- Учителю
- Планирование внеурочной деятельности Путешествие в Страну Поэзия (1-4класс)
Планирование внеурочной деятельности Путешествие в Страну Поэзия (1-4класс)
Пояснительная записка
Российские педагоги издавна считали очень важной работу по приобщению младших школьников к миру поэзии. В настоящее время существенной помехой этому стало широкое распространение внешне эффектной, но поверхностной аудио- и видеопродукции. Поэтому особое значение приобретают яркие, необычные, а потому увлекательные для детей формы работы с поэзией.
В основе программы лежат три положения. Первое: дети очень чувствительны к поэтическому слову; второе: дети этого возраста по собственному почину редко обращаются к стихам; третье: читатель эстетически чуткий заинтересованно откликается и на те произведения, которые в данный момент не входят в круг актуального для него чтения.
Самое главное чтение для младших школьников - это литературная сказка. Однако, как показала практика, дети с удовольствием читают стихи в том случае, если им обеспечен контакт с поэтическими книгами. Лучшее средство для этого - поэтическая выставка. Работа с ней будет проходить особенно успешно, если она облечена в органичную для детей игровую форму. При этом, однако, важно помнить, что дети этого возраста откликаются не на любую игру, но лишь на такую, которая позволяет им принять участие во «взрослой», серьезной деятельности. Кроме того, для них очень важно показать в игре себя, т. е. проявить свою бурно формирующуюся личность.
Отличительной особенностью является то, что одного чтения детьми стихов, конечно, недостаточно для того, чтобы сформировать у них стойкий интерес к поэзии. Необходимо с этой целью приобщать их к азам художественного восприятия поэтических произведений. Особенно это важно по отношению к лирическим стихам, через которые с максимальной полнотой выражает себя поэтическое искусство.
Развитие детей в процессе восприятия лирики, в соответствии с концепцией развивающего обучения осуществляется, если они осваивают наиболее существенные свойства лирических стихов и наиболее органичные приемы их художественного восприятия. Выделить эти свойства и приемы помогает теория словесного творчества и художественного восприятия.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека, формированием у школьников мотивации к обучению литературе, развитием интеллектуальных способностей школьников, более глубоким овладением рядом специальных понятий, которые, хотя и анализируются на уроках литературного чтения, но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Именно средствами художественного восприятия возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами поэзии, где школьник выступает в роли исполнителя, режиссера;
принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературного чтения и музыки, литературного чтения и изобразительное искусство);
принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цель: формирование у воспитанников стойкого интереса к поэзии и приобщение к азам художественного восприятия поэтических произведений.
Задачи:
-
Обучение смысловому целому переживанию художественного произведения;
-
Восприятие пространственного целого лирического произведения;
-
Формирование новых представлений о духовных ценностях;
-
Воспитание эстетически чуткого читателя.
В основе программы лежат три положения:
-
первое: дети очень чувствительны к поэтическому слову;
-
второе: дети этого возраста по собственному почину редко обращаются к стихам;
-
третье: читатель эстетически чуткий заинтересованно откликается и на те произведения, которые в данный момент не входят в круг актуального для него чтения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 7-10 лет, обучающиеся 2-4 класса.
Срок реализации - дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Поэзия» рассчитана на один год обучения.
Формы занятий - программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
-
игра
-
беседа
-
иллюстрирование
-
инсценирование прочитанного произведения
-
работа в малых группах
-
актёрский тренинг
-
экскурсия
-
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность обучающегося, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Режим занятий - понедельник, четверг, пятница - с 14-00ч. - до 14-55ч.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
Второй уровень результатов
Третий уровень результатов
Предполагает приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения, развитие художественного вкуса, расширение общего кругозора, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. овладение азами художественного восприятия, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка.
Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью, умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Умение выделять главного персонажа.
Предполагает следующие умения и навыки: умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение,
поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего уровня можно считать участие учеников в литературно-творческих композициях, приобретение опыта выступать в роли ведущих, актёров.
Дети должны уметь:
-
выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
-
придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
-
развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
-
рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
-
рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
-
построить игру в паре с любым партнером;
-
объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
-
описать эмоции, которые испытывает герой художественного произведения, уметь дать истолкование этим эмоциям;
-
описать собственные эмоции;
-
итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека;
-
знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.
Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о поэзии, овладеть азами художественного восприятия поэтических произведений, получить опыт выступать в роли чтеца, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Путешествие в страну Поэзия» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке литературно-музыкальных композиций. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Учебно-тематический план
п/п
Наименование тем
Количество часов
Творческий отчет
1
Введение
1
2
Приобщение детей к чтению поэтических произведений различных жанров
56
6
2.1
«Я расту».
7
1
2.2
«Чудная картина, как ты мне родна...»
8
1
2.3
«И всe это - Родина наша, а Родину нужно беречь..,»
8
1
2.4
«Веселые страницы» - сатирические и игровые стихи»
14
1
2.5
«Преданья старины глубокой...»
9
1
2.6
«Поезд стихов».
10
1
3
Освоение детьми лирических произведений через вторичные словесные образы
24
4
3.1
Работа над образом-эпитетом
7
1
3.2
Работа над образом-деталью
5
1
3.3
Работа над образом-строкой
5
1
3.4
Работа над образом-эпитетом и образом-деталью в процессе сопоставления произведений, близких по предмету переживания, но различных по своей эмоционально-эстетической окраске
4
1
3.5
Интерпретация лирического стихотворения через различные словесные образы в процессе обсуждения иллюстраций к нему
3
4
Формирование представлений о наиболее существенных свойствах лирического стихотворения
2
5
Освоение элементов поэтической формы в работе с игровыми стихами
4
1
6
Выражение детьми своей читательской индивидуальности во время обсуждения поэтического сборника
4
1
7
Освоение приемов лирической выразительности в процессе учебного творчества
8
1
8
Обобщение изученного материала и подведение итогов
3
2
Итого
102
В рабочую программу творческого объединения «Путешествие в страну Поэзия» внесены изменения. Авторская программа рассчитана на 36 часов, а рабочая программ 102 часа, так как по учебному плану 3 часа в неделю, на 34 рабочих недели.
п/п
темы в авторской
программе
кол-во
часов
темы в рабочей программе
кол-во
часов
примечание
1
Введение
1
добавлен 1час за счет расширения программы.
2
Приобщение детей к чтению поэтических произведений различных жанров
18
Приобщение детей к чтению поэтических произведений различных жанров
56
добавлено 36 часов за счет расширения программы.
3.
Освоение детьми лирических произведений через вторичные словесные образы
11
Освоение детьми лирических произведений через вторичные словесные образы
24
добавлено 13 часов за счет расширения программы.
4
Формирование представлений о наиболее существенных свойствах лирического стихотворения
1
Формирование представлений о наиболее существенных свойствах лирического стихотворения
2
добавлен 1 час за счет расширения программы.
5
Освоение элементов поэтической формы в работе с игровыми стихами
1
Освоение элементов поэтической формы в работе с Игровыми стихами
4
добавлено 3 часа за счет расширения программы.
6
Выражение детьми своей читательской индивидуальности во время обсуждения поэтического сборника
2
Выражение детьми своей читательской индивидуальности во время обсуждения поэтического сборника
4
добавлено 2 час за счет расширения программы.
7
Освоение приемов лирической выразительности в процессе учебного творчества
3
Освоение приемов лирической выразительности в процессе учебного творчества
8
добавлено 5 часов за счет расширения программы.
8
Обобщение изученного материала и подведение итогов
3
добавлено 3 часа за счет расширения программы.
итого
36
102
УМК
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, с учебной нагрузкой 3 часа в неделю, для организации внеклассных занятий с обучающимися начальных классов в школе.
Процесс художественного восприятия - это интерпретация произведения в качестве эстетической ценности. Наиболее органичным результатом этого процесса, по М. Бахтину, является вторичный художественный образ. Наиболее известные его формы - это музыка к поэтическому произведению, иллюстрация к нему, его художественное чтение. Однако стихотворение в целостной форме может постигаться также и через словесный вторичный образ, в основе которого лежит метафорическое определение наиболее существенных свойств стихотворения.
Можно выделить три вида вторичного словесного образа:
-
Образ-эпитет. Он представляет собой определение характерных особенностей свойств музыки стихотворений, Т. е. его смыслового целого.
-
Образ-деталь. Он возникает благодаря отбору в стихотворении самых важных деталей, творческих дополнений читателя к ним и объединению этих элементов в картину, с помощью которой интерпретируется пространственное целое стихотворения.
Образ-строка. Он представляет собой строку, Которую читатель выделяет потому, что в ней, по его мнению, наиболее отчетливо воплощаются самые существенные стороны стихотворения.
Формы организации занятия
-
Групповые;
-
Индивидуальные;
-
Творческая работа;
-
Конкуры, викторины.
Самое главное чтение для младших школьников - это литературная сказка. Однако, как показала практика, дети с удовольствием читают стихи в том случае, если им обеспечен контакт с поэтическими книгами. Лучшее средство для этого - поэтическая выставка. Работа с ней будет проходить особенно успешно, если она облечена в органичную для детей игровую форму. При этом, однако, важно помнить, что дети этого возраста откликаются не на любую игру, но лишь на такую, которая позволяет им принять участие во «взрослой», серьезной деятельности. Кроме того, для них очень важно показать в игре себя, т. е. проявить свою бурно формирующуюся личность.
Очень эффективной формой работы с поэтической выставкой является игра-конкурс «Путешествие в страну Поэзия». Это конкурс на звание «Лучшего помощника библиотеки». Суть помощи заключается в отборе лучших стихов, которые затем будут рекомендоваться для чтения. Победителем конкурса становится ребенок, прочитавший наибольшее количество книг с выставки и отобравший наибольшее количество стихотворений. Опыт показывает, что в таком конкурсе обычно принимают участие 25-30 человек, которые активно читают стихи и отвечают на иг ровые вопросы книжных вкладышей, подразумевающие отбор особенно понравившихся поэтических произведений.
Однако одного чтения детьми стихов, конечно, недостаточно для того, чтобы сформировать у них стойкий интерес к поэзии. Необходимо с этой целью приобщать их к азам художественного восприятия поэтических произведений. Особенно это важно по отношению к лирическим стихам, через которые с максимальной полнотой выражает себя поэтическое искусство. Средством такой работы становятся своего рода кружковые занятия, которые по ходу работы с выставкой проводит библиотекарь.
Развитие детей в процессе восприятия лирики, в соответствии с концепцией развивающего обучения Д. Эльконина - В. Давыдова, осуществляется, если они осваивают наиболее существенные свойства лирических стихов и наиболее органичные приемы их художественного восприятия. Выделить эти свойства и приемы помогает теория словесного творчества и художественного восприятия М. Бахтина, а также исследования Ю. Лотмана, Э. Розенова, Ю. Тынянова в области поэтики лирического произведения.
Лирическое стихотворение можно трактовать как поэтический образ отнюдь не любой, как это обычно считается, но противоречивой, грустно-радостной эмоции, связанной с изменением ценностной ориентации личности. Главным свойством лирического произведения становится его художественная целостность. Она проявляется через три взаимопроникающих аспекта. Первый аспект - это смысловое целое переживания, т. е. образ того противоречивого состояния души, которое владеет лирическим героем. Этот образ находит воплощение в словесной музыке стихотворения, основой которой становятся два ряда ключевых слов, связанных с грустной и радостной модальностью переживания. Второй аспект - это пространственное целое лирического стихотворения. Оно представляет собой противоречивую картину переживаний героя. На стыке двух аспектов возникает третий аспект - временнбе целое лирического стихотворения, или его лирический сюжет. Он представляет собой историю развития того душевного состояния, которое владеет лирическим героем, т. е. историю конфликта между грустью, связанной с отрицанием ценности прежних жизненных достижений, и радостью, вызванной появлением новых представлений о духовных ценностях. Основной смысловой единицей лирического сюжета, его своего рода эпизодом, служит строка, представляющая собой образ одного из моментов этого конфликта. При этом первая строка играет роль завязки лирического сюжета, последняя - развязки, а его кульминация приходится на строку, включающую в себя точку золотого сечения стихотворения. Местоположение этой точки, а следовательно, и кульминационной строки может быть как воспринято непосредственно, так и вычислено по формуле «количество строк произведения, умноженное на специальное число 0,618».
Эти три аспекта становятся предметом освоения в процессе художественного восприятия.
Процесс художественного восприятия - это интерпретация произведения в качестве эстетической ценности. Наиболее органичным результатом этого процесса, по М. Бахтину, является вторичный художественный образ. Наиболее известные его формы - это музыка к поэтическому произведению, иллюстрация к нему, его художественное чтение. Однако стихотворение в целостной форме может постигаться также и через словесный вторичный образ, в основе которого лежит метафорическое определение наиболее существенных свойств стихотворения.
Можно выделить три вида вторичного словесного образа:
-
Образ-эпитет. Он представляет собой определение характерных особенностей свойств музыки стихотворений, Т. е. его смыслового целого. Так, G. Маршак, к примеру, в стихотворении А. Блока «Петроградское небо мутилось дождем...» слышит «торжественность, военную строгость, сдержанную грусть».
-
Образ-деталь. Он возникает благодаря отбору в стихотворении самых важных деталей, творческих дополнений читателя к ним и объединению этих элементов в картину, с помощью которой интерпретируется пространственное целое стихотворения. Герой автобиографического романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева», вспоминая о стихотворении М. Лермонтова «Листок», видит «молодую ярко-зеленую чинару у какого-то совсем уж сказочного Черного моря».
-
Образ-строка. Он представляет собой строку, Которую читатель выделяет потому, что в ней, по его мнению, наиболее отчетливо воплощаются самые существенные стороны стихотворения. Чаще всего это завязка, кульминация, развязка или близкие к ним строки. Важным элементом образа-строки служит мотивация читателем своего выбора. Так, для Г. Гачева своего рода эмблемой стихотворения А. Пушкина «Красавица» служит предпоследняя строка «Благоговея богомольно...», т. е. почта развязка лирического сюжета. «Мне, например, - поясняет он, - эти два слова, вырванные из контекста, дают целое настроение. Оно может быть полнее и разветвленнее, если я прочту все стихотворение, но не будет другим по типу».
Вторичный словесный образ представляет собой очень важный инструмент педагогики, поскольку, во-первых, освоение с его помощью произведения не требует наличия специальных художественных способностей, а во-вторых, он позволяет постигать как каждый аспект произведения, так и их единство. Особая же его важность обусловлена спецификой детского художественного восприятия литературы. В самом общем виде эту специфику можно охарактеризовать как способность к более или менее адекватному восприятию произведения на эмоционально-эстетическом уровне и выражению своих впечатлений от прочитанного в целостно-образной форме (Л. Беленькая).
Исследование восприятия детьми 7-10 лет лирической поэзии показало, что детям этого возраста свойственно более или менее адекватное восприятие даже тех лирических произведений, которые им не полностью понятны. Объективируют же дети возникшие у них впечатления, в силу особенностей мышления и воображения, через аналог вторичного словесного образа. Его роль играет пересказ или воспроизведение того фрагмента стихотворения, который особенно понравился ребенку, поскольку в нем, с его точки зрения, находят наиболее отчетливое выражение существенные свойства стихотворения.
В то же время ребенок в состоянии создавать полноценный образ-эпитет, образ-деталь и образ-строку в том случае, если применяется творческо-аналитический метод обучения художественному восприятию лирики. Основу этого метода составляют проблемно-игровые ситуации, связанные с созданием воображаемых музыкальных, графических, чтецких образов лирического произведения. Словесное описание этих образов способствует обобщению детьми возникших во время чтения впечатлений и объективации их через образ-эпитет, образ-деталь, образ-строку. Этот метод включает в себя также другие приемы, нацеленные на освоение детьми как содержательных, так и формальных элементов поэтического произведения.
Совершенствованию процесса художественного восприятия лирики способствует также разработанный 3. Новлянской метод «учебного творчества». Его применение позволяет детям в процессе написания и обсуждения собственных лирических этюдов осваивать средства выразительности как бы изнутри.
Игра, а Тем более конкурс, предполагают определенные временные границы, иначе дети просто теряют к ним интерес. Опыт показывает, что оптимальный срок работы с выставкой «Путешествие в страну Поэзия» - полгода. Он позволяет включиться в игру всем, кто этого хочет, и прочесть все те поэтические книги, которые заинтересовали. Данная программа работы с выставкой рассчитана на 36 часов, по 2 часа в неделю.
В условиях детского оздоровительного лагеря возможна ежедневная работа с детьми по данной программе.
Содержание учебных тем
1. Введение 1час
Ведение. Ознакомление воспитанников с содержанием работы творческого объединения.
2. Приобщение детей к чтению поэтических произведений различных жанров. 56 ч
Такое приобщение совершается в процессе работы с выставкой «Путешествие в страну Поэзия». Выставка состоит из следующих разделов:
-
«Я расту» (А. Барто) - стихи о жизни детей.
-
«Чудная картина, как ты мне родна...» (А. Фет) - пейзажная лирика.
-
«И все это - Родина наша, а Родину нужно беречь..,» (М. Исаковский) - поэтические произведения о Родине, стихи о войне.
-
«Веселые страницы» - сатирические и игровые стихи.
-
«Преданья старины глубокой...» (А. Пушкин) - сказки, баллады, легенды в стихах.
-
«Поезд стихов» (Дж. Родари) - сборники детской поэзии разных народов.
Разделы включают в себя также выполненные крупным шрифтом следующие вопросы:
-
к первому разделу: «С героем какого из прочитанных стихотворений ты хотел бы подружиться?»;
ко второму разделу: «Какое из стихотворений ты хотел бы включить в радиопередачу «Стихи о природе»?»
к третьему разделу: «Есть ли среди прочитанных тобой стихотворений такое, которое ты захотел бы выучить наизусть перед полетом в космос?»;
к четвертому разделу: «Какое стихотворение ты прочел бы царевне Несмеяне, чтобы рассмешить ее?»;
к пятому разделу: «Какие строчки в прочитанной книге тебе особенно запомнились?»;
к шестому разделу: «Есть ли в книге стихотворение, которое тебе захотелось прочитать своему другу?».
Участники конкурса посещают выставку один или несколько раз в неделю и проводят на ней в среднем примерно 1 час. Они сдают книги с заполненными вкладышами; узнают, какое количество очков набрали; отвечают на вопросы библиотекаря, проверяющего, действительно ли прочитана книга; выбирают заинтересовавший их сборник стихов.
Знакомству детей с поэтическими произведениями различных видов способствует и подготовка к участию в конкурсе чтецов, который проводится в рамках работы с выставкой.
3. Освоение детьми лирических произведений через вторичные словесные образы. 11 ч
Здесь может использоваться как детская, так и классическая лирика. Из детской лирики: стихотворения Я. Акима «Пишу тебе письмо», А. Барто «Олень», В. Берестова «Рыжик» и др. Из классической - стихотворения И. Бунина «Детство», А. Майкова «Весна», Ф. Тютчева «Неохотно и несмело...» и др.
3.1. Работа над образом-эпитетом. ч
Эта работа подразумевает освоение детьми эмоционально-эстетических особенностей смыслового целого в лирическом произведении, т. е. эмоционально-эстетических особенностей его «музыки», воплощающей противоречивое настроение лирического героя. Особенно эффективно это освоение протекает тогда, когда дети разрешают следующие проблемно-игровые ситуации: «Представьте, что это стихотворение должны читать по радио и редактор передачи хочет, чтобы чтение сопровождала музыка, передающая настроение стихотворения. Какую музыку вы бы подобрали?»; «Представьте себе, что это стихотворение будут читать на утреннике и его организатор хочет, чтобы перед чтением прозвучала музыка, отвечающая настроению стихотворения. У него есть только три инструмента: пианино, скрипка, барабан. Какой инструмент вы бы посоветовали ему выбрать?». Можно также задать вопрос о выражении лица лирического героя. Отвечая на эти вопросы, дети проходят путь от обозначения модальной, т. е. грустно-радостной, основы произведения к уточнению каждой из модальностей и, наконец, к конкретной интерпретации стихотворения через образ-эпитет.
Дня того чтобы создавать адекватные образы-эпитеты, необходимо обладать значительным запасом прилагательных, с помощью которых можно определить эмоционально-эстетические особенности поэтической «музыки». Расширению этого запаса у детей служат различные формы работы. Одна из них - это игра «Аукцион определений». Она позволяет каждому ребенку активизировать, в частности, свой запас синонимов, помогающих находить определения настроению. Победителем в игре становится тот, кто последним назовет еще не прозвучавший синоним. Можно также предложить участникам работы проблемно-игровые ситуации, когда надо подобрать определения для тех эмоций, которые разные люди испытывают в одних и тех же обстоятельствах. Это не только увеличит у детей запас определений, связанных с миром эмоций, но и обогатит их представление об этом мире.
3.2Работа над образом-деталью. ч
Результатом этой работы становится освоение детьми эмоционально-эстетических особенностей пространственного целого в произведении. Используется здесь в основном следующая проблемно-игровая ситуация: «Представьте себе, что вы художники и иллюстрируете книгу стихов этого поэта, Какую иллюстрацию вы бы сделали к этому стихотворению, чтобы передать его настроение?» Решая задачу, дети поначалу включают в «рисунок» лишь обозначения предметов, связанных с грустной и радостной модальностью пространственного целого; затем переходят к эмоционально-пластическому уточнению этих модальностей и, наконец, интегрируют отобранные и добавленные ими детали в воображаемый рисунок, т. е. образ-деталь лирического произведения.
3.3. Работа над образом-строкой. ч
Цель - освоение наиболее значимых в структурном отношении элементов лирического сюжета, прежде всего его кульминации, а также завязки и развязки.
Здесь пусковым толчком к работе становится следующая проблемно-игровая ситуация: «Представьте, что каждый из вас собирается читать это стихотворение на утреннике. Вы готовитесь к чтению и думаете о том, какую строчку нужно выделить голосом, поскольку в ней наиболее отчетливо передается настроение стихотворения. Какая это строчка?» В процессе работы дети сначала выделяют строки, в которых содержатся опорные элементы лирического сюжета, а затем и те строки, которые представляют собой кульминацию лирического сюжета, его завязку, развязку. Затем педагог проводит вместе с детьми посильный для них анализ вышеупомянутых строк, который показывает, почему они играют в стихотворении ведущую роль. Этот анализ аналогичен мотивации своего выбора «главной по настроению строки» взрослым читателем.
</ 3.4. Работа над образом-эпитетом и образом-деталью в процессе сопоставления произведений, близких по предмету переживания, но различных по своей эмоционально-эстетической окраске. ч
Эта работа позволяет привлечь внимание детей к неповторимым эмоционально-эстетическим особенностям лирического стихотворения.
Очень яркую пару в этом смысле составляют «Береза» С. Есенина и «Печальная береза у моего окна...» А. Фета. Образ-эпитет к тому и другому стихотворению дети создают, отвечая на различного рода вопросы, связанные с подбором музыки к этим стихам, в частности размышляя над тем, можно ли подобрать к ним одинаковую музыку. Также и воображаемое иллюстрирование стихотворений протекает успешней, когда дети задумываются над тем, можно ли сделать к ним одну и ту же иллюстрацию. Эффективности работы над образом-деталью способствует также игра, в процессе которой один ребенок делает «рисунок» к одному из стихотворений, не называя его, а другие дети отгадывают, какое из произведений было проиллюстрировано. Это позволяет говорить о наиболее важных для каждого из стихотворений элементах пространственного целого и совершенствовать предложенную «иллюстрацию», т. е. образ-деталь.
3.5. Интерпретация лирического стихотворения через различные словесные образы в процессе обсуждения иллюстраций к нему. ч
Цель этой работы состоит в том, чтобы дети во время обсуждения иллюстраций мотивировали свое отношение к ним с помощью словесных образов лирического произведения. Работа может осуществляться как с детскими, так и с профессиональными иллюстрациями к стихам. Обсуждение детских иллюстраций основывается на сопоставлении двух-трех близких по предметному ряду работ. При этом применяются три группы вопросов. Первая группа вопросов дает детям возможность выразить свое мнение об иллюстрациях: «Какой из рисунков вам больше понравился? А какой не понравился? А может быть, оба понравились или, наоборот, показались неинтересными? Почему?» Вторая группа вопросов побуждает детей обратить внимание на особенности рисунков, сопоставив их с эмоционально-эстетическими особенностями стихотворения, которое при этом характеризуется детьми через спонтанно возникающие органичные для них словесные образы. Вопросы могут быть следующие: «Мы видим, что на рисунках изображено одно и то же. Между ними больше общего или различного? Как вы думаете, среди этих рисунков есть такой, который резко отличается от остальных, или нет? Если есть, то чем он отличается? Какой из рисунков больше понравился бы автору стихотворения и почему? В каком рисунке наиболее точно передано настроение стихотворения?»
Третья группа вопросов призвана привлечь внимание детей к тем конкретным особенностям иллюстрации, которые говорят о том, что настроение стихотворения отражено в ней не полно. Вопросы к детям: «Помните, мы с вами говорили о том, что в; музыке к стихотворению должны звучать и грусть и радость?; Удалось ли художнику передать в своей иллюстрации и то и другое чувство?» Отвечая на такие вопросы, дети прибегают для сопоставления рисунка и стихотворения к образу-строке, образу-эпитету и образу-детали.
Аналогичная работа ведется с рисунками профессиональных художников. Детям предлагается, например, выбрать из нескольких рисунков тот, в котором особенно точно передано настроение стихотворения. При этом в процессе сопоставления дети используют для характеристики стихотворения вторичные словесные образы.
4. Формирование представлений о наиболее существенных свойствах лирического стихотворения. ч
Цель этой работы состоит в том, чтобы в процессе «конкретного обобщения» (Л. Божович) приобщить детей в органичной для них форме представления к теории художественного образа. При этом осваиваются прежде всего представления об эмоционально-эстетической природе лирического стихотворения и уникальности его образного ряда. Основным приемом работы и здесь становятся проблемно-игровые ситуации. Так, можно прочесть детям стихотворение М. Исаковского «Куда б ни шел, ни ехал ты...», посвященное памяти погибших во время Великой Отечественной войны, и спросить, что лучше - поместить на памятнике неизвестному солдату это стихотворение или сделать близкую по содержанию, но прозаическую надпись. Дети обычно выбирают стихотворение, мотивируя свой выбор такими важнейшими качествами лирики, как ее «взволнованность», «красота». Для того чтобы подчеркнуть неповторимость каждого из элементов лирического произведения, можно прибегнуть к его деформации. Один из видов деформации - это замена какого-либо из элементов речи лирического героя, допустим, глагола, на близкий по смыслу, но отличающийся, например, приставкой глагол. Такая замена позволяет детям уяснить связь того смыслового оттенка, который несет в себе слово, выбранное поэтом, с эмоционально-эстетическими особенностями стихотворения.
5.Освоение элементов поэтической формы в работе с игровыми стихами. ч
Художественное восприятие поэтических произведений становится возможным только тогда, когда читатель, в том числе ребенок, адекватно воспринимает средства поэтической выразительности, прежде всего ритм и рифму. Б. Теплов даже говорил о том, что читатель поэзии должен иметь особый, отличающийся от музыкального, «поэтический» слух. Этот особый слух лучше тренировать во время работы с игровыми стихами, восприятие которых не требует глубокого проникновения в эмоционально-эстетические особенности произведения. Основными приемами такой работы становятся различные виды деформации стихотворения - пропуск рифмующихся слов, рефренов, неологизмов, которые образуются на определенной игровой основе. Очень хорошо подходят для этой цели, например, стихотворения Ю. Тувима «Про пана Трулялинского», А. Введенского «Песня машиниста», Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар» и др.
6.Выражение детьми своей читательской индивидуальности во время обсуждения поэтического сборника. 2 ч
Лучше всего брать для обсуждения сборник какого-либо одного поэта, включающий в себя стихи различной эмоционально- эстетической окраски. Это позволит привлечь внимание детей, как к особенностям отдельных стихотворений, так и к специфике различных поэтических жанров и поэтической индивидуальности автора. Очень интересно может пройти, к примеру, обсуждение сборника В. Берестова «Первый листопад». Основу обсуждения составят следующие вопросы: «Есть ли в книге стихотворение, которое вам особенно понравилось? А есть ли такое, которое не понравилось? Есть в книге стихотворение, с героем которого вам хотелось бы подружиться? Почему именно с ним? Есть ли стихотворение, в котором по-новому описано что-то уже знакомое? Есть ли стихотворение, которое показалось вам особенно красивым? Есть ли какое-нибудь необычное стихотворение? Запомнились ли вам какие-нибудь особенно яркие строчки? Прочтите их. Удачное ли у книги название?»
7. Освоение приемов лирической выразительности в процессе учебного творчества. ч
Этот вид работы подразумевает написание лирических этюдов на предложенные детям темы, связанные с их внутренней жизнью, такие, например, как: «Мой самый радостный (или самый грустный) день», «Что для меня самое прекрасное в природе», «Как я в первый раз пошел в гости, театр, школу и т. д.». Этюды обсуждаются. Обычно в процессе обсуждения сравниваются два-три этюда. Цель обсуждения состоит в том, чтобы показать детям, кому из них удалось художественно выразить свои эмоции.
Для того чтобы цель была достигнута, применяются три группы вопросов. Первая группа вопросов побуждает детей выразить свое мнение об этюде: «Какая работа вам особенно понравилась? Есть ли среди этих работ такая, которую вам захотелось бы прочесть своему другу или родителям?» Вторая группа вопросов привлекает внимание детей к эмоционально-эстетическим особенностям этюдов, что позволяет выявить их достоинства или недостатки. Это вопросы: «Хочется ли вам сделать иллюстрации к какой-нибудь из этих работ? Почему? Какая из них вас больше волнует? Почему? Каждый из вас был, например, в лесу. Сказано ли в этой работе что-нибудь новое о нем? Отличается ли описание нашим автором .березы от того, которое можно прочитать в учебнике? Чем?» Наконец, третья группа вопросов подразумевает совершенствование этюдов. Детей можно спросить: «Как вы думаете, что можно добавить в эту работу, чтобы она стала интереснее, выразительнее? Что, с вашей точки зрения, нужно убрать из этой работы, чтобы она стала лучше?»
Рабочая программа творческого объединения «Путешествие в страну Поэзия» разработана на основе:
-
Программы дополнительного образования. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. Авторы Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, О.И. Родомская, Т.А. Копцева, Э.И. Гуткина и другие., М.: «Просвещение», 2008, 208 с.;
-
Авторской программы дополнительного образования детей ««Путешествие в страну Поэзия», автор - Э.И. Гуткина.
Методическое обеспечение:
Анкета
участника поэтического кружка "Путешествие в страну Поэзия".
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Домашний адрес, телефон.
3. Образование родителей, место работы.
4. Состав семьи.
5. Общественные нагрузки, поручения в классе и в школе.
6. Секции, кружки, факультативы (занятия в свободное время).
7. Любимые увлечения.
8. Любимые поэты.
9. Знаком ли с творчеством поэтов - земляков?
10. Какие поэты не нравятся и почему?
11. Бывал ли на вечерах поэзии?
12. Участвовал ли в конкурсах стихов и сочинений?
13. Есть ли поэтические сборники в домашней библиотеке и какие?
14. Какие журналы читаешь регулярно?
15. Пишешь ли стихи и о чём?
16. Какие телевизионные передачи смотришь систематически?
17. Какие кинофильмы, спектакли, пьесы произвели на тебя наибольшее
впечатление?
18. Любишь ли серьёзную музыку? Твоё отношение к современной
эстрадной музыке?
19. Рисуешь? Что нравится изображать больше всего?
20. Имеешь ли навыки пользователя компьютера? Есть дома
компьютер?
21. Какое время удобно для занятий в клубе?
22. Чем бы ты хотел заниматься в кружке? (пожелания, предложения).
План анализа стихотворения.
-
И.Ф.О. автора. Годы жизни и отвлеченные факты биографии не нужны.
-
Год написания. Если есть, краткая история создания этого стихотворения.
-
К какому периоду творчества относится (ранний, расцвет, поздний (последний)?
-
Какое место занимает стихотворение в творчестве автора? ( Первое печатное, последние стихи, программные (что-то важное сказал читателю, определил свою систему мировоззрения, показал свои взгляды, определил будущее страны, искусства и т.д.)
-
Тема. ( О чем: о природе, Родине, любви, жизни, молодости, смерти и т.д.) Если о жизненных противоречиях, то о философии жизни.
-
Идея (зачем, с какой целью, что хотел сказать). Природой нужно любоваться, Родину нужно любить, любовь - это самое прекрасное чувство, и т.д.
-
Жанр: баллада, послание, лирическое стихотворение, басня, элегия.
-
Образная система. Вводим понятие лирического героя. Не отождествляем автора с лирическим героем. Но можем оговориться о том, что взгляды одного и другого близки, особенно в любовной лирике или в философской.
-
Какими художественными средствами создаются образы в стихотворении?
Указать художественные приемы, привести примеры.
Например: цветовые эпитеты
черный ветер - белый снег создают контрастность восприятия окружающего мира.
Основное настроение стихотворения: грустное (элегическое), радостное.
Меняется ли? Как? Почему?
Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.
Формы организации занятия
-
Групповые;
-
Индивидуальные;
-
Творческая работа;
-
Конкуры, викторины.
Описание материально-технического обеспечения.
-
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1
Список литературы, рекомендуемой для детей
2
Михалков С. В. Настоящие друзья. - М., 2000.
3
Горбовский Г. Я. Разные истории. - Л., 1972
4
Кондратьев А. Н. Таенька-Тая. - М., 1987.
5
Токмакова И. П. Любимые стихи. - М., 1997.
6
М а р ш а к С. Я. Детям. - М., 2000
7
Есенин С. А. С добрым утром!-Л., 1980,
8
Времена года. Стихи русских поэтов о природе. - СПб., 1996.
9
Некрасов Н. А. Зеленый шум. - М., 1981.
10
Пушкин А. С. Стихотворения (любое издание).
11
Тютчев Ф. И. Листья. - М., 1987. Утро. - М., 1985
12
Есенин С. А. С добрым утром!-Л., 1980,
13
Блок А. А. Стихи для детей. - М., 1981.
2. Печатные пособия
1
Иллюстрации к произведениям
3. Технические средства обучения
1
Телевизор
2
Музыкальный центр
3
Компьютер
4
Фотоаппарат
4. Экранно-звуковые пособия
1
Мультимедийный проектор
2
Экран для проектора
Формы подведения итогов
Творческие отчеты
1. Конкурс чтецов по теме: «Я расту».
2. Викторина по теме: «Чудная картина, как ты мне родна...»
3. Творческая работа на тему: «И всe это - Родина наша, а Родину нужно беречь..,»
4. Литературная композиция по теме: «Веселые страницы»
5. А.С.Пушкин - «Руслан и Людмила» - чтение по ролям.
6. Конкурс чтецов по теме: «Поезд стихов».
Список используемой литературы.
1. Аким Я. Л. Пишу тебе письмо. - М., 1983.
2. Александрова 3. Н. День начинается с чудес. - М., 1988.
3. Барто А. Л. За цветами в зимний лес. - М., 1988.
4. Берестов В. Д. Веселое лето. - М., 2001.
5. Благинина Е. А. Огонек.- М., 1989.
6. Вейцман М. И. Пора каштанов. - М., 1983.
7. Высотская О. И. Над рекой над Окой. - М., 1987.
8. Горбовский Г. Я. Разные истории. - Л., 1972.
9. Де л а Мэр У. Песня сна. - М., 1983.
10. Дриз О. О. Моя песенка. - М., 1988.
11. Карем М. Стихи для детей. - М., 1967.
12. Квитко Л. М. В гости. - М., 1986.
13. Костецкий А. С. Бюро находок. - М., 1989.
14. Мориц Ю. П. Собака бывает кусачей... - М., 1998.
16. Мошковская Э. Э. Хорошие вести. - М., 1982.
17. Пшеничных С. Г. Жил-был тигр. - М., 1997.
18. Слепакова Н. М. Весеннее воскресенье. - Л., 1982.
19. С т е п а н о в В. А. Кони на ладони. - М., 1981.
20. Усачев А. А. Очень странный разговор. - М., 1991.
21. Черный С. Живая азбука. - М., 1995.
22. Я снов М. Д. Чучело-мяучело. - М., 2002.
23. Белозеров Т. М. Журавкин праздник. - М., 1980.
24. Блок А. А. Стихи для детей. - М., 1981.
26. Времена года. Стихи русских поэтов о природе. - СПб., 1996.
27. Есенин С. А. С добрым утром!-Л., 1980,
28. Майков А. Г. Сенокос. - М., 1985.
29. Мей Л. А. Тройка. - М., 1984.
30. Некрасов Н. А. Зеленый шум. - М., 1981.
31. Плещеев А. Н. Стихотворения (любое издание).
32. Полонский Я. П. Солнце и месяц. - М., 1982.
33. Пушкин А. С. Стихотворения (любое издание).
34. Родные поэты. - М., 1986.
35. Тютчев Ф. И. Листья. - М., 1987. Утро. - М., 1985.
36. Фет А. А. Колокольчик. - М., 1982.
37. Бродский И. А. Баллада о маленьком буксире. - Л., 1991.
38. Лермонтов М. Ю. Бородино (любое издание).