- Учителю
- Конспект урока по технологии на тему Изделия из глины.Изразцы (3 класс)
Конспект урока по технологии на тему Изделия из глины.Изразцы (3 класс)
Методическая разработка урока
на тему:
«Гончарное дело как искусство. Изразцы.
Создание изразцового камина» (лепка по воображению).
Преподаватель МАОУ «Школа №26»
Цыбульская Наталья Александровна
Балашиха 2016г
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ - Окружающий мир, технология, ИЗО.
ТЕМА УРОКА: «Гончарное дело как искусство. Изразцы. Создание изразцового камина» (лепка по воображению).
ВИД ЗАНЯТИЯ: комбинированный урок.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ один час (урока) 45 мин.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с новой древнерусской профессией - Гончар и с гончарным делом, с новым видом декоративно-прикладного искусства - Изразцы. Создание - изразцового камина. Развитие воображения на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации) и потребности детей в творчестве.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Познакомить с новой профессией - гончар и с новым видом декоративно-прикладного искусства, с технологическим процессом создания рельефных изразцов.
2.Создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей, умения работать в группе, умения слушать и высказывать свои мысли, развития мелкой моторики рук.
3.Содействовать эстетическому воспитанию, пробудить интерес к народно-прикладному творчеству.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
(для учащихся) - Глина, стеки, дощечка, шаблон камина (на группу детей)
(для учителя)- экран, проектор, наглядный материал; таблицы с последовательным исполнением работы; доска, мел; глина; дощечка; стеки.
ПЛАН УРОКА:
-
Организационный момент (2 мин.)
-
Постановка учебной задачи (5 мин.)
-
Подача нового учебного материала (13 мин.)
-
Физкультминутка
-
Самостоятельная работа учащихся (20 мин.);
-
Подведение итогов (5 мин.)
-
Рефлексия
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка посещения учащихся урока и подготовки, учащихся к занятию, их размещение за рабочими местами и готовность рабочего места.
2. Постановка учебной задачи
- Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны?
- Давайте вспомним о русских народных промыслах, о которых мы говорили на уроках изобразительного искусства, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Что ж давайте по порядку, Загадаю я загадки. Слайд 2,3,3,5
1. Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома).
2. Это что за хоровод
В селе Дымково живёт?
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек,
И на белом материале
Узор дети расписали.
Постарались от души,
Ах! Плясуньи хороши! ( Дымковская игрушка)
3. В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец).
А еще какие виды народного творчества вы знаете? (Матрешка, изделия из бересты, жостовские подносы,
Попробуйте отгадать загадку и определить тему сегодняшнего урока. Слайд 6
Не боги горшки обжигают,
А кто же?
А кто же горшки обжигать ещё может?
Того у кого мы найдём этот дар,
Кто может горшки обжигать - тот (Гончар)
Гончар для меня разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю, как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая? (Глина)
И так, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? С каким материалом будем работать? Правильно! Мы поговорим о профессии гончар и о его ремесле. О том, что может гончар делать из глины. И о каких предметах,сделанных из глины можно сказать, «произведения искусства».
3.Подача нового учебного материала Слайд 7,8
Но сначала давайте вспомним, откуда берется глина, мы об этом говорили на окружающем мире.
(Глина - это полезное ископаемое, которое добывается в карьерах экскаваторами. В сыром состоянии она очень мягкая и легко лепиться. Когда глина высыхает, она становится очень прочной.)
Все верно. Но когда глину смешивают с водой до состояния густой пасты, из которой «умелые руки» мастера-гончара могут вылепить и фигурки, и различную посуду (вазы, горшки), и изразцы.
Полюбуйся затейливыми изразцами русских соборов в Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире, Москве и декорами печей в палатах Московского кремля.
Знакомо ли вам слово «изразец» Этим словом называли обожженные и расписанные плитки из глины. Вот что о них писал поэт И. Кулагин:
Я к изразцам прильну спиной -
Я снова в детстве.
Пускай бушуют за спиной
Метели бедствий…
Искусство изразца, как всякое народное искусство, имеет свою историю. Изразец - исконно русское слово и произошло оно от слова «образец», т. е. «образить» - придать красивый вид. Изразцом называют коробку без крышки, сделанную из обожженной глины. Лицевая сторона коробки украшается рельефом или расписывается.
Объемные узоры были единственным украшением самых первых изразцов. Русские гончары наносили на них красивые узоры: сцены охоты (Слайд 9) и битв (Слайд 10), героев народных сказок, басен и былин, реальных и фантастических животных, персонажей славянской мифологии, среди которых чаще всего встречались Алконост - птица радости и Сирин - птица, символизирующая печаль (Слайд 11).
Немного истории.
Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
В первой половине XVIII русские мастера используют только сюжеты из окружающей жизни, и эти изразцы были не похожи на изразцы других стран. Изразцами украшались не только печи в домах, но и храмы, дворцы. (Слайд 12) По украшению дома изразцами можно было судить о богатстве хозяина.
Вначале на Руси делали красноватые плитки (цвет глины), затем зеленые (муравленые) - от цвета травушки-муравушки, с синим узором по белому фону (гжельские) и многоцветные (Слайд 13,14,15). Украшенные довольно бесхитростным узором - кружком, украшение в виде расходящихся из центра листьев, цветочных лепестков или волнистой линией. Постепенно усложнялись формы плиток, узоры делались более сложными, появлялись изображения растений, зверей, птиц, людей, сценки из жизни. Иногда рисунки объединялись, и тогда на керамических плитках возникал иллюстрированный рассказ - печь превращалась в своеобразную книгу.
4. Физкультминутка Слайд 17.
Сегодня я вам предлагаю разделиться на группы и создать изразцы, которыми мы в конце урока украсим наш камин. Представьте, что бы вы хотели изобразить на своем изразце: это будет цветочный орнамент или же сказочный герой. Окунитесь в мир воображения.
Вымесите глину и скатайте шар, затем каталкой нужно раскатать блин и при помощи линейки вырезать квадрат со сторонами 10 см. Далее делаем бортик: катаем жгуты и прилепляем по краю нашего квадрата, это будет бортик. После на изразце стеком рисуем эскиз узора, потом вылепляем наш узор нужными формами. Можно использовать для четкости стеки различных видов. Издревле гончары использовали налепные узоры. Основными элементами являются жгуты и разного размера катыши (шарики, бусины, конусы т. д). Жгуты раскатывают на гладкой поверхности руками. Чтобы детали, не подсыхали и не теряли пластичности, их накрывают влажной тряпкой. При выполнении любого налепного узора, прежде чем приклеить деталь, глину в месте приклеивания взрыхляют, делая насечки зубчатой стекой, и смазывают жидкой глиной или смачивают водой. Приклеив деталь, жидкой глиной тщательно промазывают щели.
Кроме завитков, в налепные узоры можно добавить круглые и овальные налепы. Их изготавливают из того же жгута, только нарезанного на равные части. между ладонями, то обязательно получится катыш, напоминающий вытянутую бусину. Чтобы вышел шарик, его катают на ладони указательным пальцем, для овала чуть-чуть удлиняем один конец шара. Когда готовые катышки наклеивают на поверхность изделия, их слегка сплющивают.
И в завершении выгладить следует поверхность модели тряпочкой или губкой, смоченной водой.
5. Самостоятельное выполнение работы
6. Подведение итогов.
Мы очень хорошо потрудились, а теперь давайте украсим наш камин. Посмотрите какой он стал красивый настоящее произведение искусства.
7. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке сегодня? Что было интересным для вас?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Старинная изразцовая печь
Старинные расписные печные изразцы
Ставной изразец печи из боярской палаты
Старинные муравленые изразцы из декора русских храмов
Изразец из церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле
Изразцы церкви Ильи Пророка в Ярославле
Последовательность выполнения рельефного узора
Последовательное исполнение панно «Пряха»
Последовательность выполнения изразцовой плитки
Круглые и овальные налепы изготовленные из жгута
Налепные узоры: виды и исполнение
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
(методическая разработка преподавателя)
Роспись изразца
Работы учащихся 3-го класса