- Учителю
- Научно - исследовательская работа 'Русский самовар'
Научно - исследовательская работа 'Русский самовар'
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Научно - исследовательская работа «Русский самовар»
ВВЕДЕНИЕ.
Я, Дорогий Артём, ученик 4 «Г» класса средней школы №1 с. Хороль хочу представить вашему вниманию свою исследовательскую работу «Русский самовар».
Объектом моего исследования является самовар.
Цель исследования - узнать о самоваре как можно больше информации, за что он так любим в России.
Вначале исследования я поставил задачи:
- собрать о самоваре как можно больше информации;
- выяснить кто был создателем самовара, где его родина;
- систематизировать разные литературные жанры о самоваре и издать небольшую брошюру.
В ходе исследования я использовал такие методы работы, как:
Изучение исторической литературы, поиск информации в интернете, беседу, фотографирование, анкетирование, участие в празднике «Мой весёлый самовар».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Слово «самовар» является сложным существительным, и я предположил, что этот предмет так назвали потому что он сам может варить воду. Так ли это я решил выяснить проведя исследование.
Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» назвал самовар водогрейным, для чаю, сосудом, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри.
Самовар - был на Руси символом русского гостипреимства и хлебосольства. Но в последние годы он стал русским сувениром, его чаще можно встретить в музее как экспонат, чем на столе во время чаепития.
Из исторической литературы я выяснил, что у самовара были предшественники. Например, в Китае, был агрегат «хо - го» или «огненный котёл», работающий по принципу русского самовара, только китайцы использовали его для приготовления бульонов и поэтому на «хо - го» не было краников. Подобный аппарат был в Древнем Риме, он представлял собой металлический прямоугольник с двойными стенками, в которые вливалась вода, а в середине разводился костёр. Жар от него сначала нагревал стены, затем воду.
На Руси прототипом самовара были сбитенники. До ввоза в Россию чая самым любимым напитком был сбитень - отвар из мёда и пряных трав. Его варили в специальном сосуде - сбитеннике, похожем на чайник. Внутри сбитенника находилось 3 секции, в 2 из которых варили пищу, а в третьем - горячие напитки.
Но вот в 17 веке торговцы из Азии завезли в Россию чай. Первоначально его употребляла знать вв качестве лекарства. А в 19 веке чай потихоньку стал вытеснять сбитень и становиться любимым напитком на Руси. Вместе с чаем в дома проникают и самовары.
Как же устроен самовар? Очень просто. Самовар - это металлический сосуд, внутри которого вертикально установлена труба, от топки до конфорки. Топка находится в нижней части самовара, через решётку в трубе создаётся тяга. В деревенских домах трубу самовара соединяли с дымоходом печки. Если тяге не хватало, то при помощи сапога её создавали дополнительно. В потку закладывали угольки, мелкие щепочки, от которых аромат чая был особенно неповторим.
О степени готовности воды самовар даёт знать с помощью звуков: сначала он «поёт», затем «шумит», потом «бурлит». При закипании воды на конфорку ставили заварочный чайник, тягу замедляли, вода кипела медленнее, а чай настаивался и заваривался. Хитрое русское изобретение дало возможность всем пить правильно и хорошо заваренный чай. Итак, я выяснил, что конструкция угольного самовара настолько совершенна, что осталась неизменна на века. Изменилось только форма, материал, художественное оформление. Моё предположение о том, что самовар - это предмет в котором сама варится вода оказалась верной.
Кто же был тем человеком, кто создал этот «чудо - самовар»? Из информации на сайте «Культура РУ» я выяснил, что родиной самовара является Урал. Документально известно, что в 1778 году в г. Заречье, на ул. Штыковой, братья Иван и Назар Лисицыны в мастерской своего отца изготовили первый самовар. Однако в России принято считать родиной самоваров Тулу, где в конце 18 века было налажено их массовое производство. Вначале процесс изготовления был трудоёмким, но постепенно ручной труд стал заменяться механическим и темпы производства росли. Самовары делали из разных сплавов меди, мельхиора, латуни. Самовары выпускались разного объёма - от 2 до 80 литров.
Стоил самовар дорого - 5 рублей, а за эти деньги можно было купить в то время корову - кормилицу. Наверное поэтому самовар в доме был символом достатка, их выставляли напоказ, ими гордились.
Внешний вид самовара сразу говорил о достатке его хозяев. Бедняки могли позволить себе самовар самой простой формы. Люди побогаче заказывали самовары с пышными элементами, нам корпус наносилась чеканка, позолота, декорировался орнаментом. Иногда самовар становился не просто бытовым прибором, а произведение искусства.
В середине 19 века чаепитие у самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар был символом семейного очага, тепла и уюта. Самовар покупали на всю жизнь. Его передавали от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар «ставили» в доме тогда, когда захаживал родной или дорожный человек, на проводы, после бани, с холода, в радости, к пирогам.
Были и дорожные самовары. Форма таких самоваров была в виде 4-ёх, 6-ти гранников. Поддон, ножки, краник были съёмными что было удобно в походах.
Шло время. И на смену угольному самовару пришёл электрический. Но почему - то не прижился он в русских семьях. Не было от него того особого шума, уюта и мода на них стала быстро проходить. Из проведённого опроса 96 человек, я выяснил, что самовары есть только в 10 семьях, да и те где - то в сараях, на крышах, да в банях. На вопрос «Кто пил чай из самовара?» положительно ответили 16 человек. Статистика печальная. Отчего же так случилось? Во первых, наверное, в современных квартирах негде ставить самоварную трубу; во вторых - жизнь стала такой динамичной, что некогда распивать чаи.
Очень жаль, что самовар уходит из нашей жизни, а с его уходом утрачивается культура русского чаепития. Ни мои родители, ни я не пили чай из настоящего самовара. Но я нашёл человека, который «ставил» самовар и чаёвничал - это Кокунина Наталья Семёновна, директор Хорольского районного историко - краеведческого музея. Благодаря ей в музее собрана экспозиция из угольных и электрических самоваров. Спасибо ей, что она помогла нам провести праздник «Мы за чаем не скучаем», на котором мы узнали, что самовару посвящено много пословиц, загадок, стихов, песен, сказок, картин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа. Я считаю, что эта тема очень актуальна в наше время, мы должны знать историю своей страны, её культурные ценности. И хорошо, что уже есть люди, которые хотят возродить эти ценности. Один из них - Владимир Копенкин, коллекционер из г. Уссурийска, по просьбе которого Мастер Сергей Зайцев с февраля по декабрь 2013 года изготовил самый большой электрический самовар, ручной работы, высотой 265 см, объёмом 1,5 тонны воды. Может быть пойдёт немного времени и найдутся мастера, которые будут изготавливать самовары и мы будем , как наши предки собираться семьями вечерами или по праздникам и в уютной домашней обстановке вести неспешные беседы и думать о завтрашнем дне.
Список использованных источников и литературы:
-
Энциклопедия «Я познаю мир» (история), ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998г.
-
Популярная энциклопедия «Самовары России», С.П. Калиничев, «ХОББИ ПРЕСС»
-
«Тула самоварная», М. Веллер (электронная книга)
-
«Русские самовары», Е.А.Иванова, «Художник РСФСР», 1971г.
-
Интернет сайт «Культура. РУ»