7


  • Учителю
  • Конспект занятия на тему ' Портрет в музыке'

Конспект занятия на тему ' Портрет в музыке'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»








Конспект музыкального занятия

проведенного в кружке «Смешарики»

МБОУ Лицеи №3

Студенткой группы 4 «Д»

Специальности 44.02.03/050148 Педагогика дополнительного образования

Гаспарова Лилия Арарати

8 ноября 2015 года










Шахты

2015


Технологическая карта музыкального занятия «Портрет в музыке»»

Дата:8.11.15г

Ф.И.О. педагога: Снежкова Т.В.

Название музыкального кружка: «Смешарики»

Возраст учащихся: Младший школьный возраст

ФИО практиканта: Гаспарова Лилия Арарати

Целевой компонент

Тема занятия

Портрет в музыке

Педагогическая цель

Познакомить с понятием портрет в музыке через сказочный музыкальный образ из пьесы М.П.Мусоргского «Избушка на курьих ножках»

Планируемые результаты

Предметные УУД:

У учащихся будут сформированы основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

Личностные УУД:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

Учащиеся научатся осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

Регулятивные:

Учащиеся получат возможность научиться прогнозировать содержание по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

Коммуникативные:

Учащиеся получат возможность совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи.


Инструментальный компонент

Тип занятия

Комбинированный

Формы, методы,

приемы

Методы обучения: Размышления о музыке, анализ музыки, создания композиции, музыкального обобщения, беседа с элементами сравнения; демонстрационно-иллюстративный метод эвристический, рефлексия, эмоционального воздействия, художественного контекста.

Образовательные

ресурсы

фортепиано, портрет композитора Мусоргского, иллюстрации с изображением Бабы-Яги, презентация, раздаточный материал.


План занятия:

1.Организационное начало

2.Актуализация знаний

3.Постановка проблемы

4.Рефлексия

Ход занятия:

П .Наша сегодняшняя тема «Портрет в музыке». Что такое «портрет» в изобразительном искусстве?
Д.: изображение человека в полный рост; нескольких человек изобразить; если изобразить людей до плеч - это портрет.
П.: Что мы с вами можем увидеть на портрете?
Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный;
П.: А чем музыкальный портрет отличается от художественного?
Д.: Его нельзя можем увидеть; длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить разное…
П.: Перед вами на доске записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
[Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, звуковедение, мелодия]
Д.: Темп - это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя. Лад - мажор или минор - создает настроение героя. Мажор - это обычно радостное настроение, минор - грустное, задумчивое. Динамика - это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия - это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.
П.: А что за средство - звуковедение?
Д.: Это - как ведутся звуки в произведении.
П.: А как можно вести звуки?
(Дети задумываются, вспоминают. Учитель наигрывает несколько мелодий).
У.: Как соединяются эти звуки?
Д.: Связно - это легато, а отрывисто - это стаккато. Это тоже говорит нам что-то о характере героя и его настроении.
П.: А что обозначает контраст?
Д.: Черно-белый, непохожий.
П.: А в музыке?
Д.: Тихо-громко, быстро-медленно, легато-стаккато, мажор-минор.
П.: Молодцы! Все эти знания помогут нам понять, как же компози-тор создает музыкальные картины и что ему в этом помогает.
Работа с материалом занятия:
П.: Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством крупнейшего русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского (на экране слайд-портрет). Мусоргский создал много прекрасных произведений, особенно известны его оперы, которые ставят во многих театрах мира. Мусоргский родился в 1839 году в Псковской области. Уже в 7-9 лет он умел исполнять на фортепиано достаточно сложные пьесы. В детстве он любил слушать сказки, которые он позже использовал при создании своих музыкальных произведений. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным и в 10 лет его отдали учиться в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В это же время Модест Петрович усердно занимался музыкой. В военной школе у него созрело решение отказаться от военной карьеры - это случилось в 1858 году, когда Мусоргскому было 19 лет. Дальнейшую свою жизнь Мусоргский посвятил сочинению музыкальных произведений - он стал известным композитором. Среди наиболее известных произведений Мусоргского - его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Сегодня мы с вами послушаем и поговорим о другом произведении Мусоргского - его фортепианной сюите «Картинки с выставки». Кто из вас может объяснить, что такое сюита? Может быть, кто-то знает об этом, слушал какую-либо сюиту?
(Дети молчат.)
П Я предложу вам прослушать один музыкальный фрагмент. (Звучит «Шутка» И.С. Баха - часть одой из его сюит).
Д.: Это музыка Баха; это часть одного из произведений Баха; это танец; это, наверное, часть сюиты.
У.: Правильно: сюита - это несколько идущих подряд музыкальных произведений, которые связаны какой-то единой мыслью, единым замыслом автора. А сейчас послушайте историю создания сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».
В феврале 1874 года. В Академии художеств Петербурга открылась выставка недавно умершего художника и архитектора В.А. Гартмана, близкого друга Мусоргского. Посетив выставку, Мусоргский решил в память о своем друге написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была бы связана с одной из картин Гартмана. Так получилась сюита «Картинки с выставки», которая стала одним из известных произведений Мусоргского.
Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой» (Показывается слайд: часы изображены в форме сказочной избушки на курьих ножках). Опишите этот рисунок.
Д.: Эта избушка в русском стиле; она яркая, веселая; рисунок очень красочный; на рисунке много желтого, красного цвета; цвета сочные, настроение веселое жизнерадостное.
П Скажите, ребята, какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?
Д.: Таинственные образы; сказочные герои; что-то страшное; нет, наоборот, веселое; образ Бабы-Яги…
У.: А знаете, у Мусоргского тоже возник образ Бабы-Яги. Он представил себе, что вместо кукушки в домике сидит сама Баба-Яга.
(Дети смеются)
П.: Как вы думаете, какую музыку сочинил при этом Мусоргский?
Д.: Лад, наверное, мажор; темп быстрый; громкое звучание; звуковедение, скорее всего, стаккато; нет, музыка при Бабу-Ягу должна быть веселой, радостной.
У.: Давайте же послушаем фрагмент «Избушки на курьих ножах».
(Звучит музыка - фрагмент этого произведения)
Д.: (После прослушивания, не дожидаясь вопроса учителя) У Мусоргского немного другая Баба-Яга, она страшная, грозная; она волшебная; музыка «прыгучая», грозная, устрашающая…
П.: Давайте сейчас прочитаем три стихотворных фрагмента. А каждый из вас напишет на опросном листе, какое из стихотворений больше всего, по-вашему, подходит к музыке.
(Всем раздаются опросные листы)
(Дети читают следующие стихотворения, они записаны и на опросных листах)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей.

Косы растрепаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая…
Пляшет колдунья под звон сосняка.
С черною дрожью плывут облака.
Машет колдунья руками костлявыми.
Звезды моргают из туч над дубравами.
Серьгами змеи под космы привешаны,
Кружится с вьюгою страшно и бешено.

Я Ягусенька-Яга, костяная ножка,
Ох, люблю же иногда повредничать немножко.
Ну, держись сейчас, дружок,
Путь мой труден и далек,
Вьюга, вьюга, прилетай,
Все дорожки заметай.
(Дети отмечают свое мнение на опросном листе)
П Давайте сейчас прослушаем все произведение целиком.
(Звучит «Избушка на курьих ножах».)
П Сейчас я хочу обратить ваше внимание на понятие «музыкальная форма». Как вы понимаете это слово?
(Дети думают, с ответом многие затрудняются)
П.: Давайте тогда подумаем, какой смысл мы складываем вообще в слово «форма».
Д.: форма - это одежда: военная форма, школьная форма; предметы имеют разную форму: арбуз круглый, а огурец вытянутый; у человека бывает разная форма: один высокий, другой низкий, один толстый, другой худой…
П.: А бывает ли форма в музыке?
Д.: Да, есть песня, есть танец; симфонии; рондо; этюды…
П: А в какой форме написаны «Картинки с выставки» Мусоргского?
Д.: В форме сюиты!
П.: Докажите это.
Д.: В начале урока мы говорили, что «Картинки с выставки» состоят и нескольких пьес, эти пьесы разные, но они вместе образуют единое произведение; пьесы следуют одна за другой; а это как раз и есть сюита!
Д.: А я где-то читала, что слово «сюита» однокоренное со словом «свита» - только не пойму почему.
П А давайте над этим вы подумаете дома. Посмотрите значения обоих слов в словарях, в Интернете, а к следующему уроку сделаете сообщения на эту тему.
П.: Давайте вернемся к «Избушке на курьих ножках» Мусоргского. Я задам вам несколько вопросов, а вы ответьте на них, выскажите свое мнение. Первый вопрос: какими средствами музыкальной выразительности композитор создал фантастический образ Бабы-Яги?
Д.: Баба-Яга страшная, коварная, поэтому вначале музыка была громкая, устрашающая. Потом музыка затихла - Баба-Яга представилась нам таинственной, загадочной. А потом опять музыка стала громкой. Баба-Яга прыгает скачками и колдует, поэтому ритм упругий. Смена ритма и громкости создает впечатление таинственности…
П.: Вы говорили: вначале, потом, в конце. Мой второй вопрос: в какой форме написано это произведение?
Д.: В трехчастной форме. Вначале - одно настроение, потом оно резко меняется, а в третьей части все возвращается к настроению первой части. В трехчастной форме написаны многие музыкальные произведения - сонаты, симфонии. Три части спорят друг с другом, что-то объясняют друг другу.
П.: Наконец, мой третий вопрос: какое из трех стихотворений больше всего подходит к этому произведению Мусоргского?
(Дети спорят, большинство склоняются ко второму и к третьему стихотворению)
П.: Вот какая богатая фантазия была у Мусоргского. Я думаю, что все вы запомнили эту выразительную и яркую музыку. А теперь посмотрите, какие картины были написаны другими художниками на это же музыкальное произведение. (Показываются слайды)
Итог занятия.
П.: Тема нашего сегодняшнего занятия называлась «Портрет в музыке». Чей портрет мы сегодня изучали?
Д.: Бабы-Яги!
П.: А теперь - домашнее задание: нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. Дополните своими рисунками те рисунки, которые вы просмотрели на слайдах.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал