- Учителю
- Рассказ о нартском эпосе
Рассказ о нартском эпосе
Рассказ о нартском эпосе осетин.
Эпос- героические сказания в устном народном творчестве.
«Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои…
Что такое Нарты - на их исконной родине, то есть у осетин? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности…»- Так сказал о нартах выдающийся французский ученый Жорж Дюмезиль.
-А вот, что пишет о нартском эпосе Кучиев Руслан. Послушайте:
«В самом центре Кавказа, на север и на юг от Главного Кавказского хребта, живет народ… Этот народ - осетины, потомки и наследники древних скифов и сарматов, вошедшие в средневековую историю Европы и Азии под именем алан. Аланы - осетины сохранили скифскую речь и культуру, бережно пронесли сквозь тысячелетия бесценные памятники фольклора.
Одним из величественных памятников культуры скифской древности и аланского средневековья является нартский эпос, известный сегодня всему миру и вошедший в ряд великих творений человечества.
Нарты - поэтический псевдоним народа, создавшего эпос…В образах бесстрашных и жизнерадостных, свободолюбивых и мудрых героев воплощены главные качества самого народа.
Нарты делятся на три рода: Алагата - хранители религиозных традиций; Ахсартаггата, к нему принадлежат главные герои сказаний - доблестные воины; Бората- отличающийся многочисленностью и богатством.
Поселение Нартов состоит из трех кварталов, в которых живут эти три рода. Общественные дела решаются на нихасе - так у алан-осетин и их предков называлось народное собрание.
Хозяйственные заботы Нартов связаны со скотоводством и земледелием, наиболее почитаемым ремеслом является у них кузнечное дело. И все же любимым занятием героев эпоса были военные походы. Вернувшись домой с богатой добычей, нарты устраивали грандиозные пиры с воинскими турнирами, песнями и танцами, чтобы затем вновь отправиться в далекие страны.
Необходимыми качествами мужчины - воина считались храбрость в сражении, умеренность в пище и уважение к женщине.
Сказания о нартах хранят множество деталей и сюжетов, совпадающих с описаниями скифских и аланских обычаев, а также названия многих стран и народов, с которыми историческая судьба сводила предков осетин. Образы могущественных нартских героев глубоко почитались в народе, их именами нарекались новорожденные. «Быть в юности таким, как нарт Батраз, стальной рыцарь без страха и упрека, который, сокрушив земных врагов, обращает стрелы против небесных сил; быть в старости, как нарт Урузмаг, мудрый и щедрый патриарх, чье слово ценится на совете и кто не уступает молодым в минуту опасности; быть такой женщиной, как Шатана, вещая и прозорливая мать народа, чьи руки- символ изобилия и хлебосольства, чей ум в трудные минуты спасает нартов, затмевая ум мужчин, - вот идеал, который еще в недавнем прошлом стоял перед каждым осетином и каждой осетинкой.
По именам главных героев нартский эпос делится на циклы сказаний - об Уархаге и его сыновьях, о Шатане и Урызмаге, Сослане, Сырдоне, Хамыце и Батразе, Ацамазе и других славных нартах.
Не иначе, как чудом, хочется назвать удивительную судьбу нартских сказаний, которые дошли до нашего времени благодаря народным певцам, передававшим их из уст в уста, из поколения в поколение. Лучшие сказители - Гаха Сланов, Дзарах Саулаев, Кертиби Кертибиев, Иналдыко Каллагов, Леуан Бегизов и другие - знали на память десятки эпических сюжетов. Сказания исполнялись нараспев под аккомпанемент арфы или кисын-фандыра. Соревнования лучших сказителей становились, как правило, венцом народных праздников.
Неоценимый вклад в исследование нартского эпоса внесли выдающиеся языковеды и фольклористы XX в. француз Жорж Дюмезиль, осетин Васо Абаев, трудами которых сказания о нартах приобрели мировую известность.»
( по Р.Кучиеву.)