- Учителю
- Программа внеаудиторного курса 'Хомус'
Программа внеаудиторного курса 'Хомус'
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кырыкыйская основная общеобразовательная школа
678235 Верхневилюйский улус, село Кырыкый, ул. Советская4.тел: 8-41133-24126
-
Рассмотрена на заседании
МО___________________
Протокол №___
«___»______________2015 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УР
_________________/Егорова Ж.А./
«___»____________________2015 г.
Утверждено:
Директор МБОУ КООШ
_______________/Николаев В.П./
Приказ №___
от «___»______________2015
Рабочая программа
по внеаудиторной деятельности:
«Хомус»
1 год обучения
2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Николаева В.П., учитель начальных классов
МБОУ КООШ,
Первая квалификационная категория
Кырыкый
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Хомус» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта на основе авторского курса Шишигина С.С. «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе» - Покровск, 2003.
Цели и задачи курса: Введение дополнительного этнокультурного образования во внеурочную деятельность по ФГОС.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
Обучающие: - расширение знаний в области истории развития хомуса;
- приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие народа;
- приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;
Воспитательные: - воспитать самоконтроль в поведении на занятиях;
- формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости;
- воспитание личности на этнокультурных традициях;
Развивающие:
- создание условий для личностного роста ребенка;
- формирование этнокультурной компетенции;
- развитие навыков общения и коммуникации;
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373
-
С учетом пожеланий родителей и учеников
Место и роль учебного курса в овладении учащимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с ФГОС:
Данная программа разработана как курс для обучения этномузыкальному инструменту (хомусу) в условиях внеурочной деятельности ФГОС.
Система дополнительного образования Республики Саха (Якутия) как составляющая единого образовательного пространства региона на современном этапе призвана выполнять одну из главных функций образования - формирование личности, способной успешно адаптироваться и развиваться в мировом сообществе.
Этнокультурное образование способствует формированию национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитанию межкультурной толерантности через освоение ценностей этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождения себя «в себе».
Национальный музыкальный инструмент хомус как этнокультурное наследие народа Саха играет существенную роль в духовно-нравственном воспитании детей.
Формы проведения занятий
Учебное занятие с необходимостью строятся в диалогической форме, в состоянии групповой, индивидуальной и коллективной форм организации творческой деятельности;
Общая характеристика учебного курса
Данная программа разработана как курс для обучения этномузыкальному инструменту (хомусу) в условиях внеурочной деятельности ФГОС .
Цель: Введение дополнительного этнокультурного образования во внеурочную деятельность по ФГОС.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
Обучающие: - расширение знаний в области истории развития хомуса;
- приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие народа;
- приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;
Воспитательные: - воспитать самоконтроль в поведении на занятиях;
- формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости;
- воспитание личности на этнокультурных традициях;
Развивающие:
- создание условий для личностного роста ребенка;
- формирование этнокультурной компетенции;
- развитие навыков общения и коммуникации;
Для решения поставленных задач используются следующие методы обучения:
- общепедагогические методы (репродуктивный, креативный);
- методы музыкального воспитания: индивидуальный, групповой, ансамблевый;
- практические методы обучения.
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
-личностно-ориентированный подход в обучении;
- преемственность;
- самовыражение, сотворчество, содружество, самореализация;
- поддержка детских инициатив;
- соблюдение прав ребенка;
- позитивное решение конфликтных ситуаций.
Отличительные особенности:
- модульный курс по национально музыкальному искусству «Хомус-воспитанник-этнокультурное образование» рассчитан на 3 года обучения и воспитания для учащихся общеобразовательных учреждений;
- выбрано традиционное хомусное искусство, чтобы задеть тончайшие струнки детской любознательности и увлечь, зарядить их чарующей музыкой своих предков;
- данная программа вариативна.
1. Используются различные виды образовательных технологий:
-
Структурно-логические технологии:
-
Педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний;
-
все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике: «прочувствовать» - «осознать» - «выявить своё отношение»;
-
Диалоговые технологии:
-
учебное занятие с необходимостью строятся в диалогической форме, в состоянии групповой, индивидуальной и коллективной форм организации творческой деятельности;
-
в процессе обучения необходимо расширение пространства сотрудничества на уровне «педагог-воспитанник», «воспитанник-воспитанник», «педагог - автор», «воспитанник-автор».
-
Игровые технологии:
-
Игровая форма взаимодействия педагога и воспитанника через реализацию определенного репертуара, игры, делового общения.
-
Методика техники игры на хомусе.
Чтобы научится играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приёмами ударов пальцами о язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научится видоизменять звук. Занятия по технике игры на хомусе ведётся по авторской программе «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе», основываясь на проекте программы хомусиста - импровизатора, виртуоза мира С. С. Шишигина.
Режим занятий по уровням обучения
№
Внеурочная деятельность
Классы и количество часов в неделю (в год)
Всего за 1 год обучения
1
2
3
4
1
Модульный курс по национально музыкальному искусству «Хомус»
1
-
1
-
2
34
-
34
-
68
2
В том числе: репетиционный час
-
-
-
-
-
Подготовительный уровень (1-й год обучения) выявляет интерес и склонность к национальному музыкальному инструменту хомусу, ознакомление с историей хомуса, формирование первоначальных навыков игры.
Начальный уровень (2-3-й год обучения) воспроизведение мелодий народных песен на хомусе, ознакомление с традиционными приемами, приемами 70-х годов, развитие навыков игры по разновидности ударов.
Программа модульного курса является вариативной, комплексной, разно уровневой, т.е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и.т.д.
Программа предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач. Срок реализации программы - 3 года.
Ожидаемые результаты:
- приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие своего народа;
- приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;
- пробуждение у детей интерес и уважение к своим истокам - к родной земле, ее истории, к исконным занятиям предков;
- умение общаться со сверстниками;
- формирование исполнительских навыков, психологическая адаптация к выступлению на сцене;
- этномузыкально образование способствует формированию этнокультурной компетенции.
Формы подведения итогов реализации программы модульного курса:
- по итогам 1 года обучения - анкетирование по выявлению уровня заинтересованности детей; концертные выступления перед родителями;
- по итогам 2 года обучения - анкетирование по выявлению удовлетворенности занятием игры на хомусе; участие в конкурсах;
- по итогам 3 года обучения - отчетный концерт школы, участие в республиканских конкурсах и фестивалях;
- взаимодействие школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Необходимые условия для успешной реализации программы:
- отдельный кабинет для занятий на хомусе;
- наличие индивидуального хомуса у каждого ребенка;
- магнитофон, фонотека;
- приобретение национальных костюмов для выступлений;
- показ видеослайдов;
- методическая и специальная литература.
Содержание изучаемого модульного курса
1 год обучения
-
История развития хомуса: Хомус - музыкальный инструмент народа саха. Известные мастера изготовители хомуса. Основные части хомуса. Первоначальные навыки игры: Способы фиксирования, извлечения и изменения основного звука. Простейшие приемы дыхания.
-
Наигрыши народных мотивов: Разучивание хрестоматийных мелодий: «Уруннуурэ дьиэлэрбэр», «Сайын», «О5о-о5о эрдэххэ», «Саас буола5а», народные напевы, «Оhуохай». Групповая игра народных мелодий на хомусе.
-
Традиционные приемы: Основные понятия: сыыйа тардыы (умеренная игра), куорэгэйдэтии (пение жаворонка), хаастатыы (гусиный клекот). Представитель старшего поколения: Л.Н. Турнин, его вклад в развитии музыкального фольклора. Навыки традиционного приема.
-
Развитие навыков игры по разновидности ударов: основные разновидности ударов (показ и обучение), групповые упражнения для пальцев, кисти руки. Оттачивание игры народных мелодий с применением разновидности ударов.
-
Обобщение 1-го года обучения: повторение пройденных тем по теории и практике, репетиционные часы по разучиванию репертуара, коллективное выступление перед родителями на отчетном концерте.
2 год обучения
-
История развития хомуса: Чарующие звуки хомуса - беседа, прослушивание импровизационной игры мастеров - исполнителей. С.И. Гоголев - Амынньыкы - признанный кузнец по изготовлению хомуса, информация детей «Мой хомус - мой кузнец». Детство И.Е. Алексеева - пропагандиста и президента Международного центра хомусной музыки. Импровизаторы хомусисты - виртуозы мира: Спиридон Шишигин, Петр Оготоев, Федора Гоголева, Альбина Дегтярева, Ким Борисов, Юлиана Кривошапкина. Традиционные приемы: Основные понятия: сыыйа тардыы (умеренная игра), куорэгэйдэтии (пение жаворонка), хаастатыы (гусиный клекот). Представитель старшего поколения: Л.Н. Турнин, его вклад в развитии музыкального фольклора. Навыки традиционного приема.
-
Воспроизведение народных мелодий: разучивание и игра на хомусе народной мелодии «Кымыс ырыата», ознакомление с содержанием текста из книги Марии Эверстовой - Обутовой, «Дьуруйаан Бэргэн», «hыт-тыа, hыт-тыа…», воспроизведение тойук Матрены Ильиной «Хомус барахсан» на хомусе как народный напев «Оhуохай».
-
Развитие навыков игры по разновидности ударов: основные разновидности ударов (показ и обучение), групповые упражнения для пальцев, кисти руки. Оттачивание игры народных мелодий с применением разновидности ударов.
-
Концертно-исполнительская деятельность: составление репертуара групповых выступлений, репетиционные часы над исполнительским мастерством: единовременное начало, слаженная и уровновешанная игра, участие в городском фестивале и этно-культурных мероприятиях, подготовка к открытому занятию для родителей «Радость - родителям!».
-
Обобщение второго года обучения: повторение по пройденным темам, истории развития хомуса и по практике, проведение открытого занятия «Радость - родителям!», выступление воспитанников перед родителями.
3 год обучения
-
История развития хомуса: знаменитые кузнецы по изготовлению хомуса. В республике более 50 мастеров изготовителей хомуса, из них 10 мастера изготовители международного уровня. Реворий Чемчоев - Чомчоо Уус, Роман Готовцев, Петр Осипов - Толон Уус, Михаил Мальцев - лучшие мастера изготовители древнейшего музыкального инструмента в мире. Известные ансамбли: ансамбль хомусистов (рук. Л.Н. Турнин, Таттинский улус), «Алгыс» (рук. И.Е. Алексеев, народный ансамбль «Дьурул» (Намский улус), этногруппа «Айархаан» (рук. А.М. Дегтярева) и др. Хомус - любимый образ в произведениях якутских писателей с самого зарождения якутской художественной литературы. Экскурсия в музей хомуса народов мира. В итоге сочинении детей «Мой волшебный мир».
-
Приемы, внесенные с 70 - х годов: приемы игры на хомусе по системе И.Е. Алексеева, прием «Кэ5элэтии» - автор А.А. Пахомов, прием «Табыгыр» - автор И.Е. Алексеев, разновидности ударов: односторонний, двусторонний, переменный, боковые удары с помощью пальцев, на кончике пальцев с помощью ладони и пальцев и другие.
-
Оттачивание мастерства овладения техникой игры на хомусе: составление репертуара коллективного выступления, повторение и закрепление ансамблевой игры. Групповые занятия по видам ударов, на извлечение, изменение звуков, дыхания.
-
Концертно-исполнительская деятельность: участие в городских и республиканских фестивалях - конкурсах, репетиционные часы над исполнительским мастерством. Работа над сольными и ансамблевыми выступлениями. Сотрудничество с международным центром и МХНМ. Участие на республиканских и международных проектах.
-
Обобщение модульного курса: зачетные занятия: повторение по теории истории развития хомуса, по видам игры на хомусе, групповое выступление своего репертуара. Участие на национальном празднике «Ыhыах».
Ожидаемые результаты:
Результаты 1 года обучения:
К концу первого года обучения воспитанники будут:
-
Знать правила по ТБ и эксплуатации;
-
Проявлять заинтересованность;
-
Усвоение теорий и практических основ игры на хомусе;
-
Владеть культурой общения со сверстниками;
-
Приобрести навыки сценического общения с зрительским залом;
Результаты 2 года обучения:
-
Более углубленно знать теорий и практических основ игры на хомусе;
-
Проявлять удовлетворенность;
-
Приобрести навыки сценического общения с зрительским залом;
-
Принять активное участие на этнокультурных мероприятиях;
Результаты 3 году обучения:
-
Уметь создать свой репертуар;
-
Проявлять интерес и активность во внеурочной деятельности;
-
Успешность овладения образовательной программой модульного курса;
-
Уметь установить контакты со сверстниками и взрослыми.
Критерии и формы оценки качества знаний:
Способы оценки:
-
Отсутствие пропусков занятий без уважительных причин;
-
Участие в концертной деятельности;
-
Участие во внеурочных мероприятиях.
Критерии оценки:
-
Выразительность исполнения;
-
Чистота звучания;
-
Владение навыками по разновидности ударов;
-
Ощущение чувства ритма;
-
Результаты участия в концертной деятельности, фестивалях, конкурсах;
-
Активное участие в итоговом зачетном занятии модульного курса.
Критерии и формы оценки качества знаний.
Через уровни успешности, которые различаются степенью самостоятельности в решении задач: необходимый уровень - базовый.
программный уровень - сочетание умения и знаний, соответствующие требованиям данной образовательной программы.
максимальный уровень - возможности, превышающие требования данной программы.
Соотношение между баллами успешности и пятибалльными отметками такое:
Качественная оценка
Баллы успешности (б.у.)
Пятибалльная отметка
Не достигнут даже необходимый уровень.
Незачет.
2 (двойка) - не аттестован, возможность исправить.
Необходимый уровень
1 б.у. - частичное освоение программы
3 (тройка), право исправить.
Программный уровень
2 б.у. - полное освоение программы
4 (четверка)
Максимальный уровень
3 б.у. - приближение к максимальному уровню.
4 б.у. - выход на максимальный уровень.
5 (пятерка)
5+ (пятерка с плюсом)
Учебно-тематический план
1 год обучения:
№
Перечень разделов, тема занятий
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие: ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ.
1
1
-
3
Раздел 1: история развития хомуса.
7
3
4
1. Хомус-музыкальный инструмент народа саха. Основные части хомуса
1
1
-
3. Известные мастера-изготовители хомуса:
С.И.Гоголев-Амынньыкы, Н.П. Бурцев, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус.
1
1
-
4
Раздел 2. Первоначальные навыки игры.
6
3
3
1.Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами.
1
1
-
2. Упражнение для кисти руки.
1
-
1
3. Упражнение для губ.
1
-
1
4. Извлечение основного звука.
1
1
-
5. Изменение основного звука.
1
-
1
6. Простейшие приемы дыхания
1
1
-
5
Раздел 3. Наигрыши народных мотивов.
9
-
9
1. Народный мотив «Уруннуурэ дьиэлэрбэр».
2
-
2
2. Народный мотив «Сайын» игра на хомусе.
2
-
2
3. Народный мотив «О5о-о5о эрдэххэ»,
воспроизведение на хомусе.
2
-
2
4. Народный мотив «Саас буола5а», воспроизведение на хомусе.
2
-
2
5. Народные напевы «ОЬуохай»
2
-
2
Раздел 2. Традиционные приемы.
4
1. «Былыргылыы сыыйа тардыы»-традиционная умеренная игра.
1
1
2. «Куорэгэйдэтии»-подражание жаворонку-распространенный прием.
1
1
3. «Хаастатыы»-подражание гусиному пению-традиционный прием.
1
1
«Ат хаамыыта», «Ат сууруутэ» - подражание конскому топоту копыт
1
1
Раздел 4. Развитие навыков по разновидности ударов.
5
2
3
1. Основной и обратный удары (показ и обучение).
1
1
2. Переменный удар (показ и обучение).
1
1
3. Групповые упражнения для пальцев и кисти рук.
1
1
4.Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов.
2
2
6
Раздел 4. Обобщение 1 года обучения.
6
-
6
1. Повторение пройденных тем, занятий.
1
-
1
2. Репетиционный час по разучиванию репертуара.
4
-
4
3. Выступление перед родителями на отчётном концерте
1
-
1
Всего
34
9
25
Календарно- тематическое поурочное планирование
1 год обучения
№
Тема занятия
Количество часов
Элементы содержания занятия
УУД
Дата
план
Факт.
1
Вводное занятие: ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ.
1
Ознакомление с деятельностью курса «Хомус». Инструктаж по ТБ.
Формирование познавательных мотивов- интерес к новому.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Целепологание, как постановка учебной задачи.
Раздел 1: История развития хомуса.
2
2
1. Хомус-музыкальный инструмент народа саха. . Основные части хомуса
1
Ознакомление с хомусом, основными частями хомуса.
Знать историю возникновения хомуса, названия основных частей хомуса. Формирование познавательных мотивов- интерес к новому.
3
3. Известные мастера-изготовители хомуса:
С.И.Гоголев-Амынньыкы, Н.П. Бурцев, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус.
1
Ознакомление с мастерами-изготовителями хомуса.
Знать известных мастеров-изготовителей хомуса.
Формирование познавательных мотивов- интерес к новому.
Раздел 2. Первоначальные навыки игры.
6
4
1.Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами.
1
Ознакомление со способами фиксирования хомуса
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
5
2. Упражнение для кисти руки.
1
Выполнение упражнений для кисти
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
6
3. Упражнение для губ.
1
Выполнение упражнений для губ
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
7
4. Извлечение основного звука.
1
Прослушивание и извлечение основного звука.
Уметь извлекать основной звук. Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
8
5. Изменение основного звука.
1
Упражнение к изменению основного звука.
Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
9
6. Простейшие приемы дыхания
1
Ознакомление с приемами дыхания.
Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
Раздел 3. Наигрыши народных мотивов.
10
10
11
1. Народный мотив «Уруннуурэ дьиэлэрбэр».
2
Заучивание народного мотива, игра на хомусе.
Формирование познавательных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
12
13
2. Народный мотив «Сайын» игра на хомусе.
2
Заучивание народного мотива, игра на хомусе.
Формирование познавательных и творческипх способностей.
Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
14
15
3. Народный мотив «О5о-о5о эрдэххэ»,
воспроизведение на хомусе.
2
Заучивание народного мотива, игра на хомусе.
Формирование познавательных и творческипх способностей.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
16
17
4. Народный мотив «Саас буола5а», воспроизведение на хомусе.
2
Заучивание народного мотива, игра на хомусе.
Формирование познавательных и творческипх способностей.
Умение слушать собеседника. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
18
19
5. Народные напевы «ОЬуохай»
2
Заучивание народного мотива, игра на хомусе.
Формирование познавательных и творческипх способностей.
Умение слушать собеседника
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
Раздел 2. Традиционные приемы.
20
1. «Былыргылыы сыыйа тардыы»-традиционная умеренная игра.
1
Заучивание приема, игра на хомусе.
Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
21
2. «Куорэгэйдэтии»-подражание жаворонку-распространенный прием.
1
Заучивание приема, игра на хомусе.
Стремление к приобретению новых знаний и умений.
22
3. «Хаастатыы»-подражание гусиному пению-традиционный прием.
1
Заучивание приема, игра на хомусе.
Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
23
«Ат хаамыыта», «Ат сууруутэ» - подражание конскому топоту копыт
1
Заучивание приема, игра на хомусе.
Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
Раздел 4. Развитие навыков по разновидности ударов.
5
24
1. Основной и обратный удары (показ и обучение).
1
Заучивание приема, игра на хомусе.
Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
25
2. Переменный удар (показ и обучение).
1
Заучивание приема, игра на хомусе.
Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
26
3. Групповые упражнения для пальцев и кисти рук.
1
Упражнения для пальцев и кистей
Стремление к приобретению новых знаний и умений.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения упражнения.
27
28
4.Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов.
2
Игра народных мелодий с применением разновидностей ударов.
Стремление к приобретению новых знаний и умений. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
29
Раздел 4. Обобщение 1 года обучения.
6
29
30
1. Повторение пройденных тем, занятий.
2
Повторение пройденных приемов, мотивов
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
31
33
2. Репетиционный час по разучиванию репертуара.
3
Разучивание репертуаров
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
34
3. Выступление перед родителями на отчётном концерте
1
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Использованная литература:
-
Алексеев И.Е. Искусство игры на якутском хомусе. Препринт. Якутск, 1988
-
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? (практическое пособие) - М., 2005
-
Габышева Ф.В. О реализации ФГОС общего образования с учетом региональных и этнокультурных особенностей в республике Саха (Якутия). Вестник образования №23, 2011, с 13-18.
-
Жиркова А.С. Авторская образовательная программа «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе»
-
Хомус как этнокультурное наследие. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Якутск 2011г.
-
Хомус в основной общеобразовательной программе образовательных учреждениях. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Якутск 2011г.
-
Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара. Якутскай 1993.
-
Шишигин С.С. «Методическое пособие игры на хомусе» - Якутск, 1995
-
Шишигин С.С., Алексеев И.Е. Чарующие звуки хомуса - Якутск, 1999
-
Шишигин С.С. Играйте на хомусе. Любителям музыки хомуса - Покровск, 2003