- Учителю
- Классный час методическая разработкаКолокола России
Классный час методическая разработкаКолокола России
КОЛОКОЛА РОССИИ
(Классный час)
1.Что значит для русского народа колокольный звон?
Сегодня мы познакомимся с интересной стороной творчества русского народа - колокольными звонами и колоколами.
Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой - беда на Руси нагрянула.
О загадочной русской душе и русском национальном характере много написано трудов. Что полюбится русскому народу, то становится значимым, дорогим и с тем он уже не расстаётся. Широка душа русская, многое принимает, приспосабливает, развивает, включает в свою национальную культуру. Так пришли на Русь и самовар и матрёшка , и гжельская роспись. Любит учиться русский народ, многое заимствует, однако не всё. Принимается обычно в России только то, что не противоречит духовным- православным- традициям, потому что давно привык народ проверять свою жизнь по православию, по Евангелию.
А если какой-то предмет или явление наполняется православ-ным содержанием, помогает помнить и славить Бога, способствует молитве, то это уж приобретает особую ценность.
К таким ценностям относятся колокола, колокольни, колоколь-чики, бубенцы.
Когда же и где родился первый колокол? Как пришли на Русь колокола?
Древние предки колокола - колокольчик и бубенец - были обнаружены у многих народов: китайцев, египтян, этрусков, скифов.
2. Как появились на свет колокола?
Чтец. По преданию, ещё в lV веке один монах заболел, пошёл в лес за целебными травами, устал да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музы-ку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кам-пана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом,- кампанелла, что по- русски и означает «колокольчик».
Чтец. В лунном сиянии снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
«Динь-динь-динь, динь-динь-динь»,
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
Много инее говорит.
Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни: звал в храм на службу, предупреждал о пожарах и войнах, сообщал о торжественных общенародных сообщал о торжествен-ных общенародных событиях, например, о венчании государя на царство.
Чтец. Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
И скольких нет теперь в живых
Тогда весёлых, молодых!
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он.
3. О чём поют колокола?
Церковные звоны в России стали народным искусством. Каждая колокольня с колоколами представляет собой неповторимый музыкальный инструмент, а звонарь - вокальный исполнитель.
Немало на русской земле вертуозов- звонарей, владеющих вдохновенным искусством колокольного звона, они передают свои исполнительские навыки и умения другим музыкантам, а те добавляют своё вдохновение, свои музыкальные открытия и опыт и, в свою очередь, стараются передать новым ученикам, полюбившим это удивительное, сложное, но очень важное искусство.
Русские звонари никогда не настраивали колокола по классичес-кому звукоряду, но подбирали их по собственному опыту и вкусу. Особенно любимы в народе большие колокола, они сами и их звон производят сильное впечатление. О колоколах сложилось много легенд, сохранились наблюдения, что колокольный звон способствует выздоровлению, заживлению ран. И научные подтверждения по этому поводу народ не интересуют, поскольку веками проверено, что целительней и полезней для человека внутренней душевной гармонии, состояния любви, всепрощения, вознесения мыслей от обыденных проблем к своему главному идеалу - Христу, а к этому и призывает колокольный звон.
В главные двунадесятые праздники звонят благовест в самый большой колокол: он звонит торжественно, празднично, долго, до сотни и даже более ударов и разносится далеко- далеко вокруг. Раскачивая огромный, жёлтый язык самого большого колокола, звонарь(иногда несколько звонарей) бьёт поочерёдно то в один, то в другой край колокола. В менее значимые праздники звонят благовест в меньший по величине колокол и бьют в один край.
По будням благовест звонят в средний по величине колокол.
…Твой черёд настал,
Молодой звонарь,
Пробуди простор,
Посильней ударь.
- Господи, помилуй.-
С музыкой такой
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе, Русь Святая, петь?
Здесь автор символически говорит о колокольном звоне как главной песне Святой Руси, а о звонаре - как традиционном пробудителе народа, его совести, силе к духовному возрождению.
На Руси очень любили колокола и колокольчики. Церковные колокола звонили по своему, церковному «по порядку», и этот порядок, как и строгий порядок вообще в Православной Церкви, был особенно дорог и свято оберегался от нарушений.
Русский человек нашёл способ не расставаться с любимыми колокольчиками: он приспособил их под дугой упряжки лошадей, и звон колокольчиков постоянно сопровождал долгую езду по многочисленным дорогам среди просторов земли русской. Для этой цели использовались и бубенцы - бронзовые или серебряные шары с металлическими шариками внутри и отверстиями для выхода звука.
Чтец. Ехали на тройке с бубенцами,
А в дали мелькали огоньки,
Эх, когда бы мне теперь за вами
Душу бы развеять от тоски…
4.Какие бывают колокола?
Ведущий. А ещё на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей оважных событиях. В народе по-особому, с любовью относились к колоколам.
О колоколах слагали песни, писали стихи. Колокольный звон был и мерою земной, временной жизни, и зовом в вечность. Раздаваясь с высоких колоколен, он соединял небесное и земное, личную судьбу и общую человеческую жизнь, располагал к размышлению, молитве. О них создано много легенд и сказаний.
Процесс производства больших колоколов считается секретным, но в старину на каждой крупной российской дороге имелось селение, в котором отливались маленькие колокольчики.
Самыми знаменитыми были колокольчики, которые делали в городе Валдае. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А.С.Пушкин.
Чтец. Вот мчится тройка почтовая,
По Волге - матушке зимой,
И колокольчик - дар Валдая-
Звенит уныло под дугой.
Создание колокольчиков в г.Валдае было окружено секретами старых мастеров. А об их происхождении существует интересная легенда.
Чтец. В 1478году по приказу московского князя Ивана lll в Новгороде сняли вечный колокол и хотели перевезти его в Москву. Но, по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор, сани с колоколов резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них мелкие валдайские колокольчики. Вот такая красивая легенда.
У этих колокольчиков было своё назначение: они не позволяли ямщику задремать во время пути.
Чтец. Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
Для колоколов стали строить специальные помещения- звонницы.
Звонницы представляли собой деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, которые имели различное по высоте и силе звучание.
Позже люди начали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, а поэтому звон с них был особенно хорошо слышен.
По величию, разнообразию, количеству и красоте колоколов и колоколен, музыкальности колокольного звона Россия не знала себе равных. Колокола стали своеобразным символом русского народа, русской культуры и часто используются как символ призыва к духовному возрождению.
Чтец. В безмолвии, под ризою ночной,
Москва ждала; и час святой настал:
И мощный звон промчался над землёй,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества;
И, слыша глас, её душе знакомый,
Подвиглася великая Москва.
Самая известная колокольня в России находится на территории московского Кремля. Называется она колокольня Ивана Великого.
Её высота с крестом 83метра 66сантиметров.
И самый большой в мире колокол тоже находится в Кремле у подножия колокольни Ивана Великого.
Чтец. Опять звучат колокола…
Они кричат по дальним весям,
Больнее самых чутких песен
Их нет надрывней, нет чудесней!
Опять кричат колокола.
Не просят почестей, наград-
Они звучат для нас и ныне
Что б сердца маленький набат
Услышался во всей долине.
Его так и называют Царь - колокол. Весит он 200тонн. Высота его-6метров14сантиметров.
Голландский путешественник , посетивший Москву в1675году, писал, что раскачивают его 50 человек и от его звона дрожит и трясётся земля. Висел он на особых деревянных подмостках около колокольни Ивана Великого. Во время пожара в 1701году колокол упал, был повреждён. И теперь Царь-колокол находится в Кремле как памятник колокольного искусства.
Есть и другие исторические колокола России, одни из них погибли в результате богоборческой войны ХХ века, другие живут и поныне. Вообще у каждого колокола своя интересная судьба, обо всех сохраняется народная память: некоторые из них известны во всём мире, другие представляют большую ценность для какой-то местности, а третьи остались только в легендах.
В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого, потому что с её высоты днём и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки вёрст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. При какой - либо угрозе дозорные били в большой колокол.
Колокола были разных размеров, видов, имели разные названия, голоса и даже «репертуар». Для русских людей настолько привычно и необходимо было участие в их жизни колокола, что они хорошо понимали его язык и настроение.
Например, сторожевые, всполошные, или набатные, колокола звонили во время нашествия врагов, предупреждали о начавшемся пожаре,мятеже или другой опасности.
Колоколам, как и людям, давали имена: Царские(жертвенные царскими особами храмам и монастырям), Ссыльные (сосланные царями за какую - либо «провинность»),Карнаухие (с отрублен-ными ушами), Лыковые (разбитые и связанные лыком). Были даже
Пленные (значит , немец), Татарин, Голландец. Имя Голодарь получили колокола, которые благовестили Великий пост.
А Владимир Высоцкий в своём стихотворении говорит о колоколе как о живом человеке:
Чтец…. В синем небе колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол,
То ль возрадовался, толи осерчал.
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще господь замечал.
Обычно колокола отливают из так называемой колокольной меди, или бронзы, но на Руси были колокола серебряные, позолоченные и даже глиняные.
Так, неизвестно кем и когда слепленные глиняные колокола использовались в Соловецком монастыре.
На Руси, признав пользу от колоколов и освоив новый способ звона, стали быстро развивать колокольное дело. На колокольнях и звонницах устраивались целые ансамбли колоколов. Появились прекрасные мастера и подлинные шедевры колокололитейного искусства. Иностранные гости утверждали ,что Россия удерживает первенство среди всех стран мира по колоколам, в одной Москве во второй половине ХlХ века их было 1700.
К 1917 году в России звонило более 1миллиона колоколов. Колокольные звоны были символом духовного государственного единства России. В начале ХХ века в России работало до 20 колокольных заводов.
Красота звука колокола зависит от сплава, от формы и толщины его стенок.
И в наше время любовь к колоколам и колокольным звонам не угасла. И в нынешнее время рождаются колокола, новые, вымоленные многочисленными православными верующими России.
Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки. Чаще всего они проводятся в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: В Суздале, Ростове, которые известны своими чудесными колоколами.
5. Итог.
На нашем классном часе вы познакомились с колоколами, услышали голоса колоколов. А ещё я хочу чтобы вы узнали о их родственниках и их значении.
Их родственники- оркестровые колокола,
Оркестровые колокольчики,
Куранты.
«Значение» .
На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России- красотой голоса привлекает добро.
В Европе колокола -поют, а в России- говорят, звенят.
Основные средства выразительности колокольного звона - ритм и тембр.
Если соединить получившиеся слова- образуется такое предложение- «Колокольные голоса России (звенят) говорят
Добром, чаруя своим ритмом и тембром».
Чтец. Это что за звон льётся на заре?
Колокольчик бьёт поклон
Матери- земле…
Время движется вперёд,
Птицею летит,
Но, как прежде, вдоль дорог
Синий луг звенит.
И не даром говорят,
Что за чудеса?
Колокольцами звенят
Наши голоса.