7


  • Учителю
  • Программа по внеурочной деятельности Флористика

Программа по внеурочной деятельности Флористика

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей





«Детский эколого-биологический центр»





ПРОГРАММА





«Флористика и аранжировка».









Руководитель : Брякова Е.С.

















































Пояснительная записка.

Моя работа направлена на развитие художественно - эстетического вкуса через приобщение детей к работе с природным материалом..

Почему я выбрала данную тему? Мы живем в краю рек, озер, болот, лесов. Сказочна и богата наша Мещера. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя добрые и нежные чувства в человеке. Дети собирают цветы разные по цвету, форме, строению Мы удивляемся их сочетанию, восхищаемся их красотой, но огорчаемся тем, что они скоро завянут, потеряют жизнь. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Я стараюсь воспитывать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Работа с природным материалом помогает мне вести маленьких почемучек в домашнюю природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки ели, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки. Но моя задача, чтобы дети не только увидели данную мастерскую, а однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как же то сделать? Ответ кроется в моей системе работы, в которой мы встречаемся со сказочными героями, персонажами книг. Оживить их могут детские ловкие руки, а также фантазия, которая ведет нас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств -радость созидания и творчества.

Программа «Флористика и аранжировка» является 3-х годичной , где осуществляется комплексный подход к решению образовательных, развивающих и воспитательных задач, и направлена на освоение различных граней прекрасного мира и искусства, познание законов красоты и гармонии, формирование интереса и любви к труду и родному краю.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы обучения, воспитания и профориентации, что призвано помочь сохранению богатства и традиций народных мастеров в работе с природным материалом и развитию, а также удовлетворению постоянно изменяющегося спроса детей и их родителей.

В основе программы лежат несколько разделов: работа с природным материалом, глиной, соломкой, яичной скорлупой, пером, берестой, рогозом.

Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и состав остается постоянным до конца срока обучения и частично пополняется. Набор в объединение «Флористика» осуществляется по желанию ребенка, в группе занимается по 10-12 человек. Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей, 144 часов в год.

На первом году обучения большое значение уделяется выявлению творческих способностей и одаренности детей. На втором году обучения предпочтение отдается коллективной работе. На третьем году обучения большое значение уделяется самостоятельной работе учащихся.













































Новизна, актуальность,

педагогическая целесообразность программы.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

Мы живем в трудное время экономической и социальной напряженности, когда человек не получает точных ориентиров для выбора идеалов, а переменчивая мода (в музыке, литературе, живописи, на телевидении, в кино и т.д.) обрушивает на людей потоки насилия, агрессии, секса. Сегодня царствуют "неокитч", попса, наступило время вседозволенности. «Флористика и аранжировка» не популярна среди молодежи.

В связи с этим я веду работу по привлечению учащихся к подлинному искусству, в частности к «Флористике и аранжировке». Освоение шедевров мировой культуры «Флористики и аранжировки» может способствовать развитию художественно-эстетического вкуса, воспитанию утонченной восприимчивости и духовной возвышенности учащихся. Развитый художественно-эстетический вкус послужит "противоядием" против негативного влияния псевдокультуры и станет ориентиром в освоении окружающего мира и искусства, фактором совершенствования окружающих людей.

Нам думается, что именно уроки изобразительного искусства и трудового обучения помогут решить эту достаточно сложную задачу. Однако этого недостаточно, так как они проходят отдельно друг от друга по своим программам, не имея общей сплоченности, нет курса «Мировая художественная культура». C целью формирования человека культуры, развития творческой активности учащихся , формирования духовной культуры и художественно-эстетического вкуса, обогащения познавательного и эстетического потенциала личности я и разработала данную программу , «Флористика и аранжировка» , где соединяю элементы технического мышления и конструкторские способности, учу детей правильно собирать, сушить и хранить природный материал. Целью данной программы является «Развитие художественно-эстетического вкуса через приобщение детей к работе с природным материалом. Флористика способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения. Там, где бессильны назидание и дидактизм, «Флористика и аранжировка», заключая в себе волшебную природу красоты, вносит гармонию и целостность в духовный мир личности, делают самих людей добрыми, мудрыми, благородными. Наблюдая за одухотворенными лицами учащихся, творящих картины из природного материала, поражаешься, как преображается человек, находясь под воздействием божественно-прекрасного искусства.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Младший школьный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у ребят художественного вкуса, формирование у них творческих умений при работе с природными материалами, осознание ими чувства прекрасного.









































































Основная цель программы.

Развитие художественно - эстетического вкуса через приобщение детей к работе с природным материалом.





Программа направлена на решение следующих задач:

Обучающие:



-Научить работать с глиной, берестой, соломкой, растительным материалом, рогозом, яичной скорлупой;

-Научить технологическому процессу описания картин, композиций из природного материала;

-Обучить алгоритму написания и создания картин; -Дать понятия о видах технологической обработки природного материала;

-Научить правильно собирать, сушить и хранить природный материал;

  • Познакомить с видами и свойствами природного материала;

  • Изготавливать и оформлять изделия своими руками.



Развивающие:



-Развивать творческие возможности детей ;

-Формировать элементы технического мышления и

конструкторские способности;

-Создать условия для выявления и развития творческих

возможностей детей через оптимальное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной творческой деятельности для развития их интереса;

- Развивать художественно-эстетический вкус.



Воспитательные:

-Воспитать аккуратность, самостоятельность;

-Воспитать чувства коллективизма, уважения к творчеству

народных мастеров, занимающихся различными видами рукоделия

-Воспитать трудолюбие, усидчивость;

-Воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к

природе.





Программа работы с природным материалом осуществляет комплексный подход к решению образовательных, развивающих и воспитательных задач, и направлена на освоение различных граней прекрасного мира и искусства, познание законов красоты и гармонии, формирование интереса и любви к труду и родному краю.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Я стараюсь чтобы ученики не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, чтобы их встречи были ,не забавой , не заполнением свободного времени , а интересным делом.

На важность использования природного материала в деятельности учащихся обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага...) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру...В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в тоже время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

Встречи с природой расширяют представления учеников об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании картин из природного материала.

Изготовление картин требует от учащихся ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики -согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Я проследила путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала и заметила, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения данного процесса задания усложняется: детям показываю рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать , и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или собственному замыслу.

При изготовлении картин из природного материала развивается у детей внимание, т.е повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Композиции , картины из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность учащихся. В данном трудевсегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Очень важны для общего развития благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления игрушек из природного материала, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Работа с природным материалом способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать картину : ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ученик встречается с трудностями , он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда ученикам сразу не удается выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания какого-либо животного или соединить части игрушек определенным способом. Под моим руководством ученики учатся устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе коллективной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ученик получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

У учащихся формируется контроль и оценка собственной деятельности.

Так, при изготовлении поделок, композиций, картин ученики встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Работа с природным материалом может быть индивидуальной и коллективной . Коллективный труд приносит учащимся большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Они стремятся оказать друг другу помощь, заинтересовываются результатом общего дела. Используются разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределяя операции. Все это оказывает большое влияние на формирование у детей дружеских и доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми , окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок .За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.

На занятиях по программе «Флористика и аранжировка» я учитываю технологии проблемного обучения, целью которых является познавательная активность, творческая самостоятельность обучающихся. Я последовательно и целенаправленно выдвигаю перед обучающимися познавательные задачи, решая которые, обучающиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности. Для этого используются поисковые методы.

Широко использую технологию концентрированного обучения, целью которой является создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Глубокое изучение предметов происходит за счет объединения занятий в блоки. А также за счет методов обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

Во время проведения занятий применяю технологию развивающего обучения, развиваю личность и ее способности, ориентируюсь на потенциальные возможности человека и их реализацию, вовлекаю обучающихся в различные виды деятельности.

Часто на занятиях с природным материалом присуща технология модульного обучения - обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню базовой подготовки. Проводится самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой.

На занятиях по программе «Флористика» создаю оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей учащихся, т.е использую технологию дифференцированного обучения и методы индивидуального обучения. Изучение программного материала происходит на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.

Ребята работают с различными видами природного материала. Это: береста, рогоз, растительный материал, соломка, перо, глина, ракушки и т.д. т.е. очень актуальна технология и методы комплексного (активного) обучения. Обсуждаем с ребятами содержание будущей профессиональной деятельности.

Учащимся нравятся игровые ситуации, любят решать ситуативные задачи, т.е применяю технологию игрового обучения, присуща самостоятельная познавательная деятельность , направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре.

На всех этапах обучения учитываю индивидуальные особенности личности обучающихся. Провожу управляемое, пошаговое освоение программированного учебного материала с помощью линейных обучающих устройств, т.е поэтапное обучение от простого к сложному, от 1 года обучения переходим ко 2, к 3. Здесь нашла свое применение технология программированного обучения, репродуктивные и алгоритмические методы.













Формы, методы, средства.

Методика организации работы учащихся основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит от:

1) Усвоение алгоритма деятельности по созданию картин.

2)Грамотного методического руководства со стороны педагога.

3) Уровня развития ученика,( развития представлений, памяти,

воображения;)

4)Степени сформированности у учеников конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

5)Развитие у учащихся таких качеств, как настойчивость ,

целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Важно, чтобы на каждом этапе ученик действовал активно,

с настроением. Для этого учитываются его возможности на

начальном этапе организации работы в старшей группе, а также

дальнейшее расширение и изменение. Для этого выясняется как ученики относятся к ручному труду, хотят ли они трудиться и что умеют делать. Одновременно пробуждается интерес воспитанников к природному материалу, желание действовать с ним , учить видеть в знакомых формах его новые сочетания. Интерес учащихся к данному виду ручного труда является основой формирования положительного отношения к нему.

Учащимся очень нравится разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет сделать такие же поделки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое. Всегда пользуются успехом выставки детских работ: «Умелые руки»,» «Природа и мы», «Зеркало природы» и т.д. .Ребята делают подарки к празднику 8 Марта, 23 февраля, украшения к Новому году.

Ученик осознает что он работает как взрослый, этому способствует и совместная работа нескольких детей над изготовлением одной поделки (например, композиции, картины).Здесь они понимают , что конечный результат зависит от работы каждого. Они видят преимущества коллективного труда, тем самым учащиеся с большим интересом учатся работать сообща, распределяя между собой обязанности, уступают товарищу ради общего дела.

Учащиеся объединяются в бригады с учетом их индивидуальных особенностей и проводятся соревнования между ними: «Какая бригада изготовит самую красивую картину?»

Работа над изготовлением картин из природного материала выполняется успешнее, если они имеют возможность заниматься ею и в других видах деятельности. Ученики любят делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. С удовольствием накладывают мозаичные узоры из семян, окрашенных тушью в разные цвета, на покрытые пластилином дощечки. Такие уроки тренируют руку, развивают творчество.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. При этом используется художественная литература. Ребята отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их , развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. При чтении произведений о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждается детская фантазия, воспитывается художественный вкус ,эстетические чувства, любовь к родной природе.

Изготовлению задуманной картины предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, я с учениками проводятся экскурсии в природу: в лес, в парк, к реке. На таких экскурсиях ученики учатся замечать неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.



На экскурсиях я рассказываю учащимся, что мы живем на территории Национального парка «Мещерский» . Объясняю: Что такое Национальный парк? Что он охраняет и для чего он нам нужен? Какие животные ,растения, насекомые, пресмыкающиеся и рептилии, а также птицы под охраной. На таких уроках ученики узнают, что можно делать в Национальном парке, а что нельзя. С данной целью в классе оформлен стенд, который так и называется «В гостях у Национального парка «Мещерский».



Всякий раз во время экскурсий в природу я напоминаю ученикам, что для изготовления картин из природного материала используется кора высохших или срубленных деревьев, а также опавшие ветки и семена деревьев и кустарников. На экскурсиях мы берем с собой коробочки собираем и сортируем природный материал по виду, размеру, цвету ; напоминаю, что шишки, желуди, ягоды должны быть целыми, не помятыми. С данной целью проводится игра, которая так и называется «Сбор материала». Определяется место приемного сортировочного пункта , выбирается дежурный по лесу, который следит за охраной природы, контролера, проверяющего качество собираемого материала, и т. д.

В конце игры сообщается, что собранный материал будет использоваться в различных картинах.

Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Предлагается детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», дети учатся сравнивать их, вспоминая знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что можно из него будет сделать, какую создать композицию ( с участием человечков, птиц, зверей, рыб и т.д.), какие интересные сценки (три медведя, волк и заяц) Организуя таким образом сбор материала детям дается возможность активно воспринимать его форму, цвет, запахи.

Беседуя с учениками , учеников побуждаю к наблюдениям , потому развивается образное восприятие , фантазия: в семенах, шишках, корягах учащиеся видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Так, например, рассматривая на экскурсии крылатки клена спрашиваю на что они похожи; ученики вспоминают: такой формы крылышки у кузнечика. Увидев муравейник, я объясняю какую пользу приносят муравьи. Рассмотрели муравья, увидели как он ловко и быстро перемещается по земле, сколько у него лап, каков его образ жизни. Вспомнили, каких они еще насекомых знают. Таким образом, у учеников развивается смекалка, сообразительность, расширяются представления об окружающем мире, углубляются знания, обогащается речь.



Развитие художественно-творческих способностей учащихся на основе работы с природным материалом процесс кропотливый и очень длительный, поэтому осуществляется он поэтапно: ориентировочный и исполнительный.

На первом этапе ученик анализирует картину, которую ему нужно будет делать, выявляет условия достижения цели, планирует последовательность работы над ней, подбирает необходимый материал, инструменты и определяет практические умения, навыки, с помощью которых цель будет достигнута.



На втором этапе ученик приступает к непосредственному созданию поделки . При этом он учится подчинять свое поведение поставленной перед ним задаче .Конечным результатом работы должна быть не только созданная картина , но и формирование у ребенка определенного уровня умственных действий, конкретных практических навыков и приемов работы, умений как неотъемлемой стороны трудовой деятельности.



Учащимся объясняется, что работа начинается с подготовки рабочего места, в процессе труда необходимо соблюдать определенные правила ; на столе должен быть порядок: аккуратно разложен материал , инструменты; к материалу относится экономно, бережно.



Прежде всего, ученик тщательно анализирует образец будущей картины. В качестве образца вначале используются картина, изготовленная заранее. В дальнейшем, заменяя ее рисунком, фотографией или схемой.



В ходе анализа картины внимание ученика направлено на ее внешние характерные особенности ( цвет, форма, величина), части и детали, на материал , из которого сделана картина, поделка, и из какого она может быть еще изготовлена.



При рассмотрении образца используются вопросы типа: «Из каких частей состоит поделка, картина? Из какого материала изготовлена? Какой материал можно еще использовать?



Правильный и разносторонний анализ структуры готовой поделки, картины является важным звеном в работе.



Затем учащиеся учатся анализировать процесс предстоящей работы над поделкой, картиной. Уточняют основные этапы работы в какой последовательности приклеиваются части и детали картины ( что за чем); и из какого материала; как создают части картины (какие для этого совершают трудовые операции, какими инструментами, как соединяют части и детали). Демонстрируется весь процесс работы над поделкой, картиной от начала до конца и показывается, как она создается. Показ работы над каждой частью, деталью поделки, способов их соединения сопровождается объяснением.



По мере накопления у учащихся определенных трудовых умений и навыков осуществляется переход к обучению их приему схематической зарисовки поделки, картины и созданию наглядного плана схемы ее пооперационного изготовления. Овладение учениками данным приемом работы в значительной степени влияет на уровень развития конкретно-образного мышления: умения намечать цель, обдумывать трудовой процесс и подчинять свое поведение ее осуществлению.





На доске объясняется и показывается как можно изобразить поэтапное изготовление картины. Для того схему картины как бы растягивается в пространстве , последовательно рисуется одну за другой каждая часть, в таком порядке , в каком они будут соединяться. На первых порах я помогаю учащимся сделать модели с помощью готового схематического рисунка и плана-схемы последовательности ее изготовления, в дальнейшем дети самостоятельно делают такие схемы.





Наличие у учащихся умения создавать наглядную схему последовательности действий служит той основой, которая помогает ученикам видеть работу от начала до конца, а также пути воплощения замысла.



Многие картины выполняются из одного вида материала и одинаковыми способами. Важно учить их пользоваться этими же приемами , способами работы при изготовлении новых картин. Важно соблюдать преемственность в работе , опираясь на ранее приобретенные знания. Обучение таким обобщенным способам работы способствует развитию интереса к ручному труду, формированию умения мастерить.



При создании поделок, картин предлагается учащимся комбинировать природный материал. Например, для того чтоб смастерить птичку, для туловища можно взять шишку , голову сделать из желудя , шею -из ветки, лапки - из мелких веточек, а хвостом может служить яркое пушистое перо.



Надо стараться оценить каждую работу, так как оценка является средством воспитания и обучения. Поэтому объективность, похвала в оценке достижений каждого ученика приобретают особое значение.



В первое время отмечаются наиболее удавшиеся работы. Но если ученик старался, но у него не получилось, то нужно поддержать старания малыша, помочь ему поверить в свои силы.



Общая характерная схема последовательности работы по изготовлению поделок, картин по образцу:

1. Рассматривание и анализ образца поделки, картины.

2.Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы.

3. Выбор способа соединения частей поделки, картины.

4. Подбор материала или инструментов.

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка поделок, картин.

Для проведения работы имею достаточное количество методической литературы, демонстрационного и раздаточного материала, дидактические игры. В классе создана развивающая среда, чтобы совершенствовать работу по развитию художественно - эстетического вкуса вне занятий.















Работа с родителями.



Важным условием, обеспечивающим развитие художественно -эстетического вкуса учащихся, является связь с семьей. Все, что ученик видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, рисуют, танцуют, украшают помещения, ходят в театр. Ученик, наблюдая, принимает участие, получает художественные впечатления.



Кроме того, художественный опыт, который ребенок получает в школе, побуждает его и дома заниматься любым делом. Поэтому родители должны создавать ребенку все условия для проявления самостоятельной художественно - творческой деятельности.



Если не только в школе, но и дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут успешно развиваться.

Учитывая это, я организую с родителями соответствующую систематическую работу.



В начале обучения я провожу родительские собрания, где поясняю родителям, что такое художественный труд и чем заниматься в изостудии. Рассказываю о планах на год, демонстрирую рисунки и поделки старших детей, для того, чтобы родителям представление о том, чему научатся их дети.



Периодически проводятся консультации для родителей, на которых раскрывается роль искусства в развитии ребенка.





Приходя из школы, ребенок пытается дома повторить то, чему научился. Но иногда техника выполнения задания бывает сложна для учащихся и требует помощи взрослого. Чтобы помочь своему ребенку, родители должны знать приемы выполнения работы. С данной целью я провожу специальные консультации- практикумы для родителей. Здесь я рассказываю и показываю приемы выполнения работы. Темы таких занятий: «Соломка», «Глина», «Поделки из растительного материала».

После каждого занятия с детьми в родительском уголке помещаются детские работы. Родители сами могут полюбоваться и оценить творения детей.

Работы детей участвуют в выставках: в Доме детского творчества, в областных выставках «Зеркало природы» и другие.

Систематически проводится открытое занятие по работе с природным материалом. Родители очень охотно посещают такие занятия в школе, так как на них они видят, как проводятся уроки, чему научились их дети, какие требования предъявляются к детям.

По мере надобности я предлагаю родителям заполнить анкеты. Анализируя результаты опроса, я выясняю, интересуются ли родители успехами своего ребёнка. Из данных анкет я составляю представление о том, как занимается ребёнок дома: часто ли он мастерит, что чаще всего является результатом его работы, помогают ли ему родители, имеются ли у ребёнка условия для занятий по художественному творчеству .



Интересно сравнивать результаты одной и той же анкеты , предложенной родителям в начале и конце учебного года. Прослеживается увеличение интереса родителей и детей к поделкам и картинам из природного материала. Учащиеся стали чаще мастерить дома. Сюжеты их работ стали разнообразнее. Родители стали тоже собирать природный материал, соломку, доставать глину из речки.





Часто бывает что для проведения занятия подготовка детей дома. В данном случае задается задание на дом, которое они выполняют вместе с родителями. Задания могут быть самые разнообразные: подобрать открытку или картинку с изображением определенного времени года; выучить стихотворение на определенную тему; посмотреть какие деревья растут возле дома; прочитать сказку, соответствующую теме предстоящего занятия, самим сочинить сказку и другие задания.









































Досуговая деятельность.

Досуговая деятельность является важнейшим из направлений работы педагога дополнительного образования с семьей и учащимися. Наиболее распространенными и методически оправданными формами досуговой деятельности является педагогический клуб;

  • лекции;

  • семинары и практикумы;

  • конференции;

  • открытые занятия и внеклассные мероприятия;

  • индивидуальные тематические консультации;

  • творческие группы, группы по интересам;

  • родительские собрания.

Мною составлена примерная программа досуговой деятельности :

  • необходимы материально-технические условия для досуга всех членов семьи : круглый год собирать природный материал: глина, шишки, ветки деревьев, мох, солому, рогоз, глину, бересту, цветы и др.

  • Ребята принимают участие во всех мероприятиях, проводимых педагогом ПДО,

  • Организовываю художественно-эстетические игры, развлечения, прогулки и прочее;

  • Организовываю художественно-эстетические мероприятия в природе ;

  • родители исполняют обязанности жюри на выставках в объединении «Флористика» по просьбе педагога дополнительного образования;

  • учащимся подбираю специальную литературу о сборе, сушке и хранении природного материала, т.е осуществляется связь с сельской и школьной библиотеками;

  • организация викторин, конкурсов с сельской и школьной библиотеками на темы: «Художники России», «Художники Рязанщины», лучшие поделки из природного материала;

  • организую посещение выставок художников, в частности к Е.Ф. Биценко, в изостудию к Т.В.Глазковой, в художественную школу и в музеи деревянного зодчества д. Лункино ;

  • демонстрирую любовь к работе с природными материалами на собственном примере: выполняю различные композиции из природного материала и из глины;

  • посещаю вместе с детьми НП «Мещерский» . Вместе с работниками данного парка провожу беседы о том , что мы живем на территории НП «Мещерский» . Для чего он нужен, что в нем можно делать , а что нет. Какие птицы , насекомые, растения, животные находятся под его охраной;

  • организую туристические походы, посвященные красоте родной природы;

  • провожу совместно с учителями физической культуры зарядки на релаксацию, на снятие зрительного напряжения, т.к. ребята очень сосредоточенны, находятся практически в неподвижном состоянии на протяжении долгого времени;

  • совместная деятельность с учителем изобразительного искусства, изучение правил построения композиции;

  • совместная деятельность с учителем трудового обучения, приготовление материала к урока, в частности спилы, рамки, подготовка фанеры, ДВП по размерам;

  • совместная деятельность с учителем литературного чтения. Ребята отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют им на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. При чтении произведений о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждается детская фантазия, художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.



































Результативность.



Главным результатом моей системы считаю :



1. Оправдал себя цикл занятий: «Работа с природным материалом» в начальной школе» учащиеся знают как нужно правильно собирать, сушить и хранить природный материал, умеют создавать несложные композиции по сказкам, временам года, а также делать различные игрушки из глины.



2. Повышают интерес учащихся к работе с природным материалом «Сценарии одного дня», где ученики в течение одного дня в интересной игровой форме закрепляют знания, практические умения и навыки по одному из видов работ с природным материалом, получают заряд бодрости и здоровья, вызывают у учащихся эмоциональный отклик, доставляют радость, учат делится с данной радостью с окружающими.



3. Важным показателем эффективности проводимой работы является также изменения в поведении учащихся, неуверенный в себе и замкнутый ребенок становится веселым, инициативным, с удовольствием создает композиции и картины, доводит начатую работу до конца и выражает желание продемонстрировать ее другим людям. У учащихся появилось умение замечать затруднения сверстников, проявлять взаимопомощь для достижения хороших результатов.



4. Важно и то, что работа проходит в тесном контакте с родителями. Внимание взрослых повысило чувство ответственности учащихся за свою работу, укрепило желание в следующий раз сделать лучше.



5. Осуществлен тесный контакт с Национальным парком «Мещерский», проводятся совместные мероприятия.

6. Принимаем активное участие в областной выставке «Зеркало природы», занимаем призовые места, а также участвуем в районных и внутриучрежденческих выставках, где наши работы также высоко оценены.





















Литература



1.Т.Алиева.проектирование условий эстетического развития»: содержание и формы. Ж. «Начальная школа» № 11 1997 год.

2. С.Афанасьева «Напитать душу красотой» Ж. «Начальная школа»

3. З.А. Боготеева «Чудесные модели из бумаги» ; г. Москва, 1992г. 4.Н.А.Ветлугина «Художественное творчество и ребенок»;г.Москва «Просвещение» , 1972 год.

5. Л Венгер, Д.Дьяченко, К.Тарасова «Начальное обучение программа, направленная на развитие способностей».

Ж. «Начальная школа» б.Л.С.Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»

г. Москва; 1987 год.

7. э. К Гульянс И.Я. Базик

«Что можно сделать из природного материала»; г.Москва «Просвещение», 1991 год.

8. М.А. Гусарова «Аппликация»; г. Москва

«Просвещение», 1995 год. 9.Т.Комарова «Обучение способам изображения»

Ж. «Начальная школа», 1996 год. 10.А.В.Лазарев «Плетение лозой, берестой, соломой, рогозом. г.Москва Аделант», 2004 год. ПК. Лубковска И.Згрыхова

«Сделаем это сами», г.Москва.

12 .А.Мамонтов «Как сушить растения»; г. Москва «Просвещение», 1990 год.

13 Е.Маркова «Помогите увидеть детям мир многоцветным» Ж. «Дошкольное воспитание» №2 1991 год.

14. М.Мацкевич «Войди в мир искусства!

Ж. «Дошкольное воспитание» № 4 1998 год.

15. Н.Е.Михайлова «Живопись.Графика. Лепка.»Программа по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста; г.Москва 1994 год.

16. Н.Наумова Н.Осипова «Цветов таинственная сила» г.Москва «Панорама», 1993 год.

17.Ю.Сергиенко «Искусство создания цветочных композиций и

букетов.» г.Москва «ЭКСМО», 2004 год.

18 Г.Федотов «Основы художественного ремесла: сухие травы» г. Москва; « АСТ-Пресс», 1997 год.

19 .Г.Федотов «Основы художественного ремесла: послушная

глина»; г. Москва, «АСТ-Пресс», 1999 год. 20.И.С.Утенков «Цветы в букетах и композициях»,г.Москва «Просвещения», 1987 год.

















Знания и умения учащихся.



По окончании обучения по программе «Флористика» дети

знают:

- правила техники безопасности на занятиях

- технологический процесс изготовления изделия

- виды природного материала

- свойства глины

- свойства пера

- свойства соломки

-знания об окружающем мире и о родном крае.

Умеют:

- организовать рабочее место

- продемонстрировать технологический процесс изготовления изделия

-обрабатывать и подготавливать базовые поверхности изделий

- самостоятельно выполнять эскизы

- самостоятельно создавать шаблоны изделий

- работать с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий; приводить его в эстетически



























































Тематический план работы объединения «Флористика» (1 год обучения)



Набор детей в группы 8

Вводное занятие. 2

Тема №1. «Составление букетов из сухоцветов». 32

Тема №2. «Работа с растительным материалом». 22

Тема№3 «Работа с яичной скорлупой». 48

Тема №4 «Работа с мхом и другим природным материалом .» 32





Итого 144 часа





По окончании первого года обучения, дети знают:



- правила по технике безопасности -методы работы и понятие «Флористика» -правила работы с природным материалом -технику выполнения аппликации из растительного материала

-время заготовки природного материала два способа засушивания



Умеют:



-организовать рабочее место

-работать с инструментами и приспособлениями

-аккуратно работать с красками и клеем









































Поурочный план работы объединения «Флористика» 1 год обучения.

№ Тема занятий Кол. часов

Набор детей в группы

*

1

Вводное занятие .

2



Составление букетов из сухоцветов.

32

2

Правила составление букета. Основные принципы построения. Инструктаж по технике безопасности. '

2

3

Экскурсия на луг. Сбор цветов.

2

4

Составление букетов из живых цветов

2

5

Букет «Жасмин»

2

6

Букет «Идилия»

2

7

Букет «Фантазия»

2

8

Букет «ветер перемен»

2

9

Икебана -понятие. Значение. Способы создания.

2

10

История флористики. Западные и восточные традиции.

2

11

Правила цветовой гармонии, роль формы, фактуры. Их взаимодействие.

2

12

Оборудование и материалы.

2

13

Секреты цветочного этикета и язык цветов.

2

14.

Букет «Улыбка»

2

15

Букет «Сюжет»

2

16

Букет «Радость»

2

17

Букет «В мире любви».

2



Работа с растительным материалом.

22

1

Сбор природного материала

2

2

Правила создания композиции, картины.

2

3

Материалы и оборудование

2

4 .

Картина «Лесная тишина». Грунтовка ДВП. Подбор природного материала.

2

5

Оформление заднего плана картины.

2

6

Оформление переднего плана картины '''

2

7

Изготовление кроны и стволов деревьев.

2

8

Изготовление домов из шпона

2

9

Приклеивание деревьев, домов на ДВП.

2

10

Наклеивание растительного материала: трав, цветов, семян.

2

11

Окончательное оформление картины.

2



Работа с яичной скорлупой.

48

1

Картина «Вечер». Зарисовка сюжета. Грунтовка ДВП.

2

2

Подбор природного материала. Изготовление домика из шпона, луны из лепестков.

2

3

Изготовление елей изо мха и стволов из коры.

2

4

Изготовление забора из соломы.

2

5

Наклеивание домика и забора на картину

2

6

Наклеивание елей на картину

2

7

Наклеивание яичной скорлупы

2

8

Окончательное оформление картины. lil

2

9

Картина «Пороша». Зарисовка фона. Подбор природного материала

2

10

Зарисовка извозчика. Изготовление из природного материала

2

11

Изготовление берез из березовой коры и веток

2

12

Наклеивание берез, извозчика на картину

2

13

Наклеивание яичной скорлупы на каркас (искусственные сугробы)

2

14

Праздник, посвященный «Дню защитника Отечества»

2

15

Посыпка яичной скорлупой ветки берез, извозчика.

2

16

Окончательное оформление картины

2

17

Картина «Поет зима». Зарисовка фона. Подбор природного материала.

2

18

Оформление заднего плана картины.

2

19

Оформление переднего плана картины

2

20

Праздник, посвященный 8 Марта.

2

21

Изготовление «Мороза-Воеводы» из ваты и другого материала

2

22

Наклеивание Мороза - Воеводы на картину. |.

2

23

Наклеивание яичной скорлупы на картину

2

24

Окончательное оформление картины

2



Работа со мхом и другим растительным материалом.

32

1

Картина «На болоте»

2

2

Оформление заднего плана картины.

2

3

Оформление переднего плана картины

2

4

Изготовление сторожки ]

2

5

Изготовление птиц

2

6

Наклеивание мха и другого растительного материала

2

7

Наклеивание мха и другого растительного материала

2 \

8

Окончательное оформление картины

2

9

Картина «Лучше нету того света». Зарисовка фона. Подбор природного материала.

2

10

Оформление заднего плана картины

2

11

Оформление переднего плана картины

2

12

Изготовление яблонь: стволов, цветущей кроны.

2

13

Изготовление домов, пристроек, лестницы из соломки.

2

14

Наклеивание домов, пристроек, лестницы на картину

2

15

Наклеивание деревьев на картину.

2

16

Окончательное оформление картины.

2





















































































Тематический план работы объединения «Флористика» (2 год обучения).



Вводное занятие 2

Тема № 1 «Составление композиции из природного материала» 40

Тема №2 «Изготовление картин из природного материала. » 22

Тема № 3 «Работа с яичной скорлупой». 48 Тема № 3 « Изготовление картин с применением пластилина,

ваты, меха и др.материала 32



Итого 144ч

По итогам второго года обучения дети знают:



-правила техники безопасности

-виды растений, пригодных для работы

- технологию работы с яичной скорлупой

- технологию работы с разнородным материалом.



Умеют:

- организовать рабочее место -создавать эскизы будущих работ

- работать с природным материалом

- работать с разнородным материалом

- самостоятельно выполнять объемные композиции

















































Поурочный план работы объединения «Флористика» 2 год обучения.

№ Тема занятий Кол. часов

\\\



1

Вводное занятие.

2



Составление композиций из природного материала.

40

2

Правила составление композиции. Основные принципы построения. Инструктаж по технике безопасности.

2

3

Экскурсия в лес. Сбор природного материала.

4

4

Аранжировки для выставок.

2

5

Композиция «Сказочный мир». Подбор природного материала. '

2

6

Составление композиции, украшение лесными дарами.

2

7

Композиция «В лесу». Подбор природного материала.

2

8

Составление композиции, украшение лесными ягодами.

2

9

Виды растений, пригодных для работы. Значение данных растений.

4

10

Легенды о растениях. Западные и восточные традиции.

2

11

Гармония, роль форма, фактура. Их взаимодействие.

2

12

Необходимые материалы и аксессуары.

2

13

Техника работы с растениями. 1(

2

14.

Композиция «Пробуждение». Подбор природного материала.

2

15

Составление композиции, украшение цветами.

2

16

Композиция «Карнавал». Подбор природного материала.

2

17

Составление композиции, украшение цветами.

2

18

Окончательное оформление композиции

4



Изготовление картин из природного материала.

22

1..

Сбор природного материала

2

2

Правила создания картины. '

2

3

Материалы и оборудование

2

4

Картина «Золотая осень». Грунтовка ДВП. Подбор природного 1|1 материала.

2

5

Оформление заднего плана картины.

2

6

Оформление переднего плана картины

2

7;

Изготовление кроны и стволов деревьев.

2

8

Изготовление домов из шпона

2

9

Приклеивание деревьев, домов на ДВП.

2

10

Наклеивание растительного материала: трав, цветов, семян.

2

11

Окончательное оформление картины.

2



Работа с яичной скорлупой.

48

1

Картина «Вьюга». Зарисовка сюжета. Грунтовка ДВП.

2

2

Подбор природного материала. Изготовление домика из шпона, луны из лепестков.

2

3

Изготовление елей изо мха и стволов из коры. ,

2

4

Изготовление забора из соломы.

2

5

Наклеивание домика и забора на картину У

2

6

Наклеивание елей на картину

2

7

Наклеивание яичной скорлупы

2

8

Окончательное оформление картины.

2

9

Картина «Седая ночь». Зарисовка фона. Подбор природного материала

2

10

Зарисовка лошадей. Изготовление из природного материала

2

11

Изготовление берез из березовой коры и веток

2

12

Наклеивание деревьев на картину.

2

13

Наклеивание яичной скорлупы на каркас (искусственные сугробы)

2

14

Праздник, посвященный «Дню защитника Отечества»

2

15

Посыпка яичной скорлупой .

2

16

Окончательное оформление картины

2

17

Картина «Детвора». Зарисовка фона. Подбор природного материала.

2

18

Оформление заднего плана картины.

2

19

Оформление переднего плана картины id

2

20

Праздник, посвященный 8 Марта.

2

21

Изготовление детей из лоскутов.

2

22

Наклеивание детворы на картину.

2

23

Наклеивание яичной скорлупы

2

24

Окончательное оформление картины

2



Изготовление картин с применением ваты, пластилина, меха и другого материала. '

32

1

Картина «Весенние воды»

2

2

Оформление заднего плана картины.

2

3

Оформление переднего плана картины

2

4

Изготовление построек из шпона

2

5

Изготовление птиц из перьев

2

6

Изготовление льдин из пластилина.

2

7

Изготовление сугробов из ваты.

2

8

Окончательное оформление картины и

2

9

Картина «Разлив». Зарисовка фона. Подбор природного материала.

2

10

Оформление заднего плана картины

2

11

Оформление переднего плана картины

2

12

Изготовление лодки из соломы.

2

13

Изготовление зайцев из кроличьего меха.

2

14

Изготовление льдин из пластилина.

2

15

Наклеивание лодки, зайцев, льдин на картину. '

2

16

Окончательное оформление картины.

2





















































































Тематический план (3 год обучения)









1. Вводное занятие





2

2.Тема № 1 Работа с глиной



54

3. Тема № 2 Работа с соломкой



46

4. Тема № 3 Работа с пером



42

Итого



144 ч





По итогам третьего года обучения дети знают:



-правила техники безопасности

- технология работы с глиной

-знакомы понятием « Декоративная игрушка»

-знакомство с понятием «Филимоновская игрушка»

- технологию росписи глиняных игрушек

технологию росписи на спилах деревьев

технологию работы с соломкой

- технологию работы с пером



Умеют:



- организовать рабочее место

- самостоятельно работать с глиной, соломкой, пером.

- самостоятельно выполнят





































Поурочный план работы объединения «Флористика»

( 3 год обучения)Тема занятий Кол.ч







1

Вводное занятие

2



Работа с глиной

54

1

Правила работы с глиной. Материалы и оборудование.

2

2

Технология работы с глиной. Инструктаж по технике безопасности.

2

3

Понятие «Декоративная игрушка»

2

4

Лепка игрушки «Финист -Ясный сокол»

2

5

Технология росписи. Роспись игрушки.

2

6

Лепка игрушки «Конь - олень»

2

7

Роспись игрушки.

2

8

Лепка трехногой жабы

2

9

Роспись игрушки.

2

10

Лепка игрушки «Заяц-кот»

2

11

Роспись игрушки.

2

12

Знакомство с понятием «Дымковская игрушка»

2

13

Игрушка «Барыня»

2

14

Роспись игрушки.

2

15

Игрушка «Матрешка»

2

16

Роспись игрушки.

2

17

Игрушка «Девица»

2

18

Роспись игрушки.

2

19

Окончательное оформление игрушек.

2

20

Знакомство с понятием «Филимоновская игрушка»

2

21

Игрушка «Свистулька» .,.

2

22

Роспись игрушки.

2

23

Игрушка «Сказочная птица»

2

24

Роспись игрушки.

2

25

Игрушка «Павлин»

2

26

Роспись игрушки.

2

27

Окончательное оформление игрушек

2



Работа с соломкой

46

1

Работа с соломкой. Материалы и оборудование.

2

2

Технология работы с соломкой. Инструктаж по технике безопасности.

2

3

Мероприятие «Царь горы»

2

4

Мероприятие «Ледяные фигуры»

2

5

Картина «Цветы». Зарисовка сюжета.

2

6

Грунтовка ДВП. Изготовление лекал.

2

7

Наклеивание соломки на лекала.

2

8

Наклеивание соломки на лекала.

2

9

Наклеивание лекал на картину.

2

10

Плетение корзинки из соломки.

2___

11

Наклеивание корзинки на картину.

2 |





12

Наклеивание мелких деталей.

2

13

Праздник, посвященный 23 Февраля

2

14

Окончательное оформление картины.

2

15

Окончательное оформление картины.

2

16.

Картина «Лесные колокольчики». Зарисовка сюжета

2

17

Праздник, посвященный 8 Марта

2

18

Изготовление лекал колокольчиков.

2

19

Наклеивание соломки на лекала.

2

20

Изготовление вазы из шпона.

2

21

Наклеивание вазы и колокольчиков на картину.

2

22

Наклеивание мелких деталей

2

23

Окончательное оформление картины.

2



Работа с пером.

42

1

Материалы и инструменты

2

2

Технология работы м пером. Инструктаж по технике безопасности.

4

3

Изготовление различных птиц из перьев

6

4

Картина «Снегири. Зарисовка сюжета.

2

5.

Грунтовка ДВП. Изготовление лекал птиц.

2

6

Наклеивание перьев на лекала

2

7

Наклеивание перьев на лекала

2

8

Изготовление кормушки из шпона

2

9

Наклеивание кормушки, птиц на картину.

2

10

Наклеивание мелких деталей.

2

11

Окончательное оформление картины.

2

12

Картина «Соловьи в саду». Зарисовка сюжета.

2

13

Грунтовка ДВП. Подбор перьев для птиц..

2

14

Изготовление лекал для птиц, деревьев.

2

15

Наклеивание перьев на лекала

2

16

Наклеивание коры деревьев на лекала

2

17

Наклеивание лекал на картину.

2

18

Окончательное оформление картины.

2











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал