7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО 2 класс

Рабочая программа по ИЗО 2 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель методического объединения зам. директора по УВР и.о. директора

учителей начальных классов МБОУ «Куокуйская СОШ»

___________ /Е.А.Новгородова / _________ /Г.П.Павлова/ _________/А. В. Ноговицын/

от « » августа 2015 г. от « » августа 2015 г. от « » августа 2015 г.

приказ №_______



















Рабочая программа по изобразительному искусству

Класс: 2

Учитель: Новгородова Евдокия Алексеевна, высшая квалификационная категория





















с. Аргас 2015 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с нормативными документами: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»; Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Предмет «Изобразительное искусство» включен в предметную область «Искусство»

Младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно- практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.

Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школы России» и решают задачи, связанные с:

- формированием общего представления о культурно- материальной среде;

- формированием эстетического компонента личности;

- начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира - трудовой, художественно- творческой деятельностью.

Курс развивающее - обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно - творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную

творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

- расширение общекультурного кругозора учащихся;

- развитие качеств творческой личности, умеющей:

а) ставить цель;

б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;

в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;

- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

- формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

Программный материал отражает требования обязательного минимума содержания образования по трудовому обучению.

Программа состоит из двух блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

Второй блок - художественно- творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.

Третий блок - трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности.

На основе такого подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствют единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личная или общественная), доступности, а также - целесообразности, экологичности.

Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по изготовлению изделий.

Предлагаемые виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы и т.п.

</ Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей. Репродуктивным остается только освоение технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.

Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей: от перессказа до презентации. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих проектов обобщающего характера.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Во 2 классе на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель).

Количество часов:

  • в год - 34;

  • в неделю - 1;

  • в 1-й четверти - 9;

  • во 2-й четверти - 7;

  • в 3 -й четверти - 10,

  • в 4-й четверти - 8.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.



Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;

  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

  • учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • договариваться сообща;

  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.



Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая веревочка);

- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

5. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

«Изобразительное искусство » является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные - живопись, графика, скульптура; конструктивные - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ



Как и чем работает художник? (8 ч)

Три основные краски -красная, синяя, желтая.

Пять красок - все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).



Реальность и фантазия (7 ч)

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).



О чём говорит искусство (10ч)

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).



Как говорит искусство (9ч)

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Обобщающий урок года.



Региональный компонент отражен на уроках:



«Осенний лес нашего края» (урок № 3)

«Животное родного края» (урок № 6)

«Бастына» (урок № 7)

«Елочные игрушки на якутский стиль»(урок №15)

«Персонажи якутских сказок» (урок № 21)

«Якутские сказки» (урок №26)

«Перелетные птицы» (урок № 33)

























6. Тематическое планирование по предмету «Изобразительное Искусство»



п/п





Тема











Дата проведения

Планируемые результаты

Деятельность

обучающихся

Материально

техническая база

Примечание

По плану

Факт.

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования знаний

Метапредметные УУД(работа с текстом)

Обучающийся научится:

Предметные

Обучающийся научится:

1



Три основные краски, строящие многоцветие мира.Рисование по памяти и впечатлению.

Поляна цветов.

.



Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом

Использование текста правил работы с красками гуашь и акварель;

смешение трех основных цветов;

Наблюдать цветовые сочетания в природе;смешивать краски (прием «живая краска»);

овладевать первичными живописными навыками.

овладевать первичными живописными навыками.

Дем-ые: живые цветы, таблицы «Смешение красок»; музыка Чайковского из балета «Спящая красавица»



2

Пять красок - всё богатство цвета и тона. Рисование по представлению.

Природная стихия





Знакомство с выразительные возможностями цветовой палитры; развитие изобразительные навыки; развиватие умения видеть красоту и разнообразие красочных смесей.

Расширение знаний о живописных материалах.

Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.

Сравнивать и различать темные и светлые отте-нки цвета и тона; смешивать цветные краски с белой и чер-ной для получения ну-жного колорита; создавать пейзажи, различ-ные по настроению.

Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ сме-шения цветов; П.И. Чай-ковский. Осенняя песня. Октябрь.



3

Пастель, цветные мелки; их вырази-тельные возможности. Рисование по памяти и впечатлению.

Р/К Осенний лес нашего края





Знакомство с новыми художественными материалами ,знакомство с вариантами построения композиций;

Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Ее выразительные возможности. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии. Работа с дополнительной литературой

Рисовать по представлению; смешивать краски. Обсуждение вариантов изображения деревьев; развитие практических навыков;

Знать многообразие художественных материалов: понимать красоту и выразительность художественных материалов; овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше).

Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ сме-шения цветов; П.И. Чай-ковский. Осенняя песня. Октябрь.



4

Выразительные возможности аппликации.

Создание в технике аппликации коврика.







Развитие эстетического восприятия; понятия «ритм, пятно»;





Подготовка творческих сообщений Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.

Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

Развивать творческие навыки; учиться работать в коллективе

Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использо-вать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; создавать изделие по за-данию.

Слайды осеннего леса; асфальта с осенними листьями; осенние листья; Чайковский. Сентябрь, вальсы Шопена. Цветная бумага, листья, клей, ткань, нитки, ножницы, бумага или холст.



5

Выразительные возможности графических материалов.

Зимний лес. Тушь





Знакомство с выразительными возможностями линии, точки, темного и белого пятен; Знакомство с различными техниками работы графическими материалами;

Творческое сообщение Что такое макет? Материалы для макетов. Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгибание). Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка

Понимание образной характеристики линий: колючие, весёлые, злые, тихие и т. д.) Техника изображения дерева. Приёмы получения тонового пятна. изображение зимнего дерева графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти.

Понимать выразитель-ные возможности ли-нии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы работы граф-ми материалами (тушь, палочка); создавать изображение по заданию.

Слайды и фото зимнего леса, репродукции картин с изображением зимнего леса. П. Чайковский. Декабрь. Святки. Г. Гладков. Колыбельная.Черная гуашь, тушь, перо, палочка, тонкая кисть, белая или тонированная бумага, уголь.





6

Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка из пластилина.

Р/К Животное родного края





Плоскостное и объёмное изображение (различия).Понятие «скульптура». Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания.

Творческое сообщение о животных родного края

Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных материалов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, ов-ладевать приемами ра-боты с пластилином; создавать объемное изображение.

Образцы малой пластики, репродукции работ В. Ва-тагина, выразительные объёмы природных материалов (корни, камни, коряги). С. Прокофьев. Петя и Волк. Пластилин, стеки, дощеч-ки, салфетки тканевые.



7

Выразительные возможности бумаги. Конструирование.

Игровая площадка.





Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы.



Обсуждение выразительных возможностей материалов, которыми работают художники.

Составлять композицию, последовательно её выполнять.

Овладевать приемами работы с бумагой (объ-емные формы); уметь конструировать из бумаги объемные объек-ты;

Слайды произведений ар-хитектуры, фото макетов или макеты прошлых лет, выполненные учениками, методические таблицы. Бумага, тонкий картон, ножницы, клей.



8

Для художника любой материал может стать выразительным. Обобщение темы.

Праздничный город. Серпантин, конфетти.





Приемы конструирования из бумаги; создание макетов;



Схемы для работы в технике «Оригами»-поиск и изучение дополнительной литературы

Развиватие навыков работы в технике бумажной пластики;

Создавать образ, по заданию; обобщать прой-денный материал, обсуждать работы, оцени-вать собственную худо-жественную деятельность.

Слайды, фото украшен-ного города, аппликации из засушенных растений. Д. Шостакович. Праздничная увертюра. Клей, ножницы, серпантин, конфетти, сухие травы, песок, крупа и т. д.



9

Изображение и реальность.

Изображение животного.





Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных животных. Вглядываться в животных и видеть их красоту: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластику переходов одной части тела в другую и т.д.



Обсуждение характерных осо-бенностей животных; Особенности животных, пропорциональные соотношения частей тела.

Рисование по памяти или представлению животного

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных живот-ных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных

Фото с изображениями животных, иллюстрации художников - анималис-тов.К. Сен-Санс. Карнавал животных. Гуашь, цветная бумага, для фона, кисти.



10

Изображение и фантазия. Рисование по представлению.

Сказочное несуществующее животное





Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа.

Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантасти-ческие образы. (творческое сообщение)

Творческие умения и навыки работы с гуашью.

Размышлять и вести беседу об изображении как рального, так и фантастического мира;придумывать и изображать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью.

Фото и репродукции с изо-бражениями реальных и фантастических животных. М. Глинка. Фрагменты из оперы «Руслан и Людми-ла».Гуашь, кисти, большой лист бумаги.



11

Украшение и реальность. Рисование по представлению. Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы.





Видеть красоту в природе, учится у природы, развитие наблюдательности.

Построение композиции и рассказ о замысле

Изображение

паутинок, снежинок

при помощи

графических

элементов (линий,

точек, кружочков и т д.) по памяти.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материа-лов изображения укра-шений в природе; при-обретать опыт работы с тушью, мелом.

слайды, фото объектов природы, ветки деревьев. С. Прокофьев. Утро. Вечер. Дождь и радуга.

Уголь, тушь или гуашь (одного цвета), палочка, тонкая кисть, бумага



12

Украшение и фантазия. Украшение заданной формы.

Кокошники.

Р/К «Бастына»





Иметь представление, что такое кокошник, кто носил кокошники, как их украшали. Что такое орнамент? Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.

Творческое сообщение « История появления женского кокошника», значение слова «кокошник»

Изготовление и украшение кокошника. Создание украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека.

Сравнивать и сопоставлять природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания орнамента; со-здавать украшения; ос-ваивать приемы работы графическими матери-алами;

Фото пуховых платков, кружев, образцы кружев.Перо, палочка, гелевая ручка, бумага.



13

Постройка и реальность. Конструиро-вание из бумаги. Морской аквариум





Природные сообщества и конструкции. Природныеконструкции: соты, ракушки, домик улитки, подсолнух, головка мака, стручки гороха и т.д.



Природа сама, без участия человека создаёт свои конструкции, а человек учиться у природы, изучая её. Роль Постройки в быту человека; чувство композиции; навыки конструирования из бумаги. Творческая работа «Самые необычные постройки на земле»

Создание макетов аквариумных рыбок.Творческие умения и навыки работы с гуашью.

Рассматривать и анализировать природные ко-нструкции, их формы, пропорции; накапливать опыт работы с бу-магой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание); участвовать в создании коллективной работы.

Слайды различных природных построек; Бетховен. Менуэт (часть 2 Сонаты № 20); Моцарт. Турецкий марш; Кабалевский. Рондо-марш. Бумага, ножницы, клей.



14

Изображение и фантазия. Рисование фантастического здания.





Создание рассказа о Природе, как образе мудрого учителя; увидеть в примерах архитектуры природные аналоги;

Творческая работа (сообщение) «Самые необычные постройки на земле»

Создание макета сказочного замка

Сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; осваивать приемы работы с бумагой; создавать макеты, участвовать в создании коллективной работы.

Слайды или фото зданий, построенных знамен-тыми архитекторами; слайды или фото природных конструкций. Плотная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.



15

Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.

Конструирование елочных игрушек.



Р/К «Елочные игрушки на якутский стиль»





Создание и украшение елочных игрушек из бумаги, салфеток, ниток, пластика и т.д.

Творческий рассказ о истории создания елочных игрушек

Рисование с натуры ёлочных украшений.

Понимать роль взаимодействия в работе трех Братьев-Мастеров; обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников

Детские работы за чет-верть, методические таб-лицы, пособия по бумажной пластике. Шостакович. Фрагмент «Праздничной увертюры».Бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь.



16

Характер изображаемых животных.

Создание яркого образа животного (веселого, стреми-тельного, агрессивного и т. п.)







Всё живое имеет свой образ, характер, настроение.







Рассказ о строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши, и т.д.).

Создание рисунка кота

Наблюдать и рассматривать животных в раз-личных состояниях; да-вать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью.

Работы художников - анималистов, методические пособия, иллюст-рации В. Серова к басням Крылова. К. Сен- Санс. Карнавал животных. Прокофьев. Петя и Волк.

Бумага, гуашь, кисти.



17

Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. Рисование по памяти. Любимая кошка.





Чувствовать и выражать в изображении характер животных.

Творческая работа-создание презентации с рисунками любимых животных.

Защита презентации

Наблюдать и рассматривать животных в раз-личных состояниях; да-вать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью.

Работы художников-ани-малистов, методические пособия, фото кошек. К. Сен- Санс. Карнавал животных. Бумага, карандаш.



18

Выражение характера человека в живописи и графике. Рисование по представлению. Женский образ.





Мимика лица, движение рук, выражающих эмоции. Умение по выражению лица определять его отношение к окружающим, учиться отражать это в рисунке.

Творческая работа-создание презентации с рисунками женских лиц. Рассказ о авторах рисунков.

Портрет мамы. (выставка рисунков)

Создавать женский образ по представле-нию; уметь использо-вать гуашь, пастель, мелки.

Репродукция картины Врубеля «Царевна-Ле-бедь». Гуашь, пастель, бумага белая или тонированная.



19

Выражение характера человека в изо-бражении. Мужской образ.





Черты характера доброго и злого человека. Обмен мнениями

Творческая работа-создание презентации с рисунками мужских лиц. Рассказ о авторах рисунков.

Портрет папы, дедушки, брата. (выставка рисунков)

Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.

Слайды произведений В. Васнецова, методические таблицы. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Гуашь, кисти, оберточная бумага или «левая» сторона обоев.



20

Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ.





Характеры сказочных героев, отражение его на поведении, в одежде.

Сообщение на тему « Как определить по рисунку сказочность изображенного героя»

Портрет бабы Яги

Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.

Слайды произведений Васнецова. Врубеля, И. Билибина, методические таблицы Гуашь, кисти, тонированная бумага.



21

Образ человека и его характер, выполненные в объеме. Сказочные персонажи, противопо-ложные по характеру. Работа с пластилином.

Р/К «Персонажи якутских сказок»





Лепка из пластилина разных человечков, отражая их характер в придуманной конструкции. Приёмы лепки из целого куска путём вытягивания, вдавливания и защипления..

Что такое скульптура? Особенности изображения в объёме. Разговор о контрастных образах.

Создание сказочных героев в сказочном царстве

Уметь создавать проти-воположные по характеру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); сравнивать и анализировать возмож-ности использования изобр-х средств для со-здания доброго и злого образа

Слайды или фото скульп-турных произведений С. Коненкова, А. Голуб-киной, М. Врубеля (керамика), а также сред-невековой европейской скульптуры. Пластилин, стеки, дощеч-ки, баночки.





22

Изображение природы в разных состояниях. Рисование по представлению. Контрастные состояния моря.





Формируем представление о природе. Природа тоже имеет характер. Она может быть, то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной - мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам.

Творческая презентация, содержащая репродукции известных художников с морскими пейзажами

Создание морского пейзажа

Уметь наблюдать природу в различных сос-тояниях и изображать живописными материа-лами; знать колористи-ческие особенности работы с гуашью.

Слайды с изображением различного состояния моря, репродукции картин Айвазовского, Ван-Гога, Моне. Римский-Корсаков. Окиян-Сине море. Шехерезада. Дебюсси. Сады под дождем. Акварель, кисти, большие листы бумаги.



23

Выражение характера человека через украшение. Украшение заготовок мужского оружия или женских украшений.





Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор, красавица или пугало, обвешанное побрякушками). Учимся выглядеть красиво.

Творческая презентация, содержащая в рисунках историю женского и мужского костюма-наряда.

Мальчики создают щит и расписывают его согласно правилам оформления. Девочки создают украшения для костюма

Понимать роль украшения в жизни человека; сравнивать и анализи-ровать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции.

Слайды кружев, старинного женского костюма, фрагментов деревянной резьбы, старинного оружия. Гуашь, тонкие кисти, за-данные формы.





24

Выражение намерений через украшение. Коллективно- индивидуальное создание панно. Украшение двух, противоположных по намерению флотов.





Создание панно «Морские пираты» с использованием полученных знаний о оформлении пиратских кораблей

Творческая презентация с иллюстрациями к рассказам о пиратах

Защита проектов созданных панно

Понимать характер ли-нии, цвета, формы, способных раскрыть наме-рения человека; уметь работать в коллективе.

Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина.

Склеенные листы ватма-на или обои, цветная бу-мага, гуашь, клей, була-вки, кисти разные.

Групповая

25

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. Рисование по представлению. Здание для сказочного героя.





Понимание возможности выражения своих чувств че-рез архитектуру;





Показать, что образ здания напрямую связан с его назначением; Творческое сообщение на тему «Где живет змей горыныч»

Развивать творческую фанта-зию через создание домика для сказочного героя, развивать умение работать в коллективе;

Уметь видеть художественный образ в архи-тектуре; приобретать навыки восприятия ар-хитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек; приобретать опыт творческой работы.

Фото старинных русских зданий, европейских соборов, современной архитектуры (например Гауди). Бумага, карандаш, гуашь, кисти или пастельные мелки.



26

Обобщающий урок. Урок-обобщение: создание коллективного панно. Сказочные миры.



Р/К «Якутские сказки»

Защита творческих работ

Уметь обсуждать творческие работы свои и одноклассников, оценивать их; накапливать опыт творческой работы.

Работы, выполненные детьми в четверти. Для панно: цветная и белая бумага, клей, ножницы; для объемной композиции: бумага, пластилин, банки, картон, ножницы.









Сказочное панно на тему «Маша и медведь»

Обсуждение творческих работ. Уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому;

Умение работать в коллективе







27

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Рисование по представлению. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, ис-пользуя контрастные цвета.





Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Представление о тёплом и холодном. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета.Смешение красок.

Толкование слова «Контраст» в дополнительных источниках

Выполнение по выбору. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета.

Уметь составлять теплые и холодные цвета; понимать эмоциональную выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты с колористи-ческим контрастом;

Методические пособия, слайды с изображением природы с цветовыми контрастами, репродукции картин Врубеля «Шестикрылый Серафим», «Сирень». Большие листы бумаги, гуашь, крупные кисти.



28

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Рисование по памяти и впечатлению.

Изображение весенней земли.





Понимать, что такое «глухие» и «звонкие» цвета

Понятие «глухие» и «звонкие» цвета в дополнительных источниках знаний. Сообщение на уроке

Создание весеннего пейзажа

Иметь представление об эмоциональной вы-разительности глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу ти-хого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Слайды с изображением весенней земли, методи-ческие пособия по цвето-ведению. Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. Гуашь, кисти, листы А-3.



29

Линия как средство выражения: ритм линий. Рисование по представлению.

Изображение весенних ручьев на фоне земли





Понятие, что такое «ритм линий». Эмоциональное звучание линии.Линии как средства характеристики изображаемого.

Ритмическая организация листа с помощью линий. Понятие ритма. Изменение ритма линий меняет содержание работы. Творческая презентация с рисунками листьев







Изображение ритма стволов деревьев и травы, ручейков.

Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь представление об эмоцио-нальной выразительно-сти линий; выполнять рисунок воображением;

уметь наблюдать, рассматривать, любовать-ся.

Слайды с изображением весенней земли, методи-ческие пособия по цвето-ведению. Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. Гуашь, кисти, листы А-3.



30

Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению.

Изображение ветвей с определенным характером и настроением.





Плачущая ива, кудрявая береза, колючая роза- применение линии, как средства выражения впечатления увиденного. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые и т. д.

Творческая презентация с рисунками и фото деревьев и веток деревьев

Рисунок березовой рощи

Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь представление об эмоцио-нальной выразительно-сти линий; выполнять рисунок воображением;уметь наблюдать, рассматривать, любовать-ся.

Фото с изображением крупных веток березы, сосны, дуба. Сами ветки. Японские трехстишия-хокку. Гуашь, тонкие кисти, палочка, уголь, сангина, листы А-3.



31

Ритм пятен как средство выражения.

Аппликация.

Создание изображения ритмично летящих птиц.





Знакомство с ритмом пятен, как со средством выразительности; сравнить ритм пятен с музыкальными ритмами; учить создавать ритм в изображении;

Нахождение понятия «ритм пятен» в дополнительных источниках информации для дальнейшего сообщения на уроке.

Создание изобра-жения ритмично летящих птиц.

(от изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция)

Знать применение средств художественной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы).

Репродукции картин, методические пособия. Э. Григ. Птичка. Цветная бумага, клей.



32

Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций.





Знакомство со средством художественной выразительности-пропорцией; понимать, как от пропорций зависит образ предмета;

Объяснять слово «прпорция»,

разный характер пропорций (атлет - гимнастка, слон - жираф).

Образы индюка с разными характерами пропорций.

Понимать, что такое пропорция; создавать образы, с помощью из-менения пропорций;

Фото или слайды животных (сказочных и реальных). Пластилин, стеки, дощеч-ка; цветная бумага, впитывающая бумага, клей, ножницы, салфетки.



33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства вырази-тельности. Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц.



Р/К «Перелетные птицы»





Обобщение темы четверти.

Творческая презентация на тему «Весна»

Создание коллективного панно

«Весна. Шум птиц»

Понимать роль взаимодействия различных средств художествен-ной выразительности для создания различ-ных образов; уметь со-здавать творческую ра-боту и договариваться с одноклассниками при выполнении коллекти-вной работы; уметь выполнять работу в грани-цах заданной роли.

Слайды или фото видов весенней природы; дет-ские работы прошлого года, выполненные на тему «Весна». Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.



34

Обобщающий урок года. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты.





Понятие слова «монотопия» для сообщения на уроке

Оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнить лист пополам и плотно сожмить. Развернить, и вы увидите необычные, причудливые узоры - кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь

Уметь анализировать работы и рассказывать о своих впечатлениях; понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой чет-верти; уметь фантазировать и рассказывать о творческих планах на лето.

Коллективные работы, выполненные в учебном году, репродукции картин художников. Музыка Чичкова «Шелковая кисточка». Бумага, гуашь, кисти.









VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Учебники

  1. Неменская Л. А. /под ред. Неменского Б. М. Учебник «Изобразительное искусство. Искусство и ты» 2 класс

Рабочие тетради

  1. «Твоя мастерская» /под ред. Неменского Б. М.

Методические пособия для учителя:

  1. Методическое пособие. 2 класс

Печатные пособия:

  1. Комплекты для обучения грамоте (образцы письменных букв)

  2. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по изобразительному искусству.

  3. Наборы репродукций картин различных художников в соответствии с тематикой, определенной в программе по предмету изобразительное искусство

Технические средства обучения:

  1. Классная доска

  2. Мультимедийный проектор

  3. Интерактивная доска

  4. Ноутбук

Экранно-звуковые пособия:

  1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

  2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству (по возможности)

  3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству

Оборудование класса:

  1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

  2. Стол учительский

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.







8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; да вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника ми, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России, Якутии.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал