- Учителю
- Статья по ОРКСЭ модуля Основы светской этики на тему Развитие представлений о морали и нравственности (4 класс)
Статья по ОРКСЭ модуля Основы светской этики на тему Развитие представлений о морали и нравственности (4 класс)
«Развитие представлений человечества о нравственности»
(4 класс модуль ОРКСЭ «Основы светской этики»)
Российская Федерация - это многонациональное государство, конституционно закрепившее общедоступность образования независимо от «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства»1. Современная школа на практике реализует право человека на образование, попутно решая сложные культурологические, этические, психологические проблемы. Включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет познакомить учащихся с основами различных мировоззрений и религиозных течений. Благодаря данному курсу происходит формирование взглядов подрастающего поколения на значимость следования морали для достойной и конструктивной жизни в обществе, утверждаются важность нравственных ценностей, гуманизма и духовных традиций. Учащийся должен понять и испытать потребность в постоянном нравственном самосовершенствовании, духовном саморазвитии, выработке внутренней установки действовать согласно своей совести.
Школьный класс - это объединение непохожих друг на друга личностей, которые принадлежат к разным культурам, религиозным конфессиям, разделяют разнообразные взгляды и представления. Однако это не может стать причиной для формирования разобщенности, непримиримости и конкурентной борьбы. Любая культура и религия, ставшая частью жизни человека, содержит в себе универсальные понятия «мораль» и «нравственность», правильное понимание которых очень важно для подрастающего поколения, его духовно-нравственного воспитания. Перед педагогом стоит нелегкая задача: доступно и агрументированно передать суть категорий «мораль» и «нравственность», сформированных в ходе исторического развития.
Нравственность представляет собой проявление общественного сознания, которое олицетворяет собой уровень развития общественного бытия. Оно объединяет совокупность нравственных отношений, олицетворяющих субъективную сторону морали. В первобытную эпоху начало формирования моральных представлений послужило причиной регламентации поведения людей во всех сферах общественной жизни. Мораль играла огромную роль, была обязательной для всех членов группы, утверждая ценностные основы общества. Правила морали закрепляли общественные устои жизни и не подразумевали под собой исключения, поскольку они отражали духовные потребности людей. Моральные нормы закрепляли обязательное отношение человека к самому себе, к другому человеку, к обществу, правила поведения по отношению друг к другу.
В ходе становления морали устанавливались важные основы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение. В первобытном обществе нравственность и закон воспринимались как очень близкие понятия, пренебрежение строго наказывалось. Мораль начинает приобретать классовость при общественном разделении, когда каждый социальный слой формировал собственные представления, исходя их разнообразных целей. Таким образом, отношение и следование нравственным категориям добра, долга, совести, чести зависят от уровня развития общества.
Нравственность представляет собой диалектически изменчивое понятие, его анализ важно проводить во взаимосвязи с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества. Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Нравственные нормы являются идентичными для совершенно разных культур.
Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе на определенном этапе его развития существует своя мораль. Послушание и верность невольников очень ценились в ходе развития рабовладельческого строя, крепостная Россия настаивала на покорности холопов. Бесправное положение угнетенных беспокоило лишь небольшой круг лиц, которые сделали все, чтобы рассказать миру о недопустимости такого отношения.
Сегодня современный мир признает значимость общечеловеческих ценностей, следование которым необходимо с самого раннего возраста. Перед учеником встает непростая задача определения нравственного идеала, которому он будет следовать. Эгоизм, самолюбование, злость, недоброжелательность и зависть не являются проводниками в мир дружбы, не будут способствовать крепкой дружбе, хорошим семейным отношениям. Сегодня жизнь строится на осознании взаимосвязи людей, важным является следование общечеловеческим вечным ценностям. В данных обстоятельствах мораль выступает формой общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности. Мораль закрепляет преемственность таких нравственных ценностей, как помощь, уважение старших, вежливость, доброта, недопустимость жестокости, предательства, трусости.
В ходе учебного процесса разговор о морали и нравственности очень труден, склонен к догматичности, так как все нравственные категории являются абстрактными понятиями. Каждую ценность нужно прочувствовать, чтобы осознать ее действительную значимость и актуальность. Педагог должен приводить такие примеры из истории мировой культуры, которые вызвали бы эмоциональный отклик у учащихся, желание рассуждать, дискутировать, формировать личностное отношение. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» рассказывает удивительную историю любви, прощения, ценности семьи и родителей, а полотно Е.Н. Широкова «Дружба» изображает важность дружбы человека и домашнего животного. Советский кинофильм «Золушка» говорит о том, что скромность, доброта и труд обязательно будут вознаграждены.
Остается только надеяться, что за пределами учебного класса многие нравственные ценности и моральные нормы не будут забыты, а их значимость снижена. Внимательность педагогического коллектива к характеру общения школьников на уроках, переменах, предотвращение конфликтных ситуации позволят сформировать те высокие стандарты поведения, которые станут отличительными признаками подрастающего поколения.
Список использованной литературы
-
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2014) // Российская газета. - 1993. - №237.
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - №5976.
-
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2011. - 480 с.
1Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»</<font face="Times New Roman, serif"> // Российская газета.- 2012. - №5976.
3