- Учителю
- Взаимодействие с ребёнком в семье и школе как основа (или препятствие) творческой реализации его личности.
Взаимодействие с ребёнком в семье и школе как основа (или препятствие) творческой реализации его личности.
Взаимодействие с ребёнком в семье и школе как основа (или препятствие) творческой реализации его личности.
Бакалова М.М, учитель ОРКСЭ
МБОУ СОШ № 29 р.п. Чунский
Принимая участие в работе проекта «Школа Мульттерапии», я познакомилась с работами Максимовой Светланы Валентиновны (кандидат психологических наук, одна из ведущих этого многодневного дистанционного семинара).
По её наблюдениям, растет число людей, неспособных адаптироваться в обществе и реализоваться как творческая личность. Причины этого закладываются в детстве, когда ребенок, сталкиваясь с трудностями, остается с ними один на один, не имея грамотной поддержки взрослых.
Научные исследования показывают, что все дети рождаются творческими, важно только разглядеть в чем это проявляется, поддержать, развить.
Если взрослый замечает и поддерживает творческую активность ребенка, давая ему позитивную обратную связь, помогает реализовать инициативы и идеи ребенка, осознать себя в качестве творца, субъекта творчества, то это приводит к развитию творческой активности, ребенок попадает в число «звездочек».
Если взрослый негативно реагирует на спонтанную активность ребенка, например, такими фразами:
-
Что ты натворил?
-
Не выдумывай!
-
Что ты себе воображаешь?
-
Ты что, особенный что ли?
-
Так никто не делает!
-
Все дети как дети (девочки, мальчики, люди …), а ты?
-
Давай лучше я сделаю.
-
У тебя все равно не получится.
-
Что ты всякой ерундой занимаешься, займись делом.
-
Ты все испортил(а) (сломал(а), запачкал(а))!
-
Вечно ты все портишь!
-
Тебе еще рано об этом думать (этим заниматься)
-
Еще слишком мал, а туда же лезешь!
-
Тебя не спрашивают, больно умный нашелся!
-
Вот видишь, я тебе же говорила, не надо было это делать!
- Ты мог бы сделать и лучше
- Надо стараться
то ребенок начинает осознавать себя как «разрушителя», «неудачника», а его активность направляется в русло дезадаптации, он начинает проявлять творчество в хулиганстве, непослушании, бунтарстве (большинство наркозависимых - люди с высоким, но не реализованным творческим потенциалом).
Если взрослый реагирует на проявление творческой активности ребенка рассудительным запретом, объясняя,
что плохо:
- задавать лишние вопросы не вовремя;
-спорить с авторитетами;
- выходить за рамки общепринятого.
Что следует подчиняться правилам, выполнять указания взрослых, заниматься не тем, что интересно, а тем, что считается необходимым, то это приводит к формированию «исполнителей».
Если же взрослый игнорирует, не замечает проявления творческой активности ребенка, творческие начинания уходят, как вода в песок, творческая устремленность не развивается, ребенок попадает в разряд «средних».
_________________________________________________________________
Рекомендации Максимовой С.В. для родителей по развитию творческой активности детей:
-
Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной, не по делу, не вовремя. Инициатива - первый шаг к творчеству. Чтобы ее подавить достаточно одного слова или взгляда, чтобы возродить - годы.
-
Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если Вам кажется это увлечение бесполезной прихотью, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги на эту тему, поищите информацию в Интернете и т.д.), только не переусердствуйте. Наигравшись в то, что интересно, ребенок скорее займется необходимым. Только то, что делается с интересом по-настоящему продуктивно. Если вы с уважением отнесетесь к тому, что интересует его, он скорее уважит ваши требования.
-
Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите быстрых результатов. Главный критерий успешности деятельности - наличие стойкого интереса к ней.
-
Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможно только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.
-
Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как нам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
-
Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, непохожести на других, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
-
Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы…» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы с утомлением занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом, не только, когда Вы делаете то, что умете, но и когда ошибаетесь. Совершенный родитель для ребенка - недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
-
Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, сделать альбом достижений и т.д. Для ребенка важно, что то, что он делает, ценится родителями.
-
Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего чада по телефону, родственникам - то, ради чего дети способны кипами рисовать, строить, лепить, в общем, - творить. Не скупитесь на знаки внимания.
__________________________________________________________________
По словам В.И. Слободчикова, переживаемая сейчас историческая ситуация характеризуется множеством разрывов в общественной жизни, сложившаяся система образования «хронически опаздывает». Если раньше «правильный путь» был определен, и задачей образования было только передать ценности и способы деятельности старших поколений (было ясно, чему учить и как), то сейчас,
основная задача образовательной практики - выращивание личности, способной к самоопределению и саморазвитию с постоянно меняющихся условиях и умеющей с одной стороны приспосабливаться к ним, а с другой - оставаться независимым.
Существует проблема: многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Ту же цель преследуют авторы различных методик и пособий.
В то же время исследования показывают, что творческая активность детей в процессе обучения падает. Получается, что современная система образования не только не развивает, но подавляет творческие задатки ребенка.
Одной из основных причин сложившейся ситуации являются сложившиеся в обыденном сознании такие стереотипные представления о творчестве, как:
-
творческими способностями обладают избранные;
-
творчество возможно только в особых видах деятельности - танцы, пение, рисование и т.п.
-
творчеству нельзя научить, нельзя управлять творческим процессом;
-
творчески одаренный ребенок успешен, послушен, общителен.
Научные же исследования показывают обратное:
-
Все дети рождаются творческими, важно только разглядеть, в чем это проявляется, поддержать, развить;
-
Любой вид деятельности (даже мытье полов) может быть творческим, если человек относится к нему с интересом, нестандартно, инициативно;
-
Основной механизм развития творческого потенциала - не обучение какому-либо ремеслу (хотя и это тоже важно), а осознание ребенком с помощью взрослого себя творцом, поддержка его инициатив.
-
Дети, обладающие высоким творческим потенциалом, не обязательно успешны в обучении и овладении навыками, могут иметь проблемы в общении, амбивалентную (один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства) самооценку, нетерпимость к другим, быть упрямыми, капризными, с трудом подчиняться правилам.
Успешность в школе (место от 1 до 4)
Традиционное обучение, в основном, предполагает исполнительскую деятельность. И даже проявление самостоятельности, инициативности учащихся поощряется только в пределах, заданных педагогом. Так называемые творческие виды деятельности в учебном процессе предполагают только адаптивную форму творческой активности (например, придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию и т.д.), то есть учат решению задач, но не самостоятельной постановке новых задач.
Например, на уроке музыки идет работа по «развитию» эмоционального восприятия детей. Учитель задает вопрос: какая бывает зима?
Ученик: - снежная
Учитель: - правильно
Другой ученик: - холодная
Учитель: правильно
Третий ученик: мутная
Учитель: - садись, и подумай!
В ответе «мутная» ребенок не выдает стереотип, который когда-то слышал, а передает настроение, собственное отношение к зиме. Это и есть подлинно творческое решение, рожденное только сейчас. Но для учителя оно - неблагозвучно, непонятно, неправильно.
Были выявлены причины снижения творческой активности школьников в процессе обучения:
-
Тотальное преобладание заданий по образцу, по правилам, мало творческих заданий в программе;
-
Программы, направленные на развитие творческих способностей, развивают формируют исполнителей, а не творцов;
-
Неадекватные представления учителей о творчестве;
-
Директивный стиль взаимодействия педагога и ученика
И определены условия развития творческой активности учащихся:
-
Переосмысление педагогами своих представлений о творчестве
-
Обучение педагогов методам диагностики и отслеживанию НА учащихся на уроках
-
Диагностика и преодоление личностных ограничений педагогов в раскрытии своего творческого потенциала
-
Овладение педагогами приемами развивающего общения с учениками
-
Овладение педагогическими технологиями поддержки НА учащихся (проектная и исследовательская деятельность, составление портфолио) приемами стимулирования творческой активности детей
6