7


  • Учителю
  • Рабочая программа 'Театральная мастерская'

Рабочая программа 'Театральная мастерская'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Негосударственное общеобразовательное учреждение

частная гимназия святой равноапостольной княгини Ольги

г. Костромы

Утверждаю

директор школы

___________/Павлов Л.Г.

«____»________________2015 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

________________/Григорьев А.И.

«____»________________2015 г.


Образовательная программа

«Театральная мастерская»

Художественно - эстетической направленности

Возраст обучающихся - 3 класс

Форма организации образовательной деятельности - кружок

Разработчик : Трусова Наталья Владимировна


г. Кострома

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

В составленной программе кружка «Театральная мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению - это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Программа «Театральная мастерская» является программой художественно-эстетической направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, читая книги, слушая беседы и доклады.

Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.

В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса.

Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В составленной программе кружка «Театральная мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Программа рассчитана на 1 год занятий с детьми 2 класса.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе - рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить.

Театральный кружок «Театральная мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора - побудителя познавательной деятельности. Индуктор - предмет, побудитель познавательной деятельности - помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск - желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений. Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий осуществляется руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы:

Программа «Театральная мастерская» по развитию творческих способностей и формированию познавательных и творческих способностей учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству в детской сфере муниципального учреждения МОУСОШ №9 г. Буй Костромской области на 2012-2013 гг.

Основные разработчики:

  • педагог;

  • заместитель директора по УВР.

Основания для разработки:

Основная общеобразовательная программа МОУСОШ №9

Цель: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;

  • Формирование общей культуры;

  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

Программные задачи:

  • Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

  • Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

  • Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

  • Знакомство с историей и развитием театрального искусства.

  • Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.

  • Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.

  • Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.

  • Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

  • Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Принципы программы:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности

Данный принцип говорит о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного принципа предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Принцип деятельностной основы занятий кружка.

Деятельность - основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический принцип обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Механизм реализации программы:

Условия, необходимые для решения поставленных задач:

  • обеспечение материально-технической базой;

  • посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми;

  • взаимное общение детей из различных художественных коллективов города

Технические условия:

  • телевизор;

  • компьютер;

  • мультимедийная установка;

  • диски с записью сказок;

  • костюмы, декорации;

  • книги с детскими сказками, стихами, загадками.

Формы организации кружка:

  • кружковое занятие;

  • соревнование;

  • концерт;

  • экскурсия;

  • диспут;

  • творческий отчёт;

  • круглый стол;

  • заочная экскурсия;

  • игра.

Программой также предусматривается:

  • совместные просмотры спектаклей;

  • посещение музеев и выставок;

  • творческие конкурсы.

Формы работы с родителями:

  • совместные праздники, творческие конкурсы;

  • родительское собрание;

  • консультации;

  • беседы;

  • открытое занятие.


Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

  • педагогические технологии на личностной ориентации образовательного процесса:

  • педагогика сотрудничества;

  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:

  • групповые технологии;

  • технологии индивидуального обучения;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • игровые технологии;

  • проблемное обучение.

Реализация этих технологий помогают следующие организационные формы:

теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных конкурсах и праздниках.

Основные направления содержания деятельности учащихся:

Культура и техника речи

объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы

речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции и орфоэпии. С этой

целью в Программу включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Ритмопластика

включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и

упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений.

Театральная игра

предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков,

сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Этика и этикет

включает обучение культуре общения, нормам поведения (этикет),воспитание

эстетических потребностей (быть искусным слушателе, а в перспективе и

читателем, зрителем театра.

Предполагаемые универсальные учебные действия:

Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:

  • ориентироваться в пространстве;

  • уметь запоминать ролевые слова;

  • находить нужные позы и действия;

  • уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;

  • уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;

  • уметь строить диалог с партнёром.

  • уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

  • достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;

  • воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;

  • овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.


Кадровое обеспечение:

  • НОУ частная гимназия;

  • педагог;

  • родители.

Источники финансирования:

  • спонсорская помощь;

  • родители.

Контроль над исполнением программы:

  • директор;

  • заместитель директора по УВР.

Содержание тем программы:

1 час в неделю, 34 часа в год


Разделы программы

Количество часов


1

Введение

1


2

Культура и техника речи

9

3

Ритмопластика

7

4

Театральная игра

12

5

Этика и этикет

5


Всего часов

34

Список литературы:

  1. История русского драматического театра, том 1.

  2. «Культурология» под редакцией Марковой.

  3. Детская энциклопедия, том 12. Москва, 2000 г.

  4. Энциклопедический словарь юного зрителя. Москва, 1989 г.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема

занятия

Цель,

содержание занятия

Кол-во

часов

Сроки

(неделя/месяц)

1

Этот удивительный мир театра.

Разрешите представить.

Дать детям представление о театре, продолжить познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Продолжать знакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)


1

1 неделя

сентябрь

2

Посещение представления кукольного спектакля

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Разъяснить детям выражения "зрительская культура", "театр начинается с вешалки". Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.


1

2 неделя

3

Веселые

сочинялки Давайте поговорим

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Игры "Сочини предложение", "Фраза по кругу", "Давай поговорим" .


1

3 неделя

4

Послушный язычок Ритмопластика.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку. Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Удивленный бегемот». Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом. Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь.


1

4 неделя

5

Веселые фантазии Сценические этюды

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем". Объяснение игр. Обсуждение движений, оценка и анализ.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию


1

1 неделя

октябрь

6

Сценические этюды

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. Начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений.


1

2 неделя

7

Беседа - диалог.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы). Закрепление материала предыдущего занятия. Знакомство с терминами: драматург, пьеса, режиссер, постановка, художник, костюмер.


1

3 неделя

8

Все о театре.

Сказка «Теремок»

Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус (мультимедийная презентация «Виды детских театров»). Чтение сказки. Обсуждение и дополнение.


1

4 неделя

9

Сказка «Теремок»

Познакомить детей со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.


1

2 неделя

ноябрь

10

Распределение ролей.

Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Самооценка и самоанализ.

Беседа. Оценка и анализ выбранных ролей.

1

3 неделя

11

Отработка

диалогов.

Техника речи.

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. Отработка диалогов: Мышка - еж. Мышка - заяц. Лягушка - комар. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность.


1

4 неделя

12-13

Репетиция.

Сцена.

Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы животных через пластические возможности своего тела. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация.

2

1 неделя


2 неделя

декабрь

14

Последний штрих

Генеральная репетиция в костюмах с декорациями, музыкальным сопровождением.


1

3 неделя

4 неделя

15

Премьера сказки

Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями.


1

16

Веселые фантазии

Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".

1

3 неделя

январь

17

Беседа - диалог Психогимнастика.

Знакомство с пантомимой. Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль. "Разные лица" "Жадный медведь".


1

4 неделя

18

Психогимнастика. Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов.

Побуждение детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание помочь товарищу. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль, самооценка. "Разные лица" "Жадный медведь". Знакомство с понятиями «этика и этикет». Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Нормы общения и поведения.


1

1 неделя

февраль

19

Азбука общения

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»). Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)


1

2 неделя

20

Сценические этюды.

«Салат» из сказок

Игры-превращения. Продолжить учить владеть своим телом. Развивать фантазию, воображение, выразительность. Чтение сказок «Хитрая лиса» на основе сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козел»


1

3 неделя

21

«Салат» из сказок Игра-драматизация

Придумывание сказки «Хитрая лиса» на основе сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козел» Показ кружка спектакля по сценарию придуманной детьми сказки.


1

4 неделя

22

Экскурсия в кинотеатр

Просмотр сказки Ш.Перро «Красная шапочка» с последующим обсуждением.


1

1 неделя

март

23

Сказка «Красная шапочка»Распределение ролей.

Чтение сценария сказки «Красная шапочка» (по мотивам сказки Ш. Перро)Воспитывать чувство коллективного творчества. Соизмерять свои возможности. Беседа. Оценка и анализ выбранных ролей.

1

2 неделя

24

Мастерская

актера. Техника речи.

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Учить ярко и выразительно отображать нравственную сущность персонажей.

1

3 неделя

25-26

Репетиция.

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Показать образы героев через пластические возможности своего тела. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.


2

1 неделя

2 неделя

апрель

27

Работа с костюмами. Сцена

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел. Показ, объяснение, помощь в решении проблемных ситуациях. Репетиция.


1

3 неделя

28


Репетиция.

Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Развивать умение оправдывать свои действия. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

Генеральная репетиция в костюмах(с декорациями и музыкальным сопровождением)

1


4 неделя

Выступление со спектаклем перед детьми ДОУ и родителями



29

Премьера сказки

Создание условий для интегративной деятельности, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Чтение, осмысление и обыгрывание сказки «Зайка-зазнайка».

1

1 неделя

май

30

Сказкотерапия

Чтение, осмысление и обыгрывание сказки «Кривляки».


1

2 неделя

31

Сказкотерапия

Чтение, осмысление и обыгрывание сказки «Волшебные слова».


1

3 неделя

32-33

Сказкотерапия

Чтение, осмысление и обыгрывание сказки «Доброе превращение».


1

4 неделя

34

Итоговое. Просмотр сказок.

1

Приложение

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века -«потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» - «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им определения - «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI - XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряжение. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX - XX веков.


Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности - на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности - диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XV веке содержание понятия «русалии» определялось так: бесы в образе человеческом. А московский «Азбуковник» 1694 года уже определяет русалии как «игры скоморошеские».

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны «народными массами», а с другой - феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморошество - явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира. Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев («Повесть временных лет»). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали влать имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и «эстрадные».

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий - ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие - в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом «великой церкви» («Шествие на осмети», «Умовение ног»).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке - придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание - «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители - представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал