- Учителю
- Урок литературного чтения 4 класс
Урок литературного чтения 4 класс
В.С. Лосева,
Заслуженный учитель
Российской Федерации
ГБОУ Гимназия №1797,
г. Москвы.
Урок - ролевая игра с элементами драматизации.
по теме: «П.П. Бажов - уральский сказитель»
в 4 классе «Б»
ТДЦ:
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
-
Обобщить знания о творчестве П.П. Бажова.
-
Учить мыслить, рассуждать, делать выводы.
-
Учить самостоятельно осваивать логику художественного произведения.
-
Работать над обогащением лексики учащихся.
II. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
-
Воспитывать любовь к литературе, к народному творчеству.
-
Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание в процессе обучения.
III. РАЗВИВАЮЩАЯ:
-
развивать познавательные интересы учащихся, формировать правильную и грамотную речь учащихся;
-
формировать логическое и творческое мышление учащихся;
-
обучать умению обосновывать восприятие изучаемого материала;
-
обучать умению читать текст выразительно, интонационно оформляя его.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Аудиомагнитофон, аудиокассета, видеомагнитофон, видеокассета с записью мультфильмов по сказкам П.П. Бажова.
ЛИТЕРАТУРА:
Л. Скорино «П.П. Бажов».
Е.Е. Зубарева «Детская литература».
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Вступительные слова учителя:
Сегодня мы продолжим разговор о русском сказителе Павле Петровиче Бажове, прославляющем труд, смекалку, любовь к родной земле.
(На доске плакат с вопросами, которые последовательно зачитывает ведущая урока - ученица Соловьёва Оля):
-
Где родился писатель?
-
Кто его первые учителя и воспитатели?
-
Как познакомился Бажов с нравами и обычаями уральских умельцев?
-
Где впервые услышал он горняцкие легенды о тайных сокровищах, предания об уральских мастерах?
-
Когда появились первые сказы П.П. Бажова?
(Ответы иллюстрируются видеозаписью учебного фильма).
Ответы на вопросы:
Ответ подготовила ученица Федосеева Катя:
В семье мастера одного из уральских заводов 28 января 1879 года родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Рос, духовно формировался в рабочей среде, видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжёлом труде в старинных рудниках, о «вольных людях», о бунтах против жестоких заводчиков.
В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывая ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, Хозяйке Медной горы, что охраняет богатства уральских недр.
С глубоким уважением вспоминает Бажов своих первых воспитателей-старых заводских рабочих, родную бабушку Авдотью Петровну. Любовь к парадному творчеству Бажов пронёс через всю свою жизнь. Работая учителем, он во время летних каникул ежегодно пешком или на велосипеде путешествовал по Уралу и записывал произведения устного народного творчества.
В 1936 году в журнале «Красная новь» появились первые четыре сказа П.П. Бажова. В 1939 году бажовские сказы вышли отдельным сборником. Автору в ту пору было уже шестьдесят лет.
Ведущая (работа со словарём):
- Что же означает слово «сказ»?
- Как вы поняли лексическое значение слова «сказ»?
(Зачитывает член I группы филологов - сказ - это литературное произведение, в котором рассказчиком является как бы не сам писатель, а другой, вымышленный им человек).
Ученица Руднева Наташа:
Например, у Бажова во многих сказках в роли рассказчика выступает дедушка Слышко, который многими чертами своими, жизнью, особенностями своей речи напоминает самого Василия Хмелинина, которого П.П. Бажов слушал подростком ещё до революции.
Ведущая:
- Чем отличается сказ от сказки? Каково мнение автора?
Отвечает ученица из группы филологов: П.П. Бажов утверждал: «Хотя в сказе могут встречаться фантастические образы, «в основе сказа лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой».
Ведущая:
- Кто же герои сказов П.П. Бажова?
Ученик Лутков Игорь:
Герои сказов П.П. Бажова - люди трудолюбивые и дорожащие своей рабочей честью, верные своему слову, надёжные в дружбе, товариществе и любви, люди благородных чувств и являются главными героями сказов. А жадные, лишенные стыда и совести заводовладельцы и прислужники их, живущие чужим трудом, не умеющие трудиться, не знающие цену труду, в сказах осмеиваются и часто гибнут из-за своей жадности и бесчестности.
Ведущая:
- Посмотрим несколько отрывков из мультфильмов по сказам П.П. Бажова. (Видеозапись).
- По каким сказам поставлены мультфильмы? Кто эти герои?
Отвечает Лена Ле Ши:
По сказкам П.П. Бажова поставлены мультфильмы: «Синюшкин колодец», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы».
Учитель:
- Часто в сказах П.П. Бажова действует «тайная сила» - фантастические существа. Это отражение поверий уральских рабочих.
Ученица - ведущая урока Соловьёва Оля:
Наиболее интересным в сказках является образ мудрой, Могущественной и прекрасной Хозяйки Медной горы - Малахитницы, Синюшки, Голубой змейки. Они сегодня у нас в гостях. (Звучит народная мелодия, заходит Хозяйка Медной горы - ученица в костюме).
Ученица, исполняющая роль Хозяйки Медной горы (Бурмантова Оля):
Ну, что на девичью красу даром глаза пялить? За погляд-то ведь деньги берут. И ящерки мои тут со мной. Не раздавите моё войско. Вы вон какие большие, а они у меня маленькие. Раздавите моих слуг - беда будет. Ну, теперь признали меня?
Я - Медной горы Хозяйка. Не пужайтесь, худого вам не сделаю. О приданном своём расскажу. Куда ни пойду, мне всё открыто: - стены малахитовые с алмазом, залежи меди.
Только я таких женихов люблю, кто не обзарится на мои богатства. Я их в горные мастера забираю, чтобы красоту камня узнали. За удалость и твёрдость могу наградить, за плохое наказать. Люблю над человеком мудровать. Худому со мной встретиться горе, да и доброму радости мало. Ну прощайте, не вспоминайте обо мне, чтобы в думу не запала.
(Хозяйка уходит, заходит Синюшка).
Ученица, исполняющая роль Синюшки (Лебедева Валерия):
Слыхали ли вы про Синюшкин колодец? Я бабка Синюшка - хозяйка этого колодца, доверху набитого драгоценностями. Посмотрите на меня, не зря меня зовут Синюшкой. Платье на мне синее, платочек синенький, а глазки молоденькие. Я могу превратиться в девушку, годков 18-ти, пригожую-пригожую. Награжу того, кто мне понравится. А понравится мне гордый да удалой, да простой душой, кто ходит веселенько, да работает крутенько. А кто ленится, того - в болото.
(Синюшка уходит, появляется Голубая змейка).
Ученица, исполняющая роль Голубой змейки (Лена Ле Ши):
Я - Голубая змейка. Узнать меня легко. Показываюсь я не каждому, а только тому, кто этого заслужит. Проверяю я людей честностью и испытываю на верность. Показываю человеку, где золото лежит. Если он работящий да скромный, добра другому желает, товарища готов выручить, в беде не бросит, тогда может он золото брать, да только лишнего брать нельзя, а то всё в чёрный камень обернётся.
А если человек оказался корыстным и жадным, то могу наслать в наказание и чёрную беду. Вот люди меня и опасаются. Боятся видно не выдержать моих испытаний.
(Уходит).
Ведущая:
Синюшка, Хозяйка Медной горы, Голубая змейка - символы природы, её богатств.
Фантастические существа всегда стоят на стороне рабочих, людей честных и бескорыстных.
Вопрос ведущей:
Почему фантастические существа защищают рабочий люд?
Ученик Лутков Игорь:
Да потому, что бескорыстный человек - красив душой, и он - часть природы.
Заключительный итог подводит член II группы филологов Егор Размахнин:
П.П. Бажов любил повторять: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворённым трудом… Вне труда нет и человека».
Учащиеся кратко пересказывают сказы: «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», подчеркивая их идею.
Учитель:
Подводя итог урока, прошу ответить на вопросы:
-
Как следует рассказывать сказы?
-
Каков характер героя сказов?
-
Какова концовка сказов? Почему?
Ученица Федосеева Катя:
Счастье, заключающееся в обладании богатством, сказы Бажова осмеивают. Здесь произошло поэтическое изменение сказочной концовки, завершающая историю героев формулой: «Стали жить-поживать, да добра наживать». Бажов говорит о своих героях, что они: «Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было». Счастье не в преумножении богатства, а в радости творческого труда и познании мира.
Прения учащихся по уроку.
Ответы на вопросы членов филологов I и II групп:
-
Чем нравятся сказки П.П. Бажова?
-
Как вы думаете, ребята, волшебные эти сказки или может быть всё в них - действительные события?
Учащиеся делают выводы:
Руднева Наташа - филолог I группы:
Я считаю, что человеческое счастье заключается не в преумножении богатства, а в любви к труду, как призывал Бажов «всякое мастерство своей рукой опробовать», любви к родной земле. Именно эти качества возвышают человека, делают его прекраснее: «Вне труда нет человека».
Лебедева Валерия- филолог I группы:
В основе сказа у П.П. Бажова лежит истинное происшествие, которое нам помогает познать мудрость жизни, цену труда, быть трудолюбивым и дорожить умением трудиться на благо своей Родины. П.П. Бажов любил повторять: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворённым трудом. Вне труда нет и человека!»
Бурмантова Ольга - филолог II группы:
Сказы П.П. Бажова не могут не нравиться, ведь в его сказах есть правда, к которой люди стремятся. Мечты людей, их желания должны всегда исполняться. В своих сказах П.П. Бажов раскрывает ценность духовного богатства человека. В сказах о горных мастерах, рудоискателях, заводских умельцах подчеркивает окрылённость, «живинку в деле».
Калинин Денис - филолог II группы:
Настоящее богатство - это богатство человеческой души, такие положительные черты характера обогревают его, как солнышко, человек находит подлинное счастье в радости творческого труда и познании мира. П.П. Бажов всегда подчеркивал творческое отношение к делу «Хорошо, творчески потрудиться - потрудиться «с полётом».
Урок литературного чтения свидетельствует о формировании и фиксации чувств, переживаний учащихся. Изложение учащимися учебного материала в ходе игровой модели обучения сопровождается фактами и сведениями о сказителе П.П. Бажове, что сопоставляется с эмоционально-познавательными интересами учащихся и задумками самого сказителя, открывающего детям мир добра и справедливости, счастья в труде, чем так велик и прекрасен человек.
На протяжении последних десятилетий учебные игры наряду с задачами иллюстрации положительной эмоциональной окраски обучения приобретают все большую содержательную, познавательную насыщенность, связанную с творческим развитием личности учащихся.
Именно в процессе ролевой игры на основе деятельностного подхода ребёнок самостоятельно осваивает логику художественного произведения, овладевает навыками и умениями переносить мысли на другие произведения, учится мыслить, рассуждать, предполагать, обосновывать своё восприятие изучаемого материала. В процессе ролевой игры создаются условия, в которых дети вырабатывают личное отношение, развивают умения предвосхищать события, формируются навыки высказывания, связанные с развитием креативных способностей младшего школьника. Развитие креативности в младшем возрасте протекает наиболее результативно в специально созданных условиях - в условиях ролевой игры.
11