- Учителю
- Статья: Организация театральной деятельности младших школьников как средство формирования коммуникативных умений»
Статья: Организация театральной деятельности младших школьников как средство формирования коммуникативных умений»
«Статья: Организация театральной деятельности младших школьников как средство формирования коммуникативных умений»
Новый ФГОС НОО ориентирует педагогов на формирование важнейших умений, которые позволят каждому ученику реализоваться в жизни, быть успешным. Важнейшими из ряда подобных умений являются коммуникативные. Общение - один из ведущих видов деятельности каждого человека, в процессе общения происходит развитие, становление личности человека, формирование качеств личности, мировоззрения. Учение так же можно рассматривать как средство коммуникации.
Среди средств, способствующих накоплению коммуникативных умений в периоде развития ребенка в условиях обучения, называют театральную деятельность.
Часто театральная деятельность недооценивается в педагогическом процессе, хотя предоставляет широкие возможности для развития детей, в частности, для формирования коммуникативных умений.
Возможность использования театральной деятельности, по мнению ряда авторов (А.В.Арбузова, Т.П. Ершова, СЛ. Новосёлова, Ю.В. Колчеева, С. Френе, Ф. Карлгена и др.) рассматривается как действенное средство развития различных умений, в том числе и коммуникативных. Вслед за учеными-исследователями этой проблемы (А.П. Ершовой, Л.В. Артемовой, А.П. Аникеевой и др.) мы учитываем положительные возможности театральной деятельности в комплексном воздействии на развитие ребёнка.
Возможности театральной деятельности для развития младших школьников
Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм.
В контексте нашего исследования мы обратились к истории вопроса, к истокам существования театра в школе. В своей работе «Театр в школе: история вопроса и современная ситуация», И.А. Генералова - отмечает следующие тенденции развития театральной деятельности в школе. Еще в самом начале ХIХ в. поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании.
Известна полемика, возникшая вокруг статьи Н.И. Пирогова «Быть и казаться», где автор выступал против использования театра в воспитательных целях и подчеркивал вред публичности спектаклей. Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала ХХ в. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н. Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся, в том числе коммуникативного уровня. Эту точку зрения разделяли и деятели профессионального театра, в частности драматург А.Н. Островский. Проблема художественного воспитания детей школьного возраста средствами театрального искусства получила свое дальнейшее развитие. В первые годы советской власти. В этот период видными отечественными педагогами были сформулированы принципы театральной работы с детьми:
1) принцип доступности драматического материала и сценического выражения;
2) принцип последовательного и целесообразного накопления художественных впечатлений;
3) принцип единства анализа театральной постановки и изучения литературной первоосновы;
4) принцип опоры на игровую деятельность, что соответствует психическим особенностям ребенка;
5) принцип синтезирования различных видов искусства в ходе театральной работы;
6) принцип правдивого действенного исполнения. Доминантой выступала художественно драматическая деятельность школьников.
Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что «потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство - не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка».
Отечественные психологи видели в использовании элементов театрального искусства в общеобразовательной школе возможность развить художественно - творческие способности школьников. П.П. Блонский отмечал, что ребенок при воспроизведении воспринятого стремится к драматизации, поэтому в целях развития творческого, коммуникативного начала в ребенке драматизацию следует широко вводить в практику начальной школы. По его мнению, «творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве».
Попытка обоснования театральной работы с детьми с психолого-педагогической точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Ученый указал путь, по которому должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей практике, охарактеризовал основные составляющие детского театрального творчества:
- его ценность заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе: «ребенок - плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом»;
- участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения и его воплощения;
- использование импровизационных форм работы с детьми, которые будят творческую мысль и фантазию:
«...гораздо ближе к детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества»;
- организация театрального творчества таким образом, чтобы ребенок был заинтересован процессом игры, получая удовольствие.
В последние годы наблюдается интерес к использованию средств театрального искусства в школе. Наиболее законченной сегодня представляется программа по актерскому мастерству для учащихся начальной школы «Уроки театра на уроках в школе», составленная А.П. Ершовой и построенная на принципах реалистического театра, школы переживания. Она представляет традиционное направление в театральной педагогике. По мнению автора программы, занятия актерским творчеством есть элемент системы театрального воспитания и образования, который, в свою очередь, входит в систему эстетического воспитания, а последняя - в систему всестороннего развития. Мы так же, как и ряд специалистов детского театрального творчества (Е.К. Чухман, М.П. Стуль, А.Я. Михайлова, А.П. Ершова, В.М. Букатов), считаем включение театральных занятий в учебно- воспитательный процесс общеобразовательной школы теоретически и методически возможным и крайне необходимым.
Проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатывалась и современными исследователями: И.JI.Люблинским, Ю.И.Рубиной, В.П.Шильгави, А.П.Ершовой, Н.С.Карпинской, А.Я.Михайловой, Т. Г. Пеня, М. П. Стуль, М.А.Разбаш, Е.К.Чухман. Считая театр важным условием формирования ее всестороннего гармонического развития, художественно-творческих способностей, интереса к искусству, что определяет круг формирования коммуникативных умений.
Мы обратили внимание на такую проблему как организация театральной деятельности, которая в первую очередь позволяет формировать коммуникативные умения обучающихся в коллективе.
Опираясь на мнения ученых: Л.С. Выготского, психологов, педагогов В.П. Острогорского, Н.Ф. Букатова, К.Д. Ушинского, Н.Н. Бахтина. На работы видных специалистов в области театрального искусства Н.И. Сац, С.А. Ауслендер, С.М. Бонди, С.Г. Розанов, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся, что включает в себя обязательный уровень коммуникативных умений. Используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка, мы подчёркиваем и видим возможности театральной деятельности как средство для формирования коммуникативных умений, речи в целом.
Театр - искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда можно добиться от них во время стандартного общеобразовательного процесса в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, в полной мере формируют коммуникативные умения.
Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности в системе субъект - субъектных отношений, но и влияет на весь ход ее дальнейшего коммуникативного формирования.
Поэтому коллективная основа театрального воспитания - это эффективное средство решения задач социально-художественного развития, а также формирования коммуникативных умений. Так как, на основе театра происходит реализация основных потребностей человека. Кроме развития общих способностей, театральная деятельность способствует развитию специальных умений и навыков, обеспечивающих освоение комплекса коммуникативных позиций.[10]
Анализ литературы позволил выделить два основных направления реализации театральной деятельности детей, которые влияют на формирование коммуникативных умений младших школьников:
-
Внеурочная театральная деятельность.
-
Урочная театральная деятельность.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
-
Мы выделяем следующие виды и направления внеурочной театральной деятельности:
-игровая деятельность; (игры направленные на развитие воображения, фантазии, дикции, артикуляции, этюды, игры на доверие)
Например: упражнение на развитие воображения, «Фотография». Необходимо найти глазами приятный вам предмет, или тот, который вам безразличен. Посмотреть на него неотрывно в течение 3-5 секунд старайтесь его вызвать и удержать. Чем ярче, точнее и правдивее образ, тем выше уровень вашего воображения. Научись по желанию «повторять» образ в воображении и «стирать» его. Разнообразьте и усложняйте вашу «фотографию». Затем выполняем другое упражнение «Оживление». Договариваемся нарисовать этот предмет, представить, что мы на него подули, и он ожил, дальше рисуем оживший предмет.
-познавательная деятельность; (знакомство с терминологией театра, проведение исследований на разные темы в рамках театрализованной деятельности);
Например: первые занятия мы посвящаем слову: «Театр», готовим проекты на тему: «Секреты театра», перед игрой этюдов мы знакомимся с самим термином «Этюд», используем для этого разные источники (словари, интернет и т.д.)
-проблемно-ценностное общение; (работа над спектаклем, распределение ролей);
Например, когда мы знакомимся с произведением или просто выполняем деятельность в группах или коллективом, договариваемся следовать правилу: по - доброму относиться к людям, уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, проявлять почтение и уважение к старшим и родителям, устанавливать дружеские отношения с другими детьми в классе. Договариваемся при необходимости поступаться своим благополучием ради другого человека: прощая собственные обиды, защищая слабых, помогая старым и беспомощным людям. Для этого необходимо усвоить правило: «Никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай».
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение в моменты экскурсий);
-художественное творчество (подготовка декораций, костюмов);
-социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность во время выходов с готовой постановкой в другие ДОУ);
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
-проектная деятельность (во время театрализованной деятельности мы реализуем и военно-патриотическое направление, выступаем на сцене с патриотической постановкой) и изучаем творчество писателей в годы ВОВ.
Таким образом, виды и направления театрализованной внеурочной деятельности школьников мы тесно связываем между собой. Ряд направлений совпадает с видами деятельности (познавательная деятельность, художественное творчество). Например, знакомимся с творчеством различных писателей, их творчеством и главным секретом в их произведениях, рисуем иллюстрации к просмотренным постановкам. После чего, делимся впечатлениями друг с другом, представляем свои проекты.
Следовательно, данные виды театрализованной внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при формировании коммуникативных умений.
Анализ программ разных авторов по театральной деятельности для начальной школы, позволил подойти к выводу о том, что данные программы нацелены на формирование умений, связанных именно с театральной деятельностью, а формирование коммуникативных умений не входит в круг решаемых задач. Данная проблема побудила нас разработать программу внеурочной театральной деятельности «Театр в школе», особенностью которой является нацеленность на формирование коммуникативных умений у детей.
Цель нашей программы: формирование коммуникативных умений, воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Принципы:
- опора на деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр - это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика,);
- принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию; отбор и организация учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях; использование различных организационных форм для включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
-
игра - беседа - иллюстрирование
-
изучение основ сценического мастерства - мастерская образа
-
мастерская костюма, декораций
-
инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля
-
посещение спектакля - работа в малых группах
-
актёрский тренинг - экскурсия
-
выступление - диагностика
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному речевому и художественному развитию в дальнейшем.
Организация деятельности младших школьников по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Эффективность данной программы была проверена в рамках педагогического эксперимента.
Это доказывает, что на основе образовательного содержания программы, при осуществлении, комплексного подхода организации театральной деятельности младших школьников (в урочной и внеурочной деятельности) у учащихся можно формировать. Особое внимание необходимо уделять методике организации театральной деятельности, которая включает модифицированный диагностический инструментарий, позволяющий выявлять сформированность коммуникативных умений обучающихся. Методами исследования могут быть: педагогическое наблюдение; диагностики 1) М. Ступницкой «Диагностика уровней сформированности коммуникативных умений»;
2) тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»:
3) методика Цукерман Т. Г «Рукавички» «Оценка коммуникативных умений младших школьников»; педагогический эксперимент.
Уровень сфорсированности коммуникативных умений младших школьников определялся по модифицированной методике В.Ф. Ряховского.
В ходе проведения методики на констатирующем этапе были выявлены исходные данные по сформированности коммуникативных умений младших школьников:
у 50% обучающихся - низкий уровень, у 33% - средний, 16,6% - высокий.
Заключительный этап исследования показал следующие результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у учащихся: полученные в ходе экспериментальной работы данные демонстрируют значимые изменения в распределении младших школьников по уровням сформированности у них коммуникативных умений и творческой активности.
Диаграмма №1 Уровень коммуникативных умений младших школьников до и после организации театрализованных действий в рамках программы «Театр в школе»
Проведенное исследование имеет практическую значимость. Она связана с возможностью использования программы и результатов исследования для организации театральной деятельности в начальной школе с целью формирования у учащихся начальной школы коммуникативных умений.
Список используемой литературы:
-
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376с.
-
Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: Н.П.О, "Модек", 1996.- 256с.
-
Возрастная и педагогическая психология: учебник для педагогических институтов. Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1979
-
Выготский Л. С. Психология искусства М.: «Просвещение», 1986 - 348 с.
-
Гальперин П. Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии М.: «Педагогика», 1978 - 423с., 424с.
-
Генералова И. А. // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 5. - С. 84
-
Ершов П.М. Режиссура как практическая психология М.: «Просвещение», 1982 - 252с.
-
Ершова А.П. Самодеятельный детский театр// Театр и школа, 1980, №8. - с.34-36
-
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
-
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Кох И. Основы сценического движения.- М.: Искусство, 1970.
-
Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск. "Символ", 1995.- 608с.
-
Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе/Художник А. А. Селиванов - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.- 160 с.
-
Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1990.- 220с.
-
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. - 1996. - №5. - С. 38-51.
-
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве - М.: «Искусство», 1962 -83 с.147.
-
Станиславский К.С. Собрание соч. в 8-ми т. тт. II, III Работа актера над собой, 273-275с.
-
Скурат Г.Г Детский психологический театр развивающая работа с детьми и подростками. - СПб :Речь, 2007. - 144с.
-
"Театральное воспитание младших школьников в общеобразовательной школе". Методическое пособие для учителей. - Тула, МОУДОВ РМК, 2001.-56 с.
-
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .