7


  • Учителю
  • Дидактический материал по обучению грамоте

Дидактический материал по обучению грамоте

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

15





Содержание





1. Вступление 3

2. Дидактические игры 6

3. Выводы 13

4. Список использованной литературы 14

5. Лист утверждение 15





















































Вступление

В соответствии с приоритетами «Национальной доктрины развития образования Украины в ХХ веке» педагогическая наука ведет поиски новых методических технологий перестройки содержания образования, обеспечивающих не только высокую, теоретическую, практическую подготовку, но и способствовали переориентации учебного процесса на личность ученика, на создание благоприятных условий для достижения каждым учеником возможного для него уровня знаний.

Одним из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей является игра. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс усложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учебная деятельность младших школьников должна быть пронизана игровыми моментами.

Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся. И такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками, является игра.

Главная забота учителей, обучающих первоклассников, - помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство. Обучая шестилетних детей грамоте, я поняла, что успешное обучение их находится в прямой зависимости от внимательного отношения к детям, от элементов творчества, от тщательной подготовки к каждому уроку.

Ребенок отправляясь в школу ждет что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя и эти ожидания я должна оправдать.

Слова Ш.А.Амонашвили: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками, творцами урока» - стали для меня основным правилом в работе. Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя.

Когда заранее скажешь, что завтра в гости к нам придет Буратино, никто из детей не хочет показать себя не умеющим читать. Частыми гостями на уроке, кроме Буратино, бывают лисичка, Петрушка, зайчик, медвежонок.

- Сегодня, говорю я, к нам в гости пришел Мишутка из сказки «Три медведя». Он очень хочет посмотреть чему ребята научились в школе. У детей появляется желание показать, что они знают все изученные буквы и слоги, и научились немного читать. Таки игры способствуют более быстрому продвижению детей в чтении.

На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи Аз и Буки - маленькие гномы, жители «Азбуки». Они водят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках: в красном - гласные, в синем - согласные.

Одна из важнейших задач, которые я ставлю перед собой - это развитие ребенка целенаправленного внимание и тренировки памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить я выставляю интересное, яркое, запоминающееся пособие. Выставляю его только на 1-2 минуты в течение урока. Частая демонстрация пособия это уже действие на память. Например, пособие с гномиками Аз и Буки - на заучивание орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу. Как работаем с пособием: а) посмотрели, б) проговорили, в) закрыли глаза, представили себе увиденное, г) выложили из букв разрезной азбуки, проговорили и показали гномикам, д) сверили с плакатом. Эта работа занимает 2-3 минуты, но повторяется в течение всей недели, через 10-дневный перерыв, она повторяется вновь.

Придерживаясь рекомендаций, стараюсь не приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков насыщенных игровыми ситуациями к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия.

В предложенных методических рекомендациях я хочу поделиться поисками мотивационных резервов обучения грамоте. Предлагаю некоторые игры, игровые моменты, которые я часто провожу, обучая детей чтению.



Дидактические игры



1. «Какой звук заблудился?»

Эта игра способствует развитию внимания, умения определять на слух нужный звук.

Во время урока, посвященного изучению буквы "ж", я дала детям такое задание:

- Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

"Там ползёт зелёный лук

с длинными усами!"



- Какой буквой обозначается звук [ж]? Составьте это слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки.

Разнообразить игру можно такими заданиями: написать слово шрифтом, составить два предложения с данными словами (лук, жук).

2. «Буква заблудилась»

Проводится при закреплении знаний о гласных и согласных буквах. На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О, С, Е, М, У.

Согласные: Н, К, И, А, Т.

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих cлов, составляют буквы на место.



3. «Назови букву»



Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Я (или ученик) показываю буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок - участник игры).



4. «Дополни до целого слова»



Эта игра используется при изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги - слияния с новой буквой.

В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка ки ко ку. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги (Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др.), а Каркуша проверяет, чему научились дети.

Игра "Дополни до целого слова" способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

5. «Кто больше?»

Я предлагаю детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению букв "Т" и "т", даю детям слоги и буквы, расположенные на магнитной доске:

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.













6. «Заполни окошечки»

Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить окошечки.

ПЕТ Дидактический материал по обучению грамотеХ

ОВ Дидактический материал по обучению грамотеДидактический материал по обучению грамоте

КО Дидактический материал по обучению грамотеДидактический материал по обучению грамотеВА

КУ Дидактический материал по обучению грамотеДидактический материал по обучению грамотеЦА

РО

У

РИ

ЦА

Ц Дидактический материал по обучению грамотеПЛЯ

Б Дидактический материал по обучению грамотеЛКА

ЛИСИ Дидактический материал по обучению грамотеДидактический материал по обучению грамоте

ЗА Дидактический материал по обучению грамотеДидактический материал по обучению грамоте

ЦА

ЯЦ

А

Е

В заключение спрашиваю:

- Названия каких животных записаны на первой таблице? На второй?

- В чем отличие домашних животных от диких?

- Каких животных вы видели на арене цирка?



7. «Вкусные слова»

Буратино шел в гости к детям. Он нес "вкусные слова", по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:

(Яблоко, слива, груша, лимон).

После чтения слов по цепочке или хором учащиеся приходят к выводу, что Буратино нес фрукты.

Игра "Вкусные слова" способствует формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв, способствует развитию навыков чтения, развивает логическое мышление.

8. «Помоги Карандашу»

Эта игра имеет большое значение в развитии речи ребенка, его творческого мышления. В этой игре поистине проявляется творчество детей. Каждый ребенок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу.

На уроке, где закреплялись буквы "М" и "м", в гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате:



Приведу рассказы детей:

1. Мама пришла из магазина. Купила масла, молока, сосисок. Дома её ждала дочка, она играла с котенком. Мама покормила дочку, а дочка угостила котенка сосиской. Он ел и весело мурлыкал.



2. Мама пришла из магазина, принесла масла, молока, сосисок. Сумку оставила на кухне. Сама пошла мыть руки. А кот Васька залез в сумку и вытащил одну сосиску. Мама ругала кота, а он мурлыкал: "Мало-мало".



3. Наступило лето. Коля взял удочки и с собачкой пошел на речку. На берегу он увидел утку с утятами. Коля поймал рыбку и покормил утят.



4. Коля жил летом в деревне. Он помогал бабушке ухаживать за уткой и утятами. А еще Коля любил рыбачить. Он брал удочки и шел на речку. Коля ловил рыбку, а собака Жучка грелась на солнышке.



Когда в классе заслушивается 4-5 рассказов, совершается чудо - Карандаш нарисовал картину. Я переворачиваю плакат с опорными словами другой стороной, и перед детьми предстает готовая картина. И дети видят конечный результат своего труда. Все учащиеся помогали Карандашу, и он нарисовал картину.

Данная игра ценна тем, что во время ее проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений составлять рассказ по опорным словам. Если первые рассказы составляли сильные дети, то в конце, когда картинки уже были нарисованы, я предлагала и слабым ученикам рассказать о том, что нарисовал Карандаш.

И дети постепенно учились составлять текст по образцу прослушанных рассказов и по картине, которую видели. Так у ребят появлялась уверенность в своих силах.

9. «Ремонт»

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «а»

Трижды или дважды.



Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня … - Ну и ну! -

Все они сбежали.



Вот беда! Простыл их след!

Где набрались прыти?

Срочно вышлите ответ

Деду Буквоеду.









10. «Следопыты»



Цель: прочесть пары слов, посмотреть внимательно и сказать, что изменилось в словах. Даются слова: сила- лиса, сел - лес, шорох - хорош.

В первую очередь дети замечают, что поменяли местами буквы. При помощи наводящих вопросов они приходят к выводу, что с переменой места букв изменяется и смысл слова.

Игры в составлении слов помогают детям в правильном выборе ударения, так как они прочитывают слово несколько раз, осмысливая его значение.



11. «Кто что делает?»



Эту игру привожу при знакомстве детей с профессиями. Бросаю мяч ученику и называю профессию, а ученик отвечает, что делает человек этой профессии.

- Строитель? (Строит дома)

- Капитан? (Водит корабли)

- Сталевар? (Варит сталь)

- Космонавт? (Работает в космосе)

  1. « Кто в домике живет?»

На доске - три домика, на каждом нарисован свой знак.

Дидактический материал по обучению грамоте

У детей - три фишки.

Называю три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.

Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.

Эта игра проводится при делении слов на слоги.

13. «Вылечи высказывание»

Предалагю на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

... гнезде пищат птенцы.

Платок лежит ... кармане.

Вазу поставили ... стол.

Чайник кипит ... плите.

Рыба живет ... реке.

Задание сопровождается составлением моделей высказываний.

14. «Какое слово длиннее»

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.

Дидактический материал по обучению грамоте

Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.



Выводы



Это лишь некоторые виды работ, которые я использую на уроках обучения грамоты. Главное для меня, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах, и чтобы первоклассники за время игры получали максимум радости, наслаждения. Игры, игровые упражнения, применяемые мною на уроках делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, усвоение учебного материала.

Данные методические рекомендации рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов и рекомендованы для внедрения в педагогической деятельности учителей школы.





Литература



  1. Национальная доктрина развития образования (2002)

  2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука. - М., 2002.

  3. Савченко О.Я. «Дидактика начальной школы». - Киев: «Абрис», 1997

  4. Кларин М.В. Игра в учебном процессе// Сов.педагогика. - 1985. - №6

  5. Журнал «Начальная школа» - 2001. - №10

  6. Журнал «Начальная школа» - 2002. - №1











































































УТВЕРЖДЕНО:



На заседании методического совета ММК

Отдела образования Кировского городского совета

Протокол № _______ от _______________20___года

Заведующая ММК В.Л.Бондаренко



______________________________









РАССМОТРЕНО:



На методическом объединении СОШ №1

Кировского городского совета

Протокол № ________ от _______________20___года

Руководитель школьного МО О.В.Червоная



_______________________________



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал