- Учителю
- Практико-ориентированный проект на тему: 'Создание лебедей в технике модульного оригами'
Практико-ориентированный проект на тему: 'Создание лебедей в технике модульного оригами'
Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Практико-ориентированный проект
«Создание дома для кукол в технике модульного оригами»
Автор:
Полина Анастасия Сергеевна
4 - б класс, 10 лет
НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Тюменская область
Нефтеюганский район
п. Салым
Руководитель:
Бардалист Оксана Николаевна
Учитель начальных классов
НРМОУ «Салымская СОШ № 1»
Тюменская область
Нефтеюганский район
п. Салым
сп. Салым, 2014 г.
Содержание
Введение
3
-
I. Организационно-подготовительный этап
1.1 Из истории оригами
5
1.2 Материалы и инструменты
…
1.3 Цветовая гамма
…
1.4 Техника безопасности
6
II. Технологический этап
2.1. Разработка идей и вариантов
2.2. Технологическая последовательность изготовления поделки
2.3. Экономическое обоснование
11
Заключение
…
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Давно смотрю влюбленными глазами
На древнее искусство - Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Я давно увлекаюсь техникой модульного оригами. Любовь к оригами мне привила моя бабушка Наталья ……… В моей коллекции уже очень много работ, часто свои поделки я дарю близким мне людям. (Приложение 1). В очередной раз передо мной стал вопрос подарка для моей сестрёнки. Изделия, выполненные в технике модульного оригами, смотрятся красиво и эффектно. Я давно мечтала сделать по - настоящему впечатляющее изделие, чтобы оно отличалось от тех, которые я уже выполняла.
Кроме того, изготовление нового изделия в технике модульное оригами, это еще один шаг по ступеньке развития и познания нового. Также это дает больше возможности проявить свои креативные способности.
Цель моей работы: создать изделие «Дом для кукол» в технике модульное оригами.
Задачи:
-
изучить литературу, интернет по данному вопросу
2) научиться делать сам модуль,
3) научиться соединять модули в изделие,
4) составить технологические карты изготовления модулей и поделки,
5) сделать экономическое обоснование проекта,
6) изготовить изделие.
Гипотеза: маленький модуль - это ключик к большому произведению искусства.
Объект исследования: технология модульного оригами.
Предмет исследования: поделка из модулей - дом для кукол.
Методы исследования: изучение литературных источников, частично-поисковый, практический.
Этапы и сроки проведения проекта:
1 неделя: сбор информации.
2-3 неделя: делаем поделку в технике оригами.
4 неделя: защита проекта.
Глава 1. Организационно-подготовительный этап
-
Из истории оригами
Оригами - это самобытное японское искусство создание различных модулей путём сгибания листа бумаги. Неизвестно, кто именно и когда придумал оригами, как были выработаны его неписаные правила. Однако начинать рассматривать историю этого искусства следует с момента изобретения бумаги. А изобретена она была, как известно, в Китае.
В древности китайцы использовали для письма деревянные или бамбуковые дощечки и шёлк. Дощечки с записями были чересчур объёмны и тяжелы, и поэтому способ сохранения знаний на них отличался удобством, а шёлк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, стоил слишком дорого. Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу выливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была ещё не бумага, но уже шаг к её созданию.
К 3 веку до н. э. китайцы заметили шёлк более дешевым и доступны материалом. Из толченой коры тутового дерева и стеблей бамбука родилась бумага. Официальной же датой появления бумаги в Китае считается 105 год до н. э., когда чиновник Цай Лунь сделал доклад императору о технологии её изготовления. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну выполнения белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать и некоторые тайны Поднебесной. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан - Хо обучил японских монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить своё массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Почему же складывание фигурок из листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии? Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только ля письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен - буддизма.
Буддисты были первыми, кто отбросил приятное в западной культуре деления мира на высокое и низкое, важное и неважное. Они обратили своё внимание на всё, что непрочно, на миг, на малое с замечательной целью - поймать в малом дыхание вечности, ибо в мире все связано со всем. Они искали в простейших вещах проявление единой и неделимой истины - макото, ибо любая малость содержит её, и надо уметь её обнаружить. Японские буддисты разработали поразительной силы способы, позволяющие познать истину. Они открыли самый верный её признак - красоту. И увидели красоту недолговечности простых предметов и явлений, налета времени на вещах.
Первые необычные фигурки, сложенные из листов бумаги, появились в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке слова «Бог» и «бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Бумажные фигурки имели символическое значение. Они использовались в религиозных церемониях, украшали стены храмов. До наших дней дошли практически первые такие фигурки - коробочки «самбо», в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертв. Но это было ещё не искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе силу Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. В Средние века, когда объем производства бумаги позволил снизить цену на неё, увлечения бумажными фигурками проникло в дворянскую среду. Появилось «искусство самураев».
В те времена умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием фигурок из бумаги считалось признаком хорошего воспитания. Аристократия и придворные должны были обладать определёнными навыками в этом искусстве. Записки, сложенные определенным образом, были законом дружбы или доброго пожелания. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Различные знатные семьи изображали фигурки оригами на гербах и печатях. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Применяя свое умение, самураи так складывали записки, что только посвященный мог развернуть их. Кроме того, бумажные фигурки часто использовали в свадебных церемониях, праздничных шествиях или при украшении домов. В 16 - 17 веках оригами превратилось в популярное времяпрепровождение. Бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространятся и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет тому назад, был изобретен ряд новых фигурок, которые позже стали классическими. Среди них и журавлик (цуру) - традиционный японский символ счастья и долголетия.
Со временем оригами стало обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочерям, показывая принципы складывания немногих известных им фигурок. Новый этап в развитии искусства оригами начался после Второй мировой войны, и этот этап связан с именем знаменитого японца мастера Акиры Йошизавы. Он родился в 1911 году и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретённых им несложных условных знаков ход складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде последовательности рисунков-чертежей. Это замечательное открытие позволило оригами обрести универсальный международный язык. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют эти знаки. Акира Йошизава изобрел сотни новых, ранее неизвестных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способс- твовал его широчайшему распространению.
В 20 веке оригами стало широко известно и популярно во всём мире. И если в классическом оригами предполагалось использовать для складывания только однотонные листы бумаги квадратной формы, а весь процесс проходил без применения клея и ножниц, то современный мир оригами бесконечно богат разнообразными техниками, приемами и материалами. Вот некоторые направления, которые можно выделить сегодня в этом искусстве.
1.2. Материалы и инструменты
Для выполнения оригами нам потребуются:
-
Ножницы
-
Пачка крепкой цветной бумаги формата А4
-
Листы белой бумаги формата А4
-
Линейка
-
Карандаш
-
Клей
1.3.Цветовая гамма.
Для моей поделки мне понадобятся: белые, нежно голубые, ярко розовые, жёлтые, фиолетовые, зелёные, красные, голубые, розовые, нежно фиолетовые, нежно зелёные, нежно жёлтые и розовые листы бумаги, а также фантики от конфет. Основа, на которой будет стоять дом, представляет собой траву , используем фон - зеленый лист картона.
1.4. Техника безопасности
Правила безопасной работы с ножницами:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
5. Следи за движением лезвий во время работы.
6. Ножницы клади кольцами к себе.
7. Подавай ножницы кольцами вперёд.
8. Не оставляй ножницы открытыми.
9. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
10. Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с клеем.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
II. Технологический этап
2.1. Разработка идей и вариантов
В начале выполнения проекта, передо мной был выбор-какое изделие выполнить в технике оригами?
Идея №1 «Цветы». Похожую поделку я делала маме на праздник 8 марта.
Идея №2 «Сердце». Это поделка для меня уже не интересна, очень проста в изготовлении и эстетически не особо привлекает внимание.
Идея №3 «Зайчики». Поделка в целом хорошая и красивая, но не совсем подходит на годовщину свадьбы.
Идея №4 «Лебеди»
Лебедь - это изящная, нежная, "чистая" птица. Лебедь - символ любви и семьи. Идеальный вариант для моих родителей.
Анализ идей и выбор оптимального варианта
Идея 1
Идея 2
Идея 3
Идея 4
Экологичность
+
+
+
+
Безопасность
+
+
+
+
Экономичность
+
+
+
+
Назначение
-
-
-
+
Технология изготовления
+
+
+
+
Учет возраста
-
-
+
+
Форма
-
-
+
+
Эстетичность
-
-
-
+
Доступность продукта
+
+
+
+
Итог
5
5
7
9
Подсчитав все «плюсы» и «минусы» я решила выполнить Идею №4, так как она подходит по всем признакам идеальной поделки.
1.3. Технологическая последовательность изготовления поделки
Сначала нужно научиться делать модули:
-
Нарезать цветную бумагу на прямоугольники размером 6х4 см.
-
Взять прямоугольник и свернуть его пополам
-
Полученный прямоугольник свернуть пополам с другой стороны.
-
Развернуть и отогнуть верхний угол к средней линии сгиба.
-
Отогнуть к середине и второй верхний угол.
-
Перевернуть заготовку обратной стороной
-
Отогнуть вверх нижний правый уголок.
-
То же самое сделать и с правым уголком.
-
Стороны с уголками отогнуть вверх.
-
Получившийся треугольник свернуть пополам по линии сгиба.
.
Модуль готов! (Приложение 2).
Порядок сборки лебедя.
-
Сделать 459 модулей.
-
Взять 3 модуля и расположить их таким образом.
-
Вставить уголки первых двух модулей в два кармашки третьего.
-
Взять ещё два модуля и присоединить их так же к первой группе.
Таким образом, в кольцо нужно собрать 30 модулей, каждый из которых должен стоять на короткой стороне.
-
Чтобы модули не рассыпались, одновременно нужно начать 3 ряд. Только
теперь их нужно одевать в шахматном порядке так, чтобы они стояли на длинной стороне.
-
Модули четвёртого и пятого рядов одеваются точно так же в шахматном порядке.
-
Теперь заготовку пальцами нужно вывернуть как будто наизнанку чтобы
получилась форма, напоминающая стадион.
-
Модули 6 ряда одеваются сверху так же в шахматном порядке. Их тоже
должно быть 30 штук.
-
С седьмого ряда делают крылья. Сначала нужно выбрать место, где будет
шея, для этого оставить два уголка соседних модулей. Чтобы не запутаться, мы в этом месте прикрепили модуль другого цвета. И от него влево и право сделали ряд по 12 модулей в каждую сторону.
-
В восьмом ряду нужно уменьшить количество модулей на 1, то есть их будет
по 11 с каждой стороны
-
В девятом ряду должно быть по 10 модулей с каждой стороны.
-
В десятом ряду - по 9 модулей с каждой стороны.
-
В одиннадцатом ряду - по 8 модулей.
-
В двенадцатом ряду - по 7 модулей.
-
В тринадцатом ряду - по 6 модулей.
-
В четырнадцатом ряду - по 5 модулей.
-
В пятнадцатом ряду - по 4 модуля.
-
В шестнадцатом ряду - по 3 модуля.
-
В семнадцатом ряду - по 2 модуля.
-
В восемнадцатом ряду - по 1 модулю.
Крылья готовы. Нужно придать им выпуклую форму внизу и немного отогнуть
сверху.
-
Хвостик делается точно так же, он состоит из пяти рядов и каждый ряд
нужно уменьшать на один модуль.
-
Для головы и шеи нужен 31 модуль. Они вставляются в кармашки немного
по-другому, сразу придавая шее нужный изгиб.
-
Теперь шею нужно укрепить на двух уголках между крыльями.
Лебедь готов! (Приложение 2)
2.3. Экономическое обоснование
1.
Бумага «Снегурочка
2.
Бумага цветная
3.
Клей ПВА
4.
Ножницы
Имеются дома
5.
Линейка
Имеется дома
6
Простой карандаш
Имеется дома
7
ИТОГО:
… рублей
Итого работа мне вышла … руб., без учета моего труда.
Заключение
Работа закончена. Лебеди получились красивыми, интересными, оригинальными. Я старалась вложить в свой труд душу, терпение и умение. Изготовленное изделие полностью соответствует поставленной задаче.
Работа над проектом была захватывающей, познавательной, увлекательной. В ходе выполнения проекта у меня было много различных идей. Это идеи по выбору изделия для подарка и его художественному оформлению, по подбору цвета, материала. Все идеи я анализировала и выбрала лучшую. Если бы я стала выполнять такую работу снова, то ничего бы не стала менять, так как я все тщательно продумала и выполнила то, что задумала.
Мою работу оценили родители и педагог, им очень понравилась цель изготовления и само изделие. Лебеди понравились также и моим друзьям.
Как бы не было комфортно ваше жилище, неповторимую индивидуальность ему могут придать только вещи, сделанные своими руками, с любовью и фантазией. Процесс выполнения оригами увлекателен. Такое занятие развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду, формирует определённые навыки и умения, которые могут пригодиться в практической деятельности.
В дальнейшем я собираюсь совершенствоваться в выполнении работ в технике «Модульное оригами» и узнавать новое, а также хочу научить ребят своего класса делать поделки в данной технике.
Список используемой литературы
1. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. - 104 с.
2. Зайцева А.А. Секреты модульного оригами. - М.: Эксмо, 2013. - 96 с.
3. Зайцева А.А. Модульное оригами: забавные объемные фигурки. - М.: Эксмо, 2013. -
64 с.
4. Зайцева А.А. Красивые птицы в технике модульного оригами. - М.: Эксмо, 2013. - 64 с. 5.Зайцева А.А. Снежинки, гирлянды и новогодние фигурки в технике модульного оригами. - М.: Эксмо, 2013. - 64 с.
Интернет - ресурсы
1.Обучающие видео-ролики на сайте
2. Мастер-классы на сайте
(Приложение)
Это мои первые работы, выполненные в технике «Модульное оригами».
(Приложение 2)
Технологическая карта
Изготовление бумажного лебедя
№ п/п
Описание операции
Графическое изображение
Инструменты и материал
1
Согнуть прямоугольник пополам
Квадратный лист бумаги и ножницы
2
Согнуть и разогнуть, чтобы наметить линию середины. Повернуть горой к себе
бумага
3
Согнуть края к середине
бумага
4
Перевернуть
бумага
5
Поднять края вверх
бумага
6
Загнуть уголки, перегибая их через большой треугольник
бумага
7
Разогнуть
бумага
8
Снова сложить маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх
бумага
9
Согнуть пополам
бумага
10
Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.
бумага
11
Теперь начинаем соединять модули вместе. Вставляем уголки первых двух модулей в кармашки третьего, получаем один базовый элемент
12
Далее берем еще два модуля и присоединяем их к получившемуся элементу по бокам. Так, треугольник за треугольником, замыкаем первое кольцо. Оно состоит из двух рядов, каждый из 30 модулей: внутренний ряд, модули которого стоят на короткой стороне, и внешний ряд, модули которого стоят на длинной стороне.
13
Теперь осторожно беремся за заготовку и, держась за её края,как бы выворачиваем все кольцо наизнанку. 5 слоев теперь должны быть похожи на стадион, если смотреть на неё сверху.
14
Теперь начинаем оформлять крылья для нашего бумажного лебедя. Добавляем 6ой ряд, состоящий из 30ти модулей.Выбираем сторону, где будет находиться голова лебедя. Берем пару уголков (от двух соседних модулей). Это будет место прикрепления шеи. Влево и вправо от этой пары вставляем по ряду из 12 модулей. В итоге 7 ряд состоит из 24 модулей и имеет два промежутка. Начинаем наращивать крылья, каждый следующий ряд будет на 2 модуля меньше.
15
Элементы для шеи складываем по-другому: вставляем два уголка одного модуля в кармашки другого. Соединяем модули, придавая им попутно желаемый изгиб