7


  • Учителю
  • Методическая рекомендация, презентация программы внеурочной деятельности «Путешествие в сказку» для 1 класса.

Методическая рекомендация, презентация программы внеурочной деятельности «Путешествие в сказку» для 1 класса.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Методическая рекомендация, презентация программы внеурочной деятельности « Путешествие в сказку» для 1 класса. Автор: учитель МОУ «СОШ №16» г. Вологды Шумилова Людмила Степановна С введением ФГОС учитель встал перед выбором внеурочной деятельности.Сказка всегда интере
предварительный просмотр материала


Путешествие в сказку.

Внеурочные занятия в 1 классе.

(Развитие самосознания через сказку.)

1.Проблема развития самосознания субъектов образовательной среды.


Один из известнейших специалистов в области психологии образования В.И.Панов указывает, что «для развивающего образования предметом развития выступает психическое развитие учащегося в целом. Оно включает в себя кроме мышления и перцептивную, и эмоциональную, и духовно - нравственную, и даже телесную сферы.» Иными словами, развивающее образование главной целью ставит личностное развитие, а не обучение.

Нужно помочь детям научиться развивать самих себя, стать творцами себя.

Чтобы этого добиться, необходимо следовать ряду принципов.

Во-первых, основной целью образования должно быть развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер

сознания.

Во-вторых, в основу образовательного процесса следует положить не логику воздействия, а логику взаимодействия.

В-третьих, важнейшим моментом становится самоценность учащегося и самоценность учителя.

В-четвёртых, основной функцией учителя становится проектирование и создание такой образовательной среды, которая способствовала бы саморазвитию ученика.

В-пятых, обучение детей не должно наносить ущерб их физическому и психическому развитию.

В-шестых, развивающее образование должно строиться на знании и грамотном использовании психологических закономерностей развития детей и взрослых.

Образовательную среду « проектируют, моделируют, создают».

В. А. Ясвин предлагает выделять в образовательной среде пространственно - архитектурный (предметный), социальный и психо- дидактический компоненты.

Опираясь на позиции экопсихологии развития (В. И. Панов), можно рассмотреть понятие образовательной среды с нескольких точек зрения:


  • как условие обучения и развития детей, представляющее совокупность

возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и

развития его способностей и личностных потенциалов;

  • как средство обучения и развития учащихся, каковым образовательная

среда становится не только в руках педагога, но и в руках ученика.

  • как предмет проектирования и моделирования в соответствии с целями

обучения, специфическими особенностями контингента детей и

условиями школы;


  • как объект психолого - педагогической экспертизы и мониторинга,

необходимость которых диктуется постоянной динамикой, стремлением

к объективной оценке с опорой на определённые критерии.


2.Метафоризация психологических понятий как условие развития самосознания учащихся.


Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путём приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях.

Опыт ребёнка, связанный с познанием собственного внутреннего мира, составляет основу для огромного разнообразия метафор, в которых психические процессы и состояния, переживания и идеи могут трактоваться как предметы и вещества.

При знакомстве детей младшего школьного возраста с психологическим материалом требуется глубокая переработка и трансформация этого материала в приемлемые и понятные учащимся формы.

Такой метафорой может быть «Королевство Внутреннего Мира»

( И. В. Вачков ), на образ которого переносится представление о психическом мире человека - со своими законами, «волшебными» правилами и «обычными» чудесами.

Эта «ключевая» метафора реализовывается в контексте развёртывания цепочки «психологических» сказок, объединённых общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребёнку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.

Дети слушают сказки, обсуждают ситуации, предлагают собственные модели понимания. Для метафорического изложения психологического материала не случайно выбрана форма сказок: Сказка не только наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, но и является одним из самых сильных развивающих средств - прежде всего за счёт своей метафоричности.

Исследователи (лингвисты, психологи, философы) не раз отмечали, что в волшебных сказках постоянно используется приём материализации целого ряда категорий: все значимые для её содержания элементы приобретают чёткую форму, выраженную телесность (например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ - корова, конь, скатерть, ковёр, сапоги). Конфликты, споры реализуются не в нудных препирательствах, а в конкретных действиях, чаще всего соревновательных: кто дальше стрелу пустит, кто лучше задание выполнит. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира человеческих отношений, что адекватно психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.


В случае использования сказок в программе внеурочной деятельности «Путешествие в сказку», метафора выходит за пределы сказки: она становится тем мостиком, который соединяет реальный мир психических явлений с его фантастическим изображением в сказках.

На сказочные предметы и персонажи переносятся свойства других

предметов - внешних по отношению к сказке, поэтому метафора становится в этом случае важнейшим приёмом.

Понимание и переживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет ребёнку распознать и обозначить собственные переживания, понять их смысл и важность.

Метафора облегчает этот процесс, расширяет границы детского сознания.

Если на сознательном уровне ребёнок воспринимает сказочные метафоры

как иной, вымышленный мир, и проживает события не вполне всерьёз, играючи, то его подсознание «верит» в сказочные ситуации, как в реальные.

Метафорический смысл сказки часто усваивается только на подсознательном уровне и задаёт нужную программу изменений в поведении, взглядах и позициях.


В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная

Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, которая включает в себя художественные

(народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные сказки. В понимании Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой сказкотерапия - это «не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики и философии разных культур.

В этой типологии нет понятия психологической сказки. Психолог - сказочник создаёт особый сказочный мир, понятный ребёнку. Примерами могут служить сказки Д. Соколова, А. В. Гнездилова, Н. Н. Амбросьевой.


Психологическая сказка не несёт прямой аналогии между жизнью ребёнка и сказочного персонажа. Она ориентирована на личностное развитие путём осознания ребёнком своих особенностей. Помогает разрешать проблемные жизненные ситуации.


3. Воздействие сказок на развитие личностной сферы детей.


П. И. Яничев, проанализировав содержание русских волшебных сказок, выделил три вида потребностей, которые актуализируются, закрепляются и

в некоторой степени удовлетворяются при восприятии и усвоении сказки:

  • потребность в независимости;

  • потребность в силе и всемогуществе;

  • потребность в активности.

Первая потребность связана с такими мотивами как отсутствие матери,

отсылание отцом сына, преобразование героя при прохождении через череду испытаний.

В волшебной сказке всегда появляются волшебные средства, помогающие герою справиться с препятствиями. Здесь и обнаруживается потребность во всемогуществе. Достижение всемогущества оплачивается соответствующей ценой.

Актуализация этих потребностей не исчерпывает необходимых условий обретения взрослости и достижения успеха. Следует помнить и о потребности в активности. Ведь во многих сказках поначалу герой бывает абсолютно пассивным и только внешние обстоятельства вынуждают его

к активным действиям.

Помимо этих трёх потребностей существует ещё потребность в абсурде, актуализирующаяся у ребёнка через сказку, благодаря которому сказка становится посредником между внутренним и внешним миром.

Ребёнку с активно развивающимся самосознанием абсурдность сказки - так

в жизни не бывает! - помогает лучше понять, где «я в воображаемом мире» и где «я, играющий в этот мир».

Занятие нацелено не на одного ребёнка, а на группу детей одного возраста.

Прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им.

Типичными речевыми оборотами «жила - была…», «давным - давно…» задаются условные ситуации в особом пространстве сказки, в котором происходят события, имеющиеся в той или иной форме в опыте каждого человека. Ребёнок взаимодействует со сказкой, из этого создаётся семантическое пространство, насыщенное метафорами. Значение любого сказочного содержания тут же ребёнком доосмысливается, обогащается личностными смыслами. Идёт поиск соответствия между сказочной ситуацией и фрагментами жизненного опыта. Результат обнаружения сходства семантических пространств сказки и слушателя Е. Л. Доценко предлагает называть «семантическим резонансом». Момент его возникновения переживается человеком как узнавание, приятность, сходство.

Слушателя захватывают особые переживания, возникает ощущение

значимости материала сказки. Становится возможным изменение способа видения мира и себя в этом мире, и отношений к себе и к миру.


4. Уроки - сказки.


Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, в ней дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Форма изображения этих явлений сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые даёт сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это ни с чем несравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает своё, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребёнка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но если не создать условия для реализации этих порывов, то эмоции быстро гаснут. Правда, они, как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Поэтому очень важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время слушания сказки.

Чтобы дети могли содействовать и сочувствовать реально.

Предлагаю использовать в работе эти книги:

1.Л. П. Стрелкова « Войди в Тридесятое царство» или ещё более старая книга этого автора «Уроки-сказки».

2.Н.Н. Амбросьева «Классный час с психологом»

3. А. Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье»

4.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал