7


  • Учителю
  • Рабочая программа по предмету 'Изобразительное искусство'для 1-4 классов по УМК 'Гармония'и КТП для 2 класса

Рабочая программа по предмету 'Изобразительное искусство'для 1-4 классов по УМК 'Гармония'и КТП для 2 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 9»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МБОУ «ОШ №9»

_____________/______________

ФИО


«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МБОУ «ОШ №9»

_____________/_____________

ФИО


«Утверждено»

РуководительМБОУ «ОШ №9»


__________/ _____________

ФИО


Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство»

для 1-4 классов



Cоставлена: О. Г. Башкировой,

учителем начальных классов,

I квалификационной категории







Ачинск,

2012

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 года № 1089.

  2. Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании».

  3. Авторской программы «Природа и художник» по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс, автор Т. А. Копцева и обеспеченная учебникомТ.А. Копцевой, В.П. Копцева, Е.В. Копцева «Природа и художник» по изобразительному искусству 1-4 кл - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013и рабочей тетрадью: Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев «Природа и художник» по изобразительному искусству 1-4 кл - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 (учебно-методический комплект «Гармония»).

Приоритетная цель начального художественного образования - развитие культуры творческой личности школьника - обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

В результате изучения изобразительного искусства будут реализованы следующие задачи:

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» - культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • овладение элементарной художественной грамотой - азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства,приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

  • развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, углём, тушью, пастелью, цветной бумагой и др., знакомство с языком изобразительного искусства.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

1 класс - «Художник и природа родного края».

2 класс - «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».

  1. класс - «Художник и природа разных стран мира».

  2. класс - «Художник, природа и я».


Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов.

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая таким образом условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду, обязательную для успешной деятельности.

Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительного искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.

Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой - допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создаёт особую образовательную напряжённость, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристическому поиску решений, способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.

Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:

  • его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);

  • работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);

  • участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);

  • участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков всех работ с одного урока и т. п.);

  • участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»:«Школьник - школе», «Школьник - детскому саду», «Школьник - студенту» и т. п.).Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3-4 классах - выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т. п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно:«Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).

Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.


Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребёнком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли творца, первооткрывателя, изобретателя и т. п. Рисунок, скульптура, конструкция и т. п., созданные в позиции «я - автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я - зритель - критик - ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.

Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.

Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.

Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будут способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поли-культурной среде.

Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т. п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.

Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я - художник», «я - зритель», «я - слушатель», «я - эксперт», «я - экскурсовод» и т. п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Много позиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника нет безгласных вещей, мир художника - это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» - важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного», заинтересованного освоения искусства через искусство, в формах искусства и средствами искусства - это формула положительного эмоционального фона обучения.

Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог как образовательную ситуацию, цель которой - вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге - организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.

Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряжённость - диалог культур, в которой ребёнок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.


В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ:

  • Индивидуальная

  • Парная

  • Групповая

  • Фронтальная

  • Экскурсия


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, 1 КЛАСС

Раздел программы

Тема

Кол - во

часов

Предметные

(основные виды деятельности учащихся на языке учебных действий)

Метапредметные

Дата

Примечание

1

Художник и природа

Введение. «Творческая папка художника».

1

Знать названия семи цветов спектра.

Уметь:

- правильно сидеть за партой;

- верно и удобно держать лист бумаги и карандаш.


Личностные УУД

1.Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.


3. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.


Регулятивные УУД

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления

в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД

1.Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя.

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.


Коммуникативные УУД

1. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.


Личностные УУД

1. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимо - поддержку членов семьи и друзей.

2. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице,

в общественных местах.

Регулятивные УУД


1. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Познавательные УУД


1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.


2. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.


Коммуникативные УУД


1.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.


4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.


Личностные УУД

1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»

. 2. Адекватно воспринимать оценку учителя.


Регулятивные УУД

1. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Познавательные УУД


1. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.


Коммуникативные УУД


1. Уметь работать в группе, слушать другого ученика



2,3

Многообразие цветов в природе.

1

Знать элементарные правила смешивания основных цветов



4

Мир природы дарит нам материалы для творчества.

1

Уметь свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги



5

Небесные переливы цвета.

1

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.



6

Есть у солнца друг…

1

Знать особенности и приемы декоративной росписи растительных объектов.

Уметь:

- поддержать беседу об искусстве народных мастеров и промыслов;

- выполнить роспись декоративных листьев и ягод по образцу и по воображению



7

Художник и мир животных

Художник рисует диких животных


Различать изобразительные возможности разных графических материалов. Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой.

1



8

Художник рисует домашних животных

1

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам Различать основные виды художественной деятельности (графика, живопись).

Использовать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла (ласковый, шустрый, взъерошенный или др.).



9

«В аквариуме есть кусочки моря..»

1

Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира. Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов.



10

Художник рисует птиц

1

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц.

Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т. п.), используя



11


Букашки - таракашки.


1

Сравнивать выразительность форм разных насекомых.

Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание).

Составлять целостную композицию, используя части.

Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина.



12


У зверей тоже бывают мамы и папы


1

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Сравнивать и выделять выразительные средства плоскостного и объёмного изображения. Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький зверь



13


«Если б только мы умели понимать язык зверей»

1

Уметь выполнять простейшие композиции - аппликации



14


Животные - наши соседи

1

Знакомятся с содержанием Красной книги, с животными родного края, занесёнными в Красную книгу.

Узнают, что многие виды животных и птиц находятся на грани исчезновения



15


Ты- художник

1

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации.

Высказывать эмоциональные суждения о выразительности цветового оформления.

Оценивать выразительность работ, карандашный набросок.;

- подбирать цвета на палитре;

делать заливку контура цветом;

-прорисовать детали рисунка.



16

Художник и мир человека

Художник рисует родной край

1



17

«Какие бывают девочки..».

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.



18

«Какие бывают мальчики…»

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.



19

Мужской портрет


.

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарный, космонавт или др.)



20

Былинные богатыри


1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др.




21

«Рисуем маму».

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др.



22

Моя семья

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла



23

24

Рисование на тему «Знаменитые скульптуры»

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки. Выражать основную мысль через движение фигур.

Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.) для передачи замысла (мы поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.). Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры.



Рисование на тему «Знаменитые скульптуры»

1



25

Транспорт на улице твоего селения

1

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное - на дальнем плане). Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет - дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.)..



26

Фантастический транспорт


1

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла. Передавать в рисунке выразительность формы и деталей изображаемых машин с целью передачи их функций и сверх возможностей.

.



27

Художник и мир искусства

В мире книг


1

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжную графику, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы.

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква»)



28

Музыка цвета. Театр теней


1

Участвовать в обсуждении выразительных средств техники монотипии.

Выбирать и использовать способы работы в технике монотипии для оформления замысла: нежная музыка и цвет



29

Выполнение рисунка в цвете.

1



30

Цирковое представление

1

Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей.

Выражать своё отношение к пластичности животных, их ЛОВКОСТИ и умению выполнять трюки.

Передавать в рисунке состояние радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста.



31

Планетарий

1

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве.

Знать первого космонавта Земли, животных- космонавтов, основные планеты Солнечной системы.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка



32


В мире музея

1

Осознавать роль музеев в жизни общества. Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства. Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.




33


Народные промыслы

1

Участвовать в обсуждении образного смысла произведений декоративно-прикладного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.

Уметь получать симметричное изображение








Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства, 2 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Страницы

учебника


Планируемые результаты

Предметные

(основные виды деятельности учащихся на языке учебных действий)

Метапредметные и личностные (УУД)

Художник и мир природы (8 ч)


Творческая папка художника

С. 6-7

Уметь:

-выполнить рисунок по собственному замыслу;

- использовать иллюстрацию для выразительных возможностей художественных материалов;

- передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов;

- передавать природную красоту уральских самоцветов;

- передавать ритмическое чередование природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке;

- передавать выразительность ночных пейзажей.

Знать:

-элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе;

- основные виды изобразительного искусства: живопись, графика;

- приёмы получения малахитовых переливов цвета: в технике акварели «по - сырому» или в результате смешения разноцветных жгутиков пластилина;

о контрасте белого и чёрного цвета.

Познавательные:

проявлять учебно-познавательный

интерес к проблеме урока:

как создать оригинальную

творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения






Лучезарное солнце

С. 8-11


Деревья- долгожители

С. 12-15


Необычные цветы

С. 16-18


Камни- самоцветы

С. 19-24


Бусы из ягод и гирлянды цветов

С. 25-29


День и ночь

С. 30-33


Мир природы дарит нам материалы для творчества

С. 34-39

Художник и мир животных (9 ч)


Тайны подводного мира

С. 42-46

Уметь:

-выполнять иллюстрации, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др. - сочинять сказки «Я в царстве динозавров»;

- передавать выразительность графических и объёмных изображений черепах;

сравнивать большие объекты с маленькими;

-передавать следы на снегу - ритмические цепочки.

-делать наброски с натуры животных, выполненных В.Ватагиным.

выполнять приёмы украшения новогоднего подарка.

Знать:

- о богатстве природных форм подводного мира: кораллы, медузы, морские звёзды и др.;

-необычные формы раковин моллюсков: «Наутилус», «Рог тритона» и др.;

- загадки про обитателей подводного мира: краб, рак, улитка или др.;

- динозавры - вымершие пресмыкающиеся

- о выразительных средствах графики: линия, точка, штрих, пятно;

- о влиянии разных размеров и форм листа на замысел рисунка;

- о использовании формата листа в выразительных целях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.);

этапы выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Проявлять импатийную

способность, участвовать в

игровых ситуациях.


Динозавры

С. 47-50


Черепахи

С. 51-54


Насекомые-гиганты

С. 55-58


Мамонт

С. 59-61


Следы на снегу

С. 62-65


Животные в зоопарке

С. 66-71


Фантастические животные

С. 72-76


Новогодний подарок

С. 77-79

Художник и мир человека (11 ч)


Ты - художник

С. 86-89

Уметь:

- различать рисунки на афише, отражающие основную идею выставки.

-оформить пригласительный билет.

-выделять в рисунке главного средствами композиции: ближе - больше, дальше - меньше, первый, второй план;

-выражать отношения к портрету через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др.

- изображать человека во весь рост или в детских рисунках;

выражать отношение к портрету через композицию, выделение главного при помощи света, изображение крупных глаз, доброго или уставшего взгляда или др.;

- выделять главное в композиции: ближе больше, дальше - меньше, загораживание, первый и второй планы;

- передавать в рисунке выразительность национального костюма;

-композиционно размещать предметы на листе, создавая оптимальную композицию.

Знать:

- о портрете как жанре изобразительного искусства;

- выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих; приёмы изображения портрета;

- об основных пропорциях человеческой фигуры;

- о цвете как средстве выражения в портрете;

- о необычных скульптурах (Колосс Родосский, статуя - маяк, посвященная древне - греческому богу Солнца).

Монументальная скульптура: «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), «Свобода» (США), «Статуя Христа» (Бразилия) и др.)

- о том, что каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру; о Вавилонской башне,

Эйфелевой башне, Останкинской башне, Дубайских небоскрёбах;

- натюрморт - жанр изобразительного искусства.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по

критериям.


Семейный праздник

С. 90-95


Портрет

С. 96-98


Парный портрет

С. 99-101


Портрет пожилого человека

С. 102-105


Художник рисует высоких людей

С. 106-109


Чудеса света

С. 110-115


Необычные скульптуры

С. 116-121


Башня до небес

С. 122-125


Каждый народ - художник

С. 126-129


Красота вещей

С. 130-133

Художник и мир искусств (6 ч)


В мире книг

С. 136-141

Уметь:

- определять образ на обложке книги, раскрывающий замысел автора;

- использовать в рисунке тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов;

- использовать выразительность акварельных изображений в технике «по - сырому»;

-применять приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета;

- применять приёмы работы в технике аппликации;

- выделение главное в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;

-изображать интерьер сказочного дворца «Зал для бала Золушки», «Золотой зал», «Зал Снежной Королевы» или др.

Знать:

- о книгах-альбомах по искусству,

детских журналах «Весёлые картинки»», «Мурзилка» или др.

- о приёмах получения цветных «сонных», «туманных», «утренних» пятен: нюансный тёплый и холодный колорит.

- о Кукольном театре Сергея Образцова в Москве, о перчаточных, тростевых и марионеточных куклах;

- о Музеях деревянного зодчества во Владимире и других городах, о

Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве;

- о Санкт-Петербурге как о «северной столице», «Северной Венеции», городе каналов - городе музей;

- о Государственном Эрмитаже как о крупнейшем музее мира, памятнике культуры, дворцовом комплексе.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать

правила общения. Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным критериям.


В мире музыки

С. 142-145


Кукольный театр теней

С. 146-151


Музей под открытым небом


С. 152-156


Санкт-Петербург - город-музей

С. 157-161


Государственный Эрмитаж

С. 162-168

Рекомендуемая литература

1. Копцева Т.А. Природа и художник. - М.: Сфера, 2001 г, 2006 г.

2. Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск :Ассоциация ХХI век, 2012 г.

3. Копцева. Т.А. Творческая папка второклассника. - Смоленск :Ассоциауция ХХI век, 2012 г.

4. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству. - Ижевск, 2006 г.

5. Фомина П. Н. Урок искусства в начальной школе и художественная культура. - M., 1991 г.

6. Фомина Н.Н. Детский рисунок. - Ижевск, 2007 г.

7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 г.

8. Юсов Б.П. Изобразительное искусство в школе //Российская педагогическая энциклопедия. - М., Т.1, 1993 г. - с. 348 - 351.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал