7


  • Учителю
  • Программа по внеурочной деятельности 'Логомиры' (4 класс)

Программа по внеурочной деятельности 'Логомиры' (4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5


Рассмотрено

на Совете по качеству

МБОУ СОШ №5

________/____________

«____»________2014 г.




Согласовано

Заместитель директора по ВВВР МБОУ СОШ №5

________О.Н. Лобанова

«___»__________2014 г


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №5

__________Н.В. Корешкова

«_____»___________2014 г.


Приказ №____от_______2014 г.













Программа внеурочной деятельности

«Логомиры»












Разработал

Соболева Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



Программа предназначена для учащихся 4 класса с ЗПР, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования

Количество часов в год - 34

Срок реализации программы - 1 год


Сургут, 2014 г



Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности «Логомиры»

Программа курса внеурочной деятельности «Логомиры» (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), с адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее АООП НОО обучающихся с ЗПР).

Программа предназначена для учащихся 4-х классов с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования.

Настоящая программа имеет общеинтеллектуальную направленность и предназначена для получения учащимися с ЗПР дополнительного образования в области новых информационных технологий.

Программа составлена на основе методических материалов института новых технологий «ЛогоМиры 3.0» - М., составители И.Н. Яковлев, Е.И. Яковлева.

Программа внеурочной деятельности «Логомиры» обеспечивает:

  • учет индивидуальных психо-физических особенностей и потребностей учащихся с ЗПР через организацию внеурочной деятельности;

  • дополнительные условия для развития интересов, способностей учащихся с ЗПР, творческой самореализации учащихся в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления учащегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

  • достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса внеурочной деятельности;

  • организацию их свободного времени.

В программе выделяются приоритетные направления:

  • формирование целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий за счет интеграции предметных областей для формирования целостной картины мира (литература, изобразительное искусство, музыка, информатика, окружающий мир);

  • формирование информационной грамотности;

  • развитие метапредметных и личностных результатов.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития навыков проектной деятельности в процесс саморазвития.

Задачи программы:

  • развивать познавательные потребности учащихся с ЗПР;

  • развивать познавательные способности учащихся с ЗПР;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для самостоятельного создания проектов с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого;

  • формировать и развивать навыки проектной деятельности;

  • воспитывать критичность мышления, интерес к информационным технологиям, стремление использовать знания в повседневной жизни;

  • развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям

Общая характеристика курса

Основы курса составляют совместное изучение учащихся при создании мультфильмов на заданную тему, формирование навыков алгоритмизации в среде ЛогоМиры, формирование навыков работы с объектами мультимедийной среды ЛогоМиры.

Творческая среда ЛогоМиры имеет много возможностей для формирования у детей начальной компьютерной грамотности, навыков работы с вычислительной техникой, развития алгоритмического и логического мышления, познавательной деятельности.

Среда ЛогоМиры предоставляет мультимедийные возможности. Так как процесс вставки и использования мультимедийных файлов упрощен, это позволяет ознакомить даже детей с ЗПР с различными видами файлов и научить их использовать.

В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Место курса в плане внеурочной деятельности

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (4 класс, АООП НОО обучающихся с ЗПР). Занятия проводятся по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Методы и формы решения поставленных задач

Методологической основой курса организации деятельности при решении практических задач являются методы деятельностного подхода. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой и создании анимационных мультфильмов.

Ключевыми технологиями применяемыми в реализации программы являются следующие технологии обучения: информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения; технология проблемного обучения; технология развития критического мышления; игровая технология; здоровьесберегающие технологии; проектная технология.

Эффективным средством при проведении занятий становятся «логические пятиминутки». В структуре занятий можно выделить «вводные пятиминутки», «стартовые пятиминутки», «творческие пятиминутки», «финишные пятиминутки».

• «Вводные пятиминутки» подразумевают тренинг психических процессов. На каждом занятии уделяется большое внимание развитию логического мышления. Подобранные задачи последовательно формируют и развивают отдельные учебно-логические умения (приложение);

• «Стартовые пятиминутки» предполагают работу по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д. На этом этапе, как правило, используется компьютерная презентация или электронные наглядные пособия; технологии развития критического мышления: «Мозговой штурм», «Дерево познаний» и др.;

• «Творческие пятиминутки» - работа за компьютером (выполнение практических заданий, создание проектов - мультфильмов);

• «Финишные пятиминутки» - подведение итогов, рефлексия, демонстрация, защита работы, выступление перед зрителями, итоговый показ мультипликационного проекта.

Для реализации программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, исследовательская и проектная деятельность.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, в паре, групповые, индивидуально-групповые.

Формы и средства контроля

Ожидаемые результаты обучения - умение самостоятельно составить алгоритм решения задачи, создать формы для разработанного сюжета, «оживить» созданные формы и в результате воплотить в жизнь творческий проект в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.

Способ проверки - отработка типовых задач на компьютере, выполнение практических работ, обсуждение результатов выполнения индивидуальных практических заданий, показ тематических работ среди учащихся, итоговый конкурс компьютерных проектов, защита портфолио.

Лучшие работы учащиеся представляют на школьных, городских научно-практических конференциях.

Содержание курса

Введение

Основные правила поведения в компьютерном классе. Основные правила работы за компьютером. Знакомство с интерфейсом: альбом, редактор, текст, листы, мелочь, помощь, главный герой среды - черепашка; набор команд Альбом: Новый, Открой, Запиши, Сохрани, Сохрани как, Страница и т.д.

Рабочее поле, инструменты, формы

Создание альбома, оглавление альбома, команды управления черепашкой, мультимедиа. Использование клеток из набора. Просмотр формы черепашки, с помощью щелчка на соответствующей . Работа с текстом. Подпись картинки. Редактирование текстовой записи. Технология обработки графических объектов. Технология изменения размера, цвета текста в текстовом окне. Сохранение работы.

Анимация

Способы создания новой формы. Выполнение учебных действий под руководством учителя. Вставка рисунков «позади», «поверх», «наверх», «вниз». Знакомство с объектами, управлением объектами. Представление об основных командах: «Увеличься», «Уменьшись» «Иди», «Повернись», «Опусти перо», «Подними перо», «Измени перо», «Вылей краску», «Сотри рисунок», «Покажись-Спрячься», «Перед всеми - Позади всех» и наблюдение результата выполнения команд. Отработка умения добавлять новую команду. Отработка умения отменять выполнение команды. Защита проектов учащихся.

Взаимодействие объектов

Алгоритмы добавления команды в цепочку команд, удаления команды из цепочки команд, копирования команды, изменения параметров команды в цепочке. Использование кнопки пошагового выполнения для создания длинных цепочек команд. бесконечное число раз выполнение команды.

Создание мультфильмов

Выбор сюжета, сочинение, редактирование сказки про черепашку. Создание мультфильма по собственному сюжету сказки с использованием инструментов ПервоЛого. Представление мультфильма

Демонстрация - представление собственного проекта учащимися.

Требования к результатам освоения содержания курса

В соответствии с ФГОС НОО целью реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является обеспечение планируемых образовательных результатов, к числу которых: личностные, метапредметные и предметные результаты. Программа внеурочной деятельности является продолжением урочной и нацелена на достижение результатов всех этих трёх уровней.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Метапредметные результаты включают в себя регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД) представлены в таблице.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные результаты

Предметные результаты

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

  • Планировать свои действия;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • Адекватно воспринимать оценку учителя;

  • Различать способ и результат действия;

  • Оценить свои действия на уровне ретрооценки;

  • Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

  • Выполнять учебные действия в материале, речи.


Ученик получит возможность: Проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

  • Осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного проекта с использование учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;

  • Использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;

  • Высказываться в устной и письменной форме;

  • Анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез; проводить сравнение, сериацию, лассификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать; подводить под понятие.


Ученик получит возможность: Осуществлять расширенный поиск информации;

  • Фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • Использованию навыков проектной деятельности в учебной деятельности и повседневной практике взаимодействия с миром.

  • Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • Допускать существование различных точек зрения;

  • Формулировать собственное мнение, позицию;

  • Договариваться, приходить к общему решению;

  • Контролировать сои действия и партнера;

  • Владеть монологической и диалогической речью.


Ученик получит возможность:

  • Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • Аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнера.

  • Положительное отношение к проектной деятельности;

  • сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; интерпретировать данные;

  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета);

  • представление результата работы (проекта);

  • готовить своё выступление и выступать перед аудиторией.

















Тематическое планирование по курсу «Логомиры» для учащихся 4 класса с ЗПР

п/п

Тема раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

Содержание занятия

план

факт

1

Техника безопасности.

Черепаший гардероб

1



Основные правила поведения в компьютерном классе. Основные правила работы за компьютером.

Интерфейс среды ПервоЛого (меню, инструменты, лист альбома, набор команд, закладки, главная черепашка, светофор).

2

Кто впереди

1



Просмотр формы черепашки, с помощью щелчка на соответствующей .

Открытие закладки с формами черепашки. Перемещение черепашки. Создание альбома. Знакомство с меню: ПервоЛого, Параметры, Альбом, Редактор, Текст, Листы, Мелочи, Справка.

3


Черепахи-близнецы

1



Копирование черепашек. Работа по заданному алгоритму.

4-6

Картинка

3



Добавление в библиотеку ЛогоМиров набор графики. Мультимедиа - каждый объект - команда. Работа по заданному алгоритму.

7

Подпишите, а то непонятно

1



Добавление подписей. Меню Редактор, меню Текст, меню листы, меню Мелочи, меню Справка. Оглавление альбома.

8-10

Спецэффекты

3



Добавление спецэффектов.

11

Где бы щелкнуть

1



Использование кнопки для запуска инструкции на выполнение. Команды управления черепашкой. Программирование цвета.

12

Никаких остановок

1



Работа по заданному алгоритму. Интрументы. Закладки. Рисовалка: палитра.

13-14

Лишняя страница может пригодиться

2



Создание, изменение, корректировка листов альбома. Сохранение альбома и показ в режиме демонстрации. Добавление спецэффектов. Использование кнопки для запуска инструкции на выполнение. Команды управления черепашкой. Программирование цвета.

15-18

Что за свойства у черепахи

4



Изменение форм черепах, создание новых форм, удаление форм, копирование формы и части рисунка в форму, перемещение формы в качестве картинки на лист, пространственное расположение, изменение команд.

19-21

А теперь - все вместе

3



Создание датчика черепашки. Команды управления черепашками (увеличься, иди, повернись, опусти перо, штамп и т.д.), добавление команд. Работа по алгоритму.

22-23

Оформив мысль - подчеркиваем содержание

2



Работа в текстовом окне. Установка, копирование и изменение шрифта, цвета, размера. Проверка правописания текста. Копирование текстового окна. Использование текста в качестве формы или значка.

24

Звуки, музыка, кино

1



Вставка звукового файла или видео. Запуск, удаление звука или видео. Запись, копирование, удаление, изменение размера, перемещения звука, мелодии, видео.

25-32

Создание проектов

8



Создаем мультфильм: вставка, удаление и замена команды, копирование команды и значка команды, работа с кнопкой пошагового выполнения, выбор черепашки, которая будет выполнять команду, выполнение команды бесконечное число раз, запуск нескольких черепашек, вставка текста и файлов из мультимедиа. Печать альбома.

33-34

Защита проектов

2



Демонстрация проектов.











Учебно -методическое и материально-техническое обеспечение


    1. Мобильный компьютерный класс.

  1. Программа Перволого 3.0.

  2. Мультимедийное оборудование.

  3. МФУ.

  4. Учебно-методический комплект ЛогоМиры 3.0. - М., институт новых технологий, сост. И.Н. Яковлев, Е.И. Яковлева

  5. Дидактические материалы для проведения «стартовых пятиминуток».







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал