- Учителю
- Исследовательская работа Реликвия Тундутова
Исследовательская работа Реликвия Тундутова
Исследовательская работа
на тему: Родовая реликвия и родовое имение Данзана Тундутова
Выполнила: МоролдаеваАмуланга
Руководитель: Гадеева Н.Ц.
2016 год
Цель:1)ознакомиться с родовой реликвией и родовым имением Данзана Тундутова;
2)собрать информацию о княжеском роде Тундутовых;
3)проанализировать собранные информации, способствовать
сохранению памятников истории.
Календарный план работы над исследовательской работой:
Октябрь: составление плана
Ноябрь: сбор текстовой информации, фотографий, посещение усадьбы Тундутовых
Декабрь: посещение музея
Январь: отбор и распечатка информации
Февраль: монтаж фильма, презентация
План работы:
I. Введение
1.Родился воин Данзан Тундутов
2.В Москве увековечен памятник ДанзануТундутову
II. Основная часть
1. Встреча с реликвией
2. Путешествие по усадьбе
III. Заключение
I.Введение
При изучении истории всей страны или области не так ощущается
причастность к своей собственной истории, к своим собственным
корням. Но когда мы выполняем работу по изучению родного села,
родного уголка, мы гораздо глубже ощущаем эту причастность к
предмету изучения. Ведь читать или писать о тех местах, которые
далеко от тебя, которые ты если и видела, то лишь во время
экскурсий, это одно. Но писать про те места, которые ты видишь
каждый день, в которых выросла ты и твои предки - это совсем
другое. Лишь в этом случае ты понимаешь, что изучаешь собственную
историю.
</ Яркими представителями калмыцкого народа, хранителями
старинных калмыцких традиций и высшими наставниками считали род
Тундутовых.
Семья Тундутовых
1) Данза́н Давидович Тунду́тов, (1888 год - 7 августа 1923 года) - калмыцкий князь-нойон из рода чорос, правнук Джамба-тайши Тундутова, участник Первой мировой войны, атаман Астраханского казачьего войска в годы Гражданской войны, первый из калмыков, удостоенный ордена Почётного легиона, сын известного мецената Церена-Давида Цаджиновича Тундутова.
В 1906 году закончил Катковский лицей и в 1908 году - Пажеский корпус, по окончании которой был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк.
Во время Первой мировой войны служил адъютантом Верховного Главнокомандующего на германском фронте. С 1915 года был адъютантом командующего Кавказским фронтом Великого князя Николая Николаевича.
16 марта 1917 года Тундутов прибыл в Астрахань с Кавказского фронта для участия в съезде калмыцкого народа.
25- 26 марта 1917 года на первом съезде калмыцкого народа в Астрахани нойон Данзан Тундутов был избран членом Калмыцкого исполкома (ведающим делами коневодства), главного органа управления.
16 мая 1917 года Данзан Тундутов вместе с калмыцким общественным деятелем Номто Очировым по поручению Центрального комитета по Управлению калмыцким народом отправился в Петербург, чтобы заявить протест Временному правительству по поводу раздела Калмыцкой степи Астраханской губернии (ныне Республика Калмыкия)
В мае 1918 года Тундутов прибыл в Грузию в качестве представителя Юго-Восточного союза на Батумскую конференцию Закавказской федерации и Грузии как атаман Астраханского казачьего объединенного с калмыцкими войсками.
В октябре 1919 года на калмыцком съезде в Элисте Тундутов был
арестован представителями Деникина и вместе с Очировым был вновь
выслан Деникиным с территории, занимаемой ВСЮР.Тундутов эмигрировал
в Европу.
Князь Данзан Тундутов
2) В ноябре 1922 года поверив письму генерала Брусилова А.А. к
чинам Белой армии и поддавшись на обещание амнистии, которую
предлагало бывшим чинам Белой армии и эмигрантам коммунистическое
правительство СССР, он вернулся в Россию и был арестован Восточным
отделом ГПУ и после 17 дней заключения был освобождён.
14 апреля 1923 года Данзан Тундутов был снова арестован.
Постановлением судебного заседания Коллегии ГПУ от 2 августа 1923
года Данзан Тундутов был приговорён к расстрелу. 7 августа 1923
года Данзан Тундутов был расстрелян во дворе московской Яузской
больницы, которая в то время была ведомственной больницей ГПУ. В
настоящее время во дворе Яузской больницы находится Памятник
жертвам политических репрессий, расстрелянным в 1921-1926 гг. На
этом камне укреплена табличка, на которой указано имя Данзана
Тундутова.
После расстрела Данзана Тундутова его жена Ксения Александровна
урождённая Бригер (дочь генерала Бригера) вместе сыном Николаем
вернулась в Германию.
Заключением Генеральной прокуратуры от 13 марта 1993 года, на
основании Закона РСФСРот 18 октября 1991 года, Данзан Тундутов был
полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.
II. Основная часть
Встреча с реликвией
Осенью 2015 года, находясь в г. Элиста, я со своей мамой посетила
благотворительный фонд им. Номто Очирова. Основателем этого фонда
является родная племянница Номто Очирова Нина Санджарыковна
Уланова. Меня заинтересовал один предмет, который передали мои
родственники по маминой линии - это навершие родового флага Данзана
Тундутова. Нина Санджарыковна рассказала мне историю этой реликвии:
«Мой отец, Санджарык, работал в имении Данзана Тундутова и был
«правой рукой» князя. Когда началась Гражданская война, вся усадьба
была разгромлена, молодому князю нужно было спасти свой родовой
флаг, он вскрикнул: «Дееркнь ав - Забери верхушку, через 200 лет мы
за ним вернемся.» Дальше мой отец передал навершие дяде моей
матери, Манджи. Он сохранил его в завалинке. А тот в свою очередь
передал своей дочери, Менкеевой Бамбе. Во время Великой
Отечественной Войны навершие передали моему троюродному брату
Канду. В сибирской ссылке это навершие у Канду отобрал комендант,
думая, что оно имеет золотое покрытие. Через несколько лет его
вернули нам, но оно было исцарапано, так как с него снимали пробу.
Вот так навершие вернулось на свою Родину!»
Вот что об этом навершии написал в газете Хальмг үнн в статье
«Встреча с реликвией» И. Борисенко, член подкомиссии по символике
Конституционной комиссии Верховного Совета Калмыцкой ССР - Хальмг
Таңһч:
«С предметом, который вы видите на нашем снимке, я ознакомился
недавно. Временно он сейчас находится у жительницы Элисты, Нины
Улановой.Доставили его сюда в связи с проводившемся в республике
юбилеем Номто Очирова.Предмет был привезён с родины ученого - села
Червленого Волгоградской области, где хранился у родственницы,
Улановой Бамбе Менкеновой.
При ознакомлении я сразу обратил внимание на форму предмета. Она
указывала, что перед нами старинное навершие знамени, втулка
которого имеет специальные три отверстия для крепления его к
древку.Подтвердилось это и в беседе с Улановой.Она сказала, что
данная реликвия идет от известного в Калмыкии рода Тундутовых.
Передавалась она из рук в руки под названием «тугин бумб», т.е.
навершие знамени. Для степняков это была святыня. Они ее почитали,
бережно хранили. В одно из тяжелых времен «тугин бумб» пришлось
побывать в фундаменте жилища. Он «прошел» Сибирь. Сохранился.
При упоминании Тундутовых в голову пришла мысль, что следует
обратиться к периоду Отечественной войны 1812 года. Решил полистать
книгу Григория Прозрителева «Военное прошлое наших калмыков»,
вошедшую в Ставрополе - на Кавказе к 100-летиюназванной войны. Там
есть несколько страниц с описанием тех боевых знамен, под которыми
астраханские калмыцкие кавалерийские полки( первый и второй )
участвовали в войне 1812 года. Об одном из них говорится так: «
Древко знамени имеет 2 ½ сажни длины, верхушка его украшена
позолоченным наконечником..» Наконечник из Червленого тоже
позолоченный. Причем золотая мощная. Она крепко покрывает всю
12-сантиметровую бронзовую поверхность «тугин бумб», его втулку с
двумя узорчатыми венцами, шейку и сам язык наконечника. Чувствуется
старая работа.
Не знаю, как в дальнейшем, но начальные разыскания указывают на то,
что данное навершие, как я предполагаю, идет от старого знамени, от
знамени первого астраханского полка, которым, как известно, в 1812
году командовал Джамбо Тундутов.
Встреча с реликвией
Путешествие по усадьбе
В середине 19 века часть территории (ныне с. Червленое) была
приобретена нойоном князем Церен-Давидом Цанджиновичем Тундутовым .
Основные владения Церена Давида были в Малодербетовском улусе,
часть которого располагалась на территории нынешнего Светлоярского
района Волгоградской области. Усадьба Тундутовых с усадебным домом
- «дворцом в 60 окон», парком в английском стиле, фонтанами,
прудами, где разводилась рыба, садами, виноградниками находилась
вблизи поселка Червленое (бывшее урочище Зоста). Именно он посадил
здесь прекрасный парк, построил свою летнюю резиденцию.
В конце 19 века была построена железная дорога . Вот как об этом
пишет в своей работе «История села Червленое» уроженец села
Червленого ученый востоковед Номто Очирович Очиров: «Свисток
паровоза разбудил калмыцкую степь». Именно со станции Тундутово в
Москву отправляли арбузы, яблоки, пшеницу, а также отличных
скаковых лошадей.
В ходе революции и гражданской войны червленовские степи побывали и
под белыми и под красными, на гражданском кладбище находится
захоронение героев гражданской войны (к сожалению, имена их
неизвестны).
По воспоминаниям старожилов, у Тундутовых был свой фамильный склеп.
Рассказывают, что когда у одного из князей умерла любимая дочь, то
отец похоронил её в самой глубокой нише, куда высыпал много золотых
монет. Все, кто навещал имение князей, в знак почтения к памяти
юной княжны оставляли в склепе золото. Склеп был уничтожен в годы
революции красноармейцами. Они разрушили усадьбу, сожгли редкие
книги из библиотеки князей, буддийские святыни.
В рамках проведения планомерной работы по сохранению и возрождению
наследия предков, для упрочнения дружбы между народами России, в
настоящее время калмыцким общественным благотворительным Фондом
культуры «Наследие» им. Номто Очирова проводится работа по
восстановления в с. Червленое «Усадьбы князей Тундутовых». Это
беспрецедентный мега-проект, целью которого является воссоздание
святыни калмыцкого народа - усадьбы князей Тундутовых и придание ей
нового функционального наполнения, используя отреставрированные
постройки и воссозданный ландшафтный «тундутовский» парк
как-культурный туристический и религиозный центр, привлекательный
для туристов, буддистов, художников из Азии и Европы.
Когда я посетила усадьбу Тундутовых, на возвышенности я увидела
буддийскую ступу просветления, она охраняется государством и была
торжественно открыта в 2010 году. Недалеко от ступы находится
священное дерево, корни которого проросли сквозь фундамент прежней,
разрушенной некогда ступы. Это «дерево желаний». Здесь существует
поверье: если человек пришел к нему с чистыми помыслами, завязал
ленточку на дереве и попросил о чем-либо хорошем, то его желание
исполнится.
В парке очень красиво и живописно, здесь растут много деревьев,
некоторые из них посадили сами Тундутовы - березы, тополя, дикие
яблони, груши, дубы, смородины, шиповники, боярышники.
На крайней алле парка находится фонтан, как и усадьба он выполнен в
стиле русского дворянства.
Усадьба Тундутовых
III.Заключение
Пышное древо старинного рода Тундутовых, уходящего в далекую
Джунгарию, сгорело в огне революции. В годы революции и гражданской
войны, - по расчетам ученых историков, - калмыки потеряли до 50
процентов своего состава. На протяжении 300 лет род калмыцких
князей Тундутовых правдой и верой служил Отечеству. Историки
называют этот период «золотым» во взаимоотношениях калмыцкого и
русского народов.
Исследуя территорию усадьбы Тундутовых, я поняла, что это место
является памятником истории для моего народа. Я считаю, что усадьба
князей Тундутовых должна охраняться государством. И надеюсь, что со
временем она будет полностью восстановлена.
Маленький князь Данзан Тундутов Мать Данзана Тундутова - Эльзята
Княжеский дом Тундутовых
Усадьба Тундутовых
Буддийская ступа Просветления
Фонтан усадьбы
Самый старый дуб усадьбы
Встреча с реликвией
Источники
1. « Историко-краеведческий музей МДГ им. Б.Б. Бадмаева» - Бастаева
В.Б.
2. «Первые шаги в науку» - Бастаева В.Б.
3.www.komandirovka.ru
4.www.uistoka.ru
5.www.altsarepta.ru
6.vlg-bloger-club.livejournal/com/