7


  • Учителю
  • Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, с программой по изобразительному искусству «Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская (УМК «Начальная школа 21 века» - Москва: «Вентана-Граф», 2012 год), с кон­цепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируе­мыми результатами начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы образовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.

  2. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват. уч­реждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, - М.: Вентана-Граф, 2012.

  3. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащих­ся общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова. - М.: Вен­тана-Граф, 2012.

  4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. Органайзер для учителя: ме­тодические разработки уроков / Е. А. Ермолинская. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.

  5. Пособие для учителя «Изобразительное искусство. 1 класс. Система уроков по учебнику Л.Г.Савенковой, Е.А. Ермолинской» автор-составитель Л.М.Панченко: Волгоград - Учитель, 2014.

общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является усло­вием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности твор­чески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотруд­ничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кру­гозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окру­жающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). Предмет «Изобразительное искус­ство» в 1 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универ­сальных учебных действий, что представлено далее в табличной форме.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциа­тивно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценност­ного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения рас­тущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, пони­мания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художест­венных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к ху­дожественному творчеству.

Основное содержание учебного предмета

Мир изобразительных (пластических) искусств

Изобразительное искусство - диалог художника и зрителя; особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. Куинджи, Винсента ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору).

Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобра­зительного искусства с музыкой, литературой.

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Госу­дарственной Третьяковской галереей.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные осно­вы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в про­цессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятель­ности. Участие в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Ис­пользование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном ис­кусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные цен­тры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоцио­нальная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений ху­дожественных промыслов.

Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

Результаты изучения учебного материала

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искус­ство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эсте­тической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

  • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для ра­боты в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для со­здания красивых вещей или их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художест­венно-эстетическим содержанием;

  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно- творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации худо­жественного замысла;

  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятель­ности, собственной и одноклассников.


Предметными результатами обучающихся являются:

  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях ис­кусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

  • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

  • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особен­ностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состоя­ниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моде­лирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изо­бразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллю­страция, форма, размер, линия, штрих, пятно;

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-при- кладное искусство) произведений изобразительного искусства;

  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская иг­рушка);

  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь:

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;

  • применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и гра­фическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;

  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • составлять композиции с учетом замысла;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометри­ческие (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);

  • различать теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с на­туры, по памяти и воображению);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выста­вок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям;

  • проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других людей.

Целевая ориентация настоящий рабочей программы

в практике конкретного образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 1-В классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружаю­щий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, харак­терные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковы­ми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного об­раза. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

  1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М.: Детская литература, 1984.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Про­свещение, 2011.

  3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л.: Дет­ская литература, 1973.

  4. Ходушина, Н. П. Ребёнок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, му­зей!-СПб., 1995.

  5. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.


2. Интернет-ресурсы.

  1. Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа :

  2. Педсовет. Живое пространство образования. - Режим доступа :

  3. Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа :

  4. Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : . 1 september.ru

  5. Педагогическое сообщество. - Режим доступа :


3. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

  2. Большая электронная энциклопедия (CD-ROM).

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

  4. Аудиозаписи. Классическая музыка.


  1. Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства:

Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухое. Зо­лотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень)-, Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегуроч­ка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Во­робьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Ил­люстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Вои­ны. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П; Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя ал­лея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстёра. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства:

  1. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех-, С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома-, А. Карпова. Тарелка с травным ор­наментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех-, произведе­ния мастеров Хохломы-, С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех-, Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскино; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Баб­кина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, 3. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зи­мы. Федоскино.

*

  1. Технические средства обучения.

  1. DVD-плеер

    1. Телевизор

    2. Компьютер

    3. Мультимедийный проектор

    4. Интерактивная доска

      1. Учебно-практическое оборудование.

        1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

        2. Шкаф для хранения картин.

      2. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол..

№ урока

дата

Тема,

тип урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Виды деятельности, форма работы

Освоение предметных знаний и умений

Универсальные учебные действия (УУД), личностные результаты

Творческая, исследова­тельская, проектная деятельность учащихся

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (1-3 уроки)

1

Кто такой художник? Освоение техники ра­боты кистью и красками.

Комбиниро­ванный урок.

У, с. 6-11, 34-35; РТ, с. 20-21; О, с. 15-40 (на выбор)

Восприятие произведений искусства. Особенности ху­дожественного творчества: художник и зритель. Изучение окружающего пред­метного мира и мира природы (связь изобразительного ис­кусства с природой). Искус­ство видеть и творить. Кто та­кой художник? Все, что ху­дожник наблюдает и чувству­ет, он рассказывает в своих работах - в картинах, рисун­ках, скульптуре. Установка на эстетическое восприятие окружающего ми­ра, произведений искусств. Эмоционально-образная ха­рактеристика осени как вре­мени года, определение отли­чия осеннего неба от летнего или весеннего; наблюдение

Работа на плос­кости.

Фронтальная бе­седа об основах изобразительного языка живописи, отражении красо­ты, настроения, состояния родной природы в живописи. Коллективная бе­седа:

  • Каким увидели окружающий мир такие же дети, как ты?

  • Расскажи о кар­тине, которая те­бя удивила.

  • Что самое кра­сивое и необыч­ное запоминается,

Изучают окру­жающий пред­метный мир и мир приро­ды, наблюдают за природными явлениями. Различают ха­рактер и эмоци­ональные со­стояния в при­роде и искус­стве, возникаю­щие в резуль­тате воспри­ятия художе­ственного об­раза (связь изобразитель­ного искусства с природой). Создают цве-

Познавательные: общеучебные - восприятие изобрази­тельного искусства как диалога художника и зрителя; понима­ние назначения условных обо- значений и свободное ориенти­рование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тет­ради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполне­ние работы согласно памятке и правилам работы на уроке изобразительного искусства и обращения с художествен­ными материалами; логичес­кие - осуществление поиска не­обходимой информации (из ма­териалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта).

Исследова­ние: поста­раться уви­деть и оха­рактеризо­вать, как многоликий мир искус­ства пред­стает во всей магической силе и пре­лести худо­жественного образа. Исследова­ние: какой видят при­роду худож­ники, поэты? При разгля­дывании

Рису­нок: превра­тить рису­нок в осен­ний

пейзаж, (выпол­нять по

пред­ставле­нию). Дори­совать недо­стаю­щие эле­менты

1

2

3

4

5

6

7

8



за разнообразием их форм и цвета.

С помощью цвета художник передает разное настроение, создает нужный образ, выра­жает свое отношение к миру. Картины П. Клее «Дороги и просёлки», «Однажды воз­никнув во мгле ночи...». Прославление красоты осени поэтами: А. Фет «Воздушный город», К. Бальмонт «Осень», 3. Федоровская «Осень». Понятие: «пейзаж». Красками, фломастерами или каранда­шами превращаем рисунок в осенний пейзаж. Репродукции работ художни­ков: П. Пикассо «Хлеб и фрук­ты на столе», Дж. Моранди «Натюрморт».

Художник умеет слушать мир - шум леса, звуки капели, жуж­жание пчел, журчание ручья, пение птиц. Репродукции ра­бот художников: К. Моне «Стог сена в Живерни», В. Кандин­ский «Зимний пейзаж». Совет мудрого художника. Рабочее место ученика на уро­ках изобразительного искус­ства.

когда ты наблюда­ешь за природой? Устное описание своего отношения к поэтический, живописным про­изведениям ис­кусства.

Ориентирование в учебнике по за­даниям учителя. Ознакомление с условными зна­ками.

Рассматривание пейзажей, иллю­страций, их сло­весное описание. Участие в беседах о красоте пейзажа в природе и ис­кусстве; об ото­бражении времён года в пейзажной живописи, в му­зыке и поэзии. Чтение стихотво­рений А. Плеще­ева «Скучная кар­тина», А. Пушки­на «Уж небо осе­нью дышало...».

товые компо­зиции на пере­дачу характера светоносных стихий в при­роде.

Овладевают приёмами ра­боты красками и кистью, Овладевают понятиями: «изобразительное искусство», «красота». Знакомятся с произведени­ями живописи, литературы. Выбирают ху­дожественные материалы для создания своего замысла. Владеют тех­никой рисова­ния красками, правилами ра­боты и обра­щения с худо­жественными материалами.

Регулятивные: контролиро­вать свои действия по точному и оперативному ориентирова­нию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно вос­принимать информацию учите­ля или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм дейст­вий по организации Своего ра­бочего места с установкой на функциональность, удобст­во, рациональность и безопас­ность в размещении и приме­нении необходимых на уроке принадлежностей и материа­лов.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных ра­ботах (умение договариваться, распределять работу, планиро­вать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятель­ность и ее общий результат, согласовывать усилия по реше­нию учебной задачи, учитывать позиции своих

понравив­шейся ре­продукции ощутить кра­соту и ду­ховную зна­чимость произведе­ния, расска­зать о своих художест­венных впе­чатлениях и умении ав­тора вопло­тить замысел в своем творчестве. Исследова­ние: цвето­вые компо­зиции на пе­редачу ха­рактера све­тоносных стихий в природе (цветущего луга). Проект: «Какую кра­соту родной

компо­зиции (ис­пользо­вать краски, флома­стер или ка­ранда­ши). РТ, с. 21




Художественные материалы и приемы работы с ними. Правила работы на уроке. Учебник «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, Рабочая тетрадь по изобрази- тельному искусству. Использование в индивиду­альной и коллективной дея­тельности различных художе­ственных техник и материа­лов: акварель

Планирование и организация своего рабочего места (индивиду­альная).

Разъяснение пра­вил работы и об­ращения с худо­жественными материалами (фронтальная)

Самостоятель­но организо­вывают свое рабочее место; ориентируют­ся в учебнике и рабочей тет­ради

партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли; взаимодействовать с учителем; слушать собесед­ника, строить понятные для со­беседника высказывания; дого­вариваться и приходить к общему мнению. Личностные: овладевают способностью к творческому развитию; эмоционально-цен­ностно относятся к природе и искусству; проявляют инте­рес к предмету

земли мы увидели, ша­гая за сол­нышком осенью?» Творческая работа «Ка­кого цвета природа осенью?» (выбор худо­жественного материала)


2

Чем и как

рисовали

люди.

Комбиниро­ванный урок.

У, с. 12, 20-23; О, с. 41-55 (на выбор)

Восприятие произведений искусства. Образная сущ­ность искусства. Опыт художественно-твор­ческой деятельности. Формирование представлений о происхождении искусства. Как появилось изобразитель­ное искусство? Наскальные рисунки: Охотники. Спящий бизон. Бизон.

Настроение и музыка в карти­нах. К. Бритов «В мае. Зазеле­нело» (фрагмент), М. Авети­сян «Джаджур», А. Гераси­мов «После дождя», Р. Фальк «Бухта в Балаклаве», К. Моне «Стог сена»

Работа на плос­кости.

Фронтальная бе­седа, обмен мне­ниями при рас­сматриваний иллюстраций. Составление рас­сказа «Чем и как рисовали люди»(индивидуальная). Описание звуков, которые живут в картинах, фото­графиях. Нахож­дение в книгах и журналах фото­графий разных состояний

Представляют, откуда и когда появилось ис­кусство; Изучают при­родные объек­ты (камни, ли­стья, ракушки, кору деревьев и др.).

Используют в работе тони­рованную бу­магу; работа­ют, подражая неведомому художнику. Выбирают ма­териал и инструменты

Познавательные: общеучебные- восприятие изобрази­тельного искусства; осознанное и произвольное построение ре­чевого высказывания в устной форме; понимание назначения условных обозначений и сво­бодное ориентирование в них; форматирование ответов на волосы учителя; осуществ­ление поиска информации в учебной литературе, книгах, журналах; логические - осуще­ствление анализа рисунков, ил­люстраций.

Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение;

Исследова­ние «Чем и как рисо­вали люди?». Творческая работа: при разгля­дывании произведе­ния расска­зать о своих художест­венных впе­чатлениях и умении ав­тора вопло­тить замысел в творчестве.

Проект «Фото­графии разных состоя­ний приро­ды»





природы. Ориентирование в учебнике по за­даниям учителя

для изображе­ния

адекватно вос­принимать информацию.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, строить понятные высказывания. Личностные: эмоционально-ценностно относятся к искус­ству

Проектная деятель­ность: фото разных со­стояний природы


3

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков.

Комбиниро­ванный урок.

У, с. 13-17,

24-29,

словарь,

с. 118;

РТ, с. 19,32,

58;

О, с. 56-79 (на выбор)

Виды художественной дея­тельности. Восприятие про­изведений искусства. Образ­ная сущность искусства. Опыт художественно-твор­ческой деятельности. Азбука искусства. Цвет. Раз­витие умения наблюдать за изменениями в природе; фор­мирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окру­жающей действительности. Чем работает художник? Материалы, инструменты ху­дожника (краски, карандаши, тушь, фломастеры, кисти). Палитра художника, на кото­рой смешивают краски, чтобы получать новые красивые цвета.

Правила работы и обращения с художественными материа­лами. Гуашь. Кисть в руке ху­дожника. «Семья» кисточек. Техника работы с кисточкой. Времена года. Краски осени.

Работа на плос­кости.

Фронтальная ра­бота: обсужде­ние композиции, цвета, рисунка. Индивидуальная работа: речевые высказывания, рассуждения в форме простых связных сужде­ний об объекте, его строении, свойствах; фор­мулировка выво­дов и обобщений; аргументирован­ное доказательст­во своей точки зрения; заполне­ние карточек - «сборка» призна­ков композиции под впечатлением наблюдений при­роды; рисование

Развивают способность наблюдать и замечать раз­нообразие цве­та и формы в природе. Передают в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действитель­ности.

Изображают по памяти и представле­нию.

Определяют специфику изобразитель­ного искусст­ва, вырази­тельные возможности

Познавательные: общеучеб­ные - осознанное и произволь­ное построение речевого вы­сказывания в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобрази­тельного искусства; самостоя­тельное решение учебно-худо­жественной задачи при переда­че образа формы и цвета объ­екта; логические - осуществле­ние качественной характерис­тики объекта (репродукций), замены терминов (понятий) их определениями; анализ призна­ков объекта; выявление специ­фики, средств выразительности в произведениях искусства; по­становка и решение проблем - сочинение красками сказки, рисование картины- фантазии. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с за­даниями, при организации ра­бочего места, при составлении

Художест- венно-твор- ческая ра­бота: сочи­нение сказки (стихотворе­ния, песен­ки, рассказа) красками; рисование гуашью картины-фантазии: длин­ношеий жи­раф, малень­кая Дюймо­вочка; фио­летовый го­род, сказоч­ные горы, волшебная страна под радугой, бы­стрые реки и корабли.

Зада­ние: приду­май свой цвет, кото­рый живет в вол­шебной форме. Как его зовут? РТ, с. 32. Рису­нок «Вол­шебные камни». Рисо­вание и рас­краши­вание.



Ф. Васильев «Болото в лесу», А. Бух «Осень» (фрагменты). Роль цвета в передаче разного настроения, создании нужного образа, выражении своего от­ношения к миру. П. Клее «До­роги и просёлки», П. Клее «Однажды возникнув во мгле ночи...».

Представление о роли изобра­зительных искусств в органи­зации материального окруже­ния человека в его повседнев­ной жизни.

Фантазия. Рассматривание волшебных камней. Эти кра­сивые причудливые узоры похожи на сказочные дворцы, сады, подводное царство. - А что эти узоры напоминают тебе? Рисование и раскраши­вание волшебных камней во дворце Морского царя

кистью (гуашь, акварель - по вы­бору); загадывание и отгадыва­ние загадок, чтение пословиц, поговорок о при­роде.

Чтение и слуша­ние стихотвор­ных строк Ф. Тютчева. индивидуальная работа в творче­ских тетрадях; создание своих цветов и оттен­ков, придумай узор для камней. Сочинение крас­ками сказки. Создание гуашью картины-фан- тазии

языка искус­ства.

Различают ос­новные и со­ставные, теп­лые и холод­ные цвета. Наблюдают за изменения­ми в природе, передают в цвете впе­чатление. Овладевают техникой ра­боты с кисточ­кой, палитрой

композиции, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность вы­полнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результа­тов требованиям учебной зада­чи и признакам жанра; допол­нять, уточнять высказанные мнения по существу постав­ленного вопроса (задания). Коммуникативные: уметь сотрудничать в художествен­ных работах; полно и точно вы­ражать свои мысли о впечатле­ниях по результатам наблюде­ний, об отношении к рассмат­риваемым репродукциям. Личностные: стремятся к са­моконтролю процесса выпол­нения творческого задания; эмоционально-ценностно отно­сятся к природе и искусству

Исследова­ние: созда­ние своих цветов и от­тенков. Творческое задание: волшебные камни живут во дворце Морского царя. Рас­крась их так, чтобы все поняли, что эти камни волшебные

РТ, с. 58

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1-й урок)

4

Взаимосвязь изобрази­тельного искусства с природой, жизнью

Виды художественной дея­тельности. Образная сущ­ность искусства. Восприятие произведений искусства. Значимые темы искусства. О чем говорит

Коллективная иг­ра на основе об­мена мнениями о произведениях живописи, беседа о природе

Имеют пред­ставления об изобрази­тельном ис­кусстве и его связи

Познавательные: общеучеб­ные - восприятие изобрази­тельного искусства как диалога художника и зрителя; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в уст-

Исследова­ние: изобра­зи цветом, как грозовая туча ползет по небу

Рису­нок: изобра­зить цветом, как грозовая туча



и другими видами ис­кусств.

Комбиниро­ванный урок.

У, с. 18-19, 30-33; РТ, с. 30-31

искусство? Искусство дарит людям красоту.

Музеи. Государственная Третьяковская галерея в Мо­скве. Государственный Эрми­таж в Санкт-Петербурге. Художник рисует то, что ему больше всего нравится: при­роду, вещи, людей, животных. Изучение окружающего пред­метного мира и мира природы (связь изобразительного ис­кусства с природой). А. Сав­расов «Зима», Э. Дега «Тан­цовщицы», Ф. Малявин «Вихрь».

Эмоционально-образная ха­рактеристика осеннего неба, определение отличия облаков от туч (туча - это облако с дождем).

Разнообразие форм и цвета облаков, особенности их дви­жения по небу. Представление о пространст­ве: ближе - дальше. Какого цвета бывают тучи? Какие краски понадобятся, чтобы, их нарисовать? Эмоционально-эстетическое восприятие природы. А. Фет «Воздушный город»

(по впечатлениям от прогулок в ле­су или парке; по­сле посещения музея, выставки, просмотра ви­деоматериалов), отгадывание загадок.

Индивидуальный рассказ, сочине­ние загадок (в па­ре) и рисование к ним отгадок. Индивидуальное выполнение зада­ний в тетради - рисование грозо­вой тучи. Самостоятельный поиск информа­ции, подтвержда­ющий характери­стику осеннего неба.

Составление уст­ного описания и рассказывание о личных впечат­лениях, о явлени­ях в природе (солнце, дождь, гроза)

с действитель­ностью; выска­зывают свои представления и объясняют их. Создают цве­товые компо­зиции

на передачу характера све­тоносных сти­хий в природе (грозы, огня, дождя, север­ного сияния, радуга, цвету­щего луга). Применяют основные средства ху­дожественной выразительно­сти в рисунке (по воображе­нию).

Изображают форму, про­странственное расположение, пропорции, цвет

ной форме;1 формулирование ответов на вопросы учителя; логические - выявление специ­фики, средств выразительности в произведениях искусства; осуществление анализа образа грозовой тучи; постановка и решение проблем - поиск от­ветов на вопросы и нахождение путей решения проблемной за­дачи «Как изобразить цветом грозовую тучу, которая ползет по небу и хочет закрыть сол­нышко?».

Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение при оценке произведений ис­кусства.

Личностные: проявляют ин­терес и желание творить, фан­тазировать; стремятся к само­контролю процесса выполне­ния творческого задания по созданию рисунка (как гро­зовая туча ползет по небу и хо­чет закрыть солнышко); выра­жают эмоционально-ценност­ное отношение к произведени­ям художественного искусства и природе

и хочет за­крыть сол­нышко. Творческая работа: уст­ное описа­ние и рас­сказывание о личных впечатлени­ях, о явлени­ях в природе (солнце, дождь, гроза)

ползет по небу и хочет закрыть сол­нышко. РТ, с. 31


5

Художник- живописец. Первые представле­ния о компо­зиции.

Комбиниро­ванный урок.

У, с. 36-37, словарь, с. 117; РТ, с. 33-35; О, с. 79-94 (на выбор)

Восприятие произведений искусства. Виды художест­венной деятельности: рису­нок, живопись.

Азбука искусства. Компози­ция. Опыт художественно- творческой деятельности.

Отображение в живописи на­строения, чувств автора. Развитие способности наблю­дать за изменениями в приро­де, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А. В. Лентулов, В. В. Кандинский, И. И. Леви­тан, Н. К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н. П. Крымов. Освоение жизненного про­странства человека и живот­ного. Понятие «иллюстрация». На иллюстрациях художник изображает то, о чем говорит­ся в книге. Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Представление о богатстве и разнообразии художествен­ной культуры России и мира. Эмоционально-эстетическое восприятие произведений

Работа на плос­кости.

Вступительная беседа о том, как располагать изо­бражение на лис­те бумаги. Фронтальное об­суждение разных технических приёмов при ра­боте с красками и кистью (пятно, мазок, цветная линия). Наблюдение за миром под во­дой: заниматель­ной, малоизвест­ной и удивитель­ной жизнью раз­нообразных оби­тателей подвод­ного царства. Создание разно­образных форм на основе едино­го модуля. Индивидуальные задания: «посели»

Воспринимают и эмоциональ- но оценивают образную ха­рактеристику произведений художника. Различают средства ху­дожественной выразительно­сти.

Высказывает своё эстетиче­ское отноше­ние к работе.

Наблюдают,

воспринимают и эмоциональ­но оценивают картину. Наблюдают за животными и изображают их. Имеют пред­ставление о том, что у каждого жи­вого существа

Познавательные: обще­учебные - осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания в устной форме; осуществление поиска необхо­димой информации для выпол­нения учебных заданий с ис­пользованием художественно- поэтических произведений, ху­дожественных альбомов; опи­сание картины, иллюстрации; логические - владение основа­ми смыслового чтения художе­ственных и познавательных текстов и выделение сущест­венней информации; осущест­вление анализу и сравнения произведений искусства; уме­ние строить рассуждения в форме простых суждений об объекте; постановка и решение проблем - формулирование проблемы (рисование иллюст­рации к сказке по представле­нию), самостоятельное созда­ние способов ее решения; экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цвет­ная линия.

Творческое задание: рас­сказ о по­нравившейся картине. Иллюстра­ция к люби­мой сказке. Исследова­ние «Как с помощью красочного пятна, маз­ков, цветных линий ху­дожники создают ска­зочную кар­тину?». Творческое задание: разгляди и нарисуй в синем пят­не движение воды. «За­полни» ак­вариум цвет­ными

травинками.

Рису­нок: «посе­лить» в аква­риум черепа­ху

и рыб разной формы. РТ, с. 35



художников Б. Зворыкина, В. Васнецова. Композиция. В. Милашевский. Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»; создавая картину, художник использует всю поверхность листа: размещает объекты (людей, животных, предметы) так, чтобы им не было тесно или слишком свободно. Взаимосвязь изобразительно­го искусства с литературой. Чудеса в народной и литера­турной сказке. Опыт художе­ственно-творческой деятель­ности в рисовании с натуры, по памяти и представлению героев народных и литератур­ных сказок (сказки А. С. Пуш­кина).

Подводный мир

в аквариум боль­шую черепаху и рыб разной формы и окраски; создай иллюстра­цию к любимой сказке А. С. Пуш­кина.

Создание образов знакомых и лю­бимых персона­жей с передачей в их облике ха­рактерных осо­бенностей, своего Отношения

своё жизнен­ное простран­ство, умеют передавать его в рисунке. Имеют пред­ставление о набросках и зарисовках. Используют в работе яркие контрастные цвета и необыч­ные цветовые сочетания. Самостоятель­но выполняют композицию иллюстрации, выделяют главное в ри­сунке; узнают отдельные произведения выдающихся художников- иллюстраторов

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали­зации; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необ­ходимые коррективы в дейст­вие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой форме. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение; вы­слушивать мнения своих това­рищей; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; стро­ить монологические высказы­вания.

Личностные: сохраняют уве­ренность в своих силах, спо­собность к творческой деятель­ности; выполняют основные нормы морали

Исследова­ние «Как с помощью красочного пятна, маз­ков, цветных линий ху­дожники создают кар­тину под­водного цар­ства?»


6

Художник- график. Знакомство с разными художест­венными

Виды художественной дея­тельности. Восприятие про­изведений искусства. Виды художественной деятельно­сти: рисунок, живопись.

Работа на плос­кости.

Чтение учителем текста в учебнике с установкой на выделение

Передают с помощью линии и цвета нужный объ­ект.

Познавательные: обще­учебные - осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания в устной форме; понимание назначения услов­ных обозначений и свободное

Творческое задание: нарисуй первую бук­ву своего имени,

Выпол­нение рисун­ка

акварелью.



материалами (гуашью, пастелью, тушью, ка­рандашом).

Комбиниро­ванный урок.

У, с. 38-41,

24-25,

словарь,

с. 116;

РТ, с. 10-11,

44;

О, с. 217-228 (на выбор)

Рисунок. Линия - основа язы­ка рисунка. Многообразие ли­ний.

Азбука искусства. Форма.

Развитие представлений об основных направлениях: вер­тикально, горизонтально, на­клонно. Передача в рисунке своих наблюдений. Передача настроения в творческой ра­боте с помощью цвета, компо­зиции, объема.

Примерная тема композиций: «Заглавная буква». Выбор и применение вырази­тельных средств для реализа­ции собственного замысла в рисунке

в нем заданного смыслового ком­понента (главного в соответствии с учебной зада­чей).

Фронтальная ра­бота: рассказы­вание о личных впечатлениях при рассматривании рисунков в учеб­нике.

Индивидуальное выполнение твор­ческой деятель­ности: рисование первой буквы своего имени, ук­рашение ее. Рисование вол­шебной паутины, которую сплел паук

Представляют и передают в рисунке на­правления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещают на рисунке предметы в разных по­ложениях. Работают по наблюдению (выполняют упражнения на проведение различных ли­ний графиче­скими матери­алами).

В ходе рисова­ния передают ощущение ра­дости жизни, используя со­четания цвета

ориентирование в них; умение пользоваться знаками, симво­лами, приведенными в учебни­ке, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правил работы - на уроке ИЗО и обращения с художественными материа­лами; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов решения проблемы (волшебный паучок, который сплел паутину; первая буква имени).

Регулятивные: осознавать ответственность за выполнение практической работы; прини­мать учебную задачу; адекват­но воспринимать мнение учи­теля или товарища, содержа­щее оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. Коммуникативные: ак­тивно вступать в коллективное учебное сотрудничество

укрась ее, - буква долж­на отражать твой харак­тер; нарисуй волшебную паутину, ко­торую сплел паучок

Рисо­вание первой буквы своего имени и рас­краши­вание ее. РТ, с. 11

Развитие фантазии и воображения (1-й урок)

7

Фломастеры. Придумыва­ем, сочиня­ем, творим.

Азбука искусства. Форма.

Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах,

Работа на плос­кости.

Рассматривание калейдоскопов.

Импровизи­руют на темы контраста и нюанса

Познавательные: обще­учебные - извлечение необхо­димой информации из текста; логические - осуществление

Исследова­ние: на осно­ве стихотво­рения

Рису­нок: узор

для




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал