7


  • Учителю
  • Конспект урока по изобразительному искусству 'Полхов-Майданская роспись. Матрёшка. ' 2 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству 'Полхов-Майданская роспись. Матрёшка. ' 2 класс.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок по изобразительному искусству о Полхов-Майданской росписи проведён мной во 2 классе для того, чтобы наглядно познакомить ребят с данным видом декоративно-прикладного искусства. Здесь мы познакомились с видом села Полхов-Майдан, с многообразием деревянных изделий,
предварительный просмотр материала

Учитель: Зайцева Нина Аркадьевна.

МБОУ Ильинская средняя

общеобразовательная школа


Урок изобразительного искусства во 2 классе.

Тема: Полхов-Майданская роспись. Матрёшка.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием Полхов-Майданской росписи.

Задачи:

  • формировать навыки работы по мотивам Полхов-Майданской росписи;

  • воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре;

  • развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

  • развивать умение учащихся работать в парах.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Введение в тему.

3. Беседа с использованием презентации.

Слайд 1.

Знакомство.

Полхов-Майданская роспись - относительно молодой промысел, возраст которого едва перевалил за 90 лет. Тем не менее, благодаря яркому рисунку и необычной технике нанесения красок, Полхов-Майданская игрушка приобрела широкую известность и популярность среди жителей России, а также за рубежом.

Слайд 2.

История возникновения росписи.

Своим появлением Полхов-Майданская роспись обязана жителям села Полховский Майдан, что находится в Нижегородской области. Именно там ремесленники придумали обтачивать на станках дерево под определенную форму, покрывать его картофельным крахмалом и по сухой «грунтовке» расписывать анилиновыми красками. Для достижения большего контраста и глубины рисунка, мастера использовали чистые цвета, накладывая их один на другой по принципу лессировки.
История Полхов-Майданской росписи начинается с 20 годов 20 века. Именно тогда жители крупного нижегородского села Полховский Майдан впервые стали изготавливать деревянные заготовки на станках, а затем расписывать их на народный манер. К началу 1960 годов промысел распространился и на соседние земли, так, например, в поселке Крутец также имелись мастера, овладевшие Полхов-Майданской техникой.
До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена - бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки Полхов-Майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.

Слайд 3 - 4

Расписные изделия.

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные. Заготовки для Полхов-Майданской росписи можно условно разделить на две категории: игрушки и бытовые приборы. Исключение составляют расписные пасхальные яйца, которые идут отдельным пунктом.
Слайд 5 - 6 .

Процесс росписи.

Для Полхов-Майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего, это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.
При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши.


Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.
В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.


Слайд 7 - 8.

Элементы росписи.

Для декорирования деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.
Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.
После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится так же, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

4. Знакомство с матрёшкой.

Слайд 9 - 10.

Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным. Художник расписал кукол как стайку деревенских девочек - матрёшек . Первая матрёшка состояла из восьми фигур и изображала она девочку в сарафанчике и платке с чёрным петушком в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они, чем-нибудь отличаются друг от друга. А последняя восьмая, изображала завёрнутого в пеленки младенца.


Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста и внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, - будет третья во второй!

Половинку отверти, плотную, притёртую

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри, кто там прячется внутри?

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри и та пустая, в ней живёт шестая.

А в шестой - седьмая, а в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры - куколки стоят.

- Сколько вас? - у них мы спросим.

И ответят куклы - Восемь!


Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полхов-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.

5. Последовательность росписи матрёшки.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями, причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.
Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.

6. Самостоятельная работа.

Помните: ценность рисунка зависит от того, насколько он будет соответствовать материалу и форме. Нужно постараться представить, как будет смотреться возникший в вашем воображении образ матрёшки.

А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

7. Итог.

По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть - музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: " До встречи, милые друзья!"





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал