7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по литературоведениюПравославные заповеди в русской народной сказке Репка

Исследовательская работа по литературоведениюПравославные заповеди в русской народной сказке Репка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

13

Vокружные Кирилло-Мефодиевские чтения









Исследовательская работа









Тема: «Православные заповеди в русской





народной сказке «Репка».

















Автор:

Лебедева Татьяна Александровна,

Ученица 2 «а» класса

ГБОУ СОШ № 4

п.г.т.Алексеевка

г.о.Кинель



Научный руководитель:

Швецова Ирина

Георгиевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №4

г.о. Кинель



















Кинель

2016













Оглавление

1.Введение ,постановка проблемы………………………………………………………………. 2-3стр

2.Основная часть ……………………………………………………… 3-10 стр.

2.1 УНТ в жизни детей 21 века…………………………………………5 стр.

2.2.Построение сказки…………………………………………………….5-6 стр.

2.3. А почему именно репка?.....................................................................6 стр..

2.4. Мудрые уроки сказки…………………………………………………7 стр.

2.5.Сказка «Репка» в нашей жизни……………………………………….9 стр.

3.Заключение …………………………………………………………….. 10стр.

4. Список используемых информационных источников……………. 11стр.

5. Приложение…………………………………………………………… 12 стр.





























































Введение

Вы любите сказки? Странный вопрос! Ну, кто не любит сказки?





Тема исследования: «Сказка ложь да в ней намек».





Цель исследования: выяснить для чего народ сочинял сказки, какую роль они играют для нас современных детей 21 века , на примере сказки «Репка».





Задачи исследования.

1. 1. Какую воспитательную роль выполняет сказка « Репка».

2. Сколько лет русским народным сказкам.

3. Есть ли тайный смысл у этой сказки.

.

Актуальность: Мы любим читать сказки. Особенно русские народные сказки. Почти все они начинаются одинаково ЖИЛИ-БЫЛИ ….. , а заканчиваются словами СКАЗКА ЛОЖЬ ДА В НЕЙ НАМЁК……..

Сказка это то, что придумано, то чего не было на самом деле. Тогда зачем придумывают сказки? Ведь говорить не правду не хорошо? Значит она должна нас чему-то научить. А чему? Это я и хочу выяснить через русскую народную сказку «Репка», с которой мы все знакомы с раннего детства.





Объект исследования: Русская народная сказка « Репка» .





Предмет исследования: Смысловое значение сказки явное и тайное.





Гипотеза исследования: Я предполагаю, что за простыми сюжетом сказки скрывается более глубокий смысл, чем можно увидеть на первый взгляд.





Методы исследования:

1. Работа с книгой.

2. Анализ сказки.

3. Опрос учащихся и родителей.

4. Познакомиться с информацией из интернет-ресурсов.

4. Наблюдение.





Новизна: в своей работе я рассматриваю сказку «Репка» не просто как развлечение для детей, а как послание наших предков о правильном укладе жизни, о поведение людей между собой, с точки зрения православия.

































































Основная часть

2.1 Устное народное творчество в жизни ребенка 21 века.





Русский народ имеет тысячелетнюю христианскую историю. И если жизнь нашей семьи имеет правильное устроение, мы сталкиваемся с народной традицией уже в раннем детстве. Её мудрость входит в нас с колыбельной, которую поёт мать перед сном. С потешками и прибаутками, что произносятся, когда играют с нами. С первой книжкой, прочитанной мамой, бабушкой, старшей сестрой.













2.2. Построение сказки.

В «Репке» есть элементы рифмы: дедка-репка, внучка-Жучка, Машка-мышка.

«Репку» легко превратить в игру: ребёнок с удовольствием разводит ручки на словах «большая-пребольшая», а говоря «вытянули репку», его можно выдернуть из-за стола, подкинуть в воздух или прижать к себе. Веселье гарантировано, оттого и сказка - в числе любимых.

Наконец, «Репка» - одна из первых считалочек. Ребёнок учится прибавлять героев сказки, даже ещё не зная названия чисел. Попробуем же приглядеться к сказке подробней, чтобы найти в ней нечто полезное и для христианского воспитания.

Посадил дед репку.

Примечательно, что героями сказок часто (если не чаще всего) выступают те, кто обычно оказывается в трудной житейской ситуации.Сильный и самоуверенный терпит поражение, а слабый и неудачник берёт верх. Сказка встаёт на защиту слабых. Вот и здесь репку сажает дед. Старость на дворе, какой из него огородник! Так и видишь сгорбленного старичка, устало тыкающего заступом в твердую землю.





2.3 А почему именно репа?

Совсем не случайно. Репа в Древней Руси была основной огородной культурой. Ещё не было американского гостя - картошки, не было даже капусты, но репа была. Из неё готовили похлёбку, с ней пекли пироги, её квасили, как теперь капусту, даже был такой освежающий напиток - из репы, рецепт которого ныне утерян. Наконец, вошедшая в поговорку знаменитая пареная репа, которая приготовляется действительно просто, а такая сладкая на вкус. Это сейчас сахар легко купить в магазине, а в древности сладкое было изысканным лакомством. Популярность репы в Древней Руси, объясняется прежде, всего её неприхотливостью. Только снег сошёл, ещё грядут заморозки, ещё только апрель, а уже можно засевать репу. И скороспелка она - через два месяца собирай урожай. И урожай приятный - сажаешь в землю семечко, а вытягиваешь овощ иной раз до двух килограммов весом.

И потому в сказке она - репка, кормилица. Ласково так, - русский народ умел быть благодарным.

А может быть, не только поэтому. Ведь по сказке выходит, что дед только одну репу с таким трудом тащил из земли; стало быть, и сажал он только одно семечко. Картинка получается такая. Осталось у деда к весне только одно семечко репы. Наверное, не мог он на него надышаться. С какой любовью, с какой тайной надеждой сажал он его в ещё холодную землю. С каким замиранием сердца следил за набуханием желтого плода. И Бог его не обидел, не посрамил надежды. Бог послал ему чудо.



Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать.

Тянет, потянет, а вытянуть не может!



Какая большая уродилась репка, мы понимаем только после неудачи деда. О подлинных размерах репки дед и не подозревал. Иначе бы инстинкт огородника не позволил бы репке «перезреть», она была бы выдернута в самом начале роста, и сказки бы не сложилось. Но, спрятавшись в земле, репка обманула деда, и всех его сил не хватило, чтобы получить урожай.

Явное чудо (небывалая репка) пришло обыденно и незаметно.

Да и само оно оказалось связано с самой что ни на есть прозой жизни - с заботой человека о пропитании, о хлебе насущном. Однако это простое чудо способно научить многому.

2.4. Мудрые уроки сказки.

Во-первых, оно потребовало труда: чтобы заполучить репку, её надо всё-таки добыть из-под земли.

Во-вторых, оказывается, человеку не следует слишком уж полагаться на себя. Казалось, какбы не дряхл наш дед, а с репой любой справиться должен. Не тут-то было! Не в нашей власти решать, к чему у нас достанет сил, а к чему - нет; решает Бог.

В-третьих, никогда не следует унывать. Дед, конечно, расстроился, но тут же нашёл выход из положения.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут, потянут, вытянуть не могут!

В-четвертых: человек не должен быть гордым, при необходимости он должен уметь звать на помощь.

Дед зовёт бабку. В мире традиции, откуда к нам пришли сказки, дед, - глава семьи, а значит, бабка, его жена, у него в подчинении. Выходит, за помощью дед обращается к тому, кто находится у него в подчинении и тем выказывает свою слабость. Что ж, больше ему рассчитывать не на кого. Но много ли толка от бабки? Сил у неё не более, чем у деда, а скорее всего, и поменьше. И репка остаётся в земле.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут, потянут, вытянуть не могут!

Оказывается, дед с бабкой не так уж одиноки. У них есть внучка. Примечательно, что внучку зовёт бабка, а не дед. В соответствии с православными семейными традициями девочка находится в подчинении у взрослой женщины, старшей на женской половине дома. Но внучка-девочка - ещё ребёнок, не много она прибавляет к совместным усилиям деда и бабки. Репка по-прежнему в земле, а кажется, использован уже последний резерв. Драматизм сказки возрастает.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут, потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут, потянут, а вытянуть не могут!



Нет, не полностью опустел ещё дом. Кончились люди, но остались четвероногие их друзья. Интересно, что дед, бабка и внучка безымянны, а собака и кошка названы по имени. Этим подчеркивается, что они не случайны, не просто какие-то собака и кошка с улицы, а почти члены семьи, жители этого дома. То, что внучка зовёт Жучку- товарища своих игр, довольно закономерно. Но когда очередь доходит до Жучки, кого ей позвать? В доме осталась лишь кошка, а ведь известно, как ладят кошка с собакой. И вот чудо-репка перестраивает мироустройство, на смену вражде приходит мир. Жучка зовёт, и Машка приходит. Проверка на верность хозяевам, а по большому счёту - проверка, можем ли мы забыть нашу вражду перед лицом жизненных трудностей?

Урок пятый: прощение своих врагов.



И вот самый пик трагедии: все в сборе, а репка не выходит. Кого звать?

Позвала Машка мышку…

Кто такая мышка? Если все остальные участники похода за репкой проживали в доме на законном основании, то мышка - жилец незаконный. Подпольщица и воровка. Ведь и кошку заводят в доме, чтоб приструнить мышей. Машка зовёт мышку, это - как если бы полицейский стал звать на помощь преступника. Налицо нарушение установленного порядка вещей, своего рода попрание справедливости. По справедливости, должна была думать Машка, тебя следовало бы поймать и съесть, а не давать цепляться в мой хвост. По мышиной справедливости, кошке следует желать всяческого зла. Пусть мучается с репкой, мышка может законно потешаться над этим забавным зрелищем.

Итак, справедливость пришлось оставить. Ради чего?

Не ради личной выгоды Машки (не едят кошки репу), да и выгода мышки, просматривается с трудом. Бабка, внучка, верная Жучка, Машка и мышка пришли на выручку к деду в первую очередь ради любви. Чудо-репка выявила, что в этом доме живут в мире и согласии, и каждый готов потрудиться, а то и пострадать за ближнего своего. А в случае с мышкой - и за врага. Смилостивилась мышка над теми, у чьего стола ей доводилось кормиться.

Шестой урок: милость, она - выше справедливости.

Тут-то и раздалась земля, выпустила репку.





2.5 Сказка «Репка» в нашей жизни.

После того, как я побеседовала с учителем, изучила дополнительные источники об этой сказке, я решила рассказать одноклассниках о том скрытом смысле, который несет это произведение и узнать мнение своих одноклассников об этой сказке, о ее современности в наше время. Я составила вопросы анкеты, на которую ответили 28 ребят 2 «а» класса.

Анкета.

1.В каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?

2.Кто из вас получил первые математические знания по сюжету этой сказки?

3.Нужны ли уроки этой сказки в наше время?

4.Будите ли вы читать эту сказку своим детям?

Из итогов анкеты я выяснила, что мудрость народа, нужна любому поколению детей и взрослых, та библейская мудрость, которая заложена в этом произведении актуальна и в наше время и во все другие времена .





Заключение

Сказка по своей сути получается глубоко христианская. Ведь в этой сказке мы видим отражение библейских заповедей: усмирение гордыни, не прибывать в унынии, прощать врагов своих, быть всю жизнь трудолюбивым, быть милосердным, Эту мудрость нам передают через века наши предки , казалось бы в такой простой , но такой мудрой сказке «Репка».

Я когда я вырасту ,то обязательно прочитаю своим детям эту сказку.





















































Литература

  1. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки/ Научн. ред. текста ,послесловия и примеч. В.П.Аникина; Илл. Л. Непомнящего.-М.: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 1999.-ISBN 5-249-00294-3

  2. Вороньев А.Н. Книга для чтения. Серия «Дружок» М., Просвещение, 2008.

  3. Порудоминский В., «А рассказать тебе сказку?..» - М.: «Детская литература», 1970;Сказки. Легенды: Антология семейного чтения /Авт. - сост. Е.И. Фадеев; Худож. С.А.Ступов. 1991.

  4. Сказки русских писателей /Сост., предисл., Н.Сидориновой/; Худож. Е. Монин и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  5. Сказки русских писателей - М.: «Детская литература», 1986;





Список используемых информационных источников.

  1. .clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=155568

  2. midgard-svaor.com/repka/





































Приложение.

Исследовательская работа по литературоведениюПравославные заповеди в русской народной сказке Репка

Я внимательно перечитала сказку «Репка», в разной литературной обработке.

Исследовательская работа по литературоведениюПравославные заповеди в русской народной сказке Репка

Рассказываю ребятам своего класса, о своей исследовательской работе .

«Какой огромный смысл заложил народ, казалось бы, в такой простой сказке»!

Исследовательская работа по литературоведениюПравославные заповеди в русской народной сказке Репка

Так мы тянули «Репку» когда инсценировали нашу любимую сказку в первом классе.

</<font face="Times New Roman, serif">Весело, дружно, учит работать сказка, работать каждый день, не покладая рук.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал