7


Золотая Хохлома

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, рус­ские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшен­ные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями иск
предварительный просмотр материала


Тема: Золотая Хохлома

Программное содержание: Продолжать расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома).

Развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о предметах (игрушках).

Совершенствовать умение при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.

Развивать у детей умение создавать композицию, гармо­нично размещать детали на заданной площади.

Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависи­мости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.

Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладно­му искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным тра­дициям, показывая народное изобразительное искусство нераз­дельно от народной музыки и устного народного творчества.

Оборудование: Мультимедиа, изделия Хохломы, Гжели, Дымково, картины, иллюстрации. Заготовки для расписывания силуэтов посуды, гуашь, кисти, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра, магнитофон, кассета с записями русских народных мелодий.

.


Непосредственная образовательная деятельность

Хозяйка: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

- Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте ко мне в гости. Похо­дите да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские масте­ра-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди - мастера!

Звучит фонограмма русской народной песни.

Хозяйка: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковские игрушки!

Хозяйка: Правильно! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

Хозяйка: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.

Хозяйка: А сейчас мы отправимся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Дети и Хозяйка подходят к гжельскому столу, где стоит гжельская посуда, представлены фотоиллюстрации гжельских изделий.

Хозяйка: Ребята, а почему в стихотворении Гжель на­зывается васильковой и незабудковой?

Дети: Потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Хозяйка: Где расположен узор?

Дети: В центре изделия.

Хозяйка: С чего начинали расписывать узор?

Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.

Хозяйка: А что раскрашивали потом?

Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.

Под фонограмму мелодии русской народной песни, дети подходят к хохломским изделиям.

Хозяйка: Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись - алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Хохлома! - какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей - и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - живописцев. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

И сейчас хохломскую посуду продолжают делать в Горьковской области.

Для хохломской росписи свойственны 2 типа письма - верховой и фоновый.

"Верховая" роспись наносится на золотом фоне. Классическим примером верхового письма является травка с красными и черными кустиками, создающими графический рисунок на золотом фоне. Или применяют более крупные растительные формы - округлые листки, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.

Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам узор остается золотым. Черный фон помогает достигнуть большей звучности цветовой гаммы, растительный узор четче выделяется на нем.

Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.

Мир волшебной хохломы

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

(Б. Дубровский)

Сегодня я хочу с вами вспомнить один из основных элементов - «травка». Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного зеленой краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. При этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа и линию вести плавно, не отрывая кисточку от бумаги. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травяного орнамента рисуются кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.

Хочется обратить внимание на то, что хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.

Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки.

«Капельки» - рисуют приемом прикладывания кисти к бумаге.

«Усики» - в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. Наносят рисунки точным, уверен­ным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающейся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «уси­ки» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре.

«Завитки» - рисуются плавным, неотрывным концом кисти с легким нажимом в середине элемента. Первоначально всем показать это движение рукой в воздухе, потом поучиться рисовать на простом листе бумаги.

«Кустик» - состоит из более простых симметрично расположенных элементов.

«Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

«Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

«Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, акку­ратная.

А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

- Перед тем как приступить к рисованию, нужно вспомнить, на каком уже знакомом элементе надо рисовать «клубничку»? (Завиток.)

- Какие уже знакомые элементы можно использовать? (Трав­ку, листья, цветы.)

- Лист клубнички может быть большим и маленьким. А ягоды продолговатой формы. Вот и получается, что на одном и том же кустике мы видим разной формы, разного размера и цвета ягоды и листья. Лист смородины - три тройных примакивания.

Проводится русская народная игра «Горелки».

Хозяйка: Очень красиво у нас тут. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия. И я ребята знаю, почему они незакончены.

Это изделия для ярмарки. Ярмарка ско­ро, а работы еще много. Не поможете ли вы мастерам? Как на Руси водится - вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Дети: Поможем.

Хозяйка: Что ж, ребята, тогда вы сейчас превратитесь в хохломских мастеров Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, кто что будет расписывать, проходите и садитесь.

3. Групповая творческая работа.

Хозяйка: Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые у вас получились изделия. После окончания работы расписанные силуэты раскладываются и проводится анализ детских работ).

  • Ребята я предлагаю вам подарить свои изделия малышам, чтобы они глядя на них, учились рисовать элементы хохломской росписи. И они будут гордиться, что им подарили свои работы мастера из группы «Ласточка».

4. «Обратная связь»

Педагоги обмениваются впечатлениями о мастер-классе.

Заключение.

- Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, рус­ские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшен­ные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства ста­новятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользова­нии, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».

Эти изделия становятся как бы символом пожелания благополучия



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал