7


  • Учителю
  • Конкурсная работа по окружающему миру в номинации 'К чистым истокам'

Конкурсная работа по окружающему миру в номинации 'К чистым истокам'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ВОДА ПЕРВОНАЧАЛО ВСЕГО, ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!

Моя победа в прошлом учебном году на республиканском конкурсе «К чистым истокам » окрылила меня и я решила продолжить свою работу, расши-рив диапозон своих исследований по этой теме.

В предыдущей работе я писала о том, что очень хотела бы сделать хи-мический анализ воды нашего «старого татарского» колодца, чтобы удосто-вериться в том, что годы и тем более современная цивилизация , не повлияли на чистоту его воды. В этом мне, как и обещали, помогли в Бассейновом упра-влении водных ресурсов АРК, с которым наша школа продолжает сотрудни-чать. На летних каникулах был сделан забор воды и вот я могу с большой радостью приложить положительные результаты химического анализа кристально чистой воды нашего реликвенного колодца.(Приложении №2)

А ещё я задавалась вопросом, а какие же ещё бывают колодцы? Наш уникальный, узкий, круглый колодец, обложен плоским, крупным камнем, (Приложение№ 1 ) а у соседей - широкий, и стены укреплены бетонными кругами! А каково было моё удивление, когда мой папа сказал, что в селе Заречное, у наших родственников он видел колодец вырытый грушевидной формой. Папа оказывается помогал чистить двоюродному брату Тимуру, старый колодец, который был у них во дворе купленного дома, после возвра-щения из депортации. Молодые парни , родившиеся в Узбекистане , не видели там таких колодцев.

Я конечно тут же попросила папу показать мне этот колодец, а сама решила посмотреть в интернете сведения о колодцах и действительно, для увеличения объёма воды оказывается копали колодцы грушевидной формы тоже. Мы специально поехали в с.Заречное и сфотографировали тот колодец. ( Приложение № 3 ) Он узкий у горлышка и постепенно расширяется к низу. Сфотографировать изнутри мне конечно не удалось, но как рассказал дядя Тимур, он очень искусно обложен плоским камнем, с постепенным расшире-нием водного резервуара. Это действующий колодец, попробовали воду, очень вкусная и холодная, зубы сводит.

А ещё дядя Тимур повёз нас в с. Мраморное и показал ещё один уникальный колодец квадратной формы. Он тоже обложен плоским камнем, строго по квадрату. Нас поразило то, что несмотря на то, что колодец заброшенный, вблизи никто не живёт, не выпал ни один камень из кладки, а на глубине 2м. сверкает вода ( Приложение № 4). Село Мраморное ( крым. татар. « Янкой» ) после войны негусто населено. Во время войны это село сожгли немцы, за связь местных жителей с партизанами.

По дороге в с. Мраморное мы увидели большой колодец, облагороженный, действующий, круглой формы, тоже обложенный камнем, что говорит о том, что это тоже старый татарский колодец. Расположение его у дороги говорит о том, что в старину имущие, богатые люди старались делать добрые дела, за что надеялись получить благословение Аллаха.(Приложение №5)

Мы живём в прекрасной Салгирской долине. Река Салгир некогда полно-водная, теперь несёт свои воды в узком устье. Куда же делась вода? Задавшись этим вопросом я стала расспрашивать пожилых людей, старожилов. Бабушка Хатидже, которой сейчас 82 года, рассказала мне о том, что раньше каждую весну все мужчины выходили на чистку берегов Салгира. Они расчищали глазки родников, журчащих в основном у берегов, что и способствовало увеличению уровня воды в реке. А сейчас мы часто ходим в поход на Салгирку, бегаем с камня на камень, а чтобы искупаться прудим часть устья, чтобы образовалось озёрце. Уходя, мы конечно разбираем своё сооружение, чтобы Салгирка на нас не обиделась! (Приложение № 6)


Продолжить работу о значении воды в жизни крымскотатарского народа мне помогла бабушка, большой знаток устного народного творчества, традиций и обычаев нашего народа. Она в детстве слушала красивое пение своей мамы, моей прабабушки Сафие, уроженки горного села Кок-Козь, который расположен у подножия « Къартал къая»-- « Орлиная гора», в живописнейшем уголке Крыма. У неё был редкий, красивый голос. А пела бабушка народные песни о красоте родного края, о журчащих ручьях и водопадах, о девушках с кувшинами на плечах идущих, к родникам за водой.

У нашего народа богатейшее фольклорное наследие. Проанализировав часть из них, я задалась целью выявить факторы отражения в песнях, народных традициях и обычаях почитание воды.

У крымских татар сформировалось особое отношение к воде как источнику жизни. Вода сопровождает человека от рождения и до смерти, с нею тесно связаны национальные традиции и религиозные обряды.

Всё это нашло отражение в богатейшем песенном наследии крымскота-тарского народа.

В книге М.Хайрудинова «Этикет крымских татар» описываются такие правила пользования водой, которым обучали детей с раннего возраста: «подойдя к роднику, необходимо поздороваться с ним, как с человеком, расчистить поверхность воды от листьев, веток и другого мусора. Затем поблагодарить человека, открывшего этот родник или пожелать «Аллах рахмет эйлесин» («Мир праху его»), если он мёртв. «Сув ичильген къуюгъа тюкюрме» -гласит народная мудрость. Строго запрещалось загрязнять воду в колодцах.

Было время, когда всякий, кто хотел сделать доброе дело, строил фонтан (чешме), откуда текла чистая и пригодная для питья вода.

По свидетельству турецкого путешественника XVII в. Эвлия Челеби, в одном только Бахчисарае было «…семьдесят источников, из которых бьёт живительная влага, как кристалл чистая и сверкающая. Наилучшей водой является вода из колодца наисветлейшего хана, находящегося поблизости от дворца Сефер Гази-ага. Вода в нём ясная и прозрачная, как око сокола, и такая холодная, что даже в июле никто не сможет из него спокойно три глотка выпить! В различных окрестных уголках находится 47 колодцев…»

«Сувуны ич де, чешмесини унутма»- говорили издавна мудрецы, и народ не забывал того, кто открыл родник, вырыл колодец или построил фонтан. Благодарные люди помнили своих благодетелей и называли источники в их честь. Эти факты нашли отражение в крымскотатарских народных песнях. Например, песня «Алексеюн чокърагъы» («Родник Алексея»). Эта песня была очень популярна среди выходцев из деревни Ускют .

В песне «Айвазовскийнинъ чешмеси» («Фонтан Айвазовского») есть такие строки:

Айвазовский чешме яптыргъан (Айвазовский построил фонтан)

Мермер таштан (Из мрамора)

Кефеге сув алдыргъан ( Провёл в Кафу воду)

Сув башындан. ( Из источника).

Некоторые люди добывали живительную влагу, чтобы получить благослове-ние Всевышнего. Например, в песне «Мен бир меджлислерде» («Однажды на собрании я…»)

Мен бир чешме яптырдым мермер дашындан, Аллах.

(О, Аллах, я построил фонтан из мрамора).

Во многих песнях восхваляются родники и колодцы определённых населённых пунктов. Например, «Озенбаш къызлары», «Аджем гузели», «Узунджыдан».

Люди всегда стремились быть поближе к воде, поэтому строили свои жилища вблизи водоёмов. «Ручей, составляющий главную улицу всякой горной, татарской деревни, бежит здесь довольно быстро навстречу лошадиным копытам, и подъём нельзя назвать очень лёгким. Только в горах, и притом каменных горах и ещё в таких жарких горах, как горы Крыма, человек способен понять, что значит для жизни вода».

Ручей - здесь синоним всех удобств. Без ручья поселение невозможно, потому что о колодцах в этих трахитовых и сланцевых глыбах трудно думать. Земля, где бежит ручей, стоит всегда в несколько раз дороже всякой другой». Строки из народных песен подтверждают это.

Эвинъиз къурулмыш, Айшем, чешмеге якъын.

(Дом ваш, Айше, построен у фонтана).

(« Айшем, мор мелевшем») (« Айше, моя фиалка»).

Яшагъан ерим багъ-багъчалыкъ эм сув башы.

(Живу среди садов у истока реки).

Источники издавна являлись местом знакомств и встреч парней и девушек. Девушки, собираясь к фонтану за водой, надевали все свои украшения, наря-жались, так как это был своеобразный «выход в свет». Парни поджидали их там, присматривались к девушкам и выбирали себе невест. Отражение этого мы также находим в песнях.

Мен бир къызнен таныш олдым, (Я познакомился с одной девушкой)

Чешме башында. ( У фонтана).

Песня «Ал янакълар» («Алые щёки») указывает на то, что на камнях фонтана устраивалась переписка между влюблёнными.

Кельдим чешме башына, аманым, (Пришёл к фонтану)

Язы яздым ташына, аманым. ( Оставил надпись на камне).

Свадьба тоже не обходилась без воды. У крымских татар по сей день сущест-вует обычай при проводах невесты в дом жениха лить ей вслед воду. Это связы-вают со свойством воды легко впитываться в любую почву, таким образом, желают девушке укрепиться в новой семье. По другим сведениям, вода символизирует здоровье, энергию, активность. Все эти качества желают ново-брачным.

Вода- это символ чистоты, непорочности, женской красоты. Не случайно в крымскотатарских народных песнях дом любимой девушки находится у воды или во дворе имеется колодец с чистой, холодной, сладкой водой. В народной песне «Азбарында къуюсы вар» («Во дворе у него колодец»):

Азбарында къуюсы вар, ( Во дворе у него колодец)

Не де салкъын суву вар. (Что за холодная вода в нём).

Эки де гузель къызы вар, (Есть у него две красавицы-дочки)

Бири санъа, бири манъа.( Одна тебе, другая мне).

Но иногда вода горчит, бурлит и пенится. Здесь прослеживается параллель с душевным состоянием человека: тоска, переживания, ревность, несчастная любовь.

Дере ташты, кечильмез, аман, (Ручей разлился - не пройти)

Суву буланыкъ, ичильмез. (Вода его мутна - не испить.)

Севдим сени узакълардан, (Полюбил тебя издалека)

Яр, сенден вазгечильмез. (Как от тебя отказаться).

(Народная песня «Эм северсинъ, эм севмезсинъ» («И любишь, и нелюбишь»)

Бывает, что вода в реке замерзает - влюблённых постигает разочарование, их чувства остывают.

Августоста суя тюшсем,

Балта кесмез буз олур.

(В августе вошёл в воду,

Она превратилась в лёд, что не прорубишь топором).

(«Ашыкъ Умерден» («Из Ашыка Умера»))

Иногда же вода приобретает цвет чернил, что может означать муку, безвы-ходное состояние, людскую боль.

Акъкъан сувлар мерекеп олса, (Даже если вода превратится в чернила)

Язылмаз меним дердим. (Невозможно описать мою боль).

(«Элиф дедим, бе дедим» («Сказал «а», сказал «б»))

В песнях, построенных по принципу параллелизма первая, символическая картина всегда выполняет эмоциональную функцию, создаёт определённое настроение. Во второй, человеческой картине раскрывается основное жизнен-ное содержание песни, выражаются конкретные чувства и мысли лирического героя. По принципу образного параллелизма построена, например, песня «Денъиз далгъасыз олмаз»

(«Моря без волн не бывает»).

Денъиз далгъаланмаса, (Если море не волнуется)

Ялысы буланмаса,( Вода у берега не мутнеет)

Севдалыкъ азап олур, (Любовь станет мукой)

Гонъюллер багъланмаса.( Если сердца не объединятся).

Не бывает любви без страданий, так же, как не бывает моря без волн - основная мысль этой песни.

А в песне «Озен башы, сув башы» красота девушки сопоставляется с полноводной рекой.

Озен толу сув акъар, мерданем,

Гузеллигинъ джан якъар, бир данем.

(Река течёт полна воды,

Твоя красота обжигает душу, единственная).

Река - быстропроходящая молодость, скоротечность времени. Об этом - строки из песни «Асие ханым».

Шу яшлыкъ чагъыны (Эту пору молодости)

Дерьямы дерлер. (Рекой ли называют).

В некоторых песнях вода, а именно море, река, является препятствием на пути влюблённых, которое им не всегда удаётся преодолеть.

Бир далда эки джевиз, (На одной ветке два ореха)

Арамыз дерья-денъиз. (Между нами реки и моря).

(« Эки чешме» («Два фонтана»))

Таким препятствием чаще всего является безответная любовь, неприятие парня родственниками девушки, бедность влюблённого. В песне «Эдие» парню всё-таки удалось преодолеть все препятствия, разделявшие его с любимой девуш-кой.

Севен, севдиги ичюн, (Тот, кто любит, ради своей любимой)

Дере, дерьялар атлар. (Одолеет ущелья и реки).

Но вода выступает ещё и объединителем влюблённых. В песне «Дерелер шума-шума» парень просит реку доставить его к любимой. Вода здесь одушевлена, представлена некой живой силой.

Дере, ирмакълы дере, (Воды ущелья)

Акъма нафиле ере. (Не лейтесь понапрасну )

Ал да кет мени, дере, (Отнесите меня туда)

Ярем олдугъы ере. ( Где моя любимая).

В народной лирической песне при создании поэтических образов, зачастую, признаки, явления из человеческой жизни сопоставляются с предметами и явле-ниями окружающей природы. Одно выражается при помощи другого.

Часто в крымскотатарских народных песнях слёзы ассоциируются с морем, иногда морем крови.

Козьлеримден акъкъан яшлар Дерья-денъиз къан олсун.

«Пусть мои слёзы превратятся в море крови» - так поётся в песне «Ант эткенмен» («Я поклялся»), на слова Н. Челебиджихана. Песня эта является гимном крымскотатарского народа.

Лирический герой в гиперболической форме стремится передать свою боль, переживания за судьбу народа.

В песне «Зейнебим» волосы любимой девушки сравниваются с волнами.

Зейнебимнинъ сачлары далгъа анъдырыр.

А в песне «Антериси ала бенъзеюр» («Её платье похоже на алое»)

Эки йылдыз- эля козьлеринъ, ( Две звёздочки- твои карие глаза)

Сувдай, акъыз, шырын сёзлеринъ. (Сладкие речи любимой льются как вода).

Народные лирические песни в большинстве своём раскрывают взаимоот-ношения двух героев: парня и девушки, поэтому нередки употребления поэтических символов попарно: вода- девушка, камыш- парень;

роза- девушка, листок- парень; луна- девушка, звезда- парень и др. Но иногда символическую нагрузку несёт один герой.

Ах, зачем я не звонкий, гремучий ручей,

Где купается милая в поле.

(« Весенняя песня»)

По некоторым данным «вода- первоначало, исходное состояние всего сущего» . Так, умывшись чистой водой, человек возвращает себе первоначальную чистоту.

Эвлерининъ алды сусам (Перед домом растут ирисы),

Сувуны булсам, юзюми ювсам. (Достать бы воды, умыть бы лицо).

(«Эвлери бар сув башында»(«Их дом у источника»))

Вода также является символом очищения, и не только физического, но и духов-ного. Она очищает человека от грехов бренной жизни. После смерти, по обы-чаям мусульман, тело покойника омывают в трёх водах. После второго омове-ния исполняется религиозно-обрядовая песня «Сув-селя».

Вода, по поверьям, не покидает человека и в загробной жизни. Если огонь символизирует ад, то в раю цветут сады, щебечут птицы, журчат ручьи, то есть вода - это неотъемлемая часть райской жизни.

Шу дженнет ирмакълары (Эти райские ручьи

Акъар Аллах дею, дею. Текут, повторяя имя Аллаха).

(« Дженнет иляхиси»(«Райская песня»))

Судя по народному творчеству, в частности песням, вода в представлении крымских татар безвестное место упокоения. Для крымского татарина очень важно быть преданным земле после смерти, чтобы родные приходили на могилу и читали там молитвы за упокой души.

А когда человек умирает на чужбине, желание испить воды из родного колодца возрастает во сто раз.

И тогда фонтаны, колодцы, родники, ручьи и моря становятся символом далёкой и недоступной Родины.

Таковы песни на тему депортации. В них настальгия по Родине, по родным местам.

Багъчаларнынъ мейвалары (Фрукты в садах)

Бал иле шербет. (Как мёд и шербет)

Сувларынъны иче-иче (Я не насытился)

Тоялмадым мен. ( Твоей водой).

(« Гузель Къырым»(«Прекрасный Крым»))

Таким образом, в крымскотатарских народных песнях вода, зачастую, символизирует первоначало всего сущего, очищение, родную землю, девичью красоту и непорочность, любовь и разлуку, радость и горе, быстропроходящую молодость и скоротечность времени.

По утверждению исследователей, в общей сложности упоминания о воде и её источниках: морях, реках, ручьях, озёрах, колодцах, фонтанах имеются приблизительно в 20% произведений песенного поэтического творчества крымских татар. Это является показателем того, насколько важное место в образной картине мира крымских татар занимает вода.


Вот сколько интересного и нового для себя я узнала готовясь к конкурсу! А летом на каникулах я побывала в мраморных пещерах, которые расположены в нашей Салгирской долине. Увидела какие чудеса может сотворить сила, мощь воды и время. Сталактиты и сталагмиты , огромные подземные дворцы и коридоры ошеломляют своей красотой. (Приложение.№7) .

А с друзьями мы всё лето бегали на нашу Салгирку, купались, облива-лись водой, прудили её камушками, чтобы стал поглубже для купания, ведь воды в ней в этом году было совсем мало. радовались нашему счастливому детству! Во дворе у нас по-прежнему дают обильный урожай наши « Беры» - самый замечательный, прославленный сорт груши, цветут и благоухают разные цветы. И всё это благодаря нашему уникальному колодцу, в котором даже в это знойное лето было много воды. (Приложение № 8)

Источники и литература


1. Антология крымской народной музыки / Под ред. Ф.М.Алиева. -Симферополь: Крымучпедгиз, 2001.

2. Аталар сёзлери ве айтымлар. /Шевкет Асанов.

3. Къырымтатар халкъ йырлары / Терт.эт. И.Бахшыш, Э.Налбандов.

4. Очерки Крыма: Картины крымской жизни,природы и истории / Е.Л. Маркова.

5. Шерфединов Я. Янъгъырай къайтарма.

6. Хайрудинов М.А., Усеинов С.М. Этикет крымских татар.






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал