7


  • Учителю
  • Рабочая программа внеурочной деятельности Театр для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности Театр для 1 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Программа «Театр» предназначена для организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению для учащихся 1 классов. В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа направлена на обеспечение таких результатов, как формирование основ умения учи
предварительный просмотр материала





























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Театр»

1-4 класс



Учитель: Бахматова Елена Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



Программа составлена на основе программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Театр» для обучающихся 1-4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования



Составитель: Бахматова Елена Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории







































Пояснительная записка



Программа «Театр» предназначена для организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению для учащихся 1 классов. В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа направлена на обеспечение таких результатов, как формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности формирование духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Вид программы: модифицированная, разработана на основе авторской программы «Театр» Генераловой И. А.

Программа рассчитана на 33 часа.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля. Используемый принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика). Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры. Массовая культура поглощает высшие образцы культурной деятельности человечества. Чтобы не потеряться в потоке этих изменений, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение. В отечественной педагогической теории и практике эстетического воспитания сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый. В то же время парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов почти не учитывает внутренние культурные условия и потенциал саморазвития ребёнка. Реальная альтернатива данной парадигме - воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. Важная роль в воспитании отводится художественному творчеству, в процессе которого обучающиеся прямо выходят в пространство эстетического выбора. С одной стороны, при организации досуговой деятельности современных школьников преобладает навязывание стандартных, стереотипных образов и приемов, где детям отводится, в основном, пассивная роль. В результате такого подхода ребенок не имеет средств к самовыражению, развитию. С другой стороны, Федеральный государственный стандарт определяет приоритетные цели художественного образования, которые лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Курс «Театр» призван осуществить одну из главных задач современного образования - воспитание всесторонне развитой личности, призван сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Знакомство с миром театра даёт учащимся возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой.

Цель программы: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия средствами театральной художественно-творческой деятельности.









Задачи курса:

  • Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

  • Развивать ритмические способности и координацию движений.

  • Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

  • Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

  • Расширять словарный запас, образный строй речи.

  • Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

  • Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

  • Научить управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

1 класс «Храм Мельпомены»;

Раздел 1. Дорога в театр (6 ч); Раздел 2. Что такое театр (8 ч); Раздел 3. Наш театр (19 ч)

В ходе освоения программы «Театр» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).



Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Театр» в 1 классе:



Личностные УУД:

  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

  • готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Регулятивные УУД:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • оценка успешности взаимодействия.

Познавательные УУД:

  • сравнение, выявление аналогии;

  • установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

овладение навыками коллективного творчества: преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях и способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Предметные результаты освоения курса «Театр» в 1 классе:

  • Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять главную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, свободно ориентироваться и воспринимать тексты разных стилей.

















Формы достижения воспитательных результатов

на занятиях курса «Театр»:

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1 класс

Театральные игры, тренинги

Познавательные беседы

Ознакомительные экскурсии в театр





-



-



Режим занятий: Расписание занятий строится из расчета одно занятие в неделю. Количество аудиторных занятий не превышает 50% от общего количества занятий. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также репетиционная деятельность обучающихся.

Формы подведения итогов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьес для свободного просмотра.



Ожидаемые воспитательные результаты реализации программы:



Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; освоение способов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимание партнера.

Результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты третьего уровня: получение школьником опыта социального общественного действия, овладение инструментами межличностного взаимодействия(ведение переговоров, выявление интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования).Умение представить собственные разработки заказчикам, зрителям, экспертам. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.



















Календарно - тематический план в 1 классе



Кол-во

часов

Кол-во

теор.\практич.

Аудит.

Неаудит.

Дорога в театр (6ч)



Вводное занятие: знакомство друг с другом, с правилами техники безопасности.



1







Как хорошо, что есть театр. Дорога в театр. Правила поведения в театре.

1





Зрители и актёры. Общественное назначение театра.

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

1





Дорога в театр. Экскурсия в здание театра.

1



1п



В театре. Как создаётся спектакль?

1



1 п



Путешествие в сказку. Выход в театр на детское представление.

1



1 п

Что такое театр (8ч)





От образа к театру.

1





От хоровода до театра.

2



2 т,п



Премьера сказки «Заюшкина избушка»

1



1 п



Таинственные превращения.

1



1 т,п



Наш бинокль (сюжетно-ролевая игра).

1



1 т,п



Театральный ритуал.

1



1 т, п



Театральные маски.

1



1 т,п



Наш театр (19ч)









Учимся актёрскому мастерству.

1



1 т, п



Премьера новогодней сказки «Волк и семеро козлят на новогодний лад»

1



1 п



Делаем декорации.

2



2 п



Углубление представления об образе спектакля и его компонентах: музыка и шумы.

1



1 т,п



Воспитание умения слушать и слышать собеседника.

1



1 т, п



Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений.

1



1 т, п



Премьера сказки «Жадная ежиха».

1



1 п



Воспитание культуры восприятия замечаний педагогов, одноклассников, родителей.

1



1 т, п



Развитие фантазии на основе трансформации образов предметного мира.

1



1 т, п



Элементы внешней техники актёра.

1



1 т, п



Генеральная репетиция сказки «Мама для мамонтёнка».

1



1 п



Премьера сказки «Мама для мамонтёнка».

1



1 п



Освоение позиции исполнителя - готовность выйти выполнить задание педагога.

1



1 т, п



Посещение театра: знакомство с настоящими артистами. Каким должен быть артист?

1



1 т, п



Разучивание песен и танцев к празднику. Репетиция с музыкальным сопровождением.

1



1 т, п



Выход в театр.

1



1 п



Генеральная репетиция сказки «Прощание с 1 классом».

1



1 п



Премьера представления «Прощание с 1 классом».

1



1 п





Содержание программы в 1 классе

Раздел 1 «Дорога в театр» (6ч)

Цель: пробудить у детей интерес к театру, увлечь их магией этого искусства.

Содержание: Знакомство друг с другом, с правилами техники безопасности. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Правила поведения в театре.

Знакомство с новыми понятиями: зрители, актер.

Игры: «Расскажи о себе», «Радиограмма» ,«Что ты слышишь?»

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»; Распределение ролей и создание образов героев сказки «Заюшкина избушка»;

Путешествие в сказку. Выход в театр на детское представление. Обсуждение увиденного представления.

Формы проведения занятий: деловая игра, подвижные игры, экскурсия, посещение театра

Раздел 2 «Что такое театр» (8ч)

Цель: Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

Содержание: Знакомство с новым понятием: театр, репетиция.

Репетиция сказки «Заюшкина избушка»;

Премьера сказки «Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят на новогодний лад». Репетиции сказки.

Изготовление костюмов и декораций к сказке

Игры: «Руки - ноги», «Наш бинокль», «Есть или нет»

Формы проведения занятий: деловая игра, подвижные игры, репетиции, театральная постановка сказки

Форма контроля: премьера спектакля «Заюшкина избушка»

Раздел 3 «Наш театр» (19ч)

Цель: Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом.

Содержание: Знакомство с новыми понятиями: актерское мастерство: мимика, жесты, пантомима; элементы внешней техники актёра: пластика, походка, воображение; декорации.

Премьера новогодней сказки«Волк и семеро козлят на новогодний лад».

Знакомство со сказкой «Жадная ежиха». Определение характера героев, распределение ролей. Разучивание песен к сказке. Репетиции. Премьера сказки «Жадная ежиха».

Знакомство со сказкой «Мама для мамонтёнка». Определение характера героев, распределение ролей. Разучивание песен и танцев к представлению. Репетиции. Премьера сказки «Мама для мамонтёнка».

Знакомство со сценарием «Прощание с 1 классом». Разучивание песен и танцев к празднику. Репетиция с музыкальным сопровождением. Генеральная репетиция праздника «Прощание с 1 классом». Изготовление костюмов и декораций к празднику. Проведение праздника «Прощание с 1 классом».

Игровые тренинги: «Передай позу», «Запомни фотографию», «Кто во что одет», «Дружные звери», «Дерево» и «корабль», «Телепаты», «Летает- не летает, растёт- не растёт», «Вышивание».

Формы проведения занятий: деловая игра, подвижные игры, репетиции, театральная постановка сказки

Форма подведения итогов реализации программы в 1 классе: премьера спектакля

Методическое обеспечение программы:

  1. Разработка занятий для 1-4 классов.

  2. Банк сценариев сказок, праздников.

  3. Банк пьес для постановки.

  4. Сборник театральных игр, тренингов.

  5. Методические рекомендации по изучению теоретического материала.

  6. Банк видеоматериалов.

  7. Сборник упражнений на дыхание.

  8. Сборник упражнений на релаксацию.

  9. Сборник игр на развитие невербальных средств общения.



Список использованной литературы



  1. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. - М.: Новая школа,1993

  2. Караманенко Т. Н. ,. Караманенко Ю. Г. «Кукольный театр - дошкольникам». Москва «Просвещение», 1982г.

  3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 - М.: Школьная пресса, 2000.

  4. Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. «Театрализованные игры в школе». Москва. «Школьная Пресса». 2000г.

  5. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев» - М: «Детская литература», 1989

  6. «Наш веселый Новый год» - новогодняя пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997

  7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001

  8. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Москва. Издательство «Аркти». 2002г.

  9. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». - М.: АРКТИ, 1997

ПРИЛОЖЕНИЕ



Театральные игры

ЭСТАФЕТА

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованное действий.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а)ЗНАКОМСТВО.

Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

б)РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок - «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Цель. Тренировать зрительное внимание.

Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).

Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все как было.

РУКИ-НОГИ

Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам - встать. Если руки подняты: по одному - опустить руки, по двум - сесть.

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

ЕСТЬ ЛИ НЕТ?

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?





ПЕРЕДАЙ ПОЗУ

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

КТО ВО ЧТО ОДЕТ?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную

память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

или для девочек:

Ждем мы твоего ответа: I

Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы - медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть одной ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

ТЕЛЕПАТЫ

Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок -«телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

Классный руководитель.

Упражнения этого цикла продолжают тренировать способности концентрировать и продолжительно удерживать внимание на мышечном аппарате. Образное содержание подключает фантазию и воображение, расширяя тренировочные задачи.

Упражнение «Дерево»

Исходное положение: свободная стойка, руки опущены.

Задание: представьте, что ваше тело - это окаменевший, замерзший ствол дерева. Весна. Согрелась почва. Дерево начинает оживать. Вот со¬грелись корни (ноги), теплый сок пошел по стволу вверх, оживляя ветки. Очень важно добиться ощущения разницы между теми участками , которые уже «ожили», и теми, которые еще «мертвы».

Когда процесс оживления доходит до рук, они поднимаются, словно распускаются листья, и дерево расцветает. Движение рук единственное в этом упражнении. Рисунок движения произвольный и зависит от того, какое дерево воображает студиец, какова его графика: мощные изломы дуба, плавность ивы, развесистость березы.

Затем дерево «увядает». В обратном порядке происходит его омертвение от пальцев рук. Руки при этом опускаются в пластике увядания через постепенное расслабление мышц. Упражнение можно делать с музыкой. Продолжительность упражнения не более двух минут.

Упражнение «Корабль»

Задание: представьте свое тело как большой корабль. Рисунок позы произвольный (по воображению).

Корабль тонет. Медленно погружается в воду. Верхняя часть еще ощущает солнце и воздух, нижняя скрылась под водой. Вот уже не виден весь корабль. Все глубже опускается он в пучину, все больше давление воды, все гуще темнота. Вот корабль лег на дно, погрузился в ил. Так пролежал он 300 лет, оброс водорослями, ракушками. Но вот корабль поднимается на поверхность. Медленно и тяжело отрывается он от грунта , преодолевая давление воды, поднимается.

Все больше света, все прозрачнее вода, вот после 300-летней тьмы «ощущает» солнце, голубое небо и вновь качается на волнах.

Все этапы жизни корабля ты должен ощутить своим телом: кожей, суставами, мышцами. Рисунок при этом прост. Приседаешь (тонешь), не меняя позы «корабль», а затем поднимаешься в исходное положение в пространстве.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ - НЕ РАСТЕТ

Цель. Развивать внимание, координацию.

Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не ле тает - опускают руки вниз. Если растет - поднимают руки вверх, не растет - охватывают себя двумя руками.

ВОРОБЬИ - ВОРОНЫ

Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Bo-о-ро-о…». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

ВЫШИВАНИЕ

Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, ним - «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ (ухо, нос, хвост)

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Beдущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает на нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.

ЯПОНСКАЯ МАШИНКА

Цель. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность.

Ход игры. Дети сидят в кругу и выполняют одновременно ряд движений:

• хлопают перед собой в ладоши;

• хлопают обеими руками по коленям одновременно (правой - по правому, левой - по левому);

• не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо -

вверх, одновременно щелкая пальцами;

Когда дети научатся действовать ритмично и синхронной в разных темпах, каждому ребенку предлагается запомнить свой порядковый номер начиная с 0. Машинка вновь включается, и дети по порядку номеров на каждый щелчок называют свой номер. На следующем этапе на щелчок правой руки участник игры называет свой номер, а на щелчок левой - любой номер, который задействован в игре, передавая таким образом ход другому ребенку, и т.д. ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.

Ход игры.

Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий задает любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вторым - ребенок с буквой «о» и последним - ребенок с буквой »т» . Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.





2. Специальные театральные игры





Игры с предметами быта и игрушками:

Выбрать любой предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился. Определить, какой у него характер, какое настроение в данный момент.

Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.

Придумать и воспроизвести беседу, которую ведут листик, камень, прищепка и т.д.

«Театр всевозможного». Каждый предмет обыграть в небольшой сценке, придуманной самим. Передать характер предмета-образа.

Принести из дома любимую игрушку. Показать ее детям и рассказать, какой у нее характер, что она любит.

Предложить двум детям побеседовать от имени игрушек

Устроить импровизированный концерт, исполняемый игрушками.





Творческие задания на развитие пантомимики:

Показать, как Коза. Баба Яга, Красная Шапочка и др.

смотрится в зеркало;

пробует любимое блюдо;

пробует нелюбимое блюдо;

выслушивает комплименты;

выслушивает замечания;

садится на стул.

Диалоги-пантомимы:

разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга;

разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому;

Загадки-пантомимы:

в магазине - отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов

в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке

отгадать профессии (по характерным движениям и позе)

отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)

отгадать настроение.

отгадать, какая погода на улице





Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

Показать частями тела:

как твои плечи говорят: «я горжусь».

как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».

как твой палец говорит: «иди сюда».

как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»

как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»





Этюды на развитие творческого воображения:

Перевернутый ящик - телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят передачу. Кто какую передачу смотрит?

Подойти к стулу и рассмотреть его, будто это:

королевский трон

аквариум с экзотическими рыбками

костер

куст цветущих роз.

Передать книгу друг другу так, как будто это:

кирпич

кусок торта

бомба

фарфоровая статуэтка.

Взять со стола карандаш так, как будто это:

червяк

горячая печеная картошка

маленькая бусинка.

Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

Выполнять различные действия:

чистить картошку

нанизывать бусы на нитку

есть пирожное

• Игра «Зеркало»-в парах.





Этюды на общение:

Куклы встречаются друг с другом, здороваются. Спрашивают друг друга о здоровье, прощаются.

Одна кукла нечаянно толкнула другую, просят прощение.

Кукла празднует день рождения, остальные поздравляют, дарят подарки, извиняются за опоздание, за пролитый компот.





Специальная театральная игра: «Посмотри, что я делаю?»

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике;

вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.





Специальная театральная игра: «Одно и тоже по-разному»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:





а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.





II группа - задание «идти». Возможные варианты:





а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.





III группа - задание «бежать». Возможные варианты:





а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.





IV группа - задание «размахивать руками».Возможные варианты:





а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.





V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:





а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.





Специальная театральная игра: «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

Специальная театральная игра: «Игры на превращение»

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.





Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер.

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

Цель. Та же.

Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Цель. Та же.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.

Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.









3. Игры на развитие двигательных способностей





МУРАВЬИ

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

КАКТУС И ИВА

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

ПАЛЬМА

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

• «Завяли листочки»: уронить кисть.

• «Ветви»: уронить руку от локтя.

• «И вся пальма»: уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде »дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

ШТАНГА

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

БУРАТИНО И ПЬЕРО

Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок - надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены второй - «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе - выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»

СНЕГОВИК

Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит:«Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

БАБА-ЯГА

Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.

Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар! Вышла на лужайку - испугала гайку! (Дети продолжают бежать)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.)

КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры.

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук - лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

(В. Викторов)

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.

ГИПНОТИЗЕР

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит:

«Спите, спите, спите... Ваши голова,

руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

HE ОШИБИСЬ

Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД

Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.

Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.

ПОЙМАЙ ХЛОПОК

Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ

Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.

Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети - в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы - Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).

СЧИТАЛОЧКА

Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.

Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.

Раз, два - острова Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова.

Три, четыре - мы приплыли

Пять, шесть - сходим здесь

Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения в направлении от себя. Два хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч), левой - ладошкой вверх (подбрасываем мяч).

Семь, восемь - сколько сосен!





Два хлопка, правая рука вытягивается вверх, затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука. Два хлопка, средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».

БАБУШКА МАЛАНЬЯ

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого - водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

(Идут по кругу и поют.)

Семь дочерей,

(Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте.)

Семь сыновей,

Все без бровей!

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)





Ничего не ели,

Целый день сидели.

На него (нее) глядели, Делали вот так...

ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ

Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.

Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.

Шея есть - стоять прямо, показывая длинную шею.

Шеи нет - поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.

Заводная кукла.

Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.

Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.

Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, назад - на вторую четверть.

Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую длительность).

Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.

Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.

Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.

Такт 6. Вправо, влево, прямо.

Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.

Такт 8. Влево, вправо, прямо.

Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.

Такт 10. К правому, к левому, прямо.

Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.

Такт 12. К левому, к правому, прямо.

Такт 13. Движение как в 1-м такте.

Такт 14. Движение как во 2-м такте.

Такт 15. Движение как в 3-м такте.

Такт 16. Голову прямо на 1-ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить голову и руки - завод кончился.

ТЮЛЬПАН

Цель: Развивать пластику рук.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

Утром тюльпан раскрывается - соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.

На ночь закрывается - Соединяя ладони, опустить руки вниз.

Тюльпанное дерево - внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.

Раскидывает свои ветви - руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.

И осенью листики опадают - повернуть ладони вниз и мягко опустить вниз, чуть перебирая пальцами.

ОСЬМИНОГ

Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.

Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.





МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ

Цель. Развивать ловкость, координацию движений.

Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мокрые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее выбраться к маме в лес...

1. Правой вперед, затем левой

2. К себе, к себе

3. В стороны, в стороны

4. К себе, к себе

5. Правую руку вперед,

левую ногу - назад





Не поднимая головы, вытянуть вперед правую руку по полу, потом левую руку.

По очереди вернуть руки в исходное положение.

Вытянуть руки по полу в стороны: сначала правую, потом левую. По очереди вернуть руки в исх. п. Опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад.









ЗМЕИ

Цель. Развивать чувство ритма, пластику рук.

Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:

На охоту собираясь, На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.

Ползут змеи, извиваясь. На каждый слог то же движение,

но поднимая руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».

ЕЖИК

Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.

1. Ежик съежился, свернулся,

2. Развернулся...

3. Потянулся.

4. Раз, два, три, четыре,

пять...

Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.

Согнуть ноги в коленях, прижать к животу, обхватить их руками, нос в колени. Вернуться в исх. п. Поворот на живот через правое плечо.

Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.

5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.

ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ

Цель. Развивать гибкость, пластическую выразительность.

Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид выдыхания).

ПАНТЕРЫ

Цель. Та же.

Ход игры. Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой.

МАРИОНЕТКИ

Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку - быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

СКУЛЬПТОР

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой - роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

В «ДЕТСКОМ МИРЕ»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.

КТО НА КАРТИНКЕ?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

ЗЕРНЫШКО

Цель. Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.

Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.

ЦЫПЛЯТА

Цель. Та же.

Ход игры. Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки...

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.

Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).

ПОДАРОК

Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.

Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д.Шостаковича.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А.Джойса.

УТРО

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...

Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.

БАБОЧКИ

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д.Кабалевского

ГОРОД РОБОТОВ

Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие...

Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С.Лрокофьева).

ФАКИР И ЗМЕИ

Факир играет на дудочке, и спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь.

Музыкальное сопровождение: «Арабский танец» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского.

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.

Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь» («Карнавал животных», муз. К.Сен-Санса).

В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ

В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб...

Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных» ), муз. К.Сен-Санса.

В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ

В подводном дворце морского царя Русалочка танцует в окружении рыб и медуз, крабов и морских звезд, раковин и кораллов...

Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г.Хольста.У ВОЛШЕБНИЦЫ АНИТРЫ

В далекой и таинственной стране, где властвует прекрасная Анитра, она и ее подданные завлекают и заколдовывают путников, случайно попавших в эту страну...

Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт», муз. Э.Грига.

В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ

В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись от сна, начинают двигаться и танцевать.

Игры на восприятие музыкального произведения.

• Дети слушают музыку и рисуют. Рисовать можно так, как ребенок чувствует, выбирая любой цвет, технику изображения.

• Движения под музыку с любыми атрибутами (ленточки, шары, флажки, цветы…)

• Детям предлагают различные по цвету и форме тряпочки, к которым прикреплены две веревки. Держа эти тряпочки за веревки, ребенок может ими манипулировать, как куклами-марионетками. «Ожившие» тряпочки танцуют под музыку.









3 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ





ИГРА СО СВЕЧОЙ

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только за-

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

1. Веселый пятачок:

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты,

мягкое небо поднято, гортань опущена).

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо - влево.

2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо - влево, вверх - вниз, по кругу.

3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4. Уколы. Острым кончиком зыка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть

неподвижна.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ

С МЯГКОЙ АТАКОЙ

БОЛЬНОЙ ЗУБ

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

КАПРИЗУЛЯ

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар - бом! И отзвук - ммм... БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! БУммм - БОммм! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн! ДИньнь - ДОннн!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напева¬ют колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».





Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

1. Звуки улицы.

Внимательно послушай и отгадай, что там сейчас происходит (птицы поют, собаки лают, дети играют, машины проезжают, идет дождь и т.д. Это «большой круг» внимания.

2. Звуки помещения.

Вслушайся в звуки, которые окружают нас в данном помещении (чьи-то шаги, голоса, шум электричества…) Это «средний круг» внимания.

3. Звуки внутри нас.

Вслушайся в звуки, которые живут внутри нас (дыхание, биение сердца…) Это «малый круг» внимания.

В процессе проведения таких упражнений важно научить детей внимательно слушать и определять различные звуки. Такие задания стимулируют развитие внимания, воображения, фантазии, речи.

Прослушать запись театральных шумов и отгадать, что происходит:

• Какая погода на улице?

• Какая машина проехала?

• Где сейчас мама на кухне или в ванной?

• Отгадать, кто пришел? (по шагам)

• Отгадать, где находится Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на берегу моря…

• Придумать и рассказать:

-О чем беседуют собаки?

-Почему котенок плачет?

-Почему пищит щенок?

Можно усложнить задание: послушать, угадать и изобразить.





Список использованной литературы



  1. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва. Издательство «Аркти». 2002г.

  2. Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко «Кукольный театр - дошкольникам». Москва «Просвещение», 1982г.

  3. Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева «Театрализованные игры в школе». Москва. «Школьная Пресса». 2000г.

  4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 - М.: Школьная пресса, 2000.

  5. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». - М.: АРКТИ, 1997

.

  1. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. - М.: Новая школа,1993



  1. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001





  1. «Наш веселый Новый год» - новогодняя пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997



  1. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»









































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал