7


  • Учителю
  • Внеурочная деятельность Путешествие в компьютерную долину2ла

Внеурочная деятельность Путешествие в компьютерную долину2ла

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 2087

"Многопрофильный образовательный комплекс

"Открытие""























Рабочая программа внеурочной деятельности курса



«Путешествие в компьютерную долину»

Курс для 1-4 классов (134 часа)



Учитель: Конюхова Н.В.

Лепехина С.В.



Количество часов по программе - 34

Количество часов по учебному плану - 34

Количество часов в неделю - 1

Введение.

В настоящее время в образовательной политике многих регионов России, в частности Самарской области, происходят изменения в постановке целей образования, затрагивающие содержание образования. Департамент науки и образования Самарской области производит модернизацию системы образования региона, направленную на компетентностно - ориентированное образование. В качестве приоритета региональной системы общего образования акцент делается на формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:

  • готовность к решению проблем;

  • технологическая компетентность;

  • готовность к самообразованию;

  • готовность к использованию информационных ресурсов;

  • готовность к социальному взаимодействию;

  • коммуникативная компетентность.

В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс.

Задача обучения информатики и информационных технологий в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Данная программа по курсу новые информационные технологии «Компьютерная азбука» рассчитана на 1-4 классы начальной школы.

Этот курс носит пропедевтический характер. И, конечно, простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела может быть разнесено по всему курсу обучения и идет поэтапно по мере подготовки учащихся.

Программа курса рассчитана на следующее количество часов:

  • 1 класс - 32 часа ( 1 раз в неделю );

  • 2 класс - 34 часа ( 1 раз в неделю );

  • 3 класс - 34 часа ( 1 раз в неделю );

  • 4 класс - 34 часа (1 раз в неделю).











Пояснительная записка

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Очень важна роль курса информатики и информационных технологий в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок в интересную игру.

Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая.

В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.

Введение курса «Компьютерная азбука» в значительной мере восполняет этот пробел. Уроки информационной технологии, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.

Основная цель курса информационных технологий - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

При построении курса поставлены следующие задачи:

  • знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;

  • умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;

  • формирование операционного стиля мышления;

  • умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;

  • формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.

В программе курса «Компьютерная азбука» можно выделить следующие основные разделы:

  1. Информация вокруг нас.

  2. На пороге компьютерной грамотности.

  3. Компьютер - универсальное средство обработки информации.

  4. Алгоритмы в компьютерной графике.





Программа курса



1 класс 32 часа

1. Информация вокруг нас - 19 часов.

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах. Работа с мышью, на клавиатуре. Конструирование.

2. На пороге компьютерной грамотности -13 часов.

Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера. Знакомство с текстовым редактором Word, графическим редактором Paint. Проекты (по выбору учителя в графическом редакторе Paint):

  • Создание своего компьютера.

  • Моя семья.

  • Мои друзья.

  • Наша сказка.

  • Наш класс.







2 класс 34 часа

1. На пороге компьютерной грамотности - 14 часов.

Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с дисплея. Компьютер как вычислительное устройство. Текстовый редактор Word (выделение, копирование, удаление фрагментов текста). Вставка в документ рисунков из коллекции объектов WordArt.

2. Компьютер - универсальное средство обработки информации - 19 часов.

Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор Paint. Система графических меню. Проекты (по выбору учителя в графическом редакторе Paint):

  • Мой словарь (упорядочение объектов слов в словаре).

  • Юный филолог (построение текстов).

  • Природа вокруг нас.

  • Что у нас во дворе?























3 класс 34 часа

1. На пороге компьютерной грамотности - 19 часов.

Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с дисплея. Текстовый редактор Word (создание списков, колонок для текста), знакомство с редактором PowerPoint (создание презентаций, настройка презентации для демонстрации).

2. Компьютер - универсальное средство обработки информации - 14 часов.

Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска. Работа с редактором PowerPoint. Проекты (по выбору учителя в редакторе PowerPoint):

  • История моей семьи (генеалогическое дерево).

  • Ты организатор соревнований (создание таблиц турнира).

  • Наш город.

  • Поздравления или мини сочинения.

  • Чему мы учились, тому научились.



















4 класс 34 часа

1. Алгоритмы в компьютерной графике - 7 часов.

Понятие сценария. Основные типы алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический) и их реализация на языке сценариев.

Требования к знаниям и умениям.

2. На пороге компьютерной грамотности - 24 часа.

Компьютер как средство работы с информацией. Компьютер как вычислительное устройство. Знакомство с программой Publisher (coздание Web-сайта), работа с ресурсами Интернет, создание почтового ящика, правовые и этические нормы информационной деятельности. Проекты (по выбору учителя в программе Publisher):

  • Мой Интернет.

  • Наша страна.

  • Мир моих увлечений.

  • Я научился.

3. Информация вокруг нас - 2 часа.

Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией?





















Требования к знаниям и умениям учащихся



1. Информация вокруг нас.

Учащиеся должны знать:

  • понятие информации, многообразие ее форм,

  • носители информации,

  • информационные процессы (передача, обработка, хранение информации).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов;

  • приводить примеры носителей информации.

2. На пороге компьютерной грамотности..

Учащиеся должны знать:

  • назначение основных компонентов компьютера;

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в режиме микрокалькулятора;

  • пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские, латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы; удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода);

  • пользоваться прикладными программами.





3. Компьютер - универсальное средство обработки информации.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и основные возможности графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • «вырезать», «склеивать» и «стирать» произвольные части изображения;

  • применять для рисования произвольные «краски» и «кисти»;

  • запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение;

  • масштабировать (изменять размеры) рисунки;

  • добавлять к рисункам текст.

4. Алгоритмы в компьютерной графике.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и функции редактора сценариев.

Учащиеся должны уметь:

  • загружать и сохранять сценарий компьютерного фильма;

  • просматривать сценарий полностью и частично;

  • конструировать собственный сценарий.



Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах:

Демонстрационная - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

Фронтальная - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

В курсе «Компьютерная азбука» для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

Особое внимание в курсе информационных технологий уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы. Опыт работы показал, что гуманитаризация задач порождает подъем интереса детей к информационным технологиям.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учеников.

При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим является девиз: «Твори, выдумывай, пробуй»

Программное обеспечение, используемое для обучения в начальной школе, - это пакеты программ, компьютерная программа «Мир информатики», текстовый редактор Word, графический редактор Paint, создание презентаций в PowerPoint, сайтостроение в Publisher, программы и методические разработки учителя.

Учебный план на 4 года.



13

14

19

24

3

Компьютер - универсальное средство обработки информации.



0

19

14

0

4

Алгоритмы в компьютерной графике.



0

0

0

7

5

Информация вокруг нас.



18

0

0

2



Всего часов:

32

34

34

34















Тематическое планирование

1 класс (32 часа)





Информация вокруг нас 18 ч





2

1 ч

Применение компьютеров.



Вводный урок

3

2 ч

Компьютер и его основные устройства.



Занятие-игра

4

3 ч

Системный блок.



Занятие-игра

5-6

4-5 ч

Работа с мышью.



Занятие-игра

7-8

6-7 ч

Работа с мышью.



Занятие-практикум

9-10

8-9 ч

Рабочий стол. Пиктограммы.



Комбинированное занятие.

11-12

10-11 ч

Клавиатура, работа на клавиатуре.



Занятие-интегрированное.

13-16

12-15ч

Клавиатура, работа на клавиатуре.



Занятие-игра.

17-18

16-17 ч

Клавиатура, работа на клавиатуре.



Занятие-практикум.

19

18 ч

Конструирование. Работа с мышью.



Занятие-тренинг.





На пороге компьютерной грамотности 13 ч





20-21

1-2 ч

Хранение информации. Файлы и папки. Создание папок.



Комбинированное занятие.

22-25

3-6 ч

Знакомство с текстовым редактором WORD. Создание документов. Сохранение и открытие документов.



Занятие-игра

26

7 ч

Оформление текстов. Шрифты.



Занятие-практикум.

27-30

8-11 ч

Знакомство с графическим редактором PAINT. Загрузка и сохранение документов. Копирование и перемещение частей рисунка, отображение, поворот.



Занятие-игра

31-32

12-13 ч

Мир компьютеров. Проект (по выбору)



Смотр-знаний

Итого

32 часа















Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения

2 класс (34 часа)





Вводный урок





Алгоритмы в компьютерной графике 7 ч





2

1

Исполнитель.



Вводное занятие

3

2

Цепочка выполнения команд исполнителя.



Занятие - игра

4

3

Цепочка выполнения команд исполнителя.



Занятие - игра

5

4

Игры. Правила игры.



Комбинированное занятие

6-7

5-6

Решение задач по изученной теме.



Занятие-практикум

8

7

Использование деревьев при решении задач.



Занятие проблемное





На пороге компьютерной грамотности 24 ч





9-12

1-4

Работа в Интернете. Поиск и скачивание информации. Как ориентироваться в Интернете. Электронная почта. Информационная безопасность.



Занятие-тренинг

13

5

Создание собственной библиотеки ссылок на ресурсы Интернета.



Занятие интегрированное

14-17

6-9

Знакомство с программой Publisher. Создание Web - страниц на основе гипермедиа-сочинения



Лекция с опорой на презентацию

18-19

10-11

Создание гипермедиа-сочинений. Проект (по выбору).



Подготовительный этап.

20-21

12-13

Создание гипермедиа-сочинений. Проект (по выбору).



Творческая работа в группах

22

14

Защита проекта (по выбору).



Защита проекта

23-24

15-16

Создание гипермедиа-сочинений Проект «Мир моих увлечений»



Подготовительный этап

25

17

Создание гипермедиа-сочинений Проект «Мир моих увлечений»



Творческая работа в группах

26

18

Защита проекта «Мир моих увлечений»



Защита проекта

27

19

Работа с простейшими исполнителями. Использование конструкций «Повтори».



Практикум

28

20

Подготовка гипермедиа-сочинения. Проект «Я научился».



Подготовительный этап.

29-30

21-22

Подготовка гипермедиа-поддержки выступления Проект «Я научился».



Самостоятельная творческая работа

31

23

Проведение выступления с опорой на самостоятельно созданную гипермедиа-поддержку. Подготовка к защите проекта.



Самостоятельная творческая работа

32

24

Защита проекта



Смотр знаний. Презентация





Информатика вокруг нас 2 ч





33

Информационные ресурсы общества.



Беседа

34

2

Правовые и этические нормы информационной деятельности.



Лекция с опорой на презентацию

Итого

34 ч















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал