7


  • Учителю
  • КТП по музыке 2 класс Школа России

КТП по музыке 2 класс Школа России

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

«Вольновская средняя школа»





УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ «Вольновская СШ»

_________________ Н.В. Редько

«______» ____________2016 г.







Рабочая программа

по предмету «музыка»

на 2016-2017 учебный год

класс:2







Разработчик программы:

Бабий Нина Александровна,

учитель начальных классов









с. Вольное

2016 г.



2.Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Е. Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания -формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

• развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

• накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Творческий подход учителя музыки к данной программе -залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

4.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа -во II-IV классах).

5.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

6.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его

духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

</ - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.









7.Содержание программного материала

Тема раздела: «Россия - Родина моя» (3 ч.)

Урок 1. Мелодия.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки - инструментальная.Песенность.

Композитор - исполнитель - слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано).

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.

Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

Урок 5. Природа и музыка. Прогулка.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Урок 6. Танцы, танцы, танцы…

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины.

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация - источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.

Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 9. Обобщающий урок

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм» (7 ч.)

Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Урок 11. Русские народные инструменты. НРК. Инструменты Ямала.

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

Урок 12. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата.

Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.

Урок 13. Молитва.

Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

Урок 14. С Рождеством Христовым!

Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские песнопения.

Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику Нового года.

Урок 16. Обобщающий урок

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Урок 17. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.

Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 18. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 19. Проводы зимы. Встреча весны. Вороний праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Праздники народов Севера.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 20. Детский музыкальный театр. Опера.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Урок 21. Балет.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров - балет.Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.

Урок 22. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 23. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Урок 24. Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,

хоровая, оркестровая.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Увертюра к опере.

Урок 25. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Урок 26. Инструменты симфонического оркестра.

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.

Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)

Урок 27. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Урок 28. «Звучит нестареющий Моцарт».

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Урок 29. Симфония №40. Увертюра.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

Урок 30. Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!

Интонация - источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор - исполнитель - слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

Выразительность и изобразительность в музыке

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

Урок 32.Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Урок 33. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

Урок 34. Итоговый урок «Мелодия - душа музыки». Прослушивание музыкальных произведений.

Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).

Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.

Музыкальный материал 2 КЛАСС (34 ч)

Раздел 1. «Россия - Родина моя»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал - фортепиано.

Музыкальный материал

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.

«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.

«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.

«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.

Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».

«Наигрыш». А. Шнитке.

Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».

«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.

«Камаринская». П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные.

Масленичные песенки.

Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.

«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.

«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.

«Колыбельная». Б. Флис - В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

«Песня жаворонка». П. Чайковский.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.

«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.

«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.

«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.

«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А.



Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 2 класс».





























Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)











Понятия

Предметные

результаты



«Россия-Родина моя» (3ч.)









1.



Мелодия - душа музыки

(М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»,

Г Струве «Моя Россия»)

Стр. уч-ка 8-9

Характерные особенности русской музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Композитор- исполнитель- слушатель.

Мелодия, музыкальный пейзаж, песенность, композитор

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; умение понимать содержание, интонационно-образный строй произведения

2.



Композитор-исполнитель-слушатель

(М.Глинка «Патриотическая песня», Ю.Чичков,сл. К.Ибряева «Здравствуй, Родина моя»

А.Александров, сл. С. Михалкова Гимн РФ)

Стр.уч-ка 10-11, 14-15

Стр. тетради 4-5

Кто создает музыку (композитор, исполнитель, слушатель)

Песня.

Куплетная форма.

композитор, исполнитель, слушатель,

песня,гимн

Знание основных закономерностей муз. искусства; усвоений новых понятий.

Формирование устойчивого интереса к музыке через различные виды муз.-творческой деятельности (пение, слушание и обсуждение, пластическое интонирование.)

3.



Песни о моей Родине.

( Г. Струве «Моя Россия», Ю.Чичков,сл. К.Ибряева «Здравствуй, Родина моя»)

Музыкальная азбука.

(Р.Роджерс

«До,ре.ми» из мюзикла «Звуки музыки»)

Стр.уч-ка12-13

Стр.тетради 6-7

Знакомство и нотной азбукой

Мелодия. Аккомпанемент.

Запев. Припев.

Ноты. Нотный стан. Скрипичный ключ.

Умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

День, полный событий (6 ч.)











4.



Музыкальные инструменты (фортепиано)

(Звучащие картины.)

Стр. уч-ка 18-19

Стр. тетради 8-9

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С Прокофьева

Фортепиано. Форте. Пиано. Пианист. Рояль. Пианино.

Формирование представления о о роли музыки в жизни человека. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

5.



Природа и музыка. Прогулка

стр.уч-ка 20-23

стр. тетради 10-11

Природа в музыке. Своеобразие музыкального языка композиторов.

Их сходство и различие.

Песенность. Маршевость.

Интонация и ритм шага.

Регистр

Формирование основ музыкальной культуры. Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке разного характера

6.



Танцы, танцы, танцы…

Стр уч-ка 24-25

Стр. тетради 14

Ритмические и интонационные особенности разных танцев

Танцевальные ритмы

формирование представления о роли музыки в жизни человека;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям

7.



Эти разные марши. Звучащие картины.

Стр. уч-ка 26-29

Стр. в тетради 15

Маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений.

Интонация шага. Ритм марша.

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

8.



Расскажи сказку. Колыбельные.

Мама.

Стр. уч-ка 30-35

Сказка в музыке.

Особенности жанра колыбельной песни.

Мелодия. Аккомпанемент. Вступление. Фраза. Темп. Динамика.

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных жанров

9.



Музыкальная азбука.

Стр. тетради 10-13

Чувствовать и определять сильную долю.

Ритм. Длительности.

Такт. Тактовая черта. Музыкальный размер.

формирование устойчивого интереса к музыке;

знание основных понятий музыкального искусства.

«О России петь - что стремиться в храм» (6 ч.)











10.



Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Стр. 38-41

Интонации различных колокольных звонов.

Тембры колоколов. Набат. Трезвон. Благовест.

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира;

11.



Святые земли Русской. Князь Ал. Невский.

Стр. уч-ка 42-43

Стр. тетради 16-17

Воплощение образа святого в искусстве.

Кантата. Хор.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

12.



Сергий Радонежский.

Стр. уч-ка 44-45

Стр. тетради 16-17

Сходство и различие народных и духовных песнопений

Народные песнопения

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке религиозной традиции.

13.



Молитва.

Стр. уч-ка 46-47

Стр. тетради 17

Особенности жанра молитвы.

Молитва. Хорал.

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии

14.



С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.

Стр. уч-ка 48-51

Суть праздника Рождество Христово.

Народное песнопение.

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 ч.)











15.



Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

Разыграй песню.

Стр. уч-ка 54-61

Фольклор-народная мудрость.

Фольклор. Оркестр русских народных инструментов. Пляска. Наигрыш. Вариация.

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

16.



Музыка в народном стиле.

Сочини песенку.

Стр. уч-ка 62-65

Стр. тетради 19

Особенности музыки в народном стиле.

Напев. Наигрыш. Регистр. Мотив. Выразительность.

формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

17.



Проводы зимы.

Стр. уч-ка 66-67

Особенность русского праздника.

Обряд.

формирование представления о роли музыки в жизни человека;

формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

18.



Встреча весны

Стр. уч-ка 68-69

Стр.тетради 18

Традиции народного музицирования.

Песни-заклички

формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

В музыкальном театре (5 ч.)











19.



Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера.

Стр. уч-ка 70-75

Волшебный мир театра.

Особенности театральных жанров.

Музыкальный театр. Опера.

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

20.



Балет.

Стр. уч-ка 76-77

Стр. тетради 20-21

Характерные особенности жанра балета.

Балет. Балерина. Танцор.

умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций

21.



Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Стр. уч-ка 78-81

Что выражает дирижерский жест.

Дирижер. Дирижерский жест. Симфонический оркестр.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

22.



Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Стр. уч-ка 82-85

Стр. тетради 22-23

Элементы оперного спектакля.

Действие. Солист. Хор. Контраст. Канон.

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

23.



Увертюра. Финал.

Стр. уч-ка 86-87

Музыкальные темы-характеристики главных действующих лиц.

Увертюра. Финал оперы.

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

В концертном зале. (5 ч.)











24.



В концертном зале. Симфоническая сказка

Стр. уч-ка 88-91

Жанровое многообразиеинструментальной и симфонической музыки.

Симфоническая сказка. Тема. Тембр.

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;

25.



Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк»

Стр. уч-ка 92-93

Стр. тетради 24-25

Восприятие сказки целиком.

Партитура

Формировать умение узнавать тембры музыкальных инструментов и сопоставлять их с образами симфонической сказки.

26.



«Картинки с выставки».

Стр. уч-ка 94-97

Особенности жанра фортепианной сюиты.

Фортепианная сюита

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

27.



«Звучит нестареющий Моцарт»

Стр. уч-ка 98-99

Особенности стиля музыки Моцарта.

Симфония.

Рондо.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

28.



Симфония № 40.Увертюра.

Стр. уч-ка 100-103

Особенности стиля музыки Моцарта.

Симфоническая партитура. Контраст.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

«Чтоб музыкантом быть. Так надобно уменье» (6 ч.)











29.



Волшебный цветик-семицветик. Музыкальный инструмент- орган. И все это Бах.

Стр. уч-ка 106-111

Особенности музыкального языка И.С.Баха.

Орган. Менуэт.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

30.



Все в движении. «Попутная песня»

Стр. уч-ка 112-115

Стр. тетради 26-27

Музыкальная речь и музыкальный язык.

Выразительность. Изобразительность. Темп. Контраст.

формирование общего представления о музыкальной

картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

31.



Музыка учит людей понимать друг друга.

Стр. уч-ка 116-117

Композитор-исполнитель-слушатель.

«Три кита».

Песня. Танец. Марш.

развитие мотивов учебной деятельности и личностного

смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

32.



Два лада. Легенда. Природа и музыка.

Стр.уч-ка 118-121

Стр. тетради 28-29

Лад- цвет.

Лад. Мажор. Минор.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в

процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

33.



Печаль моя светла. Первый.

Стр. уч-ка 122-125

Природа музыки русских композиторов.

Лад. Сопоставление. Консерватория. Конкурс.

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его

духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

34.





























Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?Слушай музыку

Стр. уч-ка 126-128

стр. тетради 30-32





Слушай музыку









Особенности стиля разных композиторов.

















Музыкальная речь и музыкальный язык.

Стиль. Программа.

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;













9.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Данная программа обеспечена учебно-методическими

комплектами для каждого класса общеобразовательных

учреждений. В комплекты входят издания авторов

Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. (Учебники, пособия для учащихся, пособия для учителей (хрестоматия музыкального материала и фонохрестоматия).



10.Список использованной литературы.



1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.С.Асмолова.- М.,2008.

2. Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений . 2-е изд., дораб.- М, : Просвещение, 2011

3. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие.- М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010



















Согласованно

Зам. директора по УВР

Тарканина Ю.М.

« » 2016г.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал