7


  • Учителю
  • Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



02 -31

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО

начальных классов

________________

Протокол № 1

от « » августа 2016 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МС МБОУ

« Средняя школа №2»

ЕМР РТ _____________

Протокол №

от « » августа 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Средняя школа №2»

____________________

Приказ №

от « » августа 2016 г.













Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс Б

Составитель: Буркова Надежда Михайловна,

учитель начальных классов, первой квалификационной категории























Елабуга

2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ДЛЯ 4 КЛАССА

Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, учебного плана школы на 2016 - 2017 учебный год.

Обучение ведётся по учебнику: Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2015, Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2015 г., УМК «Перспектива»

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 4 классе:

  • Познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

  • Познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.

  • Познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой.

  • Познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.

  • Познакомить с одним из выдающихся музеев России - Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.

  • Способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.



Общая характеристика учебного предмета, курса

Учебный материал в программе «изобразительное искусство» представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в

целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Промежуточная аттестация в форме выставление годовой оценки

Планируемые результаты обучения изобразительного искусства в 4 классе

Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» в 4-ом классе является следующие умения:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» в 4-ом классе является следующие умения:

Регулятивные УУД:

  • Понимание учебной задачи.

  • Определение последовательности действий.

  • Работа в заданном темпе.

  • Проверка работы по образцу.

  • Оценивание своего отношения к работе.

  • Выполнение советов учителя по организационной деятельности.

  • Владение отдельными приемами контроля.

  • Умение оценить работу товарища.

  • Умение планировать учебные занятия.

  • Умение работать самостоятельно.

  • Умение организовать работу по алгоритму.

  • Владение пооперационным контролем.

  • Оценивание учебных действий своих и товарища.

  • Умение работать по плану и алгоритму.

  • Планирование основных этапов работы.

  • Контролирование этапов и результатов.

Познавательные УУД:

  • Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.

  • Овладение приемами работы различными графическими материалами.

  • Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.

  • Наблюдение природы и природных явлений.

  • Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.

  • Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.

  • Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

Коммуникативные УУД:

  • Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении.

  • Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

  • Оценивание учебных действий своих и товарищей.

Предметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» в 4-ом классе является следующие умения:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).



Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать / понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

  • названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

  • средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

  • магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы по-строения (ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента), характер элементов городецкой росписи - растительный и зооморфный, антропоморфный;

  • о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

  • названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;

  • способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

  • особенности вышивки разных регионов России;

  • традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачество;

  • понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

  • виды природных материалов, используемых в плетении;

уметь:

  • применять приемы акварельной живописи («по сырому», а-ля прима и др.), приемы получения «звучных», чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;

  • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

  • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизации);

  • соблюдать последовательность выполнения изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);

  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и им-провизацию по мотивам народного творчества;

  • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений

  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

  • комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

  • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

  • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;

  • выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;

  • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;

  • оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

  • экономно и рационально использовать материалы;

  • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

  • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

  • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира;

  • проявлять положительное отношение к процессу труда, результатам своего труда и труда других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома



Прохождение программы по изобразительному искусствуРазделы

4 класс

Виды изобразительного

искусства.

14

Азбука искусства. Как говорит искусство?

8

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

7

«Мир дизайна и архитектуры»

5

Итого

34 часа





СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ 4 КЛАССА

Раздел I Виды художественного искусства (14 ч)

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.

Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)

и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Татарстана).

Раздел II Азбука искусства. (Обучение основам художественной грамоты). (8 ч)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Раздел III Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (7 ч)

Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу ( А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя - Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Раздел IY Опыт художественно - творческой деятельности (5 ч)

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ДЛЯ 4 КЛАССА



п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Планируемые результаты

по плану

фактически

предметные

метапредметные

личностные



1.

«Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.

Л.Бородская «Овёс», А.Куинджи «Север»

1















Создавать элементарные композиции на заданную тему. Наблюдать природу и природные явления. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости

Работать с учебником и творческой тетрадью, отображать в рисунке свои представления о многообразии мира

Контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов.

Уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании представлений о мироздании, приводить примеры пословиц, отвечать на вопросы, делать выводы.

Восприятие и выражение в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение к нему; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народного представления о мире, запечатленного в произведениях живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства.

2.

Древо жизни - символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень

И.И. Шишкин и «Упавшее дерево» карандаш, А. Саврасов «Дубы на берегу»

1





Расширят представление об одном из символов-образов искусства - древа. Узнают о связи между явлениями и объектами природы и их художественным отображением в произведениях живописи, графики, народного искусства.

Контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов.

Уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании представлений о мироздании, приводить примеры пословиц, отвечать на вопросы, делать выводы.

Сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства; бережно относятся к реликвиям (общенациональным и семейным)



3.

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет

Ф.Васильев «Болото в лесу. Осень», А.Саврасов «Просёлок», И. Левитан»Избушка на лугу», Н. Ромадин «В родных местах Есенина»

1





Жанры изобразительного искусства. Классический русский пейзажи И. Шишкина, А. Саврасова,

И. Левитана, Ф. Васильева. Графический пейзаж. Дерево как символ Родины.

Овладеют приемами композиционного построения пейзажа с изображением деревьев, графических навыков, в передаче замысла художественными средствами

Сформированность первоначальныхпредставлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно нравственном развитии человека.

Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.

Имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях.



4.

Цветущее дерево - символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи

Ф.Н. Касатова Изделия, Ф. Краснояров «Чаепитие. Городец»

1





Народные промыслы России. Городец.. Русские прялки - явление национального творчества. Суть терминов: подмалёвка, «разживка», о связи приемов письма городецкой живописи Изображение растительных мотивов городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья)

Овладеют приемами цветочной росписи на примере современных рисунков мастера: подмалёвка, «разживка чёрным цветом», «разживка белилами»,

в процессе исполнения художественно-творческой задачи

Овладение логическими действиями, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства; бережно относятся к реликвиям (общенациональным и семейным)



5.

Декоративная композиция Птицы- символ света, счастья, добра.

А. Коновалов «Донце расписное», «Две птицы»

1





Изображение городецких птиц. Многоцветие и «звучность» цвета в городецкой росписи: палитра городецких мастеров. Последовательность рисования кистью. Приемы выполнения рисунка кистью парных фигур птиц у цветущей ветки.

Овладеют навыками кистевой росписи при исполнении творческих задач на повтор и вариацию. Научатся выполнять рисунок парных птиц в технике городецкой росписи

Овладение логическими действиями, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений отнесения к известным понятиям

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Умение слушать других

Имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях.



6.

Декоративная композиция Конь- символ солнца, плодородия и добра.

Т. Маврина «Городец»

1





Представление о традиционном образе коня в народном творчестве,

о емкости фольклорных представлений. Образ-символ. Изображение коня в технике городецкой росписи: приемы работы

Овладеют навыками кистевой росписи. Научатся выполнять рисунок коня в технике городецкой росписи

Уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать

одноклассников, учителя; вступать

в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи, о многоцветии палитры городецких мастеров; использовать образную речь при описании орнамент

Контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда

Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету

7.

Декоративная композиция с вариантами городецких мотивов, ритм, симметрия, динамика

Роспись панно

Л. Беспалова картина «Городецкие мастера».

Старейшие мастера из Городца: И.А. Мазин, Ф.С. Краснояров, И.К. Лебедев

1





Символика и бытовой сюжет.

Особенности городецкой росписи и их учет при работе над декоративным панно. Декоративное панно: замысел, последовательность работы. Роспись панно по мотивам городецкой росписи

Научатся решать творческие задачи на импровизацию. Закрепят навыки росписи кистью

Уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать

одноклассников, учителя; вступать

в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи, о многоцветии палитры городецких мастеров; использовать образную речь при описании орнаментов.

Контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда

Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету

8.

Портрет: человека творческой профессии, пропорции лица

П.Павлов «Мать», В.Васнецов «Летописец Нестор», В. Тропинин «Кружевница», Г. Васько «Портрет юноши»

1





Портрет как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников-портретистов: Репина, Сурикова, Серова и др. Строение, пропорции головы человека. Способы изображения головы человека в разных поворотах. Термины и понятия: фас, профиль, поясной портрет, в полный рост.

Овладеют композиционными умениями и навыками: в создании портретного образа человека художественно-творческой профессии. Научатся передавать свое отношение к изображаемому герою, рисовать портрет конкретного человека творческой профессии.

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности.

Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие портретов художников и народных мастеров, других деятелей культуры;

9.

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. Небо с несущими облаками.

ВЕ. Винокуров «Извечный мотив», А. Куинджи «Облака», Э Браговский «Весна на Нерли», А.Ткачёв «Гроза»

1





Расширят представление о пейзаже как о жанре искусства,

о приемах передачи статики и динамики графическими средствами. Приемы изображения движущихся облаков. Графические наброски на передачу динамики.

Закрепят графические навыки и умения в передаче движущихся по небу облаков.

Овладеют ассоциативным мышлением при восприятии явлений природы и отображении их в набросках.

Уметь планировать свою деятельность - постановка цели, составление плана, распределение ролей, проведение самооценки;

Уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; использовать образную речь при описании природных стихий, произведений живописи.

Имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях.



10

Наброски с натуры по памяти, по представлению

Зарисовки деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении.

И. Глазунов «Два гонца», М. Ахунов «Дороги», М. Сарьян «Горы»

1





Творчество А. Пластова, М. Сарьяна, А. Дейнеки

и др. Статика и динамика. Живописные средства художественной выразительности, используемые для передачи статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники.

Овладеют живописными умениями

и навыками в передаче статики и динамики на примере изображения деревьев, людей, транспорта и другой техники.

Уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; использовать образную речь при описании природных стихий, произведений живописи.

Уметь ориентироваться в учебнике и творческой тетради; планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата;

Имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях.



11

Композиция в движении

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит.

С. Жуковский «Осень», А. Ткачёв «Листопад», И. Маркичёв «Сельхозработы»

1





Золотая осень или ненастная и серая ее пора в произведениях живописи отечественных художников и поэтов. Законы композиции пейзажа. Колорит. Приемы передачи движения (колебание воздуха, движение людей, транспорта).

Закрепят навыки передачи осеннего колорита, динамичного состояния природы, растений, облаков, людей, транспорта. Научатся объединять природные явления, людей, технику

Использовать образную речь, составляя описания осенних пейзажей; уметь сотрудничать с учителем и сверстником, осознавать содержание своих действий и

степень усвоения учебного материал

Уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях.





12.

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

Ф. Толстой «Семейный портрет», Д. Жилинский «Под старой яблоней», И. Симонов «Династия»

1





Расширят свое представление о портрете как о жанре изобразительного искусства.

Узнают суть понятия «родословное древо» Композиционные схемы изображения головы. Особенности рисования характерных пропорций лица

Овладеют навыками рисования с помощью композиционных схем изображения головы. Научатся рисовать портрет, передавать свое отношение к создаваемому портрет

Уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии

с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

Сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет»

13.

Эскизы композиции иллюстрации к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

К. Васильев «Северный орёл», В. Алфеевский Иллюстрации к сказке

1





Познакомятся с художественными особенностями старинной традиционной русской одежды: обычный кафтан, парадный кафтан - фе́рязь, ферезея; шуба; царское платно. Повторят содержание понятия приём уподобления.

Последовательность работы над эскизами к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Овладеют навыками исполнения быстрого наброска. Научатся составлять композиционную схему рисунка, выбирать лучший вариант С. Маршака

Знать основы самоорганизации - организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану.



Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки

14.

Иллюстрация к сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

И. Билибин Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»



1





Познакомятся с произведениями художников лаковой миниатюры

и И. Билибина, связанными с образами героев сказки «Двенадцать месяцев». Повторят понятия «родственные цвета», «контрастные цвета», «дополнительные цвета.



Научатся работать над цветовой гармонией

с помощью цветового круга, выполнять иллюстрацию

к сказке.

Знать основы самоорганизации - организации своего творческого пространства(с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану.

Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о своих впечатлениях о рисунках.

Имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей.



15.

Эксперимент с красками. Фон для новогодней открытки.

О. Богаевский «Детский праздник»

1





Основы изобразительного языка. Новогоднее настроение. Колорит. Эксперименты

с художественными материалами

Научатся работать различными художественными

материалами, выражать

новогоднее праздничное настроение в цветовом сочетании

Уметь планировать

и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного.

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать высказывания собеседников; выразительно читать стихи о новогоднем празднике.

Имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей.



16.



Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.

Вернисаж «Красавица-зима на праздничной открытке»

1





Основы дизайна.

Конструирование открытки.

Технологическая карта изготовления новогодней открытки.



Научатся работать различными художественными материалами,выражать

новогоднее праздничное настроение в цветовом сочетании, читать технологические карты, изготавливать новогоднюю открытку.

Уметь планировать

и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного.

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать высказывания собеседников; выразительно читать стихи о новогоднем празднике.

Имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей.



17.

Работа с цветными мелками. Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия

Э. Грабарь «Иней», «Восход солнца» П. Петров «Роща», А. Саврасов «Иней»

1





Зимний колорит в картинах вернисажа. Сюжет, композиция, основные элементы рисунка с изображением зимнего пейзажа.



Научатся выявлять особые приметы зимней природы в разные периоды, понимать ее символическое значение в природе. Закрепят навыки быстрого изображения людей в движении и элементов зимней природы.

Уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме.

Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему; эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и красоте окружающего мира



18.

Творческая работа.

Зимние картины.

В. Калинычева «Каникулы», В. Курчевский «Ребята и зверята»

1





Сюжетная композиция (живопись). Зимняя цветовая гамма. Особенности гуашевых красок.

Последовательность работы над рисунком. Познакомятся с историей Русского музея, его коллекциями. Углубят представление о пейзаже, композиции. Узнают об особенностях изображения городского пейзажа с фигурами людей.

Закрепят навыки работы над композицией с использованием подготовительных материалов предыдущего урока. Освоят приемы свободной работы красками. Научатся передавать определенное состояние.

Уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме.

Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему; эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и красоте окружающего мира



19.

Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности.

М. Андреев «Натюрморт», М. Ромадин «Квартира родителе», А.Васильев «Реквизит»

1





Последовательность работы над рисунком. Расширят представление о натюрморте, графической технике. Закрепят навыки составления и исполнения композиции натюрморта графическими средствами с передачей конструктивного строения предметов, их пропорций.

Научатся проникать в сущность предметного мира для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты, выполнять натюрморт в технике графики.

Знать основы самоорганизации - организации своего творческого пространства

(с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану.

Уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании разных предметов старины; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства.

Сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства; бережно относятся к реликвиям (общенациональным и семейным)



20.



Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в общении формы предмета.

И. Машков «Фрукты на блюде»

1





Декоративный натюрморт: отличительные особенности. Цветовой контраст. Узнают, какими приемами можно усилить декоративность композиции. Закрепят знания о холодной и теплой цветовой гамме, цветовом контрасте, композиционно-колористических схемах натюрмортов.

Закрепят навыки составления

и исполнения композиции декоративного натюрморта

с передачей формы предметов и локального цвета.

Уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль

в устной форме; слушать и понимать высказывания собеседников.

Сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства

21.

Батальный жанр.Зарисовки по образцу.

Русское поле. Бородино.

Р. Волков «М.И. Кутузов», Д.Доу «Д.С. Дохтуров», Н. Самокиш «Подвиг солдат»

1





Отражение патриотической темы в произведениях художников. Расширят представление о портрете и батальном жанре.

Портреты героев Бородинского сражения. Батальные сцены в произведениях отечественных художников. Приемы выполнения зарисовок

Освоят навыки быстрого наброска фигуры человека

с опорой на схематические фигуры. Научатся выполнять зарисовки воинов времен войны 1812 года

Уметь принимать

и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии

с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Использовать образную речь, рассказывая о своих впечатлениях от просмотра портретов героев Бородинского сражения; уметь сотрудничать с учителем и сверстником; осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала; высказывать свои суждения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению оппонентов.

Сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы



22

Сюжетная композиция «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Ф. Рубо «Бородинская битва», В. Верещагин «Атака

1





Выбор сюжета для иллюстрации. Композиционное построение рисунка. Выбор художественных материалов для реализации своего замысла. Последовательность работы над рисунком

Научатся продумывать композиционную схему рисунка, выбирать художественные материалы

для реализации своего замысла, рисовать сюжетную композицию согласно выбранному тексту стихотворения М. Лермонто

Уметь строить понятные речевые высказывания, участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г., аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно читать стихотворение.

Уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками.

Сориентированы на уважение к русским воинам, проявление

гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение

к памятникам воинской славы; эстетически воспринимают картины батального жанра





23.

Образы - символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.

Вернисаж «Узоры из глубины веков»

1





Образ мироздания

в народном костюме

и внешнем убранстве крестьянского дома. Символика конструкции избы и костюма. Образы-символы в орнаменте. Получат представления

о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма.

Закрепят навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением. Научатся понимать символику народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности

и красоты.

Уметь строить понятные речевые высказывания, участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г., аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно читать стихотворение.

Уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками.

Сориентированы на уважение к русским воинам, проявление

гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение

к памятникам воинской славы; эстетически воспринимают картины батального жанра





24.

Декоративная композиция.

Народная расписная картинка- лубок.

Вернисаж «Русский лубок»

1





Народная расписная картинка-лубок.

Лубочные линии

и штрихи. Процесс изготовления народных картинок, композиция. Композиционное и цветовое решение лубочной картинки

Закрепят графические навыки. Освоят новые способы изображения.

Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о своих впечатлениях о лубочных картинах.

Ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соответствии

с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.

Воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни; выражают в творческой работе отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства



25.

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

Вернисаж «Русский лубок»

1





Народная расписная картинка-лубок: виды композиций. Главные выразительные средства лубочной картинки. Графические, декоративные и колористические особенности лубочной картинки. Выбор сюжета собственной декоративной композиции.

Закрепят навыки работы над декоративной сюжетной композицией с использованием приемов лубочной техники, графические навыки

Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о своих впечатлениях о лубочных картинах.

Ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соответствии

с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.

Воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни; выражают в творческой работе отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства



26.

Проект экологического плаката

«Вода- живительная стихия».

И. Айвазовский «Ялта», Е. Востоков «Разлив на Волге», Т. Лящук «Вода - жизнь»

1





Плакат как один

из видов графического искусства. Виды плакатов. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Выразительные средства плаката

Закрепят графические навыки: в написании текста, в отборе изобразительных мотивов их обобщенному решению и компоновке.

Уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии

с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи.

Имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе



27

Проект экологического плаката Коллаж.

Г. Серябриков «Мир тебе, наша Земля», Н. Чарухин «Пусть всегда будет солнце!», В. Говорков «Нам нужен водоём!»

1





Плакат: коллаж, фотомонтаж. Особенности графического, цветового и композиционного решения плаката. Плакатный шрифт. Приемы написания букв. Техника коллажа. Последовательность работы над плакатом

Закрепят графические навыки в написании текста, навыки работы над композицией плаката по экологической тематике, используя разнообразные материалы

Уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя

и составленный план, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе

28

Композиция.

Эскиз картины весенней природы.

А. Саврасов «Ранняя весна», П. Фомин «Начало апреля»

1





Приметы весны в произведениях отечественных художников, народных мастеров. Композиция пейзажа. Приемы выразительности. Передача воздушной среды. Экспериментирование с художественными материалами

Научатся понимать символическое значение весеннего времени года в природе, искусстве и жизни человека, экспериментировать с художественными материалами, мелками, красками, пользоваться ими в своих набросках

Организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности; оценивать и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы.

Уметь вступать

в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; выразительно

читать стихотворения-описания пейзажей; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров; имеют положительное отношение к изобразительной деятельности



29

Композиция.

Эскиз картины весенней природы в цвете.

А. Саврасов «Ранняя весна», П. Фомин «Начало апреля»

1





Весна в произведениях художника К. Юона. Колорит весеннего пейзажа. Выбор сюжета, мотивов для изображения. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла.

Закрепят живописные навыки; в передаче определенного весеннего состояния. Освоят приемы работы

в технике акварельных красок. Научатся воплощать свои замыслы в реальные рисунки с передачей своего отношения к изображаемому.

Уметь вступать

в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; выразительно

читать стихотворения-описания пейзажей; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

Уметь организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров; имеют положительное отношение к изобразительной деятельности



30

Эскиз по представлению памятника героям Великой Отечественной войны.

Вернисаж «Ради жизни на Земле»

А. Бичуков Барельеф «Пьета»,

«Памятник защитникам земли Российской»



1





Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. .Памятники как символы славных побед. Выразительные средства скульптуры. Последовательность работы над эскизом памятника, посвященного подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Закрепят навыки работы с художественными материалами.

Научатся продумывать свой замысел и выполнять эскиз памятника в соответствовать с ним.

Уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения.

Уметь строить речевое монологическое высказывание об особенностях скульптуры как жанра изобразительного искусства,

о подвигах народа в войне, об образе защитника Отечества, о своих идеях художественного решения на уроке творческой задачи; участвовать в коллективном обсуждении выполненных работ, отстаивать собственное мнение; проговаривать этапы работы над композицией; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства; сориентированы на историческую преемственность, на глубокое уважение к правительственным наградам героев Великой Отечественной войны; проявляют чувство гордости за свою стран

31.

Эскиз памятной медали ко Дню Победы.

Вернисаж «Боевые награды»

1





Медальерное искусство. Образы-символы. Условный язык изображения на медалях и орденах - наградах героев Великой Отечественной войны. Композиционное решение медали.

Закрепят навыки композиционного решения образа-символа для памятной медали ко Дню Победы

Уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения.

Уметь строить речевое монологическое высказывание об особенностях скульптуры как жанра изобразительного искусства,

о подвигах народа в войне, об образе защитника Отечества, о своих идеях художественного решения на уроке творческой задачи; участвовать в коллективном обсуждении выполненных работ, отстаивать собственное мнение; проговаривать этапы работы над композицией; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства; сориентированы на историческую преемственность на глубокое уважение к правительственным наградам героев Великой Отечественной войны; проявляют чувство гордости за свою стран

32

Орнамент народов мира. Творческая работа.

1





Затейливый узор

по ганчу. Орнамент народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана. Знакомство с белоснежными узорами

в технике сквозной

и рельефной резьбы. Материалы для вырезных орнаментов (дерево, мрамор, ганч). Мотивы узбекских узоров. Арабески.

Овладеют графическими умениями в исполнении элементов узбекского резного орнамента

Уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Сориентированы на эстетическое восприятие особенностей орнаментального искусства стран Востока; с уважением относятся к искусству народов мира

Сориентированы на эстетическое восприятие особенностей орнаментального искусства стран Востока; с уважением относятся к искусству народов мира



33

Эскиз орнамента татарского костюма.



1





Умение применять свои знания

Перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты

Работать по плану, сверять свои действия с целью

Самостоятельно делать выбор, опираясь на знания

34

Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. Музеи Татарстана.

Проектная работа.

1





Времена года в произведениях отечественных художников. Создание символического изображения одного из времен года, который наиболее ярко характеризует лето, весну, осень или зиму. Выбор художественных материалов для создания максимальной выразительности замысла.

Научатся экспериментировать с художественными материалами, использовать впечатления и наблюдения природы родного края в творческой самостоятельной работе, создавать образ-символ того временного периода, который наиболее любим

Уметь организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; в сотрудничестве с учителем решать новые творческие задачи.

Уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; использовать при описании времен года образную речь.

Сориентированы на эстетическое восприятие летней природы как символа расцвета природы, символа периода зрелости в человеческой жизни и произведений художников-живописцев, графиков, народных мастеров, отражающих красоту природы

















НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯУстный ответ

Практическая работа

Тест

Оценка "5" ставится, если ученик:

- полно излагает изученный материал, даёт правильные определения языковых понятий;

- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые не только по учебнику, но и самостоятельно;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм предмета

Оценка "4" ставится, если ученик:

- даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик:

- обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

- не имеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка "5" ставится, если ученик:

- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

- допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

- не справляется с поставленной целью



5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.









Источники информации:



Материалы учебно-методического комплекта:

  1. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2015.

  2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2015



Рекомендуемая для учителя литература:

  1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 2014 г..

  2. Н.В. Карпова Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2011.

  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М., Педагогическое общество России, 2000

  4. Лепская Н.А. 5 рисунков. - М., 2011 г.

  5. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2010 г. 128 с.

  6. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 2010.

  7. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2010.

  8. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие школьников. - М., 2012 г..

  9. Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 4 класс. - М., Просвещение, 2015.



Литература для обучающихся:

  1. Жемчугова П.П. (сер. "Иллюстрированный словарик школьника") (2010, 128с.)

  2. Шинкарчук С.А. (Справочник школьника.) (2011, 96с.) История России в живописи. Ушедшие времена на великих полотнах.



Цифровые образовательные ресурсы



  1. Открытый класс www.openclass.ru/dig_resources

  2. Первое сентября 1september.ru/</</u>

  3. ОМС-модули. www.eor.edu.ru/

  4. Шедевры русской живописи. "Кирилл и Мефодий", 2010



26





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал