- Учителю
- Урок по теме 'Подвиг' по предмету 'Основы православной культуры'
Урок по теме 'Подвиг' по предмету 'Основы православной культуры'
Тема урока: Подвиг во имя людей и веры. (2 урок)
Цель урока: воспитание патриотизма и гражданственности, активизация духовно-нравственного воспитания.
Задачи урока:
- развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого нашей страны;
- передать уважение к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству.
- продолжить работу по формированию понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.
Должны уметь: объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества, называть имена воинов, защитников Отечества, иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести.
Оборудование: составлена электронная презентация, Глоссарий, рабочая тетрадь, карточки
Ход урока
I. Организационный момент
II. Знакомство с новым материалом.
- Наша армия, хотя армией она стала называться не так давно - более двухсот лет назад, имеет древнюю и славную историю. Руссы - так в древности звали наших предков - были смелыми и бесстрашными воинами, которые не давали врагам возможности завоевать свои земли. О руссах византийский император в конце VI в. так писал: «...они любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению. Храбры, в особенности в своей земле, выносливы; легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище. Юноши их искусно владеют оружием». Другой византиец о руссах писал так: «Сей народ отважен до безумия, храбр, силен». Походы князя Олега, победы знаменитого военачальника Киевской Руси князя Святослава и его дружины покончили с разорительными набегами хазар, печенегов, половцев, сделали Русь сильным государством, а ее воинов - непобедимыми. Особенно прославились такие русские полководцы, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а уже в наше время маршалы Константин Жуков, Иван Конев, Константин Рокоссовский и др. Более подробно вы узнаете о них, когда будете изучать славную историю Отечества.
Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче? Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет такого человека, который бы не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». (слайд)
Но вот если многие деяния богатырей (замечу: далеко не все) есть плод фантазии составителей былин, а многие из них составлялись даже через четыреста лет после смерти персонажей, то сами герои существовали в действительности, и внесли свой вклад в историю Руси.
Так кто же они, былинные богатыри?
* Выступление ученика. Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был сыном Ивана Тимофеевича Чоботова из Муромского села Карачарово, Владимирской области. Он родился 5 сентября 1143 года. Из-за поразившей с детства немощи ног Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли Русской. Чудодейственную духовную и физическую силу Илья Муромец после исцеления использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, оставил мир, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре и затворился. Отошел Илья Муромец в Царство Небесное на 45-м году своей жизни 1 января 1188 года. К лику святых он причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.
Мощи преподобного в пещерах Киево-Печерской Лавры
День памяти празднуется 1 января. Является покровителем Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
Я иду служить за веру христианскую,
И за землю русскую,
Да и за стольный Киев град,
За вдов, за сирот, за бедных людей…..
- Защитников русской земли, Отечества, было очень много. О некоторых из них мы и поговорим сегодня на уроке.
- А что мы называем Отечеством?
- Кто такие заступники Отечества? Что они защищают?
-Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.
- А что на войне самое страшное?
- А заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества». Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. (Об этом мы уже с вами говорили на наших уроках.) Но это - когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Но есть и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.
В 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию. Посмотрите на карте, где находится Франция, а где - Россия, и вы поймете, что его вторжение не было случайной ссорой из числа тех, что нередко случаются между соседями. Он шел через всю Европу, чтобы войти в Москву.
Народы России - русские, украинцы, калмыки, татары и другие, восприняли эту войну как Отечественную и встали на защиту.
С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
- Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру - православный человек берется за оружие.
- Какими качествами должен обладать защитник? (Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает, Святой.)
- Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.
- Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Во время Великой Отечественной войны погибло более 20 млн.)
- Среди православных святых было много воинов.
- Назовите имена христианских святых воинов и героев. (Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский)
- Давайте продолжим наш разговор о святых воинах нашего Отечества.
* Выступление ученика. В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в Иисуса Христа. Противники Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его.
Измученный воин обратился с молитвой к Богу. Вдруг загремел гром и раздался голос с Небес: «Не бойся, Георгий, я с тобой!» Появилось сияние, и с небес спустился Ангел в образе прекрасного юноши. Он протянул руку Георгию и сказал: «Радуйся». Когда Ангел исчез, Георгий встал, и его раны исчезли. При виде такого чуда, все вокруг пришли в ужас. Много мучений претерпел Георгий, но ничто не смогло сломить его мужество. Страх охватил противников и они убили Георгия.
Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия - Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.
Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.
- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).
- Что делали полководцы после окончания сражения? (благодарили Бога за помощь).
Миниатюра Молитва Александра Икона Святой Сергий Радонежский
Невского в храме Святой Софии и благословляет князя Димитрия Донского
благословение его архиепископом на Куликовскую битву
перед битвой.
- В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев.
III. Словарная работа. (работа в парах)
- Я вам предлагаю найти в карточках лексическое значение следующих слов:
* что такое смелость?
* что такое героизм?
* что, как правило, совершают герои?
* что такое подвиг?
Смелость
героический поступок
Героизм
решительность, бесстрашие
Подвиг
проявление храбрости, самопожертвование
* беседа по итогам работы в парах
IV. Актуализация знаний.
- Готовясь к этому уроку, мы посмотрели художественный фильм «Александр Невский». Вспомните, какие главные слова произнес князь Александр, навсегда вошедшие в историю нашей страны?
- Помните, что и Александр Невский, и Дмитрий Донской были причислены к лику святых как защитники Отечества.
- Давайте вспомним, а кто такие святые? Почему мы их так называем?
- Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру - православный человек берется за орудие. Но при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.
- А какие поступки недопустимы даже на войне? (Нельзя добивать раненных, нельзя трогать безоружных, нельзя грабить местных жителей, если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку, законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны)
- Какая разница между личными врагами и врагами Отечества? (Христианин должен терпеть обиды, принесенные ему лично, но друзей своих, братьев, Отечество, должен защищать, жертвуя жизнью)
* Подчеркните слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: (работа в парах) смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.
V. Продолжение знакомства с новым материалом.
- А сейчас я вам хочу рассказать о воине, верном сыне своего Отечества, праведнике, не отрекшимся от веры,
Многие думают, что время мучеников прошло. Что сейчас «мир и благоденствие» и нет гонений и преследований за Имя Господа нашего Иисуса Христа. Но это не так. И в наши дни, сегодня, сейчас множество христиан свидетельствуют о своей вере Христу перед лицом преследований, страданий и даже смерти. Это те, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих... иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин».
Евгений Александрович Родионов призван в армию в 1995 году, службу проходил в пограничных войсках. Учебное подразделение проходил в г. Озерске Черняховского района Калининградской области, воинская часть № 2631 (ныне расформированная учебная часть пограничных войск РФ). После учебного подразделения попал на пограничную заставу на границе Ингушетии и Чечни.
13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала «Чеченской Республики Ичкерия» Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.
Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову было предложено снять нательный крест и принять ислам. После отказа Евгению Родионову живому отрезали голову.
Тело Евгения его мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза.
Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова.
Евгений Родионов награждён орденом Мужества и орденом «Слава России» посмертно.
21 октября 2008 года воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви. На его могилу едут с Поволжья, Чувашии, Украины. О нем знают в Америке, Японии, Германии, на Кавказе. В Сербии его называют Евгением Русским. Его любят солдаты, его помощи просят в тюрьмах. Написано 160 икон воина-мученика Евгения, они появились в 26 храмах России. Некоторые из них мироточат.
На могиле Жени написано: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года». Однажды на могилу Жени приехал ветеран Великой Отечественной войны. Сняв с себя фронтовую медаль «За отвагу», ветеран положил ее на могилу и сказал: «Он душу России спас!»
VI. Обобщение и систематизация изучаемого материала
- Сегодня на уроке вы услышали рассказы о людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.
- А как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?
- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д., кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).
- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)
- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?
- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.
- Духовный подвиг - это тяжелейшая борьба за чистоту своей души с грязными мыслями, воспоминаниями, мечтами, для того чтобы внутренний мир человека был чист и светел. Только в таком сердце будет обитать Бог - Источник Света, Жизни и Добра. И эта духовная битва несет подлинное счастье самому христианину и делает добрее и светлее мир, в котором он живет. В этом суть христианского духовного подвига.
* Работа с пословицами в парах.
- Прочитайте записанные на листочках начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл пословиц.
Жизнь дана… (на добрые дела) Добро творить -… (себя веселить)
Доброе дело … (без награды не останется) Добра желаешь, … (добро и делай)
Доброго человека … (в красный угол сажают)
Умелый воин не … (дрогнет в бою)
Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)
Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)
За край родной иди … (бесстрашно в бой)
Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)
- Как эти пословицы соотносятся с темой нашего урока, с поступками наших предков?
VII. Рефлексия.
- Как православная церковь относится к воинам? Почему?
- Назовите воинов-героев, ставшими святыми.
* Обсуждение пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры»
VII. Домашнее задание.
Заполнить таблицу
Воины Христовы
«ратный подвиг»
«духовный подвиг»
Дополнительный материал для самостоятельного чтения
Подвиг ратный, Подвиг духовный. Церковь и армия в годы войны
Петербургский протоиерей Борис Кириллов в «Чудесах от Казанской иконы Божией Матери» пишет: «Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме:
1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которым молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию, Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: « Я не оставлю Россию».
2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоять перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: «Я не оставлю Россию».
3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним». - Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню...» Старец, которому было видение, почил в Псково-Печерском монастыре, прожил около ста лет.
Началась страшная война, в которой враг имел единственную цель: уничтожить Россию, Святую Русь, уничтожить народ России, стереть с лица земли самое понятие - Россия. Тогда произошло событие, имеющее огромное значение для судеб России, а может быть, и для всего мира. Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, но они совершаются постоянно, только нужно быть в молитве. Не часто такое было в истории народов и потому они должны оставаться в памяти людей для нашего укрепления, утверждения в вере и надежде, что не оставлены Промыслом Божиим. Речь будет идти об иконе Божией Матери.
Стояла зима 1941 г. Немцы рвались к Москве. Страна была на грани катастрофы. В те дни почти никто не верил в победу; не знали, что делать, видели только погибель, повсюду были паника, страх, уныние.
Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но, как и в 1612 г., Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви - Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа. После обращения Александра III Митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, - сдавать нельзя. Пусть вынесут, - сказала Она, - чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее, город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе, и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время, от основания города была Заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дорогам валялась брошенная техника и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так наз. «Малая земля»).
Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. Как умиленно и радостно многие принимали все это!
Пришло время славной древности Российской! Какие были молитвенники на Русской земле! И Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяя в них ужас. Рассказы о чудесных случаях приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Божией Матери. Произошло это во время штурма Кенигсберга в 1944 г. Вот, что рассказывает офицер, бывший в самом центре событий битвы за этот город-крепость: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут...» Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!» И еще один факт. Киев - матерь городов русских - был освобожден нашими войсками 22 октября - в день празднования Казанской ионы Божией Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И это было весьма знаменательно для народа России: отсюда началась Русь наша; здесь произошло Крещение нашего народа, который избрал навсегда Христианство, Православную Веру! Вся истинная сила и все истинное счастье Русского народа - в Православной Вере!
20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто и в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин.
Церковь благословила Отечественную войну Русского народа и Благословение это было утверждено на Небе. От Престола Всевышнего и возгорелся дух России!.. Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем! Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорил перед боем: «С Богом!». Один офицер, сидевший на связи с летчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушниках, так пилоты горящих самолетов кричали: «Господи! Прими с миром дух мой!..»
Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси в Богоявленский собор, где стояла всю войну та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая была с ополчением 1612 г. Наступило время возвращения Веры на Русской земле, как и предсказывали наши святые.
Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 г. освобожден Тихвин. Можно припомнить и более ранние факты заступничества Царицы Небесной за Россию. В день празднования иконы Владимирской Божией Матери Тамерлан повернул домой из России (1395); произошло знаменитое Бородинское сражение. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, а в Рождество Христово 1812 г. последний неприятельский солдат покинул пределы Отечества.
Келейник Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архимандрит Иоанн (Разумов): «В день Богоявления 19 января (1943 г.) митрополит Сергий возглавил крестный ход на Иордань. Это были дни решающих боев за Сталинград, и Владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. Неожиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2-е февраля 1943 года Владыка, пересилив свой недуг, попросил келейника помочь ему подняться с постели. Встав, он с трудом положил три поклона, воссылая благодарение Богу. Когда келейник помогал ему снова лечь в постель, митрополит Сергий сказал: «Господь воинств, сильный в брани, изложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Утром радио передало весть о разгроме немецких войск под Сталинградом».