- Учителю
- Рабочая программа по ИЗО для 2 класса
Рабочая программа по ИЗО для 2 класса
КРАСНОПЕРЕКОПСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 I-III СТУПЕНЕЙ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Согласовано
Руководитель школьного МО
____________ Бродоса Л. В.
Протокол №_____
«___»_____________2014 г.
Согласовано
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
____________ Вакун Т. И.
Протокол №_____
«___»_____________2014 г.
Утверждено
Директор КОШ №5
___________ Василенко О. Б.
Приказ №______
от «___»__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2-Б класс
учителя высшей категории Мартинович И.А.
Срок реализации - 1 год
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
- с учебниками образовательной системы «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
- на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство».
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Форма обучения - традиционная, методы обучения - наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.
Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для участия в различных конкурсах.
Новизна - на уроках «Красота осенних листьев», «Дары осени», «Осенний узор», «Цветы нашей Родины», «С чего начинается Родина?» используется природный материал Крыма. Национально-региональный компонент присутствует при проведении бесед как часть урока, используются картины Крымских художников. Всего не менее 10% учебного времени (в целом 4 часа за год).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-
понимание образной природы искусства;
-
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
-
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного материала
2 класс (34 часа)
«Ты и искусство»
Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.
Основную идею программы - связь искусства с жизнью - выражают две линии: одна - познание образного строя искусства, другая - познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене.
Познание образного строя искусства - задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.
На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.
Тема "Ты и искусство" - важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
Задача всех этих тем - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
« Чем и как работают художники » (8 часов: 8 - практ. работа)
(художественные свойства материалов)
Здесь основная задача - знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
1. «Цветочная поляна». Три основных цвета. (1 час - практ. работа)
Тема коллективной композиции «Цветы».
Задание: Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.
Материалы: гуашь (3 цвета: желтая, красная, синяя), бумага белая, ножницы, клей, кисточки, баночки с водой.
Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Литературный ряд: загадки по теме.
2. «Радуга на грозовом небе». Пять красок - богатство цвета и тона: гуашь. (1 час - практ. работа)
Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)
Материалы: гуашь (5 красок - желтая, синяя, красная, черная, белая), кисти, бумага больших размеров.
Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях - гроза, буря и т.п.; репродукции: И. Левитан «Буря - дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Куинджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.
Литературный ряд: стихи по теме.
3. «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. (графические: пастель, мелки). (1 час - практ. работа)
Задание: Изображение осеннего леса пастелью, мелками.
Материалы: бумага суровая (оберточная), мелки, пастель, цветные карандаши.
Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка.
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
4. «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. (1 час - практ. работа)
Задание: сделать несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА), серая, коричневая бумага или холст, мешковина для фона.
Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; В. Ван Гог «Подсолнухи»,И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»,Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды».
Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья...», стихотворения и загадки по теме урока.
Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).
5. «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. (1 час - практ. работа)
Задание: Придумать зимний лес, нарисовать несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса».
Материалы: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.
Зрительный ряд: материалы или слайды деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский - иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».
Литературный ряд: М. Пришвин «Рассказы о природе»,загадки, стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).
6. «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме. (2 часа - практ. работа)
Задание: Изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).Лепка дополнительного элемента - дерева происходит на втором уроке.
Материалы: дощечка-подставка, пластилин, стеки, тряпка, банка с водой, газеты, проволока (для каркаса дерева).
Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»); фотографии скульптур, сувениров (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и детьми модели; иллюстрации работ художников-анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта.
7. «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. (1 час - практ. работа).
Выполнение макета игровой площадки
Задание: Изготовление игровой площадки для зверей из бумаги. На площадке будут горки, качели, мостики, фонтаны из плотной бумаги.
Материалы: бумага, ножницы, тонкий картон, клей.
Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.
«Реальность и фантазия» (8 часов: 8 - практ. работа)
На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.
Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники.
На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете.
8. «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.(1 час - практ. работа).
Задание: Дети рисуют с натуры - чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся). В течение урока выполнить 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно.
Материалы: для учителя - методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы - натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся - художественные материалы (гуашь - 1-2 краски), цветная бумага, кисти,баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации их книг о птицах.
Зрительный ряд: рисунки, выполненные детьми; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский - иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры В. Ватагина.
Литературный ряд: стихотворения и отрывки из рассказов о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».
9. «Сказочная птица». Изображение и фантазия. (1 час - практ.работа).
Задание: Изобразить птицу - фантазию, сказочную птицу. Особое условие при выполнении работы: изображают дети птицу либо в холодном, либо в теплом колорите, а фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете - фон в «холодном», и наоборот).
Материал: гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, фотографии или открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, игрушки.
Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М.Врубель "Царевна Лебедь", методические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
10. «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе. (1 час - практ. работа).
Задание: Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов.
Возможны несколько вариантов рисунка:
-
на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, гуашь;
-
тем же, но на тонированной бумаге;
-
на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, уголь, пастель, тушь.
Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на камнях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабочек и насекомых, цветы и т. д.).
Литературный ряд: загадки по теме.
11. «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. (1 час - практ. работа)
Коллективная композиция «Подводный мир».
Задание: Школьники класса делятся на 2 группы. Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на отдельных листочках, а учащиеся второй группы изображают силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезают их. В конце урока ученики собирают свои работы в панно.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса «Красные рыбы».
Литературный ряд: загадки по теме.
Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»; детские песенки по теме урока.
12. «Кружевные узоры». Украшения и фантазия. (1 час - практ. работа)
Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание).
Материалы: воск, желток, гуашь, тонкая кисть, бумага.
Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Березове».
Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
13. «Подводный мир». Постройка и реальность. (1 час - практ. работа)
Для создания коллективной композиции «Подводный мир» учащиеся делятся на две группы: флора и фауна подводного мира.
Задание: Учащиеся первой группы выполняют фон для общей работы: изображают воду, морское дно, вырезают из цветной бумаги водоросли. Ученики второй группы выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим картам).
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, игла, большой лист.
Зрительный ряд: слайды и фотографии конструктивных форм в природе (домики моллюсков, улиток, черепах, соты пчел, яйцо, головка мака или стручок гороха и многое другое). Слайды архитектурных композиций.
14. Постройка и фантазия. (1 час - практ. работа)
Конструктивное строение из бумаги.
Задание: Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).
Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров из-под конфет.
Зрительный ряд: слайды и фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов- новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архитектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток - пагоды, Север - чумы, юрты, постройки среднего века и т.п.); методические таблицы.
«О чем говорит искусство» (10 часов: 10 часов - практ. работа)
Это - центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья - Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
15. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. (1 час - практ. работа).
Задание: изображение животного с показом его характера и настроения.
Материалы: карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, фотографии животных, иллюстрации книг.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс и т.п.
Литературный ряд: Дж Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке» и др. или сказки о животных, загадки.
Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
16. Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны») (1 час - практ. работа).
Задание: Изобразить доброго и злого воина (например, богатыря и его врага). Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».
Материалы: гуашь, альбом, кисти.
Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», И. Билибин и другие; иллюстрации к сказкам из книг; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, ¾, профиль)», «Мимика».
Литературный ряд: стихи, загадки, отрывки из былин.
Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».
17. Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении. (1 час - практ. работа).
Задание: Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).
Материалы: бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки.
Зрительный ряд: Репродукции картин художников, изобразивших женский образ.
Литературный ряд: загадки, стихи, сказка «Морозко» и т.п.
18. Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. (1 час - практ. работа)
Задание: Детям предлагается изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы - выполнение скульптуры. Лепка сказочных героев с ярко-выраженными характерами.
Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка, проволока для каркаса.
Зрительный ряд: сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной, слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля.
19. «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях. (1 час - практ. работа)
Задание: Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.
Материалы: бумага (белая или цветная), акварель, гуашь, карандаши или цветные мелки, банка с водой, кисти, тряпка..
Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова, А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова, И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова, К. Юона, И. Айвазовского, С. ЖуковскогоМ. Сарьяна и другие; рисунки детей.
Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта и т.д.
20. «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. (1 час - практ. работа)
Задание: 1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.
2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и воину, который угрожает.
Материалы: гуашь, заготовки из больших листов бумаги, широкая и тонкая кисти, линейка, циркуль, трафареты.
Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.
Литературный ряд: народные песни.
21. «Морозные узоры». Украшение и реальность. (1 час - практ. работа).
Задание: Вырезать элемент морозного узора, в основе технологии вырезания узоров из бумаги лежат приемы работы мастеров народного искусства в технике «вырезанки». Ученики наклеивают свои элементы узора на общий фон (белый, цветной).
Материалы: кисть, цветная (синих и серых оттенков) и белая плотная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии и слайды морозных узоров.
Литературный ряд: стихотворения, загадки по теме.
22. «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. (1 час - практ. работа).
Задание: Украсить два сказочных флота - добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения - добрые и злые.
Материалы: гуашь, кисти, клей, булавки.
Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к сказке «Сказка о царе Салтане»; произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».
Литературный ряд: сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане».
23. «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. (2 часа - практ. работа).
На данном уроке предлагается работа в смешанной технике (фон - пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
Задание: 1) Конструирование из альбомных листов разные домики.
2) Фон - заставка для сказочного города (или домика).
Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды и репродукции архитектурных сооружений.
«Как говорит искусство» (9 часов: 8 - практ. работа, 1 - обобщение)
Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?
На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.
На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.
24. «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. (1 час - практ. работа).
Задание: Дети рисуют костер на фоне ночного неба.
Материалы: бумага, гуашь без белой и черной красок, кисти.
Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня.
Литературный ряд: загадки по теме.
25. «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («весенняя земля»).(1 час - практ. работа).
Задание: Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.
Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.
Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт")
26. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий. (1 час - практ. работа)
Задание: Изображение весеннего лесного пейзажа с использованием графических упражнений. Обязательно в рисунке должны быть ручьи.
Материалы: пастель или цветные мелки.
Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".
Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".
27. «Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий. (1 час - практ. работа)
Задание: Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.
Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.
Литературный ряд: японские трехстишия (танки).
28. «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. (1 час - практ. работа)
Задание: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: наглядные пособия.
Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.
29. «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). (1 час - практ. работа)
Задание: Каждый из учеников рисует самый красивый цветок. За 10 минут до конца урока ученики вырезают свой цветок и приклеивают свой цветок на общий фон.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: методические таблицы, динамическая таблица «Ближе - дальше»; японская, китайская графика (о растениях); репродукции картин художников.
Литературный ряд :стихотворения и загадки о цветах.
30. «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). (1 час - практ. работа)
Задание: Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций - большой хвост - маленькая головка - большой клюв.
Материалы: бумага белая, цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка.
Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды иллюстраций книг, игрушка).
Литературный ряд :стихотворения и загадки о птицах.
31. «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. (1 час - практ. работа)
Задание: Создание коллективного панно по теме "Весна. Шум птиц".
Материалы: большие листы для панно, гуашь, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему "Весна", слайды веток, весенних мотивов.
32. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. (1 час - обобщение)
Материалы: методические таблицы, репродукции работ художников, слайды, проектор, предметы, изделия народных промыслов; раздаточный материал к заданиям и т.п.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П- комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
1
2
3
4
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
д
Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета
2
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству
Д
3
Рабочие программы по изобразительному искусству
д
2. Технические средства обучения (ТСО)
Музыкальный центр
д
Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD-R,CD-RW, МР 3, а также магнитных записей
CD/DVD-проигрыватели
Д
Телевизор
С диагональю не менее 72 см
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
Д
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Учащиеся 2 класса должны
знать/понимать:
-
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
-
основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
-
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
-
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
-
о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
-
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
-
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
-
роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
-
о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
-
особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
-
-
уметь:
-
-
высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
-
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-
использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
-
использовать навыки компоновки;
-
передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних - выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
-
применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-
менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
-
составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
-
лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
-
составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
-
ценностно-смысловая ориентация учащегося;
-
действие смыслообразования;
-
нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
-
умение выражать свои мысли;
-
разрешение конфликтов, постановка вопросов;
-
управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
-
целеполагание;
-
волевая саморегуляция;
-
коррекция;
-
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия