- Учителю
- Рабочая программа по музыке 4 кл
Рабочая программа по музыке 4 кл
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
село Ныр Тужинского района Кировской области
Обсуждена на заседании ШМО «Согласовано»: «Утверждаю»
Руководитель______________ заместитель директора по учебной работе __________ директор МКОУ СОШ с. Ныр _________ /Малышева Е.Л./ /Кошкина Л.В./ /Тохтеева Н.Г./
приказ №_____ от ______2015г
Рабочая программа по музыке
4 класс
Автор - составитель
Малышева Е.Л.
учитель начальных классов.
с. Ныр 2015 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. (п. 19.5), Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на
основе основной образовательной программы, примерной программы по учебным предметам - ч.2. «Музыка» 4 класс и рабочей программы
«Музыка» 4 класс. Авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. М.: Просвещение 2011 и приведена в соответствие с учебным
планом. Программа обеспечивается учебниками: «Музыка» 4 класс авторы: Г. П.Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина М.: Просвещение
2014 г и рабочей тетрадью «Музыка» 4 класс, Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина М.: Просвещение 2014, фонохрестоматией
музыкального материала.
Программа по предмету музыка для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Общая характеристика учебного курса
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
-
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных
народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
-
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
-
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного
восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
-
накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке,
формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности.
Содержание программы - базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками
основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой
фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - от «родного порога», по выражению народного художника Б. М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью,
разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе
проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия
музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных
результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы их концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная
ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора - исполнителя -
слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников,
воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность
овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят
пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству,
соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Данная программа не подразумевает жёстко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.
Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
. Предмет «Музыка» изучается в 3классе в объёме 34 часа, 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально - творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры
мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
-
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
-
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
-
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постановленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
-
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
-
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
-
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
10.)умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
-
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
-
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
-
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-
умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
-
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные
закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
«Музыка в жизни человека»
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня,
танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
«Основные закономерности музыкального искусства»
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное
состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
«Музыкальная картина мира»
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры:детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся
традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
-
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и
музыкально-творческой деятельностью;
-
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
-
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
-
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
-
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
-
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
-
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
-
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
-
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
-
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
-
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.);
-
выявлять жанровое начало музыки;
-
оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
-
определять средства музыкальной выразительности;
-
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
-
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
-
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
-
анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
Должны знать/понимать:
-
Жанры музыки (песня, танец, марш);
-
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
-
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
-
Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
-
Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта,
Бетховена Л.Э. Грига.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Учебно - тематический план
№ п/п
Название раздела
Количество
часов
1
"Россия - Родина моя"
3
4
2
"О России петь - что стремиться в храм"
4
4
3
"День, полный событий"
6
5
4
"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"
3
4
5
"В концертном зале"
5
6
6
"В музыкальном театре"
6
6
7
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"
7
5
итого
34
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока.
Тематическое планирование (элементы содержания)
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
1 четверть (9ч)
Россия - Родина моя (3 ч)
По плану
Фактичес-
ки
1.
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
Музыкальный материал
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
«Вокализ». С. Рахманинов.
«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня.
«Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской.
Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.
Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Импровизировать на заданные тексты.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
04.09
2.
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
08.09
3.
«Я пойду по полю белому…
На великий праздник собралася Русь!»
О России петь - что стремиться в храм...(4 ч)
4.
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Раскрываются следующие содержательные линии:
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха - «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал
«Земле Русская», стихира.
«Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.
«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.
«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
«Не шум шумит», русская народная песня.
«Светлый праздник», финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.
Сочинять мелодии на поэтические тексты.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
5.
Кирилл и Мефодий.
6.
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
7.
Родной обычай старины. Светлый праздник.
День, полный событий (6ч)
8.
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..»
Раскрываются следующие содержательные линии: Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. И. Римский-Корсаков. Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском; романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый.
Музыкальный материал
«В деревне». М. Мусоргский.
«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога».В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер».М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин».П. Чайковский.
Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.
Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.
Распознавать их художественный смысл.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
9.
Зимнее утро, зимний вечер.
2 четверть - 7 ч
10.
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.
11.
Ярмарочное гулянье.
12.
Святогорский монастырь.
13.
«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)
14.
Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.
Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность. импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева.
Музыкальный материал
Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские народные песни;
«Солнце, в дом войди», «Светлячок»; «Сулико» грузинские народные песни; «Аисты», узбекская народная песня;
«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;
«Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская;
«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.
«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
«Светит месяц», русская народная песня-пляска.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Троицкие песни.
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.
Исследовать историю создания музыкальных инструментов.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.
Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
15.
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
16.
Народные праздники. Троица. Обобщающий урок.
3 четверть - 10 ч
В концертном зале (5 ч)
17.
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.
Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
Примерный музыкальный материал
Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си- бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание, Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского;
Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании. импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.
Корректировать собственное исполнение.
Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
18.
Старый замок.
Счастье в сирени живет…
19.
«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Танцы, танцы, танцы…
20.
Патетическая соната. Годы странствий.
21.
Царит гармония оркестра.
Обобщающий урок по теме «В концертном зале»
В музыкальном театре (6 ч)
22.
Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля (ΙΙ действие)
М.И.Глинки.
Раскрываются следующие содержательные линии: События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Примерный музыкальный материал
Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы ("Исходила младёшенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». Д. Хачатурян.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина.
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.
Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.
Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты.
Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.
Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
23.
Опера «Иван Сусанин»:За Русь мы стеной стоим... (ΙΙΙ действие), Сцена в лесу (ΙV действие) М.И.Глинки.
24.
Исходила младёшенька. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
25.
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
26.
Балет «Петрушка».
4 четверть - 8 ч
27.
Театр музыкальной комедии.
Обобщающий урок по теме «В Музыкальном театре»
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч.)
28.
Прелюдия. Исповедь души.
Раскрываются следующие содержательные линии: Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные обриты гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Примерный музыкальный материал
Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано.Ф.Шопен.
Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
Пастушка, французская народная песня
Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.
Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.
Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.
Песня Сольвейг;
Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.
Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую деятельность.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.
29.
Революционный этюд.
30.
Мастерство исполнителя.
31.
В интонации спрятан человек.
Музыкальные инструменты.
32.
Музыкальный сказочник.
33.
Рассвет на Москве-реке.
34.
Обобщающий урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Заключительный урок-концерт.
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Информационное
-
Примерная программа начального общего образования по музыке. «Музыка». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.
Шмагина. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 2011 г.
-
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. 2009 год.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Учебник. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014 г.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс. (Пособие для учащихся).
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс.
-
Критская Е. Д. Музыка: 1- 4 классы. Методическое пособие/ Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2014 г.
-
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.
-
Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся.
-
Марк Зильберквит. Мир музыки: Очерк.
-
Журнал «Ребёнок и творчество» с музыкальной фонохрестоматией (СД - фиск)
-
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 - 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Л.В.Золина. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Современная школа).
Медиаресурсы
-
Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 4 класс. ( МР 3, диск).
-
Уроки музыки. Мультимедийное приложение к урокам (диск содержит иллюстративный материал, видео и музыкальные фрагменты).
-
СД диски с произведениями современных композиторов и поэтов (Серия «Русский фольклор» Детско-юношеский фольклорный ансамбль «Игранчики», «По морю синему».Юрий Верижников; «Я дарю мир». Виктор Ударцев; «Прекрасная пора». Татьяна Куликова; Сергей Савенков «А у нас во дворе…»; «Детские лица». Людмила Мельникова)
-
«Морское такси». (Аркадий и Наталия Вайнер). Издательство детских образовательных программ.
-
Урок музыки 4 класс. «Творчество в вокальном и инструментальном исполнении» (медиатека № 44).