7


  • Учителю
  • Использование игровых моментов при обучении грамоте

Использование игровых моментов при обучении грамоте

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





































































Использование игровых моментов при обучении грамоте

Из опыта Козлова А А учитель СОШ № 26

им .Е М Бакуниной

Сюжетные игры «Полет на Луну», «Помощники Айболита», «Страна Слов» доставляют детям не только удовольствие, но и помогают преодолеть первые технические трудности.

В статье я хочу поделиться поисками мотивационных резервов обучения чтению.

Игры-драматизации

В момент игры дети как бы переносятся в мир волшебства, сказочности. Они воспринимают игру так, как будто события действительно должны происходить именно сейчас. Такое ощущение они испытывают при встрече с героями сказок.

Игра «Встреча с Буратино»

Первое сентября. Первый урок в жизни школьников. Они смотрят кадры из диафильма «Буратино-деревянный человечек»

Кадр . Это деревянный человечек. Зовут его Буратино.

Кадр . Папа Карло подарил Буратино азбуку с большими буквами и красивыми картинками.

Вдруг стук в дверь. Появляется Буратино (в роли Буратино ученик класса):

  • Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы вспомнили обо мне, и решил к вам зайти. Какие вы сегодня нарядные, в форме, и у всех на партах лежат новенькие буквари! Возьмите, пожалуйста, буквари в руки и встаньте. Я хочу вам дать совет: не поступайте с букварем так, как я. Вы, наверное, знаете, почему я не научился читать. Ведь я же продал «Азбуку» - ключ к чтению - и остался неграмотным. Будьте самыми послушными, внимательными и исполнительными учениками.

Когда заранее скажешь, что завтра в гости к нам придет Буратино, никто из детей не хочет .показать себя не умеющим читать.

Частыми гостями на уроке, кроме Буратино, бывают лисичка, Петрушка, зайчик, лягушка, медвежонок и другие герои сказок.

  • Сегодня,- говорю я,- к нам в гости пришел Мишутка из сказки «Три медведя». Он очень хочет посмотреть, чему научились ребята в школе.

У детей появляется желание показать, что они знают все изученные буквы и слоги, научились немного читать. Такие игры способствуют более быстрому продвижению детей в чтении.

Игра «Угадайка»

Цель: выявить, кто из учеников знает больше сказок.

Читаются отрывки из сказок. Например:

«А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка». («Хаврошечка».)

</ «Посидела опять Дарёнушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться - вдруг по стене топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток на другой стене, потом на той, где окошечко, потом - где дверка, а там и сверху запостукивало: негромко, будто кто легонький да быстрый ходит». («Серебряное копытце».)

Можно использовать отрывки из сказок «Колобок», «Три медведя», «Заячья избушка» и другие.

Другой вариант. Используя фланелеграф, побываем в гостях у наших любимых героев сказок.

Условие: чтобы встретиться с гостями, надо обязательно знать отрывок из какой-нибудь сказки. (Выслушиваются 2-3 ответа.)

  • Теперь давайте осторожно приоткроем занавес.

В классе тишина. Всем интересно, к кому же они «идут» в гости. Дети узнают Дюймовочку, Золушку, Винни Пуха, доктора Айболита, Красную Шапочку, Колобка!

Подводятся итоги. Лучшим сказочникам дарятся открытки.

Игры-импровизации

Игра «Рыболов»

Заранее я готовлю карточки с изображением щуки, карася, окуня, башмака, сома, галоши, консервной банки. Карточки перемешиваю и кладу их на фон «озера» обратной стороной вверх. Под слова из песни «Любитель-рыболов»

вызванный ученик берет карточку. Вот слова песни:

А озеро глубокое -

Удачный будет лов.

Сейчас поймает...

Любитель-рыболов.

(Ученик показывает классу карточки с изображением карася, окуня, щуки...)

Если ученик вытащит карточки с изобра- жением галоши, консервной банки, башмака, то последние слова будут горе-рыболов .

Если ученик «поймает» рыбу, то произнесённое слово обозначает на доске чертой, затем делит черту на слоги и ставит знак ударения.

Никто из детей не хочет стать горе-рыболовом. Дети переживают, выражая свои чувства возгласами. На уроке нарушается привычная тишина. Но цель игры достигнута. Дети вспоминали названия рыб, классифицировали изображенные предметы, занимались слого-звуковым анализом и изображали слова графически.

Игра «Я садовником родился»

Цель этой игры - выяснить, названия каких цветов дети знают, и определить, в каких из них встречается звук [а].

Эта игра выявляет, что многие ребята особенно мальчики, плохо знают названия садовых цветов. Поэтому при проведении этой игры желательно иметь открытки с изображением садовых цветов, например: астры мака, настурции, гладиолуса, розы, пиона и других.

Игра «Грибники»

Цель игры - закрепить понятие «съедобные и несъедобные грибы».

Два вызванных ученика «собирают» грибы: опенки, подосиновики, маслята, волнушки сыроежки, подберезовики, мухоморы, белые грибы, лисички. Выигрывает тот, кто в своё лукошко не положил ни одного ядовитого гриба.

В играх-импровизациях дети могут стать лётчиками и моряками, строителями и врачами, плотниками и сталеварами и т. п.

Словарно-логические игры-упражнения

Эти игры-упражнения направлены на фор- мирование умения узнавать, обобщать и группировать предметы.

Игра «Рыба»

Игра «Рыба» направлена на развитие у детей внимания. При ее проведении используется стихотворение «Рыбаки»:

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал окунька,

Другой рыбак - башмак,

Евсей - карася.

Рыбаку Кирюше - попалась галоша,

А рыбак Михаил сома изловил.

Сколько рыбок ты изобразил?

(Ответ: три рыбки.)



Игра «Дикие и домашние животные»Использование игровых моментов при обучении грамоте

Эта игра проводится при изучении темы Деление слов на слоги». По условию игры каждое слово, обозначающее дикое животное, надо изобразить на доске чертой и затем зделить черту на столько частей, сколько в слове слогов. Учитель называет слова или показывает картинки с изображением белки, коровы, кабана, лисы, зайца, свиньи, лося, козы, барсука, овцы, телёнка, медведя, собаки и других животных. Ученики на листочках выполняют задание. Часть детей, забыв об условии игры, относит к диким животным и домашних. «Поспешишь - людей насме- лишь»,- говорит пословица. Побеждает тот, кто не спешил, был внимательным.

Любая игра должна быть подчинена теме урока, тогда она дает большой результат. Как и любая деятельность, игра предполагает наличие перспективы. Дети всегда заинтересованы в достижении определенных результатов в своей работе. Можно играть и в «конструкторы».

Игра «Кто больше составит слов?»

- Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены (рис. 1). Я догадываюсь, что здесь была лиса. Она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом вильнет, все следы заметет».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов. (Слова: окуни, кот, кит, кино, окно, нота и другие.)

Использование игровых моментов при обучении грамоте





Игры деда Буквоеда

Эти игры красочно оформляются и сопровождаются стихами.

Игра «Варим щи»

Как следует подобрать буквы, показываю на первом слове щипцы, объясняя при этом лексическое значение этого слова (рис. 2).

Давай сегодня сварим щи!

Слова такие отыщи,















Рис 2



Чтоб в каждом

Было щей немножко !

Уже кастрюля на плите, Берите буквы только те,

Что смотрят из лукошка! (Слова щипцы, ящик, клещи.)

Игра «Ремонт»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «а» Триждц или дважды.

Иногда всего одну (Только не в начале).

Но сегодня...- Ну и ну! -

Все они сбежали.

Вот беда! Простыл их след!

Где набрались прыти?

Срочно вышлите ответ Деду Буквоеду.

БРВН



СТРТ



СТКН







НГРД

Игра «Следопыты»





Цель: прочесть пары слов, посмотреть внимательно и сказать, что изменилось в словах. Даются слова: сила - лиса, сел - лес, шорох - хорош.

В первую очередь дети замечают, что поменяли местами буквы. При помощи наводящих вопросов они приходят к выводу, что с переменой места букв изменяется и смысл слова.

Игры в составлении слов помогают детям в правильном выборе ударения, так как они прочитывают каждое слово несколько раз, осмысливая его значение.



Игра «Кто что делает?»

Эту игру провожу при знакомстве детей с профессиями.

Бросаю мяч ученику и называю профессию, а ученик отвечает,

что делает человек этой профессии:

  • Строитель? (Строит дома.)

  • Капитан? (Водит корабли.)

  • Сталевар? (Варит сталь.)

  • Космонавт? (Работает в космосе )

Игры со схемами

Игра «Кто самый внимательный?»

Цель игры - закрепить у детей представление, что наша речь состоит из предложений; составить 3 предложения о кошке так, чтобы они не повторялись в рассказах других учеников;









У нас есть кошка Мурка. Она любит молоко. Мурка ловит мышей.

У бабушки живёт кошка Муська. У Муськи котята. Она с ними играет. (Выслушиваются и другие ответы.)

Подвожу итог. Самыми внимательными были Таня и Витя. Они поняли задание и правильно ответили, что в конце предложения голос понижается.

По схемам можно составить предложения о собаке, рыбной ловле, о любимой игрушке и т. п. Детям можно предложить обратную игру: записать схемы предтожений по тексту. Берутся тексты, близкие к жизненной ситуации, например:

Мама купила мне мяч. Он очень красивый. Я буду им играть.

У меня есть кубики. Из них я строю дома. Я буду строителем.

Игры со схемами способствуют речевому развитию детей.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал