7


  • Учителю
  • Сценарий агитбригады учащихся 3 класса «Славим тебя, Забайкалье моё»

Сценарий агитбригады учащихся 3 класса «Славим тебя, Забайкалье моё»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: " "содействиеформированию у школьников" представления ипонимания об обычаях народа,проживающего на территории своего края.Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по– иному, многое заново открываем илипереоцениваем. Это в первую очередь
предварительный просмотр материала

Сценарий агитбригады учащихся 3 класса

«Славим тебя, Забайкалье моё»

Цель:

  • содействие формированию у школьников представления и понимания об обычаях народа, проживающего на территории своего края

  • развитие творческих способностей детей в интегрированной форме сценического действия, как агитбригада;

  • возрождение традиций агитбригады - яркого агитационного выступления.

Средства: музыкальная композиция, презентация, костюмы семейских

Звучит фольклорная песня.

Ведущий 1. Слайд 1 приложение 1

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это в первую очередь это относится к нашему прошлому.

Мы станем свидетелями грандиозного события. "Нам есть, что помнить. Нам есть, чем гордиться".

Ведущий 2. Слайд 2

Больше 200 лет живет в Забайкалье большая группа русского населения, которая прозвала себя семейскими. Их предки выступили в 17 веке против реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям со стороны официальной церкви.

Ведущий 1.

Семейскими называем потомков раскольников, образовавших группу русского старожилого населения Забайкалья. Семейских называют также старообрядцами или староверами. В общей сложности семейское население Забайкалья в наше время составляет свыше ста тысяч человек.

История семейских Забайкалья тесно связана с расколом, произошедшим в русской православной церкви в серединеXVII века в царствование Алексея Михайловича. В 1765 - 1768 гг. около пяти тысяч староверов были расселены в 30 деревнях Забайкалья. Потомков староверов и поныне зовут « семейскими», так как ссылались они семьями, с женами и детьми. Селились старообрядцы часто в глухой тайге, иногда отдельными селениями. Они свято берегли все, что связывало их корнями со своими предками, поклонялись старине. В Забайкальском крае местом близкого расселения семейских является Красночикойский район.


Участник 1: слайд 3, 4

В русской пословице говорится "Встречают по одежке …»

Любили семейские свои костюмы и берегли их.

У Фирса Федосовича Болонева есть такие строки

Все, что было завещано,
Из седой старины,
Сохранили нам женщины,
Обаянья полны.
Золотые кокошники -
Обереги для баб.
Запона с лентой розовой
У девчат, молодух,
От Федосьи Морозовой
Несгибаемый дух.
Сарафаны их радуют
Наш придирчивый глаз,
Пояса, словно радуга,
Кашемир да атлас.

Участник 2:

Запаночек у Машеньки червовый

Кисти до полу висят,

Рубашонка у Машеньки чучова

раскисетовые рукава.

Как на шеечке у Маши янтаречки

самого лучшего жемчуга,

а в ушах-то у Машеньки сережки,

ровно жар они горят.

А на головышке платочек

Ровно аленький святочек.

На ножках у Маши башмачечки

Самого лучшего хрома.


Красив и необычен костюм , но много тайн хранит в себе и материальная культура.


Участник 3: слайд 5

В руках любое дело спорится -
Трудолюбив семейский люд,
А избы, как хоромы строятся.
Все блага люди создают.
Как радуга цветенье ставней,
Промытых стен янтарный жар.
О, быт семейских стародавний,
Ты полон самобытных чар.

Участник 3:

Жилище представляло собой бревенчатую избу, состоявшую, как правило, из единственной комнаты, к которой могли примыкать сени - своеобразный тамбур для входящих в дом людей. Внутри избы располагалась печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Кроме печи внутри избы находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье - яме, вырытой под дощатым полом избы, в которую спускались по лестнице.

Участник 4: Слайд 6

Трудно жилось семейским, но они свято хранили обычаи старины и культуру. Там, где люди трудились, отдыхали , зарождались песни, стихи. «...Одной из особенностей песенного стиля семейских Забайкалья является своеобразное многоголосие.

... Сами народные певцы следующим образом характеризуют особенности многоголосия семейских: «Один, начинщик, ведет все. Другие голоса вокруг него вьются, как все равно голубки. Но между начинщиком и тем, который тенерит, должно быть согласие. А остальные примазываются, чтобы не пойти в раздор».


Участник 5:

Всегда там к месту поговорки,
И песни, песни без конца…
Вдруг привлекут в оконной створке
Черты прекрасного лица.

Послушайте семейскую песню.

фильм о семейских приложение 2

Мы узнали о том, что трудиться и отдыхать семейские умели, но, наряду с этим, существовали много запретов, которым они должны были подчиняться: нельзя было пить, курить, сквернословить, поэтому и дети, и взрослые зачастую долгими вечерами играли .


Участник 6: слайд 7

Игры были самыми разнообразными, и мы разучим одну из них.

Очень часто на молодежных вечерках играли игру "Подушечка", в которой сочетается и песня, и танец, большой юмор. Во время этой игры знакомились, общались, дружили. В нее можно играть как в доме, так и на улице. Играющие юноши и девушки становились в круг. Девушка держит в руках подушечку. Она обходит играющих, выбирает себе юношу. Играющие приветствуют друг друга поклоном и выходят в центр круга. Девушка предлагает стать на колени на эту подушечку, под пение всех остальных они прикасаются друг к другу щеками, изображая поцелуй. Все остальные приплясывают и поют. Затем юноша кланяется, берет подушку и выбирает себе другую пару.


Стелю, стелю подушечку,
Стелю пуховую
Люблю, люблю девчоночку,
Люблю молодую.
На коленочки поставлю,
Целовать заставлю.
Коло носа, коло глаз
Поцелую 40 раз.

- Игра игралась на сретенские посиделки, праздник отмечался 15 февраля.

Ведущий 1.

Сегодня мы только прикоснулись к культуре семейских. Говорить о ней можно бесконечно, подробнее вы можете узнать в музеях, из книг.

- Нужна ли нам культура семейских?

Для того, чтобы нашему народу найти истоки такого духовно- нравственного здоровья, почерпнуть живой воды, которая смогла бы принести ему оздоровления души и тела.


Ведущий 2. Слайд 8

Семейский писатель . Фирс Федосович Болонев говорил:

"Обретение истории родного народа - начало духовного возрождения".

Действительно истоки духовно- нравственного здоровья мы вправе искать в родной истории. Любить и уважать предков - это одно из условий нашего духовного и физического возрождения.

Литература:

  1. Ф.Ф.Болонев «Семейские»

  2. А.М.Леонов «Возвращение к истокам : морально-этические традиции русских старообрядцев(семейских) Забайкалья





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал