7


  • Учителю
  • РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (4 класс)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (4 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»












РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ












Горн Елена Алексеевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ НШ «Прогимназия»







Сургут, 2016





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Концепция проекта……………………………………………………………...6

1.1. Теоретические основы реализации развития творческих способностей младшего школьника в начальном образования …………………………..8

1.2. Программа реализации творческих способностей младшего школьника в начальной школе…………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы и источников …………………………..18



Введение


В современном мире культурного расцвета страны, когда творческая личность занимает главную роль и востребована обществом во всех областях жизнедеятельности, постоянно изменяется сфера жизни, а вследствие этого изменяются требования к качествам человека, которые с легкостью творчески и продуктивно приспосабливаются к любым нововведениям и изменениям. Для того чтобы всегда быть в курсе о ситуациях постоянных изменений в обществе и уметь правильно ориентироваться в них, современный человек обязан быть творчески развитым. И начинать творческое развитие нужно с самого детства. Проблема творческого развития младшего школьника, является главной проблемой общества. Актуальность проблемы связана с постоянным внедрением нового с жизнь человечества, возрастающими потребностями общества в креативных людях, которые способны незамедлительно реагировать на изменения, находить способы решения новых проблем, использовать полученный опыт в своей обыденной жизни. На данный момент времени развитие, и способы творческих способностей младших школьников является одним из выдвигаемых запросов, предъявляемых обществом к современному образованию и воспитанию. Для того чтобы жить в ногу со временем развиваться в современном мире, необходимо быть готовым к изменениям и новшествам. Именно поэтому основной целью школы, как социального института является разностороннее развитие ребёнка, его познавательных интересов и потребностей, творческих способностей, умений, навыков. В настоящее время многие учащиеся не могут раскрыть в полной мере свои способности. Следствием этого становится трудности в саморазвитии школьника. Поэтому педагогической задачей становится создание педагогических условий, которые помогут выявить творческие качества личности младшего школьника. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Развитие творческих особенностей личности ребёнка - это важная и основная задача начального образования, именно этот процесс помогает развитию всех этапов личности младшего школьника, пробуждает в ребёнке инициативу и самостоятельность в решении проблем и принимаемых решений, а также помогает сформированности необходимых для жизни качеств и свободному самовыражению, чувству уверенности не только в себе, но и в окружающих. Психологи утверждают, что свойства психики ребёнка, его интеллектуальная основа и всей духовной сферы младшего школьника формируются главным образом в младшем школьном возрасте. Отсутствие креативности и творческого начала личности, по мнению психологов, становится в старших классах большой проблемой и препятствием, решение которого старшеклассники находят с огромными трудностями, когда требуется найти решение нестандартной задачи или интерпретировать материалы предложенных первоисточников.



Концепция проекта

Творческая личность формируется именно в детстве, причем эффективность развития творческих способностей напрямую зависит от развития самих задатков личности, чем, раньше будут выявлены задатки и начато их полное развитие, тем быстрее начнётся творческое развитие индивидуума. Поставленная проблема данного проекта, и в наше время волнует многих педагогов, психологов. Среди исследователей творческих способностей младших школьников выделяют две точки зрения. Представители одной утверждают, что обучить ребёнка творчеству невозможно, представители другой утверждают, что творчеству можно научиться. Как бы то ни было, ясно одно, творческие задатки того или иного уровня, таланты - это потенциал личности, который нужно раскрыть, создать условия для их раскрытия. В наше время главным основополагающим принципом обновления содержания образования и внедрения новшеств в систему образования, стал принцип личностной ориентации учеников, принцип предполагает развитие творческих способностей школьников, их индивидуализацию в образовательном процессе с учетом интересов, возможностей и склонностей к творческой деятельности. Современное образование сейчас заключается в том, чтобы дать всем учащимся возможность показать, проявить свою талантливую сущность и раскрыть индивидуальный творческий потенциал своей личности, подразумевающий возможность реализовать свои личные качества, возможности и планы. На данном этапе развития Российского образования определена ориентация педагога на личностные возможности учащихся. В первую очередь выдвигаются цели, опирающиеся на развитие личности, а предметные знания и умения опираются на средства их реализации.


Цель исследования: выявление особенностей реализации развития творческих способностей и составление программы эффективных методов, форм и средств работы по развитию творческих способностей младшего школьника в процессе обучения.

Задачи:

1.Раскрыть понятия «творчество», «творческие способности».

2.Выявление специфики, методов, средств, использующихся в процессе развития творческих способностей в процессе обучения.

3.Разработать программу по развитию творческих способностей младших школьников.

4. Определение эффективности разработанной системы занятий.













Теоретические основы реализации развития творческих способностей младшего школьника в начальном образовании

В настоящее время проблемы разностороннего воспитания личности являются одними из важных проблем, вызывающих интерес у педагогов, психолог и т.д, поэтому в самом начале пути развития, в раннем детстве, основная задача отводится воспитанию Человека, в котором свободно развивается эмоциональное и рациональное начала. Основной целью образовательного процесса становится подготовка подрастающего поколения к будущей жизни. Развитие творческих способностей - это путь, с помощью которого эффективно реализуется поставленная цель. Проблемой развития творческих способностей занимались многие педагоги и психологи. Проблема творческого развития вызывала огромный интерес людей во все времена жизни. Значительный вклад в протекание проблемы творчества внесли как отечественные психологи и педагоги (Богоявленская Д.Б., Гнатко Н.В., Дружинин В.Н, Дунчев В.Н., Ермолаева-Томина В.Н., Морозов А.В., Пономарев Я.А., Чернилевский Д.В., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л.,И.В.Львов.,В.Сухомлинский), так и зарубежные исследователи (Де Боно, Гилфорд Дж., Маслоу А., Медник С., Мэй Р., Ротенберг А., Рорбах М., Торренс Е. П., Раштон Ф., Рензулли Дж., Роджерс К., Роджерс Н., Стернберг., Хеллер К[12]. Не только педагоги и психологи занимались рассмотрением проблемы творчества и творческих способностей, но и многие научные работники уделяли этой немаловажной проблеме своё внимание (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу,В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский,.) Их психолого-педагогические исследования дают все основания считать, что ведущим качеством творческой личности младшего школьника является ее творческая активность, которая со временем становится более целеполагающей, продуктивной. Развитие творческой стороны ребёнка напрямую зависит с определениями «творчество» и «творческая личность». По мнению И.В. Львова творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы [7] . В. Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка [7]. В.А. Андреев считает, что творческая личность - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [12].

Изучением проблемы творчества занимался А.Н. Лук, исследуя биографии выдающихся, известных ученых, изобретателей, художников и музыкантов выявил некоторые творческие способности: · Способность видеть проблему там, где её не видят другие. ·Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. · Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. · Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. · Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. · Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. · Гибкость мышления. · Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. · Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. · Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение. · Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [9]. Также развитием творческих способностей занимался Ф. Барон, он осуществлял анализ исследований по творчеству за 10 лет (с 1970 по 1980 гг.), и пришёл к выводу, что для большинства исследований характерны следующие общие позиции: Творчество - это потребность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Творчество - это что-то новое - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком. Это способность включать в жизнь что-то новое. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает вероятность роста и выживания. Характеристиками этих новых продуктов, или процессов является их новизна, оригинальность, разумность, умение удовлетворять потребности, адекватность. Многие продукты являются процессами, а многие процессы - продуктами. А человек одновременно и процесс и продукт [8]. В современной психологии и педагогике существуют различные методы активизации творческого мышления младших школьников: система Э. де Боно, приемы Дж. Родари, метод каталога (Кунце Э.), метод фокальных объектов (Вайтинг Ч.), метод гирлянд ассоциаций (Буш Г.), мозговой штурм (Осборн А.), морфологический анализ (Цвикки Ф.), теория решения изобретательских задач (Альтшуллер Г.С.), эмпатия (Гордон У.) и др

Э. де Боно разработал несколько направлений развития мыслительных способностей, как детей, так и взрослых, сочетая интуитивные и логические подходы к решению творческих задач. Широко применяют «Шесть шляп мышления», которые основаны на соотнесении цвета шляпы с отдельными этапами творческого процесса: сбора информации, генерации идей, анализа идей, поиска ресурсов для воплощения идей. Дж. Родари в своем «искусстве придумывать истории» дал педагогам и родителям множество приемов для сочинения сказок, которые активно используются в дошкольных учреждениях. Наиболее популярен прием «бином фантазии». Он заключается в том, что выбирают произвольно два - три совершенно разных объекта, и сочиняют историю, в которой эти объекты действуют. В приеме «путешествие по сказкам» тоже смешиваются разные сказки, но их объединяет один герой, который «выходит» из своей сказки и «связывает» своими действиями эпизоды других историй.

Метод каталога разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Отдельные объекты для новой истории не произвольно задаются, а наугад выбираются из любого текста, что позволяет появиться неожиданным ассоциациям. В учреждениях метод используют (Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я., 1998) для того, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранных из литературных произведений героев и их действия.

Мозговой штурм предложен Алексом Осборном (1957). Цель метода: выдвижение как можно большего числа разнообразных идей. Во время сеанса мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву: 99 % идей возникает подобно электрической искре при контакте с мыслями других людей. Метод очень прост в применении, поэтому часто используется в детских учреждениях как групповое обсуждение в рамках заданной темы, для обучения критическому отношению к результатам обсуждения, умению выбрать оригинальное решение задачи. Т.А. Сидорчук и И.Я. Гуткович предлагают собственную методику работы с мозговым штурмом, рассматривают случаи, когда «проблемная ситуация задана, но дети молчат. Идей нет», «дети повторяют идею, выдвинутую кем-то», «дети отвечают все хором, никто никого не слушает».

А.М. Селезнев выделяет этапы творческого процесса младшего школьника: обнаружение проблемы; сбор информации; «сосредоточение усилий формации; "окружение проблемы; этапы творческого в сущность изучаемого явления рационального и иррационального», которые иногда приводят к решению задач, а иногда вызывают утомление; уход от проблемы, переключение на другие дела; звено практического применения знаний. Отражение проблемы творческих способностей посвящены труды Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейна, А.А. Волкова, Э. Меймана, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова. В отечественной психологии сформировалось неизменяемое положение о том, что способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются. Большинство авторов сходятся во мнение, что творческая личность - это личность, которая владеет высоким уровнем знаний, имеет большое стремление к поиску нового. Для творческой личности творчество является жизненной потребностью, и творческий стиль жизни. Главным признаком творческой личности стало наличие творческих способностей, рассматриваемых как индивидуально-психологические способности младшего школьника, которые будут отвечать требованиям творческой деятельности и ее успешного выполнения задумок ребёнка. Творческие способности связаны с созданием нового, некем не воспроизводимого и постоянным поиском новых средств и форм деятельности. Таким образом, творческие способности младшего школьника - это совокупность свойств и качеств ребёнка, необходимых для продуктивного осуществления творческой деятельности процессе жизни, позволяющих с пользой применять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое, неизведанное для себя, искать оригинальные, нестандартные решения. Под творчеством детей младшего школьного возраста понимают проявление ребенком инициативы в обучении, воспитании, жизни, придумывание разных вариантов решения ситуаций, проблем, встречающихся на жизненном пути.

Программа реализации творческих способностей младшего школьника в начальной школе

Развитие творческих способностей ребёнка - важнейшая задача начального образования, которая стоит перед учителем, ведь этот процесс охватывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает внутреннюю инициативу и самостоятельность выбора решений проблем, привычку к самовыражению собственного Я, уверенность в себе. В процессе творческой деятельности младший школьник использует три основных способа реализации творчества и креативности: 1) освоение новых знаний об объектах окружающего мира и закрепление уже имеющихся о нём знаний; 2) создание младшим школьником личностного результата творческого развития как собственного достижения; 3) самоорганизация различных видов творческой деятельности. Для осуществления перечисленных видов реализации творческой деятельности необходимо учитывать подходящие им качества личности: 1) Когнитивные качества, необходимы в процессе познания младшим школьником неизведанного внешнего мира; 2) Креативные качества, обеспечиваю определённые условия для создания младшим школьником результата творческой деятельности; 3) Методологические качества. Каждому ребёнку присущи свои личностные качества, которые соответствуют его определенным способностям, с помощью которых происходит творческая самореализация ученика.

Для правильной реализации творческих способностей младшего школьника в начальной школе, необходима не только поддержка и помощь семьи, как социального института, но и так, же помощь школы, и именно педагогическая поддержка учителя. Педагогическое сопровождение в реализации творческой деятельности учащихся осуществляется в двух вариантах: - общегрупповое; - индивидуально-личностное.

Креативная среда развития творческих способностей ребёнка обеспечивается тесным сотрудничеством педагога и младшего школьника, использованием заданий, предполагающих творческую деятельность и активность ребёнка. А также совместным путём школы и семьи создание условий индивидуального развития младшего школьника за счет предоставления ему свободы выбора творчества, в принятии самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения и поведения. Развитие креативной стороны личности, содержит в себе определённые составляющие развития творческой личности:

а) мотивационный компонент;

б) интеллектуальный компонент;

в) эмоциональный компонент;

г) коммуникативный компонент[13].

Каждый ребёнок индивидуален и каждый обладает своими определёнными дарованиями и способностями. Так как не все дети способны на практике реализовывать свои способности и дарования, то для этого организуются определённые условия и ситуации:

1. Создание ситуации свободы выбора младшим школьником, процесс развития творческих способностей включает задания, поручения, которые выполняются с учётом воображения ребёнка;

2. Организация сотворчества в школьном коллективе с целью обмена младшими школьниками накопленного опыта, а также проявление и развитие творческой стороны каждого ребёнка;

3. Обеспечение благоприятной атмосферы для креативности и творчества ребёнка;

4. Использование личных примеров и личного опыта творческого подхода к решению определённых проблем; Для получения результата развития творческого потенциала и творческого воображения, мышления младшего школьника необходимо использовать следующие задания:

1. классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

2. устанавливать причинно-следственные связи;

3. видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

4. рассматривать систему в развитии;

5. делать предположения прогнозного характера;

6. выделять противоположные признаки объекта;

7. выявлять и формировать противоречия;

8. разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

9. представлять пространственные объекты [4].

Также творческие задания должны отвечать определённым параметрам, таким как

- сложность проблемных ситуаций, которая содержится в них, не должна вызывать трудностей;

- сложность мыслительных операций, которые необходимы для их решения, не должна вызывать перегрузок.

Примером реализации заданий на развитие творческих способностей младшего школьника является урок изобразительного искусства и русского языка:

Фрагмент урока изобразительного искусства в 3 классе:

Тема урока: «Русская матрешка»

Цель урока (для учителя): ознакомить детей с народной игрушкой - матрешкой

Задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой, показать разнообразие русской народной игрушки-матрешки.

Развивающие: развивать познавательную самостоятельность учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому понятию.

Планируемые результаты:

Предметные:

- усвоение детьми понятия русская народная игрушка-матрешка;

Метапредметные:

- овладение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- умение выдвижения гипотез и их обоснования.

Личностные:

- стремление к красоте, эстетические чувства и эстетический вкус

Методы и приемы:

- словесные методы обучения;

- наглядные;

- практические;

- дедуктивные методы;

- метод конструирования правила (понятия);

- метод контроля;

- метод рефлексии;

- метод самооценки.

Оборудование урока для учителя: ПК, интерактивная доска, презентация.

Оборудование урока для учащихся: альбом, карандаш, ластик..


Этапы урока


Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент


Заинтересовать детей, проверить готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду проводить урок изобразительного искусства.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Посмотрите на парту, всё ли у вас готово к уроку?

Присаживайтесь.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности


Актуализация знаний.


Актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока.


Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а к кому пойдем - догадайтесь сами. Я загадаю загадку вам, а вам нужно будет отгадать ее.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко. Наша русская (матрёшка).

- Ребята, а вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрешка?

Отвечают на вопросы.

Рассуждают вместе с учителем.

Познавательные:

- действие осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- действие структурирования содержания знания Логические:

- действие синтеза - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Открытие «нового» знания.


Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний.

А теперь я вам расскажу немного об истории создания русской матрешки. Матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немного больше 100лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Однажды в Японии увидел ее художник Сергей Васильевич Малютин и привез игрушку - большеголового деревянного японца Фукурума, сердитого на вид. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? Матреша!! И стали новые игрушки матрешками.

Три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все тори вида матрешек.

а) (на слайдах фотографии) Семеновскую матрешку отличают от Сергиев-Посадской большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи угадывается влияние хохломы, и центр Золотой хохломы находится в этом же городе - Семенове.

б) (на слайдах фотографии) Есть у Сергиево-Посадской матрешки и родные сестра, которые изготавливают на фабриках многих городов. На разных фабриках матрешки расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.

в)(на слайдах фотографии) Матрешка в Полховском Майдане появилась тоже не случайно. Это большое село на юге Нижегородской области - центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь. Матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами, у нее нет таких конкретных деталей, как руки, сарафан, кофта, характерных для других матрешек. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы - под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешек.

Вопросы на закрепление изученного материала:

Чем вам нравится матрёшки?

Из каких материалов делали эти игрушки?

Что означает матрешка?

Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?

Как украшены полхов-майданские матрешки?

Где расположен букет у семеновской матрешки?

Отвечают на вопросы.

Рассуждают вместе с учителем. -

-Матрёшка это русско-народный сувенир.

-Матрёшка очень красочное изделие. Его можно использовать подарка.

-Сделана матрёшка из деревянного материала.

-Каждый расписывает матрёшку как нравится ему.

Познавательные:

- действие осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- действие структурирования содержания знания Логические:

- действие синтеза - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

- действие выдвижения гипотез и их обоснования.

Регулятивные:

- действие целеполагания;

Личностные:

- стремление к красоте, эстетические чувства и эстетический вкус


Самодеятель-ность детей


Контролировать деятельность детей, работать с детьми индивидуально.

-Рассмотрите матрешек, которые лежат перед вами, возьмите себе одну. Они вам нравятся? Почему?

-Мы с вами рассмотрели несколько видов матрешек, какая из них вам понравилась больше всех? Почему?

Таблица узоров для росписи матрешек (на слайде)

Узоры, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка.

Учитель показывает на своём примере, как раскрашивать матрёшку.

  • Начинаем с раскраски больших цветовых площадей - частей одежды. Сначала выполню желтым цветом платок.

  • Теперь очень аккуратно заливаю всю поверхность туловища красным цветом так, чтобы не видно было мазков. Центральную часть - фартук - бледно - розовым. Какие цвета я для этого должна смешать? Дети: "Красный и белый".

  • Необходимо показать объем матрешки для этого я по всему краю куклы прохожу коричневой краской. Важно чтобы красный цвет не просох, чтобы одна краска плавно вливалась в другую.

  • Далее раскрашиваю волосы, я выбрала черный цвет, а потом раскрашиваю лицо.

  • Я выполняю роспись фартука, но учтите, что фон должен высохнуть. Рисунок закончен.

Сейчас украсите свои матрешки так, чтобы они стали яркими, красивыми.

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

-Какую матрешку ты задумал?

Самостоятельная работа.

Дети приступают к росписи своих матрешек. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что еще можно добавить.

Определяют какую матрешку будут рисовать

Личностные:

- стремление к красоте, эстетические чувства и эстетический вкус


Рефлексия


Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Ребята, заканчиваем. Давайте подведем итог.

Выставка работ учащихся.

Выставление оценок.

-Получились прекрасные девичьи хороводы. Вы все постарались на славу. Каждая матрешка отличается своей оригинальностью и декоративностью.
Желаю вам удач и говорю: " До встречи, милые друзья!"

Выставление оценок

Регулятивные:

- оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные:

- умение структурировать знания.


Фрагмент урока математики в 3 классе.

Тема урока: Задачи на повторение. Решение задач и примеров.

Цель урока: совершенствование умения решать текстовые задачи, выполнять преобразования именованных чисел.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Закрепить умение решать текстовые задачи.

2. Закрепить умение преобразования именованных чисел.

Развивающие: развивать познавательную самостоятельность учащихся; осознанно строить речевое высказывание

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету

Планируемые результаты:

Предметные УУД: обеспечить усвоение детьми алгоритма решать текстовые задачи

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- формировать действие решения задачи (решение проблем);

- формировать действие осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме (общеучебные УУД);

- формировать действие построения логической цепочки рассуждений (логические УУД);

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные УУД:

- умение работать по предложенному плану;

Личностные УУД: умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы.

Методы и приемы: работа с учебником, работа в парах, беседа.

Оборудование урока для учителя: компьютер, проектор, учебник.

Оборудование урока для учащихся: рабочая тетрадь, учебник.



Этапы урока


Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный.

Заинтересовать детей, проверить готовность к уроку.

Здравствуйте. Я рада видеть всех вас на уроке математики.

А для успешной работы нам сегодня понадобятся:

-внимательные глаза,

-чуткие уши,

-ловкие руки,

-сообразительные головы.

И, конечно же, хорошее настроение!

Желаю вам успехов в работе на уроке!


Дети стоят около своих парт, приветствуют друг друга, тихо садятся за парты.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности


Актуализация знаний

Подвести к этапу актуализации знаний, повторить ранее изученный материал.

- Ребята, давайте вспомним, что мы на прошлых уроках повторяли? Какие единицы измерения?

Молодцы! Сегодня на уроке, мы обобщим полученные знания, по решаем задачи на единицы измерения, и примеры на вычисления единиц измерения, которые мы повторяли.

- Сейчас, мы с вами выполним устный счет! Отвечаем быстро!

Работа по презентации


Молодцы, ребята! Мы с вами, повторили единицы измерения, сегодня мы с вами закрепим, полученные знания.


Мы повторяли единицы массы, длины, времени

-килограмм, центнер, грамм, тонна, см, км, м и т.д.

Записывают дату, выполняют задание.


Познавательные:

-действие осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-действие структурирования содержания знания Логические:

- действие синтеза -составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Работа по теме урока

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, работать над их закреплением.


Открываем тетради, записываем - число, классная работа.

Задача №1.

Грузовик в первый день проехал 600 км, а во второй день 200 км. Весь путь занял 8 часов. Сколько часов в день проезжал грузовик, если он ехал все время с одинаковой скоростью.

Решение:

1) 600 + 200 = 800 (км) - проехал во 2 день

2) 800 : 8 = 100 (км/ч) - скорость грузовика

3) 600 : 100 = 6 (ч) - в первый день

4) 200 : 100 = 2 (ч) - во второй день

Ответ: в первый день 6 часов, во второй 2 часа.


Итак, ребята, я предлагаю вам немного поиграть, мы с вами будем разгадывать ребусы на внимательность и скорость. Разгадайте внешне похожие ребусы: 1ОЧКА, 1БОР, Ш1А, Ф1А, 2Д, ПО2Л (Одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал.)


Задача №2

Мотоцикл весит 250 кг. Семь мотоциклов упаковали в ящики. Масса ящика 13 кг. Подъёмный кран поднял 7 ящиков с мотоциклами. Какую массу он поднял? Дай ответ в кг, т.

  1. 250*7=1750 (кг) - весят 7 мотоциклов

  2. 13*7=91 (кг) - весят 7 ящиков

  3. 1750+91=1841 (кг) -поднял подъёмный кран

Ответ: 1841 кг

Задание №3. Вычислите. Выразите результат.

А) в сантиметрах

1м - 2 дц 4см +15 см = 91 см

Б) в дециметрах

4м 6дм + 34 дм - 50 см=75 дм


Для формирования умения проводить аналогию мы с вами поиграем в игру «догадайся», необходимо подобрать недостающее слово:


Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:
1) влево - вправо, вверх - …
2) сумма - сложение, частное - …
3) квадрат - куб, круг - …
4) уменьшаемое - вычитаемое, делимое …


Задание №4.Выполните действия


1 ряд: (30 км - 5 км964 м):6 =4006 м

2 ряд: 40 км 20м - 78м 28 см*500 = 880 м

3 ряд: (20 км10 м +12 м53 см)*3=60 км 6759м

Выполняют задание в тетрадях, по 1 ученику выходят к доске и решают задачу с проговариванием.

Ответы детей: одиночка, разбор, школа, фраза, парад, подвал).


Дети отвечают: вниз, разность, шар.

Познавательные:

-действие осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-действие структурирования содержания знания Логические:

- действие синтеза - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

-действие выдвижения гипотез и их обоснования.

Регулятивные:

-действие целеполагания;


Самостоятельная работа


Если останется время

А) 4 ч58мин +2ч17мин-3ч29мин =

Б) 18 мин9с - 7 мин 46 с +48 мин 35 с =

В) 4 мин 52с*5 =

Г)7 ч 3мин:9 =



Итог урока, рефлексия.

Подвести итоги урока.


- Давайте подведем итог урока.

- Что мы сегодня повторяли на уроке?

В качестве творческого задания я предлагаю вам сочинить частушку про цифру один. На следующем уроке мы обязательно проверим, что у вас получилось.

Выберите нужную картинку (карточка для рефлексии).

Повторили единицы времени, решали задачи.

Регулятивные:

- оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные:

- умение структурировать знания.

Развитие творческих способностей младшего школьника не будет продуктивным без постановки цели и решении разнообразных задач. Таким образом можно сказать что главным условием развития творческих способностей младшего школьника, является определение цели, сформированные задачи. Поэтому, для творческого развития ребёнка, необходимо учитывать рад задач:

  • использовать разнообразные методы и формы в творческом развитии, а также систематически развивать у младшего школьника креативность, стремление к познанию нового, подвижность, активность мышления;

  • учить детей анализировать, делать выводы, осмысленно рассуждать, запоминать и усваивать главное;

  • с легкостью и позитивом преодолевать преграды, находить новые способы решения любых задач.



Заключение.

Важность развития творческого развития младшего школьника, его способностей находить новые, неординарные решения поставленной учебной задачи, проявление инициативы, использование фантазии ребёнка, самостоятельность является главной составляющей творческого развития младшего школьника. Процесс творческого развития младшего школьника является очень трудным процессом, но в, то, же время самым интересным процессом. Соотнося процесс творчества и развития ребёнка надо для начала создать такие условия, которые могли бы содействовать возникновению и развитию у младших школьников необходимых качеств и способностей, которые выделяют как характерные черты успешной, креативной и творческой, стремящейся к развитию, личности. Главным помощником в творческом развитии ребёнка является школа, а именно учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческой стороны ребёнка, способностей младших школьников, готовность их к жизни в обществе. Оценив педагогическую значимость проекта развития творческих способностей младшего школьника, можно сделать вывод о его положительном влиянии на процесс творческого развития детей, что позволяет считать, что данный проект станет хорошим помощником в педагогической практики учителей начальных классов в различных школах и следует рекомендовать его к реализации, так как в данном проекте отражаются многие основные моменты творческого развития личности младшего школьника, которые будут положительно влиять на творческий потенциал ребёнка. Следует учитывать, что использование и реализация данного проекта возможны не всегда, большую роль в данном вопросе имеет желание младших школьников в творческом развитии самого себя. Возможно, методы, методики и способы, приведенные в данном проекте, не полностью отражают все стороны развития творческой стороны ребёнка, что будет затруднять данный процесс. Отсюда появляются новые проблемы в реализации процесса развития творческих способностей младшего школьника, такие как отсутствие интереса младшего школьника в творческому процессу, отсутствие мотивация в изучении нового, а также новые задачи, такие как составление системы упражнений, способствующих развитию творческой стороны младшего школьника и способы их использования, а также методы выявления уровня развития творческих способностей младшего школьника.









Список используемой литературы

  1. Андреев В.И. Курс для творческого саморазвития. [Текст] /В.И.Андреев//Школьное воспитание- 2010. № 6. - С.18.

  2. Белова С.В. Уроки воспитания для воспитателей. [Текст]/С.В.Белова // Народное образование. - 2005. № 3. - С.21.

  3. Бывальцева М. В. Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека. [Текст]/М.В.Бывальцева //Начальная школа.- 2008 -№4.- С.18.

  4. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст] /Н.А. Ветлугина // Школьное воспитание. - 2006. - №5.- С.31.

  5. Дерябина Н.П. Формы обучения в педагогике: традиции и новаторство. [Текст]/ Н.П.Дерябина/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (Дата обращения 20.05.2015)

  6. Кузин М. В. Детская психология в вопросах и ответах. [Текст] / М. В. Кузин// Начальная школа. - 2006. - № 6, С.23-25.

  7. Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. [Текст] /О.В.Манина// Начальная школа. - 2008. - № 4, С.63-65.

  8. Мамыкина М.Ю. Работа над задачей. Система Л.В. Занкова. [Текст]/ М.Ю.Мамыкина // Начальная школа. - 2005. - №4. - С.31.

  9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре. [Текст] / Н.Я.Михайленко., Н.А.Короткова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №4. - С.18-23.

  10. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся. [Текст]/А.В.Никитина // Начальная школа. - 2006. - №10. С.34-37.

  11. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина// М.: Академия, 2005. - С.248.

  12. Прохорова, Л.Н. Подготовка учителей к работе по развитию креативностью младшего школьника [Текст]/Л.Н. Прохорова // Начальная школа. - 2009. - №2. - С. 57.

  13. Прокопьев И.В. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. [Текст]/И.В.Прокопьев/[Электронный ресурс].- Режим доступа: (Дата обращения 20.05.2015)

  14. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Текст] / Л.Д.Столяренко// Ростов н /Д.: Феникс, 2005.- С.544





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал