7


  • Учителю
  • Программа работы со способными детьми по математике 1 класс

Программа работы со способными детьми по математике 1 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов

Спасского муниципального района РТ»































РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



«Математика для любознательных» 1 класс







Год разработки: 2016





Срок реализации программы : 1 год





Составлена на основе: Примерной образовательной программы начального

общего образования





Программу составила : Титова Татьяна Александровна, учитель начальных

классов высшей квалификационной категории

















Пояснительная записка

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить!



В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Программа представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает первокласснику легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Программа «Математика для любознательных» направлена на общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания у ребенка проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем, а затем и самостоятельное движение от вопроса к ответу - это возможность научиться рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому найти выход - ответ. Содержание программы обеспечивает преемственность как с традиционной программой обучения, так и с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Каждое занятие наполнено богатым историческим материалом, энциклопедическими сведениями в математических заданиях. Задания с природоведческим и историческим сюжетом позволяют детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, расширяют их кругозор, обогащают активный словарный запас. В программу включены различные приемы и задания,способствующие развитию критического мышления первоклассников. Это «Мозговой штурм», приемы «Верите ли вы?», «Толстые и тонкие вопросы», «Кубик» и т.д. Такие приемы дают возможность усвоить важные моменты, создают условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Программа рассчитана на 33 учебных недели с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35-40 минут. Содержание программы составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.



Цели программы:

  • создание условий для формирования интеллектуальной активности;

  • развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.



  • Задачи программы:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  • развитие памяти, личностной сферы.



Основные направления содержания деятельности:

для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:

-информационно- коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология развивающего обучения.



Ожидаемые результаты

- повышение интереса учащихся к предмету математика;

- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

- развитие коммуникативной компетентности школьников.













Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками.



Предметные:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.



Метапредметные:

Регулятивные:

- целеполагание;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.



Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез- составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;



Коммуникативные:

- включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Данная рабочая программа позволит сформировать систему работы с одаренными и мотивированными детьми, развить их интеллектуальные и творческие способности с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.



































































Содержание изучаемого курса



Числа. Арифметические действия. Величины. (7 часов)

  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

  • Решение и составление ребусов, содержащих числа.

  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

  • Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом

шахматного коня и др.).

  • Занимательные задания с римскими цифрами.

  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. .

Математические игры. (8 часов)

  • Игры-соревнования: «Веселый счёт» ; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

  • Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние

карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.

  • Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20.», «Вычитание в пределах 10; 20».

  • Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 20» и др.

  • Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» .

Мир занимательных задач (8 часов)

  • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

  • Решение олимпиадных задач, соответствующих возрасту школьников.

  • Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика (9 часов)

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента по образцу, по собственному замыслу.



Итоговое занятие - 1 час. Подведение итогов работы за учебный год.







































Учебно - тематическое планирование



п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

План

Факт

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Математические пирамиды.



2

Математика - это интересно.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки).





3

Числа - великаны. Загадки - смекалки.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Игра «Не собьюсь!».





4

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.





5

Сообрази. Узнай цифру.

Царство математики. Игра «узнай цифру».





6

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».



7

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.



8

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.



9

Семь чудес света

Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее?»





10

Конструирование многоугольников из деталей танграма



Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.



11

Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.

Работа в парах. Игра «Не подведи друга».







12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.



13

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.



14

Математическая викторина

«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой».





15-16

Лего - конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.







17

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.



18

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.



19

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий - вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11 . 2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.



20

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.



21

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.



22

Конкурс Знатоков математики

Игра «Кто хочет стать математиком?»



23

Весёлые задания

В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы.



24

Спичечный конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.



25



26

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».



27

Математический КВН

Групповая работа, игра - соревнование.





28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».



29

Математический аукцион

Секреты задач. Решение нестандартных задач.





30

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.





31



Числовые головоломки



Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).





32





Час весёлой математики

Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, лиц - опрос.

Работа в группах, оценивание подборки материала.





33

Итоговое занятие.

















































































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА





  1. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20». - М. : Творческий центр, 2009

  2. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки. Занятия по развитию пространственных представлений». - М. : Творческий центр, 2009

  3. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки. Рабочая тетрадь»- М. : Творческий центр, 2009

  4. Уткина Н.Г. «Дидактический материал по математике 1 кл». - М, АРКТИ, 2010

  5. Набор книг из серии «Математика»

- «Сравнение чисел»

- «Установи последовательность»

- «Угадай число»

6. Журнал «Начальная школа» 2014г

7. Интернет - ресурсы.

























































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал