7


  • Учителю
  • Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика (1 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика (1 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8» Советского района г. Казани



Согласовано

Методическим объединением



Протокол № _1__

«_29_» _августа_2016г.

Согласовано

Ответственный за организацию



по УВР / Буткина И.Ю.



Утверждаю



Директор______М.В. Пичугина

Приказ № _210_

«_1 _» __сентября___2016г.





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Занимательная математика»

для 1 класса



Валиахметова Диляра Ильдаровна

Ф.И.О. учителя

учитель начальных классов































г. Казань 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более ycпешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть внеурочная деятельность «Царица наук», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Царица наук» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.



Общая характеристика



«Царица наук» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу- это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

Внеурочная деятельность «Царица наук» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся , которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др.: Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.



Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.



Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • -развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубикам «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга: и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений) работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

«Математика и Конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуаций. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вниз»,»вверх» Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по oбразцу , по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения - работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник». «Строитель» и др. из электронного учебного пособия: «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др. указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции .

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.





Календарно-тематическое планирование



п/ п

Тема занятия

Тип занятия

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дата

1

Математика - это интересно

Рефлексия

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

Текущий

1 учебная неделя

(сентябрь)

2

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Рефлексия

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Текущий

2 учебная неделя

(сентябрь)

3

Путешествие точки.

Рефлексия

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

Текущий

3 учебная неделя

(сентябрь)

4

Игры с кубиками.

Рефлексия

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Текущий

4 учебная неделя

(сентябрь)



5

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Рефлексия

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Текущий

5 учебная неделя

(сентябрь/октябрь)

6

Волшебная линейка

Рефлексия

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Текущий

6 учебная неделя

(октябрь)



7

Праздник числа 10

Рефлексия

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

Текущий

7 учебная неделя

(октябрь)





8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Рефлексия

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Текущий

8 учебная неделя

(октябрь)



9

Игра-

соревнование «Веселый счёт»

Рефлексия

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Текущий

9 учебная неделя

(ноябрь)



10

Игры с кубиками.

Рефлексия

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

Текущий

10 учебная неделя

(ноябрь)



11-12

ЛЕГО-

конструкторы.

Рефлексия

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

Текущий

11-12 учебная неделя

(ноябрь/декабрь)



13

Весёлая геометрия

Рефлексия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Текущий

13 учебная неделя

(декабрь)



14

Математические игры

Рефлексия

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

Текущий

14 учебная неделя

(декабрь)



15-16

«Спичечный» конструктор

Рефлексия

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Текущий

15-16 учебная неделя

(декабрь/январь)



17

Задачи-смекалки.

Рефлексия

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

Текущий

17 учебная неделя

(январь)





18

Прятки с фигурами

Рефлексия

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6</</font>

Текущий

18 учебная неделя

(январь)



19

Математические игры

Рефлексия

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

Текущий

19 учебная неделя

(январь)



20

Числовые головоломки

Рефлексия

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Текущий

20 учебная неделя

(январь/февраль)



21-22

Математическая карусель.

Рефлексия

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

Текущий

21-22 учебная неделя

(февраль)



23

Уголки

Рефлексия

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Текущий

23 учебная неделя

(февраль/март)



24

Игра в магазин. Монеты.

Рефлексия

Сложение и вычитание в пределах 20.

Текущий

24 учебная неделя

(март)



25

Конструирование фигур из деталей танграма

Рефлексия

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Текущий

25 учебная неделя

(март)



26

Игры с кубиками.

Рефлексия

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго - числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Текущий

26 учебная неделя

(апрель)



27

Математическое путешествие.

Рефлексия

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй - прибавляет 2, третий -вычитает 3, а четвертый - прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 - 3 = 7 7 + 2 = 9 9 - 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 - 3 = 8 и т.д.

Текущий

27 учебная неделя

(апрель)



28

Математические игры

Рефлексия

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Текущий

28 учебная неделя

(апрель)



29

Секреты задач

Рефлексия

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Текущий

29 учебная неделя

(апрель)

30

Математическая карусель.

Рефлексия

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

Текущий

30 учебная неделя

(май)



31

Числовые головоломки

Рефлексия

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Текущий

31 учебная неделя

(май)



32

Математические игры

Рефлексия

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

Текущий

32 учебная неделя

(май)



33

Выявление уровня развития познавательных способностей

Рефлексия

Тестовые задания, логические игры.

Текущий

33 учебная неделя

(май)







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал