- Учителю
- Конспект урока по музыке на тему 'Развитие музыки'
Конспект урока по музыке на тему 'Развитие музыки'
Конспект урока по музыке.
Тема: Развитие музыки.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Цель: Показать детям то, что музыка может выражать чувства, мысли людей, зверей, их выразительные и изобразительные интонации.
Планируемые результаты
Предметные:
-
Закрепить понятие «музыка - как искусство, раскрывается в движении».
-
Проследить развитие в музыке через прослушивание симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».
-
Способствовать развитию музыкального слуха, музыкальной речи.
-
Формировать певческие навыки, выполнять творческие задания.
-
Разучат песню «Почему медведь зимой спит».
Метапредметные:
-
Познавательные - внимательно слушают, формируют ответы на вопросы,
анализируют и делают выводы, строят рассуждения; -
коммуникативные- осваивают диалоговую форму общения;
-
регулятивные - организовывают свою деятельность принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы
-
Презентация «Петя и волк»
-
Мультипликационный фильм «Петя и волк»
-
Карточки
Музыкальный материал
Слушание:
Симфоническая сказка С.С.Прокофьева «Петя и волк»
Пение:
«Игра в слова» попевка слова А.Барто
«Почему медведь зимой спит» слова Л.Книппер музыка А.Коваленков
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг. момент
Цель: организовать деятельность детей.
2.Вступительная беседа.
Цель: подвести детей к изучению нового материала.
3. Изучение нового материала.
Цель: Показать развитие в музыке, через работу над сказкой «Петя и волк».
4. Закрепление
Цель: Определить вывод по теме урока.
5.Итоги урока.
Рефлексия.
Цель: подвести итог деятельности
учащихся, и оценить их работу.
6. Домашнее задание.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
Сегодня мы с вами поговорим о развитии музыки, о том, какие виды развития выделяют.
Скажите, как вы понимаете слово «развитие»?
Ребята, как вы думаете, что такое «развитие» в сказке?
А что же такое «развитие музыки»?
Музыка - это искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой, неподвижность.
Мы с вами рассмотрим авторское и исполнительское развитие музыки. Музыку куплетной формы (песни), где, казалось бы, само по себе многократное повторение одного и того же неизменного куплета предопределяет отсутствие развития, мы исполняем по-разному и в зависимости от текста куплетов. Наглядным примером тому может служить песня «Почему медведь зимой спит». Давайте её послушаем. В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идёт домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета - происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. А в третьем куплете медведь залез в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее - музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете. Это яркий пример исполнительского развития музыки (композитор сочинил для трёх куплетов одинаковую музыку, но исполнение самими ребятами внесло в неё развитие, движение, изменение характера).
По-разному можно исполнить и попевку, предложенную на этом уроке (Игра в слова)
Теперь давайте поговорим о сказке, в которой развитие имеется в самой музыке, независимо от её исполнения, как это бывает обычно в куплетной песне. Это сказка С.Прокофьева «Петя и волк»
Если мы прочитаем (без музыки) сказку «Петя и волк», то увидим, что в сказке этой происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружественные переговоры, то в споры и т. д. и т. п. Всё это и называется развитием. Но если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, разумеется, есть и в музыке, написанной на текст этой сказки. Музыка выражает всё, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица сказки. Сейчас мы посмотрим какие инструменты звучат в сказке. (презентация). В чем особенность сказки?
Ребята, давайте посмотрим сказку(мультфильм).
Физкультминутка (для глаз).
Давайте попробуем определить, какие инструменты и как передается тема Пети?
Итак, тему Пети играют скрипки, виолончель, альт, струнный контрабас.
Что вы можете сказать о музыке, изображающей Петю?
Птичка - деревянный музыкальный инструмент - флейта;
Утка - гобой;
Кошка - кларнет;
Дедушка - фагот;
волк - медные духовые инструменты: валторны;
Охотники - флейта, гобой, кларнет, фагот.
Выстрелы - барабаны, литавры.
Таким образом можно сказать, что в сказке «Петя и волк» происходит столкновение и сопоставление разных музыкальных инструментов, связанных с действиями симфонической сказки, способствующими развитию музыки.
Ребята, скажите сколько частей в этой сказке?
Какие?
Таким образом можно сделать вывод, что если есть развитие сюжета. То следовательно есть развитие и музыки.
Физкультминутка.
Итак, ребята, можно ли сказать, что развитие есть в самой музыке?
Таким образом можно сказать, что музыка выражает что?
И для того, чтобы создать тот или иной образ, что необходимо?
Так в чем же отличие исполнительского развития и авторского?
И напоследок мы с вами немного поиграем. На доске развешаны картинки, изображающие героев сказки. Вам необходимо определить музыкальные инструменты, которые их озвучивают (картинки на доске, звучит музыка).
Мы с вами сегодня уже слушали песню «Почему медведь зимой спит», а теперь мы её споем.
Выучить слова песни.
Все молодцы! Спасибо за работу!
Развитие - это движение.
Развитие сюжета, действие в сказке.
Особенность заключается в том, что персонажи и все события передаются темпом звучания различных музыкальных интервалов.
Что она постепенно меняется; если в начале сказки Петя был как бы «простым» без всяких забот, то в конце - он превращается в настоящего героя
Три
1-спокойная, безмятежная жизнь Пети с дедушкой и друзьями-зверями
2-тревожная, волнующая, начиная с появления волка вплоть до его поимки, приведенная к победе над ним - волком
3-торжественная, заключительная.
Да, независимо от ее исполнения
Все, что чувствуют и думают герои произведения.
Можно при помощи исполнения каких либо музыкальных элементов, создать образ какого-либо персонажа, передать события с ними происходящие
Авторское развитие - это замысел автора в соответствии с сюжетом, идеей.
Исполнительское развитие зависит от исполнителя, от того, как он исполняет песню.
Почему медведь зимой спит
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик -
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
6