7


  • Учителю
  • Рабочая программа внеурочного модуля Мой друг - компьютер

Рабочая программа внеурочного модуля Мой друг - компьютер

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Принято на педагогическом «Утверждаю»

совете № ___ от «___» ___ 20 г. Директор школы

________________ Н.В. Матвеева

Приказ №_ от «___» ____________ 2016 г.









Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области













Программа внеурочной деятельности

«Мой друг- компьютер»

для учащихся 1 класса

на 2016-2017 учебный год









Тип программы: модифицированная

Возраст обучающихся: 7 лет

Срок реализации программы: 1 год



Разработала программу: Овчаренко И.А.,

учитель начальных классов















Россошь- 2016г

Пояснительная записка



Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Актуальность настоящей образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительной образовательной программы «Мой друг - компьютер» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Мой друг - компьютер» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.

Основной целью дополнительной образовательной программы «Мой друг - компьютер» является:

подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности;

освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Мой друг - компьютер»:

  • формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

  • ормирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;

  • формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;

  • формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;

  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы: системность; гуманизация; междисциплинарная интеграция; дифференциация; дополнительная мотивация через игру;

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные

    с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения

в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг - компьютер» - игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Оснащение учебного процесса:



Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 1 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.

Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 2 -4 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.

Т.П.Первин "Зимние вечера"

Пакет «Роботландия»

«Игры и задачи, 1-4 классы - 1С: Образование. Дом»

CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий.

CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.













Тематическое планированиеНекоторые устройства и возможности персональных компьютеров - сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер?

Просмотр презентации, подготовленной педагогом. Пакет «Фантазия», программа "Демонстрация"

2

12.09

19.09

4.

Понятие и назначение курсора.

Управление мышью.

Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером

1

26.09

5-6.

Клавиатура.

Упражнения из серии «Ловкие ручки»

Работа с программой «Клавиатурный тренажер»

2

03.10

10.10

7-9.

Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы.

Работа в среде графического редактора Paint

3

17.10

24.10

07.11



Формальное описание предметов



9



10.

Выделение существенных признаков предмета

Пакет «Winter», программ «Кто с нами»

1

14.11

11-12

Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное

Пакет «Фантазия», программа «Третий лишний»

2

21.11

28.11

13-14

Выявление закономерностей в расположении предметов

Пакет «Фантазия», программа «Игры со словами»

2

05.12

12.12

15

Понятие множества

Пакет «Фантазия», программа «Множества»

1

19.12

16-18

Вложенность и пересечение множеств

Пакет «Фантазия», программа «Множества»

3

09.01

16.01

23.01



Введение в логику



14



19-20

Упражнения на развитие внимания

Пакет «Фантазия», программа «Внимание»

2

30.01

06.02

21-22

Логика и конструирование

Пакет «Фантазия», программа «Россыпь»

2

13.02

20.02

23-24

Симметрия

Пакет «Фантазия», программа «Зазеркалье»

2

27.02

06.03

25-26

Пропедевтика отрицания

Пакет «Фантазия», программа «Внимание», рисование по образцу

2

13.03

20.03

27-28

Закономерность в ряду предметов или чисел.

Пакет «Фантазия», программа «Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма

2

03.04

10.04

29-30

Выявление причинно-следственных связей.

Пакет «Фантазия», программа «Логика», истинные и ложные высказывания

2

17.04

24.04

31-32

Решение логических задач

Пакет «Фантазия», программа «Логика», выводы из пары утверждений

2

08.05

15.05

33

Повторение. Интеллектуальный марафон « Мой друг - компьютер»

Выполнение тестовых заданий

1

22.05

Итого: 33 часа





















Список литературы

  1. Бокучава Т.П., С.Н.Тур, «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

  2. Гетманова АД. Занимательная логика для школьников. М.: Издательство МГПУ, 2006 год

  3. Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год

  4. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3-12.

  5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29-38.

  6. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17-25.

  7. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год

  8. Никольская И.Л., Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  9. Никольская И.Л., Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

  10. Сборник «Задачи для развития логики».









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал