7


  • Учителю
  • Учебно-исследовательский проект 'История развития женского казачьего костюма'

Учебно-исследовательский проект 'История развития женского казачьего костюма'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КОСТЮМА


Объектом исследовательской работы является путь развития женского костюма на Кубани. В ходе исследования я проследила эволюцию развития костюма и выяснила причины различий в одежде казачек.

Предметом исследования является женский казачий костюм. При исследовании данной темы я хотела рассмотреть как формировался, изменялся костюм со временем, что влияло на эти изменения. Мне было интересно увидеть, что сохранилось в одежде и что нового было внесено миром моды. Также я попыталась создать костюм казачки таким, каким я его увидела.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 19 века по наши дни.

Цель работы:

- познакомиться с «историческими корнями» женского костюма;

- ознакомиться с традиционной одеждой казачества;

- ответить на вопрос «Что нового было внесено в одежду казачек на протяжении веков?»;

- разработать и создать костюмы казачек ;

-использовать полученные знания на уроках технологии в качестве наглядного материала.


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КОСТЮМА.

Введение.

Значение исследования особенностей костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации о менталитете конкретного народа.
Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытие человека, а с другой - в нем происходила трансформация форм одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых требовало определенных знаний.
Традиционная одежда казачек не исчерпывалась только платьем и костюмом «парочкой», но они наряду с любым народным женским костюмом обладают общими чертами, которые характеризуют весь комплекс женского казачьего костюма - компактным объемом, мягким, плавным контуром, гармонией цвета, формы. В основе традиционного костюма казачек - заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И как бы ни была тяжела жизнь казачки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием.
Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.

Цель данной работы: рассмотреть, как изменялся костюм на протяжении нескольких веков. Для этого были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить историю создания костюма.

2. Рассмотреть женский костюм , как неотъемлемая часть культуры.

.3.Провести исследование характерных черт женского костюма.

4.Проанализировать значение народного костюма для изучения национальной культуры.


Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически. В искусстве традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материалы.
Народный костюм - это еще и традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.
Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани.

Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от других, если не совершенно, то деталями, элементами им одним известными.

Чем дальше вглубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно.

Казаки свободно относились к самобытности в одежде и рассматривали ее как один из существенных признаков своей самостоятельности.

Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Во все времена у любого народа была особая одежда, отличная даже от соседних областей. Зная об этом, кубанцы сразу же узнавали приезжих.

У казаков были свои традиции и свои модницы. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева.

Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах.

Первое время казаки-переселенцы в большинстве своем не были состоятельными. Поэтому казачьи жены и дочери поначалу надевали красивую праздничную одежду только по очень торжественным случаям, украшая себя по обычаям прежнего места жительства. И насколько разными были люди, настолько разными были и их костюмы. Однако со временем все так смешалось и переплелось, что появился новый наряд кубанский.

Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.

Повседневная одежда казачек состояла из длинной исподней (нижней) рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую (сотканную из конопляных ниток) и одну или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. Шили их первое время из 5-6 прямоугольных кусков материи и продергивали через них шнур. Потом появились "кошеные" юбки плотно облегающие фигуру. Верхнюю одежду казачки вышивкой не украшали, приговаривали: "Мы ж казаки!" А вот низ рубашки ("подставки"), который был, как правило, из домотканого полотна, вышивали красными и черными нитками. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отдел кой. А вот праздничные кофты ("кирасы") шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти. Украшением служили все те же оборки, кружева и тесемки, а также разноцветные бусы на шее. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.

Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.

Юбки шили из ситца и шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - "подол", по-украински - "спидница". Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча, а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки. Иногда блузки шили на кокетке.

Матене кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.

Кираса это плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц, которую носили только молодые женщины Со второй половины 19 века распространился такой вид, как "парочка" (юбка - кофта). В богатых семьях парочку шили из шёлковых или шерстяных тканей, а в бедных - из ситца. Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.

Юбок надевали несколько: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан брызжу, отделанный лентой, полоской кружева, плиса.

Важный элемент костюма казачки головной убор.

Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке - "колпаки", "файшонки" (от нем. слова "файн" - прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. В те времена бытовала поговорка: "У хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не выйдет". На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой - тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой.

У кубанцев было хорошей традицией собираться за рукоделием у кого-нибудь в доме. Ручная работа, которая выполнялась на посиделках, не всегда была необходимостью и имела больше характер эстетический: девушки вязали кружева, вышивали платочки и т.д. Однако и на посиделках были свои правила: будучи набожными, казачки в дни церковных праздников избегали работы, связанной с рукоделием. Существовали и другие запреты. К примеру, независимо от того, неделя была постной или обычной, в пятницу нельзя было прясть.

Ткачество особенно было развито в линейных станицах. Интересны предметы ткацкого ремесла: ткацкие станки, прялки, донца, гребни, скатерти-настольники, рушники, одежда. Основным материалом для изготовления домотканого полотна служила конопля, реже - шерсть. Изготовленное полотно отбеливалось в специальных долбленых бочках - буках подсолнечной или древесной золой. В кубанских станицах изготовлялись из конопляного полотна предметы убранства жилища. Изделия и домотканого полотна входили в девичье приданое. Ткачество было одним из ведущих домашних занятий.

Существуют прекрасные образцы народной вышивки, распространенной среди славянского населения кубанских станиц. Вышивкой украшались не только одежда, но предметы домашнего обихода: настольники, рушники для икон, фотографии, зеркала. В девичье приданое обязательно входили вещи, украшенные вышивкой: рубахи, подзоры, юбки-спидницы. По поверью, вышитые полотенца обладали магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовать благополучию, счастью и богатству.

Специальной свадебной одежды не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму, казачки - праздничную "парочку", юбку и кофту светлых тонов с мелким рисунком или розовое, голубое, бежевое платье.

Свадебный костюм полагалось бережно хранить в сундуке: очень часто его использовали в качестве погребального костюма ("одежда на смерть"), а в случае надобности как средство лечебной магии. На Кубани существует поверье, что если завернуть в свадебное платье больного ребенка, он выздоровеет.

Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани играло полотенце (рушник). Функции его разнообразны. Держась за полотенце, жених и невеста шли венчаться в церковь. На рушник ставили свадебный каравай. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами молодых. Полотенцами перевязывались различные свадебные чины (сваты, дружок, дружка). Почти все свадебные полотенца богато украшены на концах кружевом ручного плетения.

Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь: она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека! Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.


Заключение

Выполнив поставленные в проекте задачи, можно сделать следующие выводы:

Практическая значимость работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован в курсе изучения истории казачества, истории народного костюма.
Истоки появления традиционной одежды казаков связаны с своеобразными условиями жизни., особенностями характера и мировоззрения казаков. Все это предопределило возникновение оригинальной культуры казачества. «Эта культура являлась частью русской культуры, что было связано с наличием в казачьих рядах устойчивого русского большинства.

Вот поэтому, ни на кого не надеясь, наше поколение обязано стать тем мостом, который поможет связать все поколения русской земли, поможет не прерывать русских традиций при смене веков. Русская изба, костюм, игрушка, песня, музыкальные инструменты, русские игры, иконы - все должно восприниматься нами с благоговением и трепетом, «ведь были традиции, было то единственное, что воспитывает, существовали, положительные ценности». И поэтому нам необходимо сделать, все. чтобы это не ушло в небытие. И я думаю, что моя небольшая работа по изучению истории казачьего костюма пусть невеликий, по вклад в связь времен.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал