме пословиц в процессе формирования познавательных интересов школьников были использованы поговорки.

Поговорка - это краткое народное изречение (иногда назидательного характера), метко определяющее какое-либо явление жизни, окружающего мира, деятельности человека [1].

Поговорка - золотой запас русского языка, поскольку является одним из ярких изобретательных приемов оценки и описания определенной ситуации или характеристики личности. Поговорка - это оборот речи, метко определяющий какое-либо явление в жизни и, в отличие от пословиц, часто лишена обобщающего, поучительного смысла.

С древних времен у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой - и мы домой»).

Пословицы и поговорки убедительно учат людей жить и работать, знакомят с итогами многовековых наблюдений русских людей за явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Содержание многих пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труду, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такая пословица: «Свалить дерево - секунда, вырастить - года» - воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней [10].

Работа над пословицами и поговорками занимает важное место в обучении младших школьников курсу «Окружающий мир», является прекрасным источником для развития мышления, речи и познавательных интересов учащихся.

Народная память хранит множество примет о природе, которые используются при изучении курса «Окружающий мир». Примета - это субъективная реакция человека на объективные явления с целью выявления взаимосвязей между разными процессами [9].

Еще в древности человек стал подмечать, что в мире всё взаимосвязано, что одно явление влечет за собой проявление другого. Поскольку Россия исконно была крестьянской страной, то людям приходилось изучать природу, чтобы знать, как правильно выращивать растения. Наблюдательность древних славян поражает широтой и научностью, пониманием сложнейших природных взаимосвязей различных процессов [2].

Приметы являются народной наукой, так как включают систему народных знаний о природе и её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материалистического мировоззрения. Младший школьник с интересом проверяет народные приметы и пытается объяснить причины их совпадения или несовпадения, что способствует формированию логического мышления и устойчивого познавательного интереса к взаимозависимостям элементов окружающего мира.

Как отмечает В.А. Изотова, огромным педагогическим потенциалом обладают сказки. «Народная сказка - это нравственный урок, содержащий богатый материал о родной природе, живой и неживой природе. Сказки в воспитании экологической культуры школьников играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней» [4, с. 20].

При изучении курса «Окружающий мир» важное место в учебном процессе отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой для всего живого. При работе со сказками дети читают, прослушивают, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Сказка не только развлекает, но и воспитывает, знакомит младшего школьника с окружающим миром, добром и злом, становясь универсальным учителем. Сказки делятся на несколько групп по содержанию: волшебные, бытовые, экологические, о животных, растениях, неживой природе. Сказки дают учащимся знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор школьников, осмыслить изменения, происходящие в окружающем мире под влиянием деятельности человека.

Сказки учат познавать окружающий мир, воспитывают чувство причастности к благополучию в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к окружающему миру, формируют ответственность за сохранение его богатства и красоты.

В настоящее время существует немало книг о природе, сказок и энциклопедий, помогающих младшему школьнику изучать окружающий мир. В Приложении Д представлены некоторые книги, которые были использованы в процессе организации педагогического эксперимента.

Большое воспитательное значение в формировании познавательных интересов имеют народные праздники, которые отражают взаимоотношения человека с природой: День птиц, Осенины, Праздник первой борозды, День урожая, Масленица, Иван-купала и другие. В праздниках воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.

При изучении раздела о неживой природе дети знакомятся с праздниками и обрядами, связанными с поклонением русских людей Солнцу. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, а также используются народные сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладающие собственными характерами. На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями, особое внимание отводится символу России - берёзе, о которой народом сложено множество произведений.

Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни, поэтому проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания ученых и учителей-практиков, использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

В результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности урочной и внеурочной деятельности; дети учатся говорить более выразительно, у них улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире.

Таким образом, использование произведений малых жанров русского фольклора позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать более творческой, желанной и интересной для школьника, развить его врожденный познавательный интерес к природе.

























































Список используемой литературы

  1. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст] / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. - 726 с.

  2. Аракчеева, И.В. Календарь народных праздников: методическое пособие [Электронный ресурс] / И.В. Аракчеева. - Режим доступа: prodlenka. org›konkursnye-raboty/38- tematicheskoe (15.11.2015).

  3. Вепрева, Е.М. Малые жанры русского фольклора [Электронный ресурс] / Е.М. Вепрева. - Режим доступа: elhow.ru›Учеба›Литература›Литературныепонятия›chto-takoe (18.11.2015).

  4. Изотова, В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа [Текст] / В.А. Изотова // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 20 - 23.

  5. Леквиевская, Е.Е. Мифырусскогонарода[Текст] / Е.Е. Леквиевская. - М.: Астрель: АСТ, 2009. - 529 c.

  6. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 1999. - 176 с.

  7. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 1999. - 176 с.

  8. Пословицы и поговорки о природе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:genialnee.net›poslovicy-i-pogovorki/priroda/ (25.11.2015).

  9. Примета. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ru.mobile.wikipedia.org›wiki/Примета (25.11.2015).

  10. Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов [Текст] / сост. А.Ф. Белоусов. - М.: Ладомир, 1998. - 752 с.

  11. Ушинский, К. Д.Избранные педагогические сочинения. В 2 т. [Электронный ресурс] / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1. - 584 с. (Педагогическая библиотека). - Режим доступа: www.biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=87496</ (15.10.2015).











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал