- Учителю
- Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» «Литературное чтение» Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская - М.: Академкнига/Учебник 2013 г.
Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой на предмет «Литературное чтение» в 3 классе отводится - 136 ч. (4 часа в неделю, 34 учебных недели).
Общая характеристика учебного предмета.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Основная цель выражается в главных идеях, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая.
Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка - способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
-
Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
-
Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая.
Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях
Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
-
На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
-
Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
-
Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
-
Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая.
Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
-
Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
-
На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности - вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.
Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях.
Результаты изучения курса «Литературное чтение»
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно - историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
-духовно-нравственные;
-духовно-эстетические;
-литературоведческие;
-библиографические.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
-
читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
-
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
-
писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
-
называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
-
рассказывать о любимом литературном герое;
-
выявлять авторское отношение к герою;
-
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
-
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
-
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.)
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
-
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
-
делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;
-
самостоятельно читать выбранные книги;
-
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
-
самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
-
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
-
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
-
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
-
обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
-
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
-
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
-
интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
-
принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
-
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
-
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
-
устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
-
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
-
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
-
работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
-
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
-
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
-
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
-
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата.
Основное содержание учебного предмета
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.
Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.
Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)
Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Круг чтения
Круг детского чтения в программе определяется по следующим основаниям:
-
формирование мотива чтения;
-
создание условий для формирования технического умения чтения;
-
соблюдение логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе;
-
решение конкретных нравственных и эстетических задач;
-
обеспечение жанрового и тематического разнообразия.
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница - бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Тематическое планирование по дисциплине «Литературное чтение»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение, ч.
Практические работы, ч.
Контрольная работа, ч.
Экскур-сии, ч.
Самостоя-тельная работа, ч.
1.
Учимся наблюдать и копим впечатления
20
19
1
2.
Постигаем секреты сравнения
13
12
1
3.
Пытаемся понять, почему люди фантазируют
14
14
4.
Учимся любить
16
15
1
5.
Набираемся житейской мудрости
11
11
6.
Продолжаем разгадывать загадки смешного
15
15
7.
Как рождается герой
29
28
1
8.
Сравниваем прошлое и настоящее
18
17
1
Итого
136 ч.
131 ч.
5 ч.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
литературное чтение 3 класс - 136 часов (4часа в неделю)
№
урока
Наименование разделов и тем
Кол.
час
Характеристика деятельности
учащихся
Дата
проведения
По плану
По факту
1
Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч)
Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения
1
Иметь представление о приёме художественной выразительности- олицетворении; находить в тексте данные приёмы; работать с картиной и толковым словарём.
2
Юрий Коваль "Берёзовый пирожок"
1
Объяснять понятие «репродукция»; характеризовать рассказчика, высказывать своё мнение; работать со словарями.
3
Работа по хрестоматии.
В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари»
Поход в Музейный Дом
Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари»
1
Ориентироваться в оглавлении хрестоматии;
анализировать средства художественной выразительности.
4
Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…", С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение")
1
Объяснять понятие «сравнение»,
«олицетворение», находить в тексте; составлять предложения, используя сравнения.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов
(а не тематическое сходство).
Работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности; читать наизусть стихотворение
5
Входная комплексная контрольная работа
1
Анализировать средства художественной выразительности; высказывать своё мнение о картине; работать со словарями.
6
Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…",
1
Читать наизусть произведения автора; находить и анализировать средства художественной выразительности.
7
Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")
1
Иметь представление о том, как записывается японское хокку.
Видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного
8
Работа по хрестоматии.
В. Берестов «Урок листопада»
1
Объяснять понятия «звукопись» и «контраст»: выделять общее в произведениях авторов.
Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации.
Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)
9
Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись")
1
10
Работа по хрестоматии.
В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение»
Поход в Музейный Дом
Г.Захаров «Десять минут после полуночи»
1
Читать бегло, грамотно, выразительно.
11
С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст")
1
Анализировать наблюдения поэта, поступки героев; работать со словарём.
12
Иван Бунин "Листопад"
1
Делить текст на части; находить и объяснять сравнения, связь частей в произведении.
13
Заседание клуба
Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении
1
Анализировать внутренний мир автора; работать по тексту; выполнять записи в записной книжке.
14
Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)
1
Называть имена русских классиков, произведения А.С.Пушкина;
Объяснять понятие «строфа».
Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы
15
Валентин Берестов "Большой мороз",
1
Делить текст на смысловые части; читать наизусть; работать со словарём.
16
Валентин Берестов "Плащ"
1
17
С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"
1
Высказывать своё мнение; работать с Толковым словарём.
18
Работа по хрестоматии.
А. Иванов «Как Хома картины собирал»
Поход в Музейный Дом
В.Попков «С санками»
Анализировать средства художественной выразительности; высказывать своё мнение о картине; работать со словарями.
19
Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами",
1
Анализировать состояние души автора; работать с текстом и иллюстрацией.
20
Хокку Ранрана
1
Находить и объяснять литературные приёмы; работать с иллюстрацией.
21
Постигаем секреты сравнения (13 ч)
Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства"
1
Называть сказки разных народов мира, объяснять их особенности; читать выразительно по ролям; пересказывать сказки.
Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись.
Работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история.
22
Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"
1
23
Проектирование сборника сказок
1
Объяснять понятие «избранное»; определять принадлежность сказок разным народам мира и России
24
Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"
1
Анализировать поведение героев сказки; работать с Фразеологическим и Толковым словарями.
25
Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" , "Как барсук и куница судились" и "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"
1
Анализировать характер героев, сравнивать содержание, предполагать концовку сказки.
26
Представление о бродячем сюжете
1
27
Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного
1
Сравнивать построение и содержание разных сказочных сказок; анализировать поступки героев.
28
Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета
1
Анализировать построение сказочной истории; определять время создания сказки; работать с Толковым словарём.
29
Работа по хрестоматии.
Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»
1
Пользоваться библиотекой -выбирать нужную книгу.
Объяснять понятие «лента времени»; находить место сказки на «ленте времени»; анализировать тексты двух сказок; определять вид сказки, доказывать свой ответ; читать и пересказывать сказки.
Читать бегло, грамотно, выразительно.
30
Работа со школьной библиотекой
Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики».
1
31
Работа по хрестоматии.
Д. Дмитриев «Встреча»
1
32
Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"
1
33
Проверка техники чтения
1
34
Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч)
Новелла Матвеева "Картофельные олени"
1
Объяснять понятия «фантазия» и «фантазёр»; доказывать на примере стихотворения.
35
Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"
1
Анализировать и объяснять название произведения, фантазии героя - рассказчика; работать по вопросам.
Определять, сравнивать и различать литературные жанры (небылица, сказка, рассказ);анализировать характер героев.
36
37
Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного
Татьяна Пономарёва "Автобус",
1
1
38
Татьяна Пономарёва "В шкафу"
1
39
Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи
1
40
Работа по хрестоматии.
М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…»
1
Находить в тексте самые главные слова; определять жанр произведения.
41
Борис Житков "Как я ловил человечков".
1
Объяснять понятия «наблюдательность» и «изобретательность»; анализировать название произведения; различать позиции автора и героя; пользоваться Толковым словарём.
42
Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии.
1
43
Работа по хрестоматии.
С.Козлов «Звуки и голоса»
1
44
Работа по хрестоматии.
Составление литературных сборников
1
45
Тим Собакин "Игра в птиц"
1
Определять жанр произведения; анализировать внутренний мир героя; выразительно читать по ролям.
46
Работа по хрестоматии.
О. Кургузов «Мальчик - папа»
Поход в Музейный Дом
М. Шагал «Крылатая лошадь»
1
Повторить изученные произведения раздела.
47
Константин Бальмонт "Гномы"
1
48
Учимся любить (16 ч)
Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"
1
Ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией; анализировать характер героя - рассказчика и главного героя;
пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения.
49
Работа по хрестоматии.
Э. Мошковская «Когда я уезжаю»
1
50
Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике"
1
51
Мария Вайсман "Лучший друг медуз"
1
52
Работа по хрестоматии.
В.Драгунский «Кот в сапогах»
1
53
Работа со школьной библиотекой
В. Драгунский «Похититель собак»
1
54
Работа со школьной библиотекой
В. Драгунский «Девочка на шаре»
1
55
Александр Куприн "Слон" ознакомительное чтение
1
Анализировать поступки героев и их чувства; находить ответы в тексте.
56
Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев
1
57
Работа по хрестоматии.
Тим Собакин «Самая большая драгоценность»
1
Читать произведение внимательно и осознанно; анализировать внутренний мир героев.
58
Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение
1
59
Константин Паустовский "Заячьи лапы" чувства и переживания героев.
1
60
Сергей Козлов "Если меня совсем нет"
1
Объяснять понятие «диалог»; определять настроение произведения; читать по ролям; работать с иллюстрациями.
61
Работа по хрестоматии.
Э. Мошковская «Нужен он…»
1
Повторить изученные произведения раздела; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник стихов «Времена года».
Читать бегло, грамотно, выразительно.
62
Проверка техники чтения
1
63
Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб.
1
64
Набираемся житейской мудрости (11 ч)
Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"
1
Объяснять жанр басни, понятия «повествование», «мораль»; пользоваться Этимологическим словарём; сравнивать басню и сказку; анализировать события в произведениях.
65
Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы
1
Понять структуру басни (сюжет, мораль); определять тему басни, формулировать общую мысль.
66
Работа по хрестоматии.
Жан де Лафонтен «Волк и журавль»
Поход в Музейный Дом
В. Серов «Волк и журавль»
1
Находить сходство басни и пословицы; подбирать пословицы для иллюстрации.
Объяснять понятие «обстоятельства»; сравнивать две басни; понимать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям;
находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени; читать наизусть басню.
67
Работа по хрестоматии.
Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях»
Поход в Музейный Дом
В. Серов «Ворона в павлиньих перьях»
1
68
Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
1
69
Работа по хрестоматии.
И. Крылов «Волк и журавль»
1
70
Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни.
1
71
Иван Крылов "Квартет".
1
72
Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"
1
73
Работа по хрестоматии.
Индийская народная сказка «О радже и птичке»
1
74
Бытовые сказки.
1
75
Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 ч)
Леонид Каминский "Сочинение"
1
Объяснять значения слов, выделять секреты смешного; ориентироваться в тексте.
76
Ирина Пивоварова "Сочинение"
1
Делить текст на части; перечитывать правильно смешные истории.
77
Работа по хрестоматии.
Н.Носов «Мишкина каша»
1
Открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа.
78
Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова
Составление сборника из 5 рассказов Н. Носова
1
Работать с дополнительной литературой, ориентироваться в произведениях.
79
Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев " Для Лены", Михаил Яснов "Подходящий угол"
1
Читать наизусть; анализировать характер и поведение героев; разгадывать секрет смешного
80
Надежда Тэффи "Преступник" деление текста на части
1
Объяснять значение и смысл выделенных фрагментов; работать над текстом; определять возраст героя.
81
Надежда Тэффи "Преступник" пересказ
1
82
Работа по хрестоматии.
М.Вайсман «Приставочка моя любимая»
1
Открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа.
83
Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" , стихи Григория Остера "Вредные советы"
1
Определять жанр произведения; выделять черты детской наблюдательности; анализировать причину смешного.
84
Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь"
1
85
Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение
1
Объяснять литературные приёмы смешного: путаница, преувеличение; анализировать поведение и характер героев; делить текст на смысловые части; находить ответы на вопросы в тексте;
повторить изученные произведения раздела.
86
Работа по хрестоматии.
Т. Кочиев «Такая яблоня»
Инсценирование
1
87
Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение
1
88
Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" деление текста на части
1
89
Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" анализ произведения
1
90
Как рождается герой (29 ч)
Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"
1
Объяснять понятие «сказочный герой»; определять, кто является сказочным героем; сравнивать и различать народные и авторские сказки.
91
Борис Заходер "История гусеницы" (начало)
1
92
Работа по хрестоматии.
Пытаемся выяснить, как рождается герой.
С. Махотин «Самый маленький»
1
Характеризовать поведение героя в сказке и рассказе; сравнивать изученные произведения.
93
Юнна Мориц "Жора Кошкин"
1
94
Черты характера героя.
Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)
1
Работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название частей.
95
Работа по хрестоматии.
Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»
1
Сравнивать и различать повеления героев в сказке и рассказе.
96
Леонид Яхнин "Лесные жуки"
1
Читать выразительно, читать наизусть стихотворение
97
Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)
1
Составлять план, пересказывать по плану; анализировать шуточные стихи.
Ориентироваться в тексте, определять главную мысль; анализировать поведение героя.
Определять тип текста; проводить исследования текста; следить за чтением учителя.
98
Черты характера героя «История гусеницы»
1
99
Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание)
1
100
Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке"
1
101
Поход в Музейный Дом
С. Жуковский «Плотина»
1
102
Проверка техники чтения
1
Читать бегло, грамотно, выразительно.
Уточнить понятия: герой рассказа, пейзажное описание, описание натюрморт; делить текст на части; объяснять поведение героя; определять чувства героя.
103
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Ознакомительное чтение.
1
104
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части
1
105
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя
1
106
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа
1
107
Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ.
1
108
Леонид Пантелеев «Честное слово» ознакомительное чтение
1
109
Леонид Пантелеев «Честное слово» характеристика героя
1
110
Леонид Пантелеев «Честное слово» поступки героя
1
111
Поход в Музейный Дом
З. Серебрякова «За обедом»
1
Определять отношение героя к природе; находить сравнения; ориентироваться в тексте;
работать с иллюстрацией
112
Отрывки из поэмы Николая
Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова)
1 часть
1
113
Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)
2 часть
1
114
Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)
3 часть
1
115
Поход в Музейный Дом
А. Мещерский «У лесного озера»
1
Анализировать поведения героя в сказке и рассказе; сравнивать изученные произведения.
Пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения.
116
Работа по хрестоматии.
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)
1
117
Работа со школьной библиотекой.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения
118
Работа со школьной библиотекой.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения
1
Сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках;
119
Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч)
Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова)
1
Определять жанр произведения; высказывать своё мнение; ориентироваться в тексте;
анализировать характер и поведение героев произведения;
120
Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение.
1
121
Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение.
1
Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" красота окружающего мира в произведении.
123
Работа по хрестоматии.
Ю.Коваль «Под соснами».
Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами»
Делить текст на части, озаглавливать их; сравнивать художественные и музыкальные произведения.
124
Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко» (1 часть)
1
125
Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко» (2 часть)
1
126
Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко» (3 часть)
1
127
Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко» (4 часть)
1
128
Поход в Музейный Дом Александр Пушкин "Цветок"
1
Характеризовать чувства людей; анализировать внутренний мир героя.
129
Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Телеграмма»
1
Пересказывать текст от третьего лица; высказывать
свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста
Сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев; анализировать их внутренний мир;работать с иллюстрацией.
Читать бегло, грамотно, выразительно.
130
Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Дорога к отцу»
1
131
Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…»
1
132
Аркадий Гайдар "Чук и Гек" « Одни в лесной сторожке»
1
133
Проверка техники чтения
1
134
Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно - счастье!»
1
135
Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей
Поход в Музейный Дом
К. Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»
1
136
Итоговый урок. Письмо в клуб
1
Повторить изученные произведения; объяснять схожесть и близость произведений; писать письмо в клуб.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатной продукции)
Учебно-методический комплект (УМК) для 3 класса:
Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс, Хрестоматия М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О.В. Литературное чтение 3 класс Тетрадь для самостоятельной работы - М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение 3 класс» - М.: Академкнига/Учебник.
К
Печатные пособия
Набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)
Д
Словари по русскому языку
Ф
Репродукция картин и художественные фотографии в соответствии в содержанием обучения по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)
Д
Детские книги разных типов из круга детского чтения
Д/К
Портреты поэтов и писателей
Д
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
Настенная доска с набором приспособлений для креплений картинок
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экспозиционный экран
Д
Д
Д
Д
Д
Принтер лазерный
Д
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Д
Игры и игрушки
Литературное лото, викторины
Ф
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Полки для «Уголка книг»
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
К
Д
Д
Д
Д
Д
Литература
Для учителя:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования от 6.10.2009г.
3. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
4. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
5. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2011.
6. Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2013
7. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
8. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
9. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 3 класс», - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Для ученика:
1. Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2013
2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Основные Интернет-ресурсы:
- федеральный портал «Российское образование»;
- Российский общеобразовательный портал;
- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- газета «Начальная школа», издательство «Первое сентября»;
- сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов;
- российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей»;
- методические рекомендации по использованию ЦОР.