- Учителю
- Формирование УУД на уроках литературного чтения по УМК Перспектива
Формирование УУД на уроках литературного чтения по УМК Перспектива
М.В. Ребякова,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №22», г.Северодвинск
Формирование УУД на уроках литературного чтения по УМК «Перспектива»
Литературное чтение - один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в названии - изучение литературно - художественных произведений и формирование речевых навыков и умений, коммуникативно - речевого навыка чтения. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир,
- владеющий основами умения учиться,
- любящий родной край и свою страну,
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества,
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой,
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
- умеющий высказать свое мнение,
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Универсальные учебные действия в УМК «Перспектива» рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу; делаю.
В состав основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Можно выделить три вида личностных действий: самоопределение; мыслообразование; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
Познавательные действия включает: общеучебные; логические; постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные УУД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
- ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать - перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
Личностные УУД формируются, когда: учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»; учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Познавательные УУД формируются, когда учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
Регулятивные УУД формируются, когда учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения данной задачи, оценивать и пр.
</ Урок литературного чтения - особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. Почему? Да потому что ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его.
Успех урока литературного чтения зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста.
В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения:
урок знакомства с произведением (урок чтения; основное содержание урока посвящено формированию навыка чтения, если это необходимо для данного класса);
урок чтения и осмысления произведения (на одном уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до обобщающего этапа работы с текстом);
урок осмысления произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста - пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т.д.);
урок развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста - устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений);
урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок);
урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ).
Планируя любой урок, направленный на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, использую возможности главного средства обучения - учебника. При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке учитываю его инвариантную и вариативную части, дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности обучающихся своего класса.
Алгоритм работы над произведением включает общепринятую последовательность изучения текста.
Подготовка к первичному восприятию текста.
Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.
Возможные методические приемы: антиципация содержания текста по заголовку, иллюстрации к нему; рассматривание выставки книг или книги, в которую включено изучаемое произведение; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; рассматривание репродукций картин; слушание музыкального произведения; просмотр кинофрагментов, диафильмов; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве писателя или поэта; викторина по его произведениям; чтение и объяснение непонятных для учащихся слов; чтение трудных для учащихся в техническом отношении слов и т.д.
Первичное восприятие текста.
Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.
Возможные методические приемы: чтение текста учителем, самостоятельное чтение учащимися, комбинированное чтение, прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова.
Проверка первичного восприятия текста.
Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.
Возможные методические приемы: беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.
Мотивация перечитывания и анализа произведения.
Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе.
Возможные методические приемы: постановка проблемных вопросов, поиск неточностей в иллюстрации, сопоставление разных вариантов прочтения, объяснение непонятных слов.
Анализ текста.
Цель: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения.
Возможные методические приемы: последовательное перечитывание вслух с комментариями; самостоятельное перечитывание с различного рода заданиями; составление плана; сопоставление с произведением на ту же тему; стилистический эксперимент и т. д.
Обобщение результатов анализа.
Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.
Возможные методические приемы: выразительное чтение произведения, драматизация, различные виды пересказа, сочинение по изученному произведению, создание выставки рисунков и выставки книг и т.д.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. При проектировании урока отдаю предпочтение таким видам деятельности обучающихся, которые моделировали бы жизненные ситуации.
Работу в парах, группе на этапе урока по закреплению обучающимися предметных знаний организовывала в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты становятся инструментом, который позволяет и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у обучающихся универсальные учебные действия.
Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов была систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они включают в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое
Урок начинается с особой ситуации - установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности. Учитель «как бы» протягивает руку каждому из учеников и приглашает к сотрудничеству, к диалогу.
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Этот психологический момент организации учебной деятельности особенно важен в 1 классе, когда ребенок еще не знает своих собеседников, не умеет вступать в диалог. В данном случае ученикам нельзя сразу предлагать решать учебную задачу, они могут оказаться неготовыми к работе, поскольку для этого не создано благоприятной почвы. Атмосфера стихийности только повредит дальнейшему течению учебного процесса, осложнит организацию учебной деятельности.
После установления межличностного контакта, создания атмосферы доверия можно включать учеников в предметную деятельность - знакомить с новым литературным произведением. С течением времени этот процесс станет естественным, знакомым, ученики его будут ожидать как новое коммуникативное событие, как встречу с новым интересным автором.
Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, учитель часто прибегает к созданию особой проблемной ситуации, он интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, значит, «уловить авторский замысел».
Так, например, при изучении темы: «Здравствуй, сказка!»
Учебник «Литературное чтение», ч.1.
Детям предлагается прочитать диалог Ани и Вани и поиграть в игру «Узнай сказку».
- Что помогло вам узнать сказки?
- Как вы считаете, для чего нужно знать сказки?
- Назовите авторов этих сказок.
- У некоторых сказок авторов нет, потому что это народные сказки.
- Как отличить народную сказку от авторской?
- На все эти вопросы вы сможете ответить, когда познакомитесь с темой «Здравствуй, сказка!».
Проблемную ситуацию можно создать с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования. Выбор текста крайне важен, поскольку в нем должна быть спрятана какая-то загадка, интересная авторская задумка, идея, которую хочется понять, разгадать, которая приводит читателей к размышлению, к диалогу с автором и собеседниками.
Проблемная ситуация
Тема «Край родной, навек любимый»
Учебник «Литературное чтение», ч. 2.
- Прослушайте песню «С чего начинается Родина?»
- О чём эта песня?
- Может ли человек жить без Родины?
- Чем вам дорог наш край?
- Что бы вы рассказали приезжему о нашем крае?
- Какие места вам больше всего нравятся?
- О России, о её природе написано много стихов и рассказов. С этими произведениями мы познакомимся в этом разделе.
Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока текст требует вступления учеников в особые диалоговые отношения. Сложность диалога на уроках литературного чтения заключается в наличии между собеседниками персоны автора, которая как бы незримо будет присутствовать во время обсуждения, открытия новых авторских приемов… Автор - то важное лицо, без которого невозможен диалог с читателем. Если ученикам хочется узнать смысл заявленного произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться к их решению. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.
На этом этапе учителю необходимо организовать учебные действия детей по анализу и интерпретации литературного произведения, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы. Формы работы на уроке могут быть различны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная. Учитель должен быть предельно внимателен к тем высказываниям детей, которые последуют после чтения текста, к гипотезам, высказываемым учениками по желанию. Все эти детские открытия обязательно фиксируются на классной или интерактивной доске в виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске.
Что же может стать кульминационным моментом урока? Разгадка замысла…
Максимальное приближение к авторскому замыслу, осознание особой точки зрения - это и есть открытие нового понимания художественного произведения, новых способов исследования творческой мастерской писателей и поэтов. Это разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. В такой момент можно услышать эмоциональные отклики читателей, ощутить изменения во внутреннем мире, сопряженные с пониманием авторских интонаций, оттенков смысла. На данном этапе учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в этом произведении, почувствовал ли красоту авторского слова.
Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Некая завершенность в рассуждениях. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.
Очень важно подчеркнуть значение коммуникативной деятельности учителя, который вне зависимости от изучаемого предмета может сказать ученику: «Молодец!» или: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» - в этот момент и происходит формирование личностных УУД, т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему.
Таким образом, предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Список литературы:
1.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» / М: Просвещение. 2010.
2.Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой»/ М.: НПО «Образование».1995. - с. 201-207.
3.Дыбленко С.А., Соболева О.В «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя»/ М.: Просвещение. 2002.
4. Ковалёв Г.С., Логинов О.Б. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования./ М: Просвещение. 2010.
5. Соболева О.В. «Беседы о чтении», цикл статей (2007. №8-12; 2008. №1,3,4,6,9)
6. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы/ М: Просвещение. 2011.