- Учителю
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В 1 классЕ (ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В 1 классЕ (ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В 1 КЛАССЕ
(ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ)
I четверть
БЛОК «КОМПОЗИЦИЯ»
КОМПОЗИЦИЯ ОДНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение простейших правил компоновки рисунка именно в самом начале учебного года закладывает качественную основу для успешного выполнения практических работ на уроках всех последуюших блоков.
Превращение уроков в путешествие по сказочному королевству даёт возможность проводить их в близкой и понятной детям игровой форме: необходимая информация и советы учителя прекрасно воспринимаются детьми через диалоги короля Карандаша и королевы Кисти; вопросы к классу ставятся в спорах сказочных героев; выведенные правила закрепляются указами короля, который строго следит за их исполнением и поощряет своих самых прилежных подданных.
Строение уроков блока «Композиция» предполагает использование элементов проблемного обучения, т.к. на каждом уроке дети должны как можно более самостоятельно решить возникшую перед ними задачу. Учитель лишь с помощью наводящих вопросов помогает сделать детям правильный вывод. При этом необходимо использовать как логический, так и интуитивный подход. Логика базируется на конкретных доказательствах, что учит детей приводить примеры, выстраивать логические цепочки, обосновывать свои выводы. Интуиция опирается на внутренние ощущения каждого ребёнка, иногда она приводит к неверным выводам, но, в то же время, позволяет развивать область чувств, столь необходимую для восприятия изобразительного искусства.
При выполнении практических работ данного блока, детей не стоит строго ограничивать в выборе материала. Многие из них, не имея достаточных навыков работы красками, с большим удовольствием и успехом выполняют рисунки цветными карандашами или фломастерами. Главное - чтобы работа каждого соответствовала изученным правилам и ни в коем случае не повторяла рисунок соседа по парте. Развитие фантазии, художественного воображения - одна из важнейших задач уроков изобразительного искусства.
Композиционные схемы, используемые в качестве наглядных пособий, учитель может выполнять мелом на доске по ходу урока, но лучше подготовить их заранее в виде аппликаций на альбомных листах.
Перед началом практических работ, для закрепления полученных знаний, необходимо предоставить учащимся возможность проанализировать несколько детских рисунков, найти в них композиционные ошибки.
Урок 1. ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОМПОЗИЦИИ
- «РАЗМЕР ПРЕДМЕТА».
Задачи: введение понятия «композиция», обучение выбору размера изображения; развитие изобразительных навыков и логического мышления.
Наглядность: композиционные схемы и рисунки, выполненные учителем, детские рисунки с изображением одного предмета.
Материалы: альбомный лист, карандаш; прочее - по выбору ребёнка.
Содержание урока:
Вводная часть урока посвящается организации рабочего места учащихся, знакомству с миром изобразительного искусства.
Каждый художник, прежде чем начать рисовать, думает о том, как лучше разместить на бумаге или полотне то, что он хочет изобразить, т. е. как лучше закомпоновать свой рисунок. Если говорить упрощённо и доступно для детей, то композиция - это размещение рисунка на листе. Учитель ведёт речь о том, какое значение в восприятии рисунка имеет размер изображения. Детям предлагается рассмотреть три варианта изображения одного и того же предмета округлой формы.
Происходит обсуждение предлагаемых композиций:
а) изображение слишком велико, ему в листе тесно;
б) изображение слишком маленькое, ему в листе одиноко, возникает ощущение пустоты;
в) наиболее удачное изображение.
Дети сами формулируют I -е правило композиции: «Предмет должен быть не большим, не маленьким, а средним». Иными словами, лучшая композиция та, в которой не возникает желания что-либо прибавить или убавить, раздвинуть или сдвинуть рамки рисунка.
Композиционные правила целесообразно зарисовывать в тетрадях в виде схем, обозначая композиционные ошибки условными знаками:
Б - рисунок слишком крупный;
М - слишком мелкое изображение.
Практическая работа: учащиеся выполняют рисунок одного предмета, желательно круглой формы, соблюдая выведенное ими правило.
Перед началом практической работы необходимо поговорить с детьми о том, каким должен быть карандаш для подготовительного рисунка, как его следует держать и каким образом проводить линии, как штрихами намечать размер рисунка.
Урок 2. ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМПОЗИЦИИ -
«РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА».
Задачи: расширение представлений детей о композиции рисунка; обучение расположению рисунка в листе; совершенствование изобразительных навыков.
Наглядность: композиционные схемы и рисунки, выполненные учителем, детские рисунки одного предмета.
Материалы: альбомный лист, карандаш; прочее - по выбору ребёнка.
Содержание урока:
Удачно выбранного размера изображения недостаточно для создания хорошей композиции. Учитель предлагает рассмотреть несколько вариантов изображения среднего размера одного и того же предмета.
Дети безошибочно отвергают первые четыре варианта и пытаются определить наиболее удачный рисунок из двух оставшихся (предмет, расположенный в геометрическом центре листа и предмет, расположенный чуть выше середины). При необходимости учитель помогает сделать правильный выбор, пояснив, что когда предмет изображен строго в центре листа, возникает ощущение его «падения», в то время как предмет, изображенный чуть выше середины воспринимается в состоянии покоя.
Формулируется правило: «Предмет должен располагаться так, чтобы справа и слева было одинаковое расстояние от края листа, а снизу чуть больше, чем сверху» или «Предмет должен располагаться чуть выше середины».
Зарисовывая правило в тетради, дети знакомятся со знаками композиционных ошибок:
- изображение смещено в сторону, указываемую стрелкой;
- изображение смещено в двух направлениях одновременно;
- изображение касается края листа;
- изображение срезано.
Практическая работа: задание аналогично заданию прошлого урока, (рисунок предмета округлой формы) но с учётом уже двух правил композиции.
Первое и второе правило композиции одного предмета можно объединить в один урок (с меньшим количеством пособий). Это даёт возможность первый урок года посвятить организации рабочего места и тестированию детей.
Урок 3. ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО КОМПОЗИЦИИ
- «ВЫБОР ФОРМАТА».
Задачи: дальнейшее усложнение композиционных проблем рисунка одного предмета; обучение выбору формата в соответствии с формой изображаемого предмета; введение понятия «композиционный овал»; совершенствование навыков рисования.
Наглядность: композиционные схемы, детские рисунки.
Материалы: альбомный лист, карандаш; прочее - по выбору ребёнка.
Содержание урока:
При изображении одного предмета на листе очень важно учитывать конфигурацию этого предмета. Если он имеет почти квадратную или округлую форму (мяч, клубок, будильник, яблоко и т. д.), то он хорошо компонуется в альбомном листе и вертикального, и горизонтального формата. Но предметы могут иметь и вытянутую форму.
Принцип работы с детьми тот же, что и на предыдущих уроках. Учащимся предлагается рассмотреть рисунок вертикально вытянутого предмета (дерево, жираф и т. д.) на листе горизонтального формата (рис. а).
Это изображение слишком маленькое, на листе много пустоты. Дети легко догадываются, что лист надо было расположить иначе (рис. б). Учитель может наглядно исправить композицию - обрезать или загнуть края листа, превратив горизонтальный формат в вертикальный, но меньших размеров. Здесь необходимо пояснить - то, как расположен альбомный лист, мы называем форматом. Аналогичный опыт производится и с горизонтальным изображением (автобус, крокодил и т. д.) в вертикальном формате (рис. в).
рис. а
рис. б
рис. в
Дети самостоятельно делают вывод: «Для вертикального изображения необходим вертикальный формат, а для горизонтального -горизонтальный формат». В этом и заключается третье правило композиции. Дети зарисовывают в тетради правило и знак композиционной ошибки.
Оживить урок и закрепить знание третьего правила композиции поможет игра со всем классом: учитель называет предметы вытянутой формы (автомобиль, ракета, диван, телебашня и т. д.), а дети поднимают свои альбомные листы, поворачивая их так, чтобы формат соответствовал форме названного предмета.
Перед началом практической работы следует повторить композиционные правила, ответив на три вопроса:
-
Какой? Не большой и не маленький (1 правило).
-
Где? Чуть выше середины (II правило).
-
Как? Вертикально или горизонтально (III правило).
Практическая работа: учащимся предлагается изобразить предмет вытянутой формы, соблюдая при этом все три правила композиции. Объясняя последовательность выполнения работы, учитель вводит понятие композиционного овала.
Композиционный овал - это общий размер предмета.
Вертикально вытянутые предметы вписываются в вертикальный овал, предметы, удлиненные по горизонтали - в горизонтальный овал, остальные -в круг. Композиционные овалы помогают определить место предмета на листе. Таким образом, дети учатся видеть предмет в целом и только потом прорисовывать детали (от общего к частному).
Понятие композиционного овала является для детей достаточно сложным, не каждый ребёнок может усвоить его с первых уроков. Многим необходимы индивидуальные объяснения, и учитель должен проявить терпение
БЛОКИ «ЦВЕТ» И «ЦВЕТ В ТОНЕ» («ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»).
ТЕХНИКА АКВАРЕЛИ.
Два вертикальных блока программы, посвященные изучению цветоведения, в первом классе объединены единой темой - дети получают необходимые навыки разнообразных приёмов работы кистью, изучают специфику различных акварельных техник, предпочтительную сферу применения каждой из них.
Если говорить об игровой, сказочной форме уроков, то ведущая роль в них, безусловно, принадлежит королеве Кисти, которая очень часто меняет своё настроение. Когда ей скучно - она красит поверхность листа ровным тоном, развеселившись, работает в технике вливания цвета в цвет, под звуки дождя предпочитает работать мазками, а когда королева огорчена, то лист бумаги намокает от её горьких слез, и акварель расплывается на нём в технике «по-сырому». Настроение всех придворных дам королевства «Рисование» (т. е. всех кисточек в классе), конечно же, должно зависеть от королевского каприза, а королева Кисть, в свою очередь, заботливо следит за тем, чтобы дети бережно обращались с её фрейлинами, не забывали их в баночках с водой и берегли их причёски.
Изучая каждую акварельную технику, перед началом практической работы дети под руководством учителя, должны выполнить на 1/8 листа вспомогательное упражнение - пробный образец приёма работы. Полученные образцы необходимо вклеивать в тетради по цветоведению.
Знания и умения, приобретенные на уроках этого блока, значительно расширяют диапазон творческих возможностей учащихся.
Урок 4. «ВЛИВАНИЕ ЦВЕТА В ЦВЕТ».
Задачи: развитие чувства цвета и цветовой гармонии; введение понятия «многоцветие»; изучение особенностей и освоение приёма работы акварелью в технике вливания цвета в цвет.
Наглядность: осенние кленовые листья, репродукции осенних пейзажей (И. Левитан, Н. Ромадин, И. Остроухов и др.).
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Большинство детей 6-7 лет испытывает страх перед смешением красок на своих работах. В их сознании уже прочно укоренились одноцветные штампы: небо - синее, трава - зеленая, земля - коричневая и т. д. Учитель должен помочь детям преодолеть определённый психологический барьер, поэтому для практической работы лучше выбирать объекты с естественными переливами цвета (например, осенние листья).
Созданию необходимого эмоционального настроя помогут стихи об осени, музыкальные фрагменты, произведения художников. Дети рассматривают осенние кленовые листья, любуются переливами красок осеннего леса и неба. Учитель обращает внимание детей на разнообразие цветовых оттенков, на многоцветье природы.
Далее следует наглядный показ того, как можно добиться красивых красочных переливов, пользуясь акварельной техникой вливания цвета в цвет. Акцент делается на таких особенностях, как плавный переход одного цвета в другой, отсутствие жёстких границ между ними. Важно отметить, что на кисти должно быть достаточное количество воды, позволяющее краскам стекаться, но если воды будет слишком много, то может получиться «грязная лужа».
На 1/8 альбомного листа учащимся предлагается выполнить вспомогательное упражнение - последовательное вливание цвета в цвет под диктовку учителя. Акварельная техника требует прозрачности красочного слоя, поэтому необходимо предупредить детей о том, что кистью надо работать мягко, без нажима, не затирая бумагу.
Практическая работа: изображение осенних листьев в технике вливания цвета в цвет.
Рисунок кленового листа достаточно сложен для первоклассников, поэтому дети могут использовать в качестве шаблонов заранее заготовленные кленовые листья подходящего размера.
Перед началом работы обязателен повтор правил композиции.
Урок 5. ТЕХНИКА АКВАРЕЛИ «МАЗКАМИ».
Задачи: знакомство с новым акварельным приёмом - работой мазками, с его спецификой; развитие изобразительных навыков и чувства цвета.
Наглядность: репродукции произведений художников-пуантилистов.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Приём работы мазками в акварельной живописи в чистом виде встречается не очень часто. Он был изобретён в начале нашего века французскими художниками-пуантилистами. Их произведения, передающие мягкую пелену воздушной дымки и струящийся солнечный свет, наполненные трепетом жизни, создавались при помощи множества цветных мазков. На этом уроке необходим показ репродукций таких художников, как Ж. Сера, П. Синьяк и др. Яркие, многоцветные картины, словно сотканные из мелких мазков, расположенных рядом друг с другом, неизменно вызывают искренний детский восторг.
Учитель предлагает попробовать поработать в такой живописной манере и наглядно демонстрирует приём. Специфика техники заключается в том, что красочные мазки кладутся на минимальном расстоянии друг от друга, но они не должны сливаться между собой. Внимание детей обращается на форму и размеры мазков. Дети выполняют упражнение на 1/8 альбомного листа, укладывая вначале мазки одного цвета, затем другого и т. д. до образования единой красочной поверхности. Цвета для мазков лучше брать нежные, не слишком насыщенные.
Практическая работа: в качестве творческого задания учащимся предлагается использовать приём работы мазками для изображения осеннего ковра листьев или сказочной золотой рыбки.
Музыкальное сопровождение в ритме дождя создаст подходящий эмоциональный фон для выполнения работы.
Урок 6. АКВАРЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА «ПО-СЫРОМУ».
Задачи: Знакомство с особенностями техники работы «по-сырому»; выявление области применения этого приёма; сравнение с уже известными техниками; развитие чувства импровизации.
Наглядность: репродукции произведений художников в акварельной технике «по-сырому» (А. Фонвизин, М. Ромадин).
Содержание урока:
Акварельный приём «по-сырому» позволяет выполнять работу быстро и эффектно, но он технически достаточно сложен и требует постоянного навыка.
Перед началом работы красками лист необходимо смочить мокрой губкой, стараясь при этом не повредить поверхность бумаги (не тереть её). Бумага должна оставаться влажной в течение всей работы, но «лужи» на листе не нужны, их аккуратно промокают. Соблюдение этой технологии представляет для детей определённую сложность. Лист остаётся влажным и имеет ровную, бархатистую поверхность, если, смочив его с одной стороны, разместить на стекле или пластике, а затем смочить другую сторону.
Особо следует отметить обязательную последовательность выполнения работы: сначала делается подготовительный рисунок, затем смачивается лист, но ни в коем случае, не наоборот.
Выполнение вспомогательного упражнения помогает детям, перед началом основной работы, открыть для себя возможности изучаемой техники. На смоченном водой маленьком листочке (1/8 альбомного листа) они кистью рисуют разноцветные линии и точки, с восторгом наблюдая происходящие превращения расплывающейся краски. Важно обратить внимание детей на то, что для выполнения какого-либо определённого рисунка надо брать на кисть очень густую краску.
Практическая работа: задание выбирается на усмотрение учителя. Техника работы «по-сырому», благодаря возникающим эффектам, позволяет интересно изобразить и салют, и пышный букет астр, и осенний пейзаж в дождливый день, и смешную меховую игрушку.
Последовательность уроков, посвященных акварельным техникам, в блоке «Цвет» можно менять. Возможно выполнение работ, сочетающих в себе различные акварельные приёмы. Например, на первом уроке «по-сырому» пишется подмалёвок осеннего пейзажа, на втором - работа завершается изображением осенних деревьев «мазками».
Урок 7. ЗАЛИВКА РОВНЫМ ТОНОМ.
Задачи: формирование понятий цвета и тона; развитие навыков работы акварельными красками и приёмов работы кистью; развитие отзывчивости к красоте цвета.
Наглядность: пособия, выполненные учителем: образцы заливки поверхности ровным тоном одного цвета и образцы неравномерной заливки одним цветом, выполненные неаккуратно, пятнами.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
На первом уроке нового блока необходимо обсудить с детьми сами понятия цвета и тона.
Дети называют известные им цвета, и учитель обращает их внимание на то, что поверхность можно закрасить одним и тем же цветом по-разному: ровным тоном или неравномерно. Дети рассматривают и сравнивают два рисунка одного цвета различные по тоновому решению.
Учитель показывает технику заливки ровным тоном, напоминая при этом приёмы и правила работы кистью.
На 1/8 альбомного листа дети выполняют упражнение, закрашивая всю поверхность одним цветом ровным тоном.
Практическая работа: детям предлагается изобразить разноцветный лоскутный коврик, используя технику заливки ровным тоном.
Рисунок коврика выполняется вместе с учителем, учитель показывает последовательность выполнения работы в цвете: сначала закрашиваются все красные лоскутки, затем все синие и т. д.
Перед началом практической работы обратите внимание детей на обязательную аккуратность и тщательность при её выполнении. Закрашивая ровным тоном отдельные лоскутки коврика, дети не должны допускать слияния разных цветов. Для этого необходимо красить новым цветом лишь рядом с уже высохшим фрагментом рисунка.
Урок 8. ТОНОВАЯ РАСТЯЖКА ЦВЕТА.
Задачи: формирование понятия тона в цвете; знакомство с техникой тональных растяжек цвета, возможностями её применения.
Наглядность: таблицы-образцы тональных растяжек, репродукции пейзажей, образцы декоративного применения тональных растяжек.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Продолжая разговор прошлого урока, учитель знакомит детей с тем, что цветовые пятна, выполненные одной и той же краской, могут иметь тон разной силы (одни светлее, другие - темнее). При этом можно показать две-три репродукции пейзажей, на которых отчётливо видно тональное изменение цвета неба, моря по мере приближения к линии горизонта и удаления от зрителя. Внимание детей обрашается на красоту и многообразие тоновых градаций цвета.
Плавный, постепенный переход от ярких, тёмных оттенков к совсем светлым, прозрачным прослеживается на таблицах с тональными растяжками цветов. Необходимо отметить, что для получения нежных, светлых цветов совсем не нужны такие краски как розовая, голубая, сиреневая и т. п. Художники уменьшают силу тона цвета, добавляя в акварельные краски (красную, синюю, фиолетовую и т. д.) обыкновенную воду.
Учитель наглядно демонстрирует выполнение тоновой растяжки цвета и предлагает детям выполнить на 1/8 альбомного листа такое же упражнение.
Перед началом практической работы на большом листе, класс обсуждает возможности практического применения этого красивого необычного приёма в декоративных целях: для украшения фасадов зданий и витрин магазинов, предметов быта и т. д.
Очень заинтересует детей показ небольшого эксперимента. В тушь или чернила опускается небольшая полоска хлопчатобумажной ткани белого цвета и затем переворачивается так, чтоб смоченный в краске край оказался вверху, тогда краска плавно стечёт вниз. Так появляется наглядное изображение тоновой растяжки.
Практическая работа: пользуясь техникой тоновых растяжек выполнить изображение рыбы, облака, птицы, ели (на усмотрение учителя). Это может быть и абстрактная композиция, в которой полученные фигуры или полосы раскрашиваются при помощи тоновых растяжек нескольких цветов. Изображения должны быть несложными, такими как показано на рисунке.
Урок 9. ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ.
Задачи: обобщение знаний акварельных техник, развитие чувства цвета и изобразительных навыков.
Наглядность: репродукции произведений художников и детские работы в различных акварельных техниках.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
На итоговом уроке четверти дети вспоминают известные им акварельные приёмы, их особенности, специфику применения. Эта часть урока может проводиться в форме опроса, викторины или даже контрольной работы.
Практическая работа: выполнение композиции с использованием различных акварельных техник.
II четверть
БЛОК «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
ОРНАМЕНТЫ.
«Орнамент» - понятие абстрактное, а дети любят действие, яркие характеры, занимательный сюжет ... И всё-таки рисовать орнамент детям полезно и даже необходимо. Это развивает логическое мышление, чувство ритма, вкус, даёт представление о законченности и совершенстве формы. Ведь, пожалуй, только в орнаменте вы сразу заметите неточность, несоответствие различных компонентов изображения, их цветовой диссонанс».
(В. В. Курчевский).
Данный блок уроков развивает логическое мышление, графические навыки, способности к анализу и синтезу. Уроки, посвященные орнаментам, углубляют познания детей в области декоративно-прикладного искусства, воспитывают любовь и интерес к народному творчеству.
На листах без вспомогательных сеток первоклассникам ещё сложно проводить длинные прямые линии, поэтому большую часть практических работ темы «Орнамент» лучше всего выполнять в рабочих тетрадях в клеточку. Самым удобным материалом для выполнения этих заданий в цвете являются цветные карандаши.
Игровую форму уроков может вести король Карандаш, принявший на себя звание генералиссимуса армии цветных карандашей и объявивший, например, учения или парад в честь дня рождения Королевы.
Для развития ориентации на плоскости листа и координации движений рук ребёнка каждый урок блока рекомендуется начинать с графической игры. На тетрадных листах в клетку под диктовку учителя дети проводят линии длиной в определённое количество клеток в указанных направлениях (влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали ...). В итоге должно получиться какое-либо изображение.
Урок 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ.
Задачи: знакомство с различными видами орнаментов и принципами их составления; введение понятий «элемент», «модуль»; формирование представлений об использовании геометрического орнамента в декоративно-прикладном искусстве; изображение геометрического орнамента в полосе.
Наглядность: таблица «Использование орнамента в быту», изделия народных промыслов, украшенные геометрическим орнаментом, набор модулей для орнамента, изготовленных из картона и цветной бумаги.
Материалы: тетради, простые и цветные карандаши.
Содержание урока:
Орнамент - узор, основанный на повторении или чередовании составляющих его элементов. Орнаменты украшают одежду, дома, предметы быта.
В течение нескольких столетий у разных народов вырабатывались приёмы украшения предметов быта и одежды, характер орнамента, его колорит. Например, русские крестьяне бережно хранили традиции вышивки своей местности, постоянно развивая и обогащая их. По цвету и характеру узора можно узнать, к какой местности он принадлежит. Подчас орнаменты несли символическое значение и роспись прялки или вышивка полотенца была целой поэмой тайных знаков, призванных оберегать хозяина вещи.
Существуют различные виды орнаментов: растительный, геометрический, анималистический (животный) и смешанный. Составные части орнамента называются элементами.
На этом уроке дети знакомятся с геометрическим орнаментом, учитель демонстрирует образцы геометрических орнаментов, используемых в украшении одежды и предметов быта
Рассматривая орнаменты, дети сами могут назвать их основные элементы: квадрат, ромб, треугольник, круг и зарисовать их в тетрадях. Самый простой способ составления орнамента - повторение одного и того же элемента (рис. а). Можно составить орнамент, чередуя разные элементы (рис. б).
Модулем называется повторяющаяся часть орнамента.
Модуль орнамента может состоять из одного, из двух или из нескольких элементов. С помощью картонных модулей учитель наглядно демонстрирует составление орнамента путем повторения модуля (рис. а) и путем чередования двух разных модулей (рис. б).
Практическая работа: Сначала вместе с учителем (учитель-на доске,
дети - в тетрадях) дети рисуют орнамент, повторяя один и тот же модуль, и орнамент, составленный путем чередования двух разных модулей, затем дети придумывают свои модули и составляют орнамент самостоятельно.
Урок 2. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В КВАДРАТЕ.
Задачи: закрепление знаний, полученных на предыдушем уроке; знакомство с принципами составления орнамента в квадрате и его отличительными особенностями, с применением в декоративно-прикладном искусстве.
Наглядность: фотографии или слайды ковровых изделий с геометрическим орнаментом, набор модулей геометрического орнамента.
Материалы: простые и цветные карандаши, тетради.
Содержание урока:
Орнамент не обязательно располагается в полосе. Из модулей, использовавшихся на прошлом уроке можно составить орнамент в квадрате путем повторения или чередования. Такой орнамент похож на скатерть, палас или кафельную плитку (рис. а).
К составлению орнаментов из картонных модулей желательно привлекать учащихся.
Учитель обращает внимание детей на то, что в таком орнаменте можно выделить центр. Если к этому рисунку добавить орнаментальную полосу по краю, то получится изображение ковра (рис. б). В ковровых изделиях такая полоса называется бордюром, центр ковра называется розеткой, его окружает поле. Орнамент в квадрате можно рисовать, начиная с центра.
Более сложные варианты геометрического орнамента в квадрате с различным заполнением центра и поля можно рассмотреть на примере ковровых изделий Дагестана и России (курские ковры). Композиции этих ковровых изделий строились на сочетании геометрических орнаментальных мотивов со сравнительно небольшим количеством геометризованных растительных форм.
Практическая работа: Сначала вместе с учителем дети рисуют геометрические орнаменты в квадрате, путём повторения и чередования модулей, затем дети составляют орнамент в квадрате самостоятельно.
Урок 3. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ.
Задачи: знакомство с растительным орнаментом, его элементами и использованием в быту; закрепление и расширение знаний о составлении орнамента в полосе; введение понятия «стилизация» .
Наглядность: таблица с изображением цветов, листьев, ягод с натуры и их стилизацией, репродукции и слайды с растительными орнаментами в изделиях декоративно-прикладного искусства.
Материалы: простые и цветные карандаши, тетради.
Содержание урока:
Дети знакомятся с применением растительного орнамента в народном декоративном творчестве на примере русских вышивок.
Вышивка - один из древнейших видов русского декоративно-прикладного искусства. Русские женшины издавна были искусными вышивальшицами, и умело превращали ткани в подлинные произведения искусства. В русских деревнях и сёлах девочек с 5-летнего возраста начинали обучать женскому ремеслу: прясть, ткать, вышивать, плести кружева. В течение нескольких столетий у русского народа выработались определённые приёмы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит.
Рассматривая различные растительные орнаменты, дети перечисляют его элементы: цветы, листья, ветки, ягоды, плоды, грибы, даже деревья. Учитель предлагает сравнить изображение этих элементов в орнаментах и рисунки цветов, веток и т. д. выполненные с натуры. Вводится понятие «стилизация» - обобщение, упрощение изображения.
Возможны несколько вариантов составления растительного орнамента:
а) Путём повторения элемента (рис. а);
б) Путём чередования элементов (рис. б);
в) Симметричное (зеркальное) расположение (рис. в);
г) С использованием образующей линии (в шахматном порядке) (рис. г).
Практическая работа: приведённые выше схемы дети под руководством учителя зарисовывают в тетради. Затем на полосе бумаги или в тетради (по усмотрению учителя) дети рисуют свой растительный орнамент, используя один из изученных принципов.
Урок 4. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ В КРУГЕ.
Задачи: закрепление знаний о растительных орнаментах; развитие умения компоновать орнамент в круге.
Наглядность: репродукции или слайды с изображением изделий декоративно-прикладного искусства с круговыми орнаментальными композициями (Жостово, Гжель, Хохлома).
Материалы: карандаши, тетради, альбомные листы, фломастеры или краски, шаблоны круга.
Содержание урока:
Повторив с классом способы создания растительных орнаментов, построенных повторением или чередованием элементов, расположением элементов симметрично или с использованием образующей линии, учитель обращает внимание детей на то, что подобный узор может украшать не только полотенце, кушак, ленту, но и поднос, тарелку и т. д. Растительный орнамент очень часто располагается именно в круге. Детям предлагается внимательно рассмотреть несколько изделий народных промыслов, украшенных растительным орнаментом в круге и сравнить способы строения таких орнаментов.
Растительный орнамент в круге может быть расположен концентрическими кругами (рис. а), из центра (рис. б), по всему полю (рис. в).
Практическая работа: основные схемы круговых орнаментов выполняются в тетрадях. Затем, используя шаблоны, дети самостоятельно выполняют орнамент на альбомном листе, выбрав для рисунка любую схему по желанию.
Для выполнения орнаментов рекомендуется сделать три разных шаблона.
Урок 5. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ.
Задачи: введение понятия «анималистический орнамент»; формирование навыков изображения стилизованных животных; углубление знаний об истоках декоративно-прикладного искусства.
Наглядность: стилизованные изображения животных; изделия народных промыслов, украшенные анималистическим орнаментом.
Материалы: простые и цветные карандаши, тетради.
Содержание урока:
В некоторых орнаментах в качестве элементов используются изображения животных, рыб, птиц. Такие орнаменты называются анималистическими. Чаще всего в орнаментах встречаются изображения животных, которые издревле играли важную роль в жизни людей или были символами силы, добра и т. д. В русских орнаментах это конь и петух, в орнаментах народов Севера - олень, а в круг образов творчества южных народов глубоко вошли лев и барс.
Урок целесообразно начать с обращения к стилизованным изображениям животных, полученным в ходе графических игр на предыдущих уроках. Желательно дополнить их ещё несколькими. Эти изображения учащиеся могут использовать в последующей работе над анималистическим орнаментом.
Анималистический орнамент, как правило, совмещается с растительным или геометрическим. Изображения животных и птиц часто располагаются симметрично (в зеркальном отражении). Учитель обращает внимание на стилизацию изображений. Примерная схема анималистического орнамента зарисовывается в тетрадях.
Практическая работа: учащиеся самостоятельно выполняют анималистический орнамент в тетради: эскиз росписи фартука, полотенца.
Уроки 6, 7.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «РОСПИСЬ ЧАЙНОГО СЕРВИЗА».
Задачи: закрепление и обобщение темы «Орнамент»; развитие фантазии, чувства композиции, чувства ритма; формирование творческого отношения к работе.
Наглядность: репродукции и образцы расписной посуды, предметов декоративного убранства (скатерти, подносы, салфетки).
Материалы: альбомный лист, карандаши, шаблоны посуды; прочее - по выбору ребёнка.
Содержание урока:
Повторение материала темы «Орнамент» можно провести в виде викторины или контрольной работы. Дети должны определить тип орнамента (растительный, геометрический, анималистический, смешанный), характер ритмичности (повторение, чередование; зеркально, при помощи образующей и т. д.), вид композиции (в полосе, в квадрате, в круге), назвать элементы демонстрируемых им орнаментов.
С древних времен, как только появилась посуда, люди стали её украшать. Вначале это были простейшие геометрические узоры, затем на смену им пришли достаточно сложные изображения затейливых растений, животных, людей: греческие вазы, восточная посуда. Внимание учащихся обращается на орнаментальное и цветовое единство сервизов, их сочетание с предметами декоративного убранства, на то, что каждый сервиз, в зависимости от предназначения, имеет, свой характер, свой образ. Учитель ведёт речь и о работе художников, занимающихся росписью посуды.
Практическая работа: детям предлагается представить себя в роли художников на фабрике посуды. Раздаются шаблоны (рис. а), которые учащиеся могут декорировать различными элементами, придав им форму чашки, чайника, сахарницы, самовара и т. д. (рис. б), а затем придумать эскиз росписи (например, чашка и блюдце, самовар и поднос, чайник и салфетка), используя известные виды орнаментов. На первом уроке выполняется подготовительный рисунок, на втором - работа выполняется в цвете.
рис. а
В начале второго урока, обращая внимание на необходимость цветового единства сервиза, можно показать детям чашки и блюдца из разных сервизов (это могут быть нарисованные изображения) с тем, чтобы учащиеся скомплектовали чайные пары по своему усмотрению. В процессе выполнения этого задания дети самостоятельно приходят к выводу, что при росписи сервиза используется определённый ограниченный набор красок.
III четверть
БЛОК «ПЕРСПЕКТИВА»
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Знакомство с простейшими геометрическими фигурами и их модификациями является первой ступенькой на пути развития пространственных представлений учашихся, готовит их к изучению объемных тел и законов перспективы в старших классах.
Теоретический материал значительно легче усваивается первоклассниками, если он подаётся в форме увлекательной сказки, в которой сами дети могут принять активное участие. В поурочных разработках предлагаются различные игровые варианты. Возможен и «многосерийный» подход, представляющий цикл уроков по теме «Геометрические фигуры» в виде путешествия короля Карандаша и королевы Кисти по подвластным странам: Кругляндии, Треугляндия, Квадрафрике. Жителями этих стран, естественно, являются геометрические фигуры, в каждой стране есть свои правители (в Треугляндии - равносторонний треугольник и т. п.), министры, стражники и т. д.
Необходимость разрешения конфликтной ситуации, возникающей по ходу сказки, усиливает энтузиазм и старание детей при выполнении практических работ. Например, злая ведьма Каляка-Маляка заколдовала племянницу Карандаша Резинку Стиралку и заставила её стереть всех зверей в странах геометрических фигур. Правители этих стран, по совету Карандаша и Кисти, обращаются за помощью к учащимся класса, и те, конечно же, берутся нарисовать новых зверей. Окончательную победу над злыми силами можно отпраздновать цирковым представлением и строительством общей столицы трёх стран, используя для изображения клоунов и домов сочетания геометрических фигур.
В успехе подобных уроков большое значение имеют фантазия и артистизм самого учителя.
Практические задания блока позволяют напомнить учащимся правила компоновки одного предмета и закрепить навыки приёмов работы в различных акварельных техниках.
Урок 1. КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.
Задачи: знакомство с треугольником и его различными модификациями; развитие абстрактного и образного мышления; развитие графических навыков.
Наглядность: набор разноцветных треугольников различных пропорций и размеров для работы на магнитной доске или фланелёграфе.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Учащиеся вспоминают известные им геометрические фигуры. Внимание детей заостряется на треугольнике и его различных модификациях. Беседа с классом ведется в форме наводящих вопросов и ответов, выясняется, какая именно геометрическая фигура называется треугольником и как можно менять его пропорции. Треугольники могут быть разносторонними, равнобедренными, равносторонними. Изображая треугольники, не обязательно устанавливать их на основание.
Демонстрируя треугольники различных пропорций и размеров, учитель предлагает составить из них на магнитной доске или фланелёграфе изображение какого-либо животного, пользуясь треугольниками как элементами игры «мозаика». Во время игры можно использовать фрагмент-сказку, например: «Жили-были весёлые разноцветные треугольники, которые очень любили играть в чехарду, иногда у них получалась «куча-мала». На кого похожа эта «куча-мала»? Возможны разнообразные варианты. Подчёркивается нарочитое упрощение формы, стилизация изображения.
Практическая работа: учащимся предлагается из различных треугольников «сложить» образ зверя, птицы, рыбы, и т. д. Работу лучше выполнять на 1/2 альбомного листа. Фантазия заслуживает отдельной оценки. Цветовое решение может быть самым неожиданным, так как звери и птицы получаются почти фантастические, сказочные.
Перед началом практической работы необходимо вспомнить с детьми правила композиции одного предмета и изученные акварельные техники.
Урок 2. КОМПОЗИЦИЯ ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ.
Задачи: дальнейшее знакомство с геометрическими фигурами; развитие умения моделировать форму, оперируя несколькими составляющими элементами.
Наглядность: набор разноцветных прямоугольников, ромбов, квадратов для работы на магнитной доске или фланелёграфе.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Строение этого урока аналогично предыдущему. В ходе беседы с классом анализируется форма прямоугольника, рассматриваются его производные - ромб и квадрат. Для включения детей в игру желательно применять урок-сказку, например: «Жили два брата-квадрата. Один был очень важный и солидный, а другой - страшно любопытный, он любил всюду совать свой нос, любил гулять, прыгать и кувыркаться. Однажды, перевернувшись, он встал на угол и превратился в ромб и т. д.».
После игры-мозаики на магнитной доске или фланелёграфе учащиеся переходят к выполнению практической работы.
Практическая работа: на 1/2 альбомного листа детям предлагается изобразить собранную из ромбов, квадратов и разнообразных прямоугольников игрушку, зверюшку, робота и т. д.
Урок 3. КОМПОЗИЦИЯ ИЗ КРУГОВ И ПОЛУКРУГОВ.
Задачи: знакомство с кругом и его производными: полукругом, кольцом и т. д.; развитие абстрактного и образного мышления; развитие графических навыков.
Наглядность: набор разноцветных кругов, полукругов, колец, полуколец и т. д. для работы на магнитной доске или фланелёграфе.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Анализируется форма круга и его возможные модификации.
Учителем предлагаются свои варианты, сочетания кругов, полукругов и т. д.
Дети на магнитной доске (фланелёграфе) делают свои.
Практическая работа: учащимся предлагается выполнить стилизованное изображение игрушки, животного из круга и его производных.
Как и на предыдущих уроках этого блока, целесообразно использовать игру-сказку. Например, про Лошарика, который остался без друзей, так как он не такой, как все. Детям предлагается нарисовать друзей для Лошарика, похожих на него.
Перед практической работой желательно обсудить с детьми какой элемент наиболее подходит для изображения определённой части животного: круг -голова, туловище, ушки, лапки; полукруг - туловище, голова, хвост, крыло, клюв, лапы; дуга - хвост, хобот, нога, рога и т. д.
Урок 4. СОЧЕТАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.
«КЛОУНЫ».
Задачи: закрепление полученных знаний о геометрических фигурах; дальнейшее развитие графических навыков в изображении простейших геометрических фигур и их модификаций; выполнение творческой работы на основе полученных знаний.
Наглядность: набор геометрических фигур для магнитной доски или фланелёграфа; репродукции картин художников-авангардистов; репродукции и слайды на тему «Цирк».
Материалы: все для работы акварелью или для аппликации, или цветные карандаши и фломастеры.
Содержание урока:
Урок начинается рассказом о цирке, о клоунах, акробатах, фокусниках и т. д. Детям предлагается представить себя жонглёрами, играющими предметами геометрической формы. Падая, фигурки складываются в смешного и весёлого клоуна.
На магнитной доске составляются изображения различных клоунов.
Практическая работа: детям предлагается выполнить изображение забавного циркового клоуна при помощи сочетания известных геометрических фигур.
Внимание детей обращается на то, что чем больше разнообразных фигур будет использовано, тем интереснее получится работа.
Можно, поделив лист пополам, выполнять изображения сразу двух клоунов, стараясь, при этом использовать разные геометрические фигуры (если у одного голова - круг, то у другого - треугольник и т. д.).
Урок 5. СОЧЕТАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.
«ДОМИК», «МАШИНА».
Этот урок как бы является продолжением предыдущего и направлен на дальнейшее развитие и закрепление полученных знаний и умений, на развитие фантазии детей.
В качестве задания предлагается создать из различных геометрических фигур фантастическую машину, дом или даже город (« ... представь, что ты конструктор или архитектор ... »). В этом случае, если ребёнок возьмется рисовать город, надо обратить внимание на то, что дома не стоят ровными рядами, а «выглядывают друг из-за друга».
Материал выполнения - любой. В конце урока обязательна выставка.
БЛОК «ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА В ПЕЙЗАЖЕ.
Основной целью блока является разрушение детских стереотипов в изображении пейзажа (изображение неба и земли полосками, разделёнными белой незакрашенной поверхностью листа, штампы в изображении деревьев, домов).
Уроки блока развивают пространственное мышление, закрепляют знание акварельных техник, воспитывают любовь к родной природе.
Эту тему и темы четвёртой четверти можно также продолжать в форме сказки, однако и сами по себе они достаточно эмоциональны и выразительны.
Урок 6. ПЕЙЗАЖ С НИЗКОЙ ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА.
Задачи: формирование пространственных представлений; введение понятия «линия горизонта»; развитие интереса к изображению природы.
Наглядность: репродукции, слайды пейзажей (Н. Рериха, В. Ван-Гога, И. Левитана и т. д.).
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
На первом занятии блока важно дать понять ребятам, что среди большого многообразия пейзажей (морских, горных, лесных, городских и т. д.) есть нечто общее, объединяющее их, а именно, два больших отношения - небо и земля. Граница между ними называется линией горизонта. Этой линии, на которой как будто сходятся небо и земля, на самом деле нет. Но мы её видим, и она всегда находится на уровне наших глаз. Когда мы поднимаемся на высокую башню, линия горизонта поднимается вместе с нами. Спускаемся вниз - опускается и линия горизонта. Сидя на траве, мы видим перед собой лишь узенькую полоску земли и огромное пространство неба.
Изображая небо, можно передавать его в различных состояниях. Цвет неба не сводится только к голубой краске. Оно бывает разным даже в течение одного дня. Очень интересно изображать небо с облаками, которые могут быть белыми, жёлтыми, красными, фиолетовыми и т. д. Форма облаков всегда различна, они нередко похожи на причудливых фантастических зверей и птиц.
На этом уроке дети могут вспомнить стихи и песни про облака. Возможно использование музыкальных фрагментов.
Практическая работа: изображение пейзажа с низкой линией горизонта. Для изображения облачного неба лучше использовать акварельную технику «вливание цвета в цвет» или «по-сырому».
Урок 7. ПЕЙЗАЖ С ВЫСОКОЙ ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА.
Задачи: закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке; дальнейшее формирование пространственных представлений; знакомство с произведениями художников-маринистов.
Наглядность: репродукции произведений И. Айвазовского, К. Моне, А. Куинджи, П. Синьяка и т. д.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Если смотреть на поверхность земли с вершины горы, то открывается огромное пространство с полями, лесами, реками и дорогами. Художник, изображающий пейзаж с такой точки зрения, восторгается, прежде всего, красотой нашей земли.
Если же художник пишет морской пейзаж с высокой линией горизонта, то это гимн красоте безбрежной дали, необыкновенным, красочным сочетаниям волн и скал. Море переменчиво, как и небо. Оно то спокойно-синее, то грознофиолетовое при шторме, то изумрудно-грустное в штиль, то золотисто-умиротворённое при закате солнца.
Практическая работа: изображение морского пейзажа с высокой линией горизонта. Необходимо, чтобы дети писали не одной краской, а смешивали два-три цвета. Правильный подбор репродукций настроит детей на соответствующий лад.
Формулируя задание, можно предложить детям изобразить море из сказки «О рыбаке и рыбке» или из сказки «О царе Салтане» А. С. Пушкина.
Рекомендуется использование музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Садко».
Урок 8. ДЕРЕВЬЯ В ПЕЙЗАЖЕ
(ПЕЙЗАЖ С ЧАСТИЧНО ЗАКРЫТОЙ ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА).
Задачи: устранение стереотипа в рисовании пейзажа; знакомство с возможными вариантами изображения деревьев разных пород; развитие образного мышления.
Наглядность: репродукции произведений К. Юона, А. Грицая, И. Шишкина; рисунки деревьев, выполненные учителем.
Материалы: по выбору учителя (перо, тушь или чёрная акварель, кисти).
Содержание урока:
Изобразительные навыки, полученные детьми в детском саду, позволяют лишь условно передавать форму дерева. Рисунки слишком схематичны и примитивны, на них изображаются не конкретные деревья, а деревья вообще.
Но в лесу нет одинаковых деревьев. Деревья разных пород имеют свои отличительные особенности - внешний вид кроны, форма ствола. Даже деревья одной породы могут выглядеть по-разному, у каждого свой характер (молодая ёлочка и раскидистая ель).
Большей выразительности рисунков можно добиться, если отталкиваться в методике от образа, а не от реальной конструкции дерева. Возможны несколько вариантов рисования деревьев.
-
Дерево - это большой лист: черенок листа - ствол, прожилки - ветви, контур листа - крона (рис. а).
2. Дерево - это рука: предплечье и ладонь - ствол, пальцы - ветви (рис. б).
3. Дерево - это река: истоки - корни, середина реки - ствол, устье с рукавами - ветви, море, куда впадает река - крона (рис. в).
4. Этот вариант, пожалуй, самый интересный. Деревья - это сказочные образы и люди: старые согнутые и молодые стройные, толстые крепкие и молодые хрупкие, низкие корявые и высокие изящные (рис. г). Вспомните сказку, в которой Баба Яга превратила украденных мальчиков в молодые деревца, а затем медведя и себя - в деревья, чтобы Марья не нашла их в лесу. Дети безошибочно угадывают на таком рисунке всех персонажей.
Практическая работа: изображение деревьев.
Уроки 9, 10. ПЕЙЗАЖ С ЗАКРЫТОЙ ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА.
Задачи: обобщение знаний, полученных на уроках по теме «Линия горизонта в пейзаже»; в доступной форме введение понятия «плановость»; создание творческой композиции-пейзажа с закрытой линией горизонта.
Наглядность: репродукции картин Ю. Пименова, В. Борисова-Мусатова и др.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Очень часто линия горизонта совершенно закрыта от нас лесом, горами, многоэтажными домами. В таком случае даль не видна, а хорошо читаются предметы на переднем плане. Строя города человек создаёт «каменную красоту», невольно отделяется от природы. Нас окружают дома, магазины и киоски, автотранспорт, мосты и дороги. Но красота живой природы совершенно необходима людям, поэтому человек украшает улицы скверами и парками. На этом уроке дети вспоминают свой двор, улицу с машинами и людьми, парк с зелёными насаждениями.
Практическая работа: детям предлагается изобразить свой двор или свою улицу. На первом уроке выполняется рисунок и подмалёвок, завершается работа на втором уроке.
Работы детей получатся интереснее, если, урок будет оснащён большим количеством наглядности (разнообразный транспорт, архитектурные сооружения).
IV четверть
БЛОК «МИР ВОКРУГ НАС»
ЦВЕТЫ И НАСЕКОМЫЕ.
Тема восхищения неповторимой красотой и неисчерпаемостью природных форм красной нитью проходит через все уроки блока «Мир вокруг нас». Они призваны воспитывать наблюдательность, умение вглядываться в природу и любоваться её мельчайшими деталями; формировать интерес и любовь к изображению природы.
Урок 1. СТРОЕНИЕ И ИЗОБРАЖЕНИЕ ЦВЕТОВ.
Задачи: знакомство детей со строением цветов; ломка стереотипов в изображении цветов. Развитие изобразительных навыков; формирование интереса к изображению природных форм.
Наглядность: живые и искусственные цветы, изображения цветов.
Материалы: по выбору учителя.
Содержание урока:
Природа - неисчерпаемый источник вдохновения художников. Говоря о многообразии природных форм, учитель обращает внимание детей на прекрасный мир цветов.
В игровой форме («Я садовником родился ... ») дети перечисляют названия известных им цветов, рассматривают цветы, обсуждают их особенности. Сравнивая - находят общее, характерное для всех цветов. Учитель помогает выделить части, присущие всем цветам: стебель, листья, чашелистик, лепестки, серединка с тычинками. У каждого цветка есть эти элементы. Но лепестки или листья одного из них совершенно непохожи на лепестки или листья другого. Каждый цветок имеет свою форму, цвет и т. д.
Сломать привычные штампы в изображении цветов, подчеркнуть неповторимость, своеобразие каждого цветка - одна из задач урока. Изобразив на доске безликий, стандартный цветочек (рис. а) учитель может спросить у детей, как он называется. Дети не могут дать конкретный ответ, т. к. этот цветок не имеет особенностей, по которым можно определить название. Этот цветок «никакой».
Практическая работа: изображение различных цветов (рис б).
Вместе с учителем дети делят лист на четыре части (сгибают его). Под руководством учителя, они рисуют два цветка несложной формы (учитель на доске). Ещё два цветка дети должны изобразить самостоятельно (по памяти или с натуры).
Урок 2. БУКЕТ ИЗ ОДНОГО ЦВЕТКА. ИКЕБАНА.
Задачи: формирование художественного вкуса; знакомство с искусством икебаны; развитие изобразительных навыков (композиция, чувство цвета).
Наглядность: живые и искусственные букеты, изображения цветов, композиционные схемы, детские работы прошлых лет.
Материалы: на усмотрение учителя.
Содержание урока:
Продолжая тему красоты и неповторимости чудесного мира цветов, учитель заостряет внимание детей на значении цветов в жизни людей. Издревле цветы украшают наши дома, одежду, причёски. Этими восхитительными созданиями природы нельзя не любоваться. Обладая загадочной силой эмоционального воздействия, цветы вызывают в наших душах то радость, то нежность, то грусть. С давних времен мужчины дарят цветы женщинам в знак внимания и любви, и с давних времён каждый цветок имеет свое символическое значение. Роза символизирует любовь, незабудка - верность, колокольчик - болтливость, пион - застенчивость. Желая передать свои чувства, люди составляют «говорящие букеты», в которых своё значение имеют и количество цветов, и их цвет.
В Японии - поэтической стране восходящего солнца и цветущих вишен - древнее искусство составления букетов доведено до совершенства. Оно носит название «икебана». Букет, составленный по принципам искусства икебаны, тоже называется икебаной. Существует легенда: «Японский император узнал, что в его саду расцвёл прекрасный цветок и пожелал его увидеть. Перед приходом императора садовник срезал все остальные цветы, оставив лишь тот, которым хотел полюбоваться император». С помощью вопросов учитель подводит детей к мысли, что садовник стремился усилить впечатление от красоты этого цветка. Для достижения эффекта не обязательно иметь много цветов. Композиция из одного цветка в искусном обрамлении может быть намного интереснее пышного «кричащего» букета.
Практическая работа: детям предлагается изобразить икебану из одного цветка дополняя рисунок изображением различных травинок.
Учитель может предоставить детям возможность составить букет из живых или искусственных цветов.
Характер букета зависит от выбора формата, формы травинок и цветка. Для облегчения работы на доску вывешиваются схемы букетов, где вместо круга учитель прикрепляет различные цветы.
Необходимо обсудить с детьми последовательность работы:
1) выбор формата;
2) определение места для цветка;
З) изображение зелени.
.
Урок 3. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ЦВЕТОК.
Задачи: закрепление полученных знаний о строении цветов; развитие фантазии, творческих способностей детей.
Наглядность: иллюстрации к сказкам о цветах, рисунки детей на эту тему.
Материалы: всё для работы красками.
Содержание урока:
Закрепляя знания детей о составлении цветочных композиций, этот урок призван вывести их на новую ступень развития, детям предоставляется возможность раскрыть свои способности, создавая новые формы на основе изученных, почувствовать себя творцами, в какой-то мере соавторами природы. Настраивая детей на выполнение задания, учитель подчёркивает, что художник может изобразить не только то, что видит вокруг себя, но и то, чего никогда не видел и чего в жизни просто не может быть. Но любая фантазия художника отталкивается от реальной действительности. Дети вспоминают сказки, в которых встречаются необычные, фантастические цветы: «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка».
Практическая работа: пользуясь знаниями о строении цветов, каждый ребёнок должен придумать и изобразить свой фантастический цветок.
Учитель должен «расшевелить» детей, разбудить их фантазию. Можно предложить в качестве лепестков или листьев цветка использовать крылья бабочек или птиц, и даже, любые предметы: расчёски, вилки, всё, что угодно. Можно изобразить цветы в виде живых существ: змей, рыб, птиц, людей. Можно, изменяя части цветка, представить их в виде облаков, огня или воды.
Урок 4. ИЗОБРАЖЕНИЕ БАБОЧКИ.
Задачи: знакомство детей с разнообразием бабочек в природе; освоение нового приёма работы акварельными красками; развитие интереса к изобразительному искусству.
Наглядность: изображения бабочек и таблица, выполненная учителем.
Материалы: всё для работы акварелью.
Содержание урока:
Бабочки - нежные и трепетные создания, по своей яркости и красоте напоминающие цветы. Они словно подтверждение того, что соперничать с природой не в силах ни один художник. Рассматривая изображения бабочек различных форм и окрасок, дети знакомятся (или вспоминают) с их названиями. Вместе с учителем дети анализируют форму крыльев и туловищ бабочек.
У бабочек два больших крыла, каждое из которых состоит из двух маленьких крыльев. Возможны различные варианты их сочетаний:
а) верхнее крыло больше нижнего;
б) нижнее крыло больше верхнего;
в) крылья одинаковы по размеру.
Очертания крыла могут быть различны (рис. а). Разнообразны и формы туловищ (рис. б).
Практическая работа: дети под руководством учителя изображают бабочку.
/). Сворачивают лист пополам;.
2). Рисуют карандашом лишь одно большое крыло бабочки;
З). Сгиб - линия симметрии. На ней рисуют голову и туловище;
4). После показа учителя - работа красками.
Краска наносится на одну половину листа и отпечатывается на другой. Такой способ печатания краской называется монотипией, он выглядит необычно и красиво.
Чтобы отпечаток получился качественный, работа красками должна вестись быстро.
Урок 5. ИЗОБРАЖЕНИЕ БОЖЬЕЙ КОРОВКИ
(ПОСТРОЕНИЕ КРУГА).
Задачи: развитие глазомера; знакомство с использованием «визира» для измерения расстояний на рисунке; обучение построению окружности, обучение приёмам деления окружности на 2, 4 и 8 частей.
Наглядность: изображение божьей коровки, рисунки учителя на доске.
Материалы: всё для выполнения рисунка; остальное по выбору учителя.
Содержание урока:
Лишь внимательному взгляду раскрывает природа свои секреты. Для достоверного изображения её причудливого многообразия нужны наблюдательность и точность. Этот урок имеет чисто практические задачи - развитие глазомера и графических навыков.
Перед началом практической работы желательно выполнить несколько упражнений для развития глазомера.
1) Деление отрезка на 2, 4, 8 частей и проверка с помощью «визира».
2) Деление круга на 2, 4, 8 частей. Для этого упражнения необходимы шаблоны круга.
Обязателен контроль учителя за правильностыо выполнения упражнений.
Практическая работа: предлагая детям изобразить божью коровку, учитель обращает их внимание на то, что для этого надо уметь рисовать круг. Работа выполняется поэтапно вместе с учителем.
-
Построение круга.
а). Найти композиционный центр;
б). Через центр провести вертикаль и горизонталь, отложumь на них равные отрезки;
в). Провести через центр наклонные линии, отложить на них отрезки той же длины;
г). Соединить точки, построить круг.
2. Изображение божьей коровки.
В цвете работа выполняется самостоятельно.
Урок 6. НАСЕКОМЫЕ.
Задачи: изображение различных насекомых; развитие наблюдательности и пространственного мышления.
Наглядность: таблицы с изображением различных насекомых, иллюстрации к сказкам и басням о насекомых.
Материалы: всё для выполнения рисунка, прочее - по выбору учителя.
Содержание урока:
Незаметная, хлопотливая жизнь идёт в траве, на цветах, в листве деревьев. Каждая травинка, веточка и цветок заселены и обжиты: суетятся мухи, пчёлы, бабочки, жучки и букашки, трудятся муравьи, прыгают кузнечики. На этом уроке дети рассматривают изображения различных насекомых, удивляются разнообразию их внешнего вида.
Музыкальное оформление, загадки, коротенькие стихотворения о насекомых помогут сделать урок интереснее. Например:
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик).
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт.
(Улитка).
Практическая работа: изображение различных насекомых. Задание формулируется на усмотрение учителя. Возможны варианты.
Рисуют насекомых под руководством учителя, четвёртый рисунок выполняют самостоятельно. Насекомые по выбору: пчела, стрекоза, комар, муха и т. д. (рис. а).
Вместе с учителем дети рисуют во весь лист траву и цветы весеннего луга и самостоятельно заселяют их (рис. б).
БЛОК «КНИЖНАЯ ГРАФИКА»
ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ.
Уроки последнего блока учебного года вводят учащихся в удивительный мир книги, включающий в себя сотворчество писателя, художника и полиграфиста. Выполняя книжные иллюстрации, дети творчески используют знания, полученные ранее. Это даёт возможность, и обобщить весь изученный материал, и убедиться в качестве его усвоения. Для уроков, безусловно, характерно введение элементов интегрированного обучения. Материал выполнения практических работ может быть самым разнообразным, в зависимости от установок учителя или намерений учеников.
Уроки 7, 8. ЗАСТАВКА И КОНЦОВКА КНИГИ.
Задачи: знакомство детей с работой художников-иллюстраторов, со строением книги и отдельными элементами её оформления.
Наглядность: детские книги, репродукции картин В. Васнецова к сказкам.
Материалы: по выбору.
Содержание урока:
Демонстрируя детям различные детские книги; отмечая их красочность и нарядность, учитель рассказывает о строении книги. Обложка не только защищает книгу от повреждений и украшает её. Обложка - это лицо книги, на ней пишется название книги и имя её автора, по рисунку на обложке можно догадаться о содержании книги и кто её главные герои. Рисунки в книгах называются иллюстрациями. Книгу с иллюстрациями читать интереснее, т. к. легче себе представить то о чём рассказывает автор. Наглядно продемонстрировать роль художника-иллюстратора в создании книги можно показом в начале урока двух изданий одного и того же произведения (например, сказки А. С. Пушкина): одного иллюстрированного, а другого - нет. Внимание детей, безусловно, привлечёт, яркая и красочная книга.
Известный детский поэт С. Я. Маршак писал: «Почти у каждой книги для детей, особенно для маленьких - два автора. Один из них писатель, другой - художник». Иллюстрации в книгах бывают разными: и большие, на две страницы, и маленькие. Небольшая иллюстрация в начале книги называется заставкой. Она словно вводит читателя в мир этой книги. Это может быть изображение места действия (например, пейзаж), или изображение главных героев. Такой же небольшой рисунок и завершает повествование книги. Он называется концовкой и иллюстрирует финал произведения.
Можно предложить детям небольшую викторину: по иллюстрациям определить, к каким сказкам они выполнены.
Практическая работа: выполнение заставки и концовки книги.
Дети сворачивают лист пополам и вместе с учителем отмечают поля, отступив сверху и по бокам одинаково, а снизу чуть больше. Отмечают место для заставки и концовки. Сами иллюстрации дети выполняют самостоятельно.
При формулировании задания возможно ограничение выбора детей одной или несколькими книгами, например, «Тараканище» и «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского или «Дюймовочка» Х. К. Андерсена. Работая над оформлением этих произведений, дети могут применять знания о строении цветов и насекомых, полученные ранее.
Урок 9. БУКВИЦА - ЭЛЕМЕНТ ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ.
Задачu: более подробное знакомство детей с отдельным элементом оформления книги и его изображение; развитие образно-вариативного мышления.
Наглядность: детские книги (сказки в оформлении И. Билибина и др.), пособия, выполненные учителем (различные варианты стилизованного выполнения одной и той же буквы).
Матерuалы: акварель, цветные карандаши, тушь.
Содержание урока:
Первые книги появились очень давно, они были не печатными, а рукописными, т. к. их переписывали от руки. Именно переписчики стали украшать страницы книг рисунками. Они же начали выделять первую букву строки, придавая ей причудливые очертания, украшая орнаментом, ярко раскрашивая (отсюда и пошло: украшенная строка - прекрасная - красная). Самая первая буква книги называется буквицей. Она выделяется своими размерами, необычной формой, причудливыми украшениями. Дети с увлечением рассматривают буквицы в различных книгах и на пособиях, выполненных учителем. Учитель подчёркивает, что есть множество вариантов изображения одной и той же буквы, обычно это связано с содержанием повествования.
Практическая работа: детям предлагается разделить лист на 2 части и изобразить две буквицы (по выбору), украсив орнаментом, придав им причудливые очертания.
При желании учитель может раздать детям шаблоны букв, но это несколько сковывает их фантазию.
Если останется время в конце урока можно изобразить буквицу и на макете книги, выполненном ранее.
183