- Учителю
- Рабочая программа по Музыке Алеев, Кичак 3 класс
Рабочая программа по Музыке Алеев, Кичак 3 класс
Музыка.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Н.И. «Музыка» (УМК «РИТМ») и предназначена для третьего класса четырехлетней начальной школы.
Предмет Музыка входит в образовательную область - «Музыка».
Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39» на изучение курса «Музыка» в 3 классе отводиться 34 часа: 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Количество часов в I четверти - 8 ч.
во II четверти - 7 ч.
в III четверти - 10 ч.
в IV четверти- 9 ч.
Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:
-
Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.1: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. - 79, [1] с.: ил.
-
Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.2: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - 7-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. - 63, [1] с.: ил.
-
Музыка. 3 кл: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - 6-изд., перераб. - М.: Дрофа, 2016. - 95 [1] с.: ил.
-
Музыка. 3 кл: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие [текст]/ Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2007. - 199, [1] с.: нот.
-
Музыка. 3 кл: Аудиоприложение к учебнику mp3 [электронный ресурс] / В.В. Алеев - ООО Дрофа, 2016.
-
Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 3-изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 107, [5]с.
Общая характеристика учебного предмета.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечивают понимание обучающимися неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицировали, музыкально - пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений. Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилением общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний». Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») не снижает самоценности предмета.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов - классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Цель предмета:
Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: - научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Основное содержание учебного предмета
Тема года: «Музыкальная прогулка»
Урок №1. Картины природы в музыке
Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии. Музыкальный материал: К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Волшебная палочка» (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. «Оранжевая песенка» (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синявского. «Родная песенка» (пение).
Урок №2. Может ли музыка «нарисовать» портрет
Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера. Музыкальный материал: К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» (ф-т) (слушание); «Кукушка» швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто «Любитель-рыболов» (пение).
Урок №3. В сказочной стране гномов
Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трёхчастной форме. Специфические особенности трёхчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст. Музыкальный материал: Э. Григ «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии «Тролли» (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского «Смешной человечек» (пение, импровизация).
Урок №4. Многообразие в единстве: вариации.
Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития. Музыкальный материал: П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание); «В сыром бору тропина» русская народная песня (пение).
Урок №5. «Дела давно минувших дней…»
Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного. Музыкальный материал: М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).
Урок №6. «Там русский дух... там Русью пахнет!»
Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности. Музыкальный материал: Т. Чудова. «Протяжная» из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть, фр-т (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места» (пение).
Урок №7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов - русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев - в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты. Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Ледовое побоище»; «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение).
Урок №8-9. Бег по кругу: рондо
Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания. Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Ярость из-за потерянного гроша» фр-т (слушание); М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Весёлое рондо (пение, театрализация).
Урок №10-12. Какими бывают музыкальные интонации
Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами. Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях. Музыкальный материал: Л. Бетховен. «Гремят барабаны» (слушание); В. А. Моцарт. Концерт №21 для фортепиано с оркестром, II часть (слушание); М. Мусоргский. «С куклой», из вокального цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферана. «Барабан» (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. «Зима» (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Добрый день!» (пение).
Урок №13. Знаки препинания в музыке
Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций. Музыкальный материал: Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. «Счастье» (пение).
Урок №14. «Мороз и солнце, день чудесный…»
Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Кабы не было зимы» (пение, импровизация).
Урок №15-16. «Рождество Твое, Христе Боже наш…»
Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.
Музыкальный материал: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством», I действие (слушание); В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. «Песенка о снежинке» (пение).
Урок №17. Колокольные звоны на Руси
Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов. Музыкальный материал: Ростовские колокольные звоны (слушание); Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание); «Колокольный звон» музыка и стихи неизвестного английского автора (пение); Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. «Колокольчик мой хрустальный» (пение).
Урок №18. Музыка в храме
Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений. Музыкальный материал: М. Мусоргский. Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); П. Чайковский. «В церкви» из «Детского альбома» (слушание); «Небо и земля» народное песнопение (пение).
Урок №19. М.И. Глинка - основоположник русской классической музыки
Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки. Музыкальный материал: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи В. Забилы. «Ты, соловушка, умолкни» (пение); М. Глинка. «Арагонская хота», обработка для детского оркестра Т. Бейдер, фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).
Урок №20. Что такое патриотизм?
Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. «Патриотическая песня» (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. «Гляжу в озёра синие» (пение).
Урок №21. Русский национальный герой Иван Сусанин
Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения. Музыкальный материал: М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).
Урок №22. Прощай, Масленица!
Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. «Проводы зимы» (пение); «Перед весной» русская народная песня, обработка В. Попова (пение).
Урок №23-24. Музыкальная имитация
Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший приём полифонического письма. Роль имитации в форме фуги. Музыкальный материал: С. Ляховицкая. «Дразнилка» (слушание); В. Шаинский. «Весёлая фуга» (слушание); «Со вьюном я хожу» русская народная песня (пение).
Урок №25. Композиторы - детям
Мир сказочных образов, игр и забав в музыке для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Музыкальный материал: С. Прокофьев. «Пятнашки» из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание); В. А. Моцарт. «Детские игры» (пение).
Урок №26. Картины, изображающие музыкальные инструменты
Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.
Художественный материал:
Живопись
Караваджо. «Лютнист»;
Ф. Гварди. «Концерт»;
Д. Тенирс. «Концерт семьи Тенирс на террасе»;
О. Ренуар. «Урок игры на гитаре».
Музыка
Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни, слушание);
Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);
Ф. Таррега. «Воспоминания об Альгамбре» (звучание гитары, слушание).
Песенный репертуар:
Б. Окуджава. «Музыкант» (слушание, пение).
Урок №27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам. Музыкальный материал: «Много песен мы споем» венгерская народная песня (пение).
Урок №28. Струнные смычковые инструменты
Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое звучание. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание); А. Дворжак. Мелодия (слушание); Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание); Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка» (пение).
Урок №29-30. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами). Музыкальный материал: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. «В мире много сказок» (пение).
Урок №31. Вечная память героям. День Победы
Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа. Музыкальный материал: Р. Шуман. «Грезы» из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. «День Победы» (слушание, пение); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. «Аист на крыше» (пение); «Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня (пение).
Урок №32. Легко ли быть музыкальным исполнителем?
Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Музыкальный материал: А. Зацепин, стихи А. Дербенева. «Волшебник» (пение); М. Минков, стихи Ю. Энтина. «Да здравствует сюрприз!» (пение).
Урок №33. Выдающиеся музыканты-исполнители
Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами - С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении. Музыкальный материал: С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание); К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра» фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание); М. Мусоргский. Сцена с Юродивым из оперы «Борис Годунов» фрагмент (в исполнении И. Козловского, слушание); немецкая народная песня «Музыканты» (пение).
Урок №34. Концертные залы мира
Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира - Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт-Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт-холл (Англия). Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского). Музыкальный материал: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание); песенный материал по выбору учителя (учащихся).
Результаты освоения учебного предмета.
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 3 класса;
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 3 класса);
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
- владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);
- подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 3 класса;
- знание имен, выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. РимскийКорсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов (с учетом требований учебника для 3 класса);
- умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы - трехчастная, рондо, вариации);
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;
- проявление навыков вокальнохоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки -, а также несложные элементы двухголосия - подголоски).
Обучающийся научится:
-
демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
-
проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
-
выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
-
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
-
знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П. Чайковский, В. Моцарт, А. Бородин, Н. Римский- Корсаков, М. Глинка);
-
уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
-
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
-
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
-
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодии.
1.
Картины природы в музыке.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении.
07.09
2.
Может ли музыка «нарисовать» портрет?
Комбинированный урок
1
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
14.09
3.
В сказочной стране гномов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. Распознавать художественный смысл трехчастной формы. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом.
21.09
4.
Многообразие в единстве: вариации.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. Распознавать художественный смысл вариационной формы.
28.09
5.
«Дела давно минувших дней…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу.
05.10
6.
«Там русский дух… там Русью пахнет!»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
12.10
7.
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.
19.10
8.
Бег по кругу: рондо.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Распознавать художественный смысл формы рондо. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом.
26.10
9.
Контрольное тестирование по разделу.
Комбинированный урок
1
09.11
10.
Какими бывают музыкальные интонации.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Определять жизненную основу музыкальных интонаций в рамках произведений драматического и лирического характера.
3.Импровизировать в соответствии с заданными критериями (исполнять ритм барабанной дроби или сигнала)
16.11
11.
Какими бывают музыкальные интонации.
Урок закрепления знаний
1
23.11
12.
Какими бывают музыкальные интонации.
Урок обобщения и систематизации знаний
1
30.11
13.
Знаки препинания в музыке.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
07.12
14.
«Мороз и солнце, день чудесный…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении музыкальной речи. Импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (музыкально-ритмические движения, танцевальная импровизация).
14.12
15.
«Рождество Твое, Христе Боже наш…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выражать свое эмоциональное отношение к образам исторического прошлого в рисунке.
21.12
16.
Контрольная работа по разделу.
Комбинированный урок
1
11.01
17.
Колокольные звоны на Руси.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении.
18.01
18.
Музыка в храме.
Урок закрепления знаний
1
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении. Различать настроения и чувства, выраженные в музыке.
25.01
19.
М.И. Глинка - основоположник русской классической музыки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Рассуждать об отечественной музыке с учетом критериев, приведенных в учебнике. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах.
01.02
20.
Что такое патриотизм?
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России.
08.02
21.
Русский национальный герой Иван Сусанин.
Урок закрепления знаний
1
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Сравнивать произведения разных жанров на основе критериев, заданных в учебнике. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах.
15.02
22.
Прощай, Масленица!
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации.
22.02
23.
Музыкальная имитация.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Определять полифоническую форму в музыке. Разыгрывать простые музыкальные пьесы, основанные на приеме имитации.
01.03
24.
Контрольное тестирование по разделу.
Комбинированный урок
1
15.03
25.
Композиторы детям.
Комбинированный урок
1
Различать настроения, выраженные в музыке. Различать маршевость в музыке.
22.03
26.
Картинки, изображающие музыкальные инструменты.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу да гамба, гитару, а также узнавать на слух звучание лютни и гитары. Сравнивать содержание живописных и музыкальных произведений на уровне темы, сюжета, настроения.
05.04
27.
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Участвовать в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания.
12.04
28.
Струнные смычковые инструменты.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Узнавать по изображению музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых; определять их выразительные особенности. Определять на слух звучание струнного ансамбля.
19.04
29.
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры; определять на слух их тембровую окраску. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Сравнивать различные музыкальные интонации. Различать маршевость в музыке.
26.04
30.
Контрольное тестирование по разделу.
Комбинированный урок
1
03.05
31.
Вечная память героям. День Победы.
Комбинированный урок
1
Размышлять о роли музыки в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в пении. Проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
10.05
32.
Легко ли быть музыкальным исполнителем?
Комбинированный урок
1
Передавать в собственном исполнении (пении) различные музыкальные образы. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Импровизировать (танцевальная, театральная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Узнавать по изображениям названия ранее изученных произведений и их создателей.
17.04
33.
Выдающиеся музыканты-исполнители.
Комбинированный урок
1
Узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей. Осуществлять первые опыты анализа исполнительских интерпретаций.
24.05
34.
Концертные залы мира.
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Узнавать по изображениям ведущие концертные залы мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Определять жанровые особенности инструментального концерта в соответствии с критериями, представленными в учебнике.
31.05
Материально - техническое обеспечение учебного предмета.Учебно - методический комплект (УМК) для 3 класса:
-
Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.1: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
-
Музыка. 3 кл. В 2ч. Ч.2: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
-
Музыка. 3 кл: Рабочая тетрадь: пособие для общеобразоват. учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - 6-изд., перераб. - М.: Дрофа, 2016.
-
Музыка. 3 кл: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2007. с.: нот.
-
Музыка. 3 кл: Аудиоприложение к учебнику mp3 / В.В. Алеев - ООО Дрофа, 2016.
-
Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 3-изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.
к
к
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Набор сюжетных картин «Времена года»
Д
Многоразового использования
Электронное приложение к учебнику «Музыка» 3 класс (Диск CD-ROM).
Д
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособления для крепления таблиц
Д
Размер 450 x120 см
Магнитная доска
Д
150 x100 см
Персональный компьютер
Д
В наличии
Телевизор
Д
В наличии
Аудимагнитофон
Д
В наличии
Экранно-звуковые пособия
«Живые организмы морей и океанов»,
«Круговорот воды в природе».
«Голоса птиц», «Звуки природы: пение дельфинов, шум дождя, грозы»
Д
Д
Демонстрационные пособия
Аудиозаписи музыкального сопровождение к урокам.
Д
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (презентации к урокам).
Д
Плакаты по основным темам естествознания - магнитные или иные.
Д
«Овощи», «Фрукты», «Насекомые»,
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).
Д
«Муляжи фруктов и овощей»
Литература.
-
Арсенина Е.Н. Музыка 1-4 классы.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г
-
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
-
Дмитриева Л.Г. Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
-
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М, Академия, 2001г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М. Владос,2003г.
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 176с.
-
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, М/МЕДИА
1. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
2. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/</</font>
Приложение
Примерные вопросы текущего тестирования
Тест №1
1. Это слово в переводе с латинского означает изменение: а) звукоподражание;
б) вариации;
в) прелюдия;
г) рондо.
2. Какая русская народная песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского:
а) Солнышко;
б) Чайка в море;
в) Во поле берёза стояла;
г) Веснянка.
3. Музыкальная форма, в которой три части (А+В+А) называется: а) рондо;
б) вариации;
в) двухчастная;
г) трёхчастная.
4. Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется:
а) контраст;
б) прелюдия;
в) ритм;
г) мажор.
5. Небольшое инструментальное произведение называется:
а) соната;
б) песня;
в) прелюдия;
г) концерт.
6. Подражание в музыке определённому голосу или звукам природы называется:
а) минор;
б) метр;
в) четверть;
г) звукоподражание.
7. Определи, какое звучит произведение: а) К. Дакен «Кукушка»;
б) К. Дебюсси «Ветер на равнине»;
в) Э. Григ «Шествие гномов»;
г) С. Прокофьев «Джульетта-девочка».
Тест №2
1. Трудовые, хороводные, шуточные, плясовые песни, былины - это:
а) народная музыка
б) церковная музыка
в) светская музыка
2. Оперы, балеты, произведения для скрипки, фортепиано и других инструментов - это:
а) народная музыка
б) церковная музыка
в) светская музыка
3. Основоположником русской классической музыки является:
а) Н.А. Римский-Корсаков
б) М.П. Мусоргский
в) М.И. Глинка
4. Кто из композиторов написал оперу о русском национальном герое Иване Сусанине?
а) П.И. Чайковский
б) М.И. Глинка
в) А.П. Бородин
5. Повторение музыкального мотива в другом голосе называется:
а) музыкальная интонация
б) музыкальная имитация
в) музыкальная форма
6. Какой жанр в переводе с латинского языка означает «бег, бегство»:
а) соната
б) этюд
в) фуга
7. Подчеркни композиторов, писавших музыку для детей:
А.П. Бородин, В.А. Моцарт, Р. Шуман, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Й. Гайдн, .С. Прокофьев. Д.Б. Кабалевский.
8. Опиши свои впечатления о прослушанной музыке.
Тест №3
1. Подчеркни, из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр: а) струнно-щипковые;
б) струнно-смычковые;
в) деревянные духовые;
г) клавишные;
д) медные духовые;
е) ударные.
2. Кто из ниже названных композиторов сочинил музыкальную сказку «Петя и волк»:
а) Д. Кабалевский;
б) С. Прокофьев;
в) П. Чайковский.
3. Литавры и большой барабан изображают в музыкальной сказке:
а) птичку;
б) Петю;
в) выстрел охотников.
4. Группа каких музыкальных инструментов начинает музыкальную сказку «Петя и волк»:
а) струнно-смычковые;
б) деревянные духовые;
в) медные духовые.
5. В калейдоскопе букв найди и выдели названия четырёх деревянных духовых инструментов, изображающих интонации Птички, Утки, Кошки и Дедушки:6. Определи какого героя изображает этот инструмент. Назови его.
Тест №4
1.Подражание в музыке определённому голосу или звукам природы называется:
а) прелюдия;
б) звукоподражание;
в) контраст.
2. Музыкальная форма, в которой три части называется:
а) рондо;
б) вариации;
в) трёхчастная.
3. Кто из композиторов написал фортепианную пьесу «Шествие гномов»:
а) Э. Григ;
б) К. Дакен;
в) С. Прокофьев.
4. Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется:
а) прелюдия;
б) звукоподражание;
в) контраст.
5. Произведение искусства величественно-спокойного, величественно-героического характера называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
6. Оперный фрагмент, исполняемый певцом в сопровождении оркестра называется:
а) песня;
б) ария;
в) рондо.
7. Кто из русских композиторов написал симфонию, которая называется «Богатырской»?
а) П. Чайковский;
б) А. Бородин;
в) М. Глинка.
8. Произведение искусства, которое выражает чувства человека, его душевные переживания называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
9. Кто из композиторов написал кантату «Александр Невский»?
а) Э. Григ;
б) А. Бородин;
в) С. Прокофьев.
10. Произведение искусства, которое отражает напряжённые события, борьбу называется:
а) лирическое произведение;
б) эпическое произведение;
в) драматическое произведение.
11. Эта музыкальная форма в переводе с французского означает круг:
а) рондо;
б) вариации;
в) трёхчастная.
12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?
а) М. Мусоргский. «С куклой»;
б) К. Дакен. «Кукушка»;
в) П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке».