- Учителю
- РП по изобразительному искусству 4 класс УМК Школа 21 века Савенкова
РП по изобразительному искусству 4 класс УМК Школа 21 века Савенкова
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Орьёвская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМ Зам. директора по УВР И.о.директор школы
Руководитель: __ Неизвестная А.Г.___Неизвестная А.Г._____ Кузнецова Е.П.
Приказ № ______ от «___»_________2015 г. «___»_________2015 г. «___»_________2015 г.
Рабочая программа начального общего образования
по изобразительному искусству
учителя изобразительного искусства
Вараксиной Натальи Николаевны
Класс: 4
п. Орьё
2015 год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6 октября 2009 г. № 373 ,с изменениями от 26.11.2010 № 1241), примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. -(Стандарты второго поколения) на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века»).
Преподавание изобразительного искусства в 4 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе- разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
-
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
-
активизация самостоятельной творческой деятельности;
-
развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством (восприятие и практическая деятельность);
-
формирование духовных начал личности;
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;
-
нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
-
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
-
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
формирование разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
-
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов - художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления. Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом. Дети знакомятся с разными природными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого года - развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказках (изменений цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направлена на создание художественных образов. Практическая изобразительная задача второго года обучения - расширение представления школьников о цвето-колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Освоение композиционных задач в искусстве на основе композиции отдельного предмета: предмет в среде; человек в пространстве архитектуры. Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ дают возможность знакомить школьников с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сферах искусства, в том числе с достижениями архитекторов, дизайнеров; способствуют формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапозон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте, применению в изобразительном искусстве технических средств.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
-
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
-
процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
-
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
-
активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.
Программа выстроена в соответствии с Государственными Образовательными стандартами по изобразительному искусству.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 4 классе 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели ).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
В основе учебников лежит системно - деятельностный ( компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:
-
Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
-
Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
-
Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами - их руками, глазами, словами.
-
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
-
Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
-
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
-
Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
-
Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
-
исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
-
творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
-
самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
-
-
Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные :
-
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
-
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
-
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
-
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
-
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные :
-
освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
-
развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
-
развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
-
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
-
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
-
развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
-
развитие интереса к искусству разных стран и народов;
-
понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
-
освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
-
формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
-
воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
-
формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные :
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
-
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
-
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
-
проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
-
использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
-
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
-
умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
-
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)2. Развивать понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира - мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением
3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной
4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета
5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде
6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме
7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением
8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами - в набросках, зарисовках.
Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека
9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).
Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы
10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства
11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины)
12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Примерные темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности
13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями
14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде
15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине
16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте
17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях
II. Развитие фантазии и воображения (11 часов)8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?
9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы - часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни - красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение)
10. Подготовка «художественного события» на темы сказок или на такие как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая
музыка»
11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы
III. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследования: какие народные игрушки изготавливались там, где вы живёте? Какие природные материалы мастера использовали при их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение
4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства
5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамику), смыслового содержания
6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
-
духовные начала личности и целостная картина мира;
-
основы художественной культуры;
-
понимание роли искусства в жизни человека;
-
представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
-
потребность в творческом проявлении;
-
наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
-
умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
-
способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
-
понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Выпускник научится:
-
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
-
использовать выразительные средства изобразительного искусства - цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
-
работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
-
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
-
выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
-
создавать образы природы и человека в живописи и графике;
-
выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори- зонта: ближе - больше, дальше - меньше; загораживание; композиционный центр);
-
понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
-
использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
-
передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
-
применять различные способы работы в объёме - вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
-
использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
-
чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
-
понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
-
приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
-
понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для созда ния орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
-
понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
-
использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
-
понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
-
понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
-
приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
-
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
-
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
-
видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
-
понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
-
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
-
работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
-
воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство); переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
-
работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
-
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
-
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
-
проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
-
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Календарно - тематическое планирование
Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины».
Работа на плоскости Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными. Понимать, что такое пространственное окружение. Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира»
Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов.
Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника»)
Архитектура разных народов.
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики
Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения.
Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.
Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения. Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать цветом настроение в работе
Художественный образ в произведениях разных видов искусства
Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона. Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint)
Создание своих творческих работ. Тема композиций: «Цветущий луг».
Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы
Сюжетно-смысловая компоновка фигур.
Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Владеть графическими компьютерными программами
Знакомство с пропорциями тела человека.
Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнять наброски с фигур одноклассников
Рисование с натуры одного предмета.
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции, темы: «Посиделки».
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере)
Исследование: изучение традиций народа. Тема композиции: «Чайная церемония в Китае».
Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения. Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией. Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами
Знакомство с народными праздниками.
Работа в объёме и пространстве Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки. Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения. Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении. Создавать небольшие этюды. Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета
Пропорции человека и их отображение в объёме.
Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека. Лепить человека по наблюдению. Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве
Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению.
Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа
Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры
Декоративно-прикладная деятельность Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности). Создавать коллективную композицию на тему. Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве.
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме. Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения
Изображение замкнутого пространства.
Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах.
Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции. Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона. Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся. Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
Самостоятельно вычленять творческую задачу.
Работа на плоскости Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.
Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».
Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. Использовать для этого поисковые системы Интернета.
Изучение жизни разных этнических и социальных групп.
Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре. Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения
Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды
Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению. Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу
Формирование представления о композиции без конкретного изображения.
Распределять сюжеты среди учащихся в группе.
Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку. Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения - динамики)
«Путешествия на машине времени»
Работа в объёме и пространстве Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).
Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду). Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Переключаться с одной деятельности на другую
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек.
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ. Определять цветовой и средовой характер композиции
Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов.
Декоративно-прикладная деятельность Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев. Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов
Символика узоров народного орнамента.
Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа?
Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией.
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла
Подготовка «художественного события» на темы сказок.
Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу к праздничным датам
Отображение в декоре элементов окружающей природы.
Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона. Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел. Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы)
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)
Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись
Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера
Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская).
Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.
Выполнять самостоятельно эскизы предметов - изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?». Уметь работать в сотворчестве с другими детьми
Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.
Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности
Легенды и мифы в изобразительном искусстве.
Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный). Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства. Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте
Анималистический жанр.
Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла)
Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства.
Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека - композиционный центр. Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой). Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходим отдельный кабинет, в котором должны быть:
-
раковина и кран с холодной водой;
-
специально оборудованное место для учителя: большая доска (желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер;
-
комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.
1. Основные учебные издания:
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Вентана-Граф, 2011;
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Вентана-Граф, 2011;
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012;
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : ВентанаТраф, 2011.
2. Дидактические пособия:
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Богданова Н.В. Изобразительное искусство : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : Вентана-Граф, 2010;
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : ВентанаТраф, 2012;
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : ВентанаТраф, 2013;
-
Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. : ВентанаТраф, 2013.
3. Методические материалы для учителя:
-
Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Изобразительное искусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя. - М. : ВентанаТраф, 2013;
-
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 1 класс : органайзер для учителя : методические разработки. - М. : ВентанаТраф, 2013;
-
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 2 класс : органайзер для учителя: методические разработки. - М. : ВентанаТраф, 2013;
-
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 3 класс : органайзер для учителя: методические разработки. - М. : ВентанаТраф, готовится к изданию;
-
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 4 класс : органайзер для учителя : методические разработки. - М. : ВентанаТраф, готовится к изданию.